Урок алгебры и начала анализа. 10 класс. Однородные тригонометрические уравнения второй степени.
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Однородные тригонометрические уравнения второй степени. | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок алгебры и начала анализа. 10 класс.
(УМК А.Г. Мордковича и др. «Алгебра и начала анализа» 10-11 класс
М. «Мнемозина»,2013 года)
Тип урока: ОНЗ.
Тема урока: Однородные тригонометрические уравнения второй степени.
Учитель: Александра Вячеславовна Евдокимова, I квалификационной категории, МОУ СОШ №43 им. А.С.Пушкина, города Ярославля.
Цели:
- ввести определение однородного тригонометрического уравнения второй степени; вывести алгоритм решения однородного тригонометрического уравнения второй степени.
- повторить и закрепить навык решения простейших тригонометрических уравнений; тренировать вычислительные навыки.
- развивать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, аналогия.
Демонстрационный материал:
Раздаточный материал:
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности
1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности(«надо»).
2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»)
3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность(«хочу»)
- Чем занимались на прошлом уроке? (Решали простейшие тригонометрические уравнения; уравнения методом замены, разложением на множители, однородные уравнения первой степени.)
- Всё получалось? (Нет, но мы повторяли алгоритм решения таких уравнений, исправляли ошибки.)
- Какое предположение вы сделали в конце прошлого урока? (Что существуют более сложные виды тригонометрических уравнений и мы их сможем решить.)
- С чего начнём? (Повторим алгоритмы решения известных нам уравнений.)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.
2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.
3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны).
4) Организовать обобщение актуализированных способов действий.
5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
6) Мотивировать к пробному действию («надо» - «могу» - «хочу»).
7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.
8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.
-Решите уравнения:
Sin x =0 sin x = 1
Cos x =0 cos x = 1
tg x = 0 tg x = 1
ctg x = 0 sin x = - 1
Среди предложенных уравнений укажите:
1. 2 tg2 t – 5tg t +2 = 0
2. 2sin x – 3 cos x = 0 1) уравнения, которые решаются
3. (sin x - ) (sin x + 1) = 0 методом замены; (1)
4. sin 2x + cos 2x = 0 2) уравнения, которые решаются
5. sin2 x – 3 sinхcos x + 2 cos2 x = 0 методом разложения на
множители (3)
6. sin x + cos x = 2 3) однородные тригонометрические
уравнения 1 степени (2,4)
- Сформулируйте алгоритм решения однородных тригонометрических уравнений первой степени.
Учащиеся формулируют алгоритм. Алгоритм пошагово появляется на доске.
Оформление доски:
- Найдите среди предложенных уравнений, то которое будет пробным.
( №5)
- Рассмотрим его, чем оно отличается от остальных ? (Все одночлены в левой части – второй степени.)
- Уравнения вида а sin2 x + b sin х cos x + c cos2 x = 0
Называются однородными второй степени. Способ таких уравнений вам известен? (Нет.)
- Попробуйте решить уравнение № 5.
Учащиеся выполняют пробное действие.
-Удалось найти верный ответ? В чём затруднение?
(Нет, не удалось; решил, но не могу обосновать решение.)
3.Выявление места и причин затруднения.
1) Организовать восстановление выполненных операций.
2) Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение.
3) Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами(алгоритмом, понятием и т.д.)
4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения- тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
– В чём причина затруднения? (Мы не знаем алгоритма решения таких уравнений.)
Были ли уравнения
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Организовать построение проекта выхода из затруднения:
1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).
2) Учащиеся уточняют и согласовывают причины возникшего затруднения.
3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.)
4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
-Какова цель урока? (Составить алгоритм решения однородных уравнений второй степени.)
-Какова тема урока? (Однородные уравнения второй степени.)
- Запишите тему в тетрадь.
-Какие приёмы вы предлагаете использовать для конструирования алгоритма? (Деление обеих частей уравнения на cos2 x.)
Оформление доски
- Как решить уравнение вида: а sin2 mx + b sin cos mx + c cos2 mx = 0
Оформление доски:
- Для выполнения построенного плана предлагаю объединиться в группы и решить задания:
Ответ:
Ответ:
Ответ: -
Ответ:
Ответ: , .
Учащиеся работают в группах. Записывают решение на заготовках для кодоскопа. Проверка через кодоскоп..
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.
-Решим № 364 (в) проговаривая все этапы алгоритма.
Оформление доски:
sin2 x + sin х cos x - 2 cos2 x = 0 a≠0 c≠0
(Разделить обе части уравнения на cos2 x)
tg 2x + tg x - 2=0
Z2 + Z – 2 = 0 (Решим полученное квадратное уравнение)
Z1= 1 Z2 = -2
(Вернёмся к замене)
tg x = 1 или tg x = -2 ( Решим простейшие тригонометрические
уравнения).
х = , х = - (Запишем ответ уравнения).
ответ: х = , х = -
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1) Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
2) Организовать соотнесение работы с подробным образцом;
3) Организовать вербальное сопоставление работы с подробным образцом;
4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
Самостоятельная работа
-Время на выполнение задания вышло. Проверьте свою работу по подробному образцу.
- С какого шага начнём проверку ( Проверим, чему равны коэффициенты.)
-Следующий шаг проверки ? (Разделить обе части уравнения на cos2.)
- Дальше?(Вввести замену Z = tg x и решить полученное квадратное уравнение.)
-Следующий шаг проверки ? (Вернёмся к замене и решим простейшие тригонометрические уравнения.)
-Последний шаг проверки? (Проверка правильности записи ответа уравнения.)
- Кто ошибся при определении коэффициентов?
- Кто допустил ошибки при делении обеих частей уравнения на cos2?
- Кто неверно решил кв. уравнение?
- Кто неверно решил простейшее тригонометрическое уравнение?
8.Включение в систему знаний и повторение.
1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.
2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
-Рассмотрите уравнение. Это однородное тригонометрическое уравнение второй степени? (Нет.)
-А можно его привести к такому виду? (Да.)
- Что для этого нужно сделать? ( По основному тригонометрическому тождеству заменить 1 на sin2 x + cos2 x привести подобные слагаемые.)
- Решите это уравнение. (Ответ: х = -)
- Как вы думаете, а существуют другие виды тригонометрических уравнений? (Конечно.)
- Что может нам помочь в решении новых видов уравнений? (Тригонометрические формулы, которые мы знаем.)
-А много ли тригонометрических формул вы знаете?(Пока нет.)
-Сделайте предположение, что вы узнаете на следующих уроках? (Новые тригонометрические формулы.)
9. Рефлексия учебной деятельности.
1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.
2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения.
3) Выполнения требований, известных учащимся.
4) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
- Что нового узнали на уроке? (Новый вид тригонометрического уравнения, способ его решения.)
- Достигли цель, поставленную в начале урока? (Да.)
- Почему? (Мы составили алгоритм решения однородных уравнений второй степени.)
-Где может пригодиться новое знание? (При решении более сложных тригонометрических уравнений.)
- Как вы оцените свою работу на уроке?
-Для чего нам необходимо выполнять домашнее задание? (Чтобы закрепить умение решать данный вид уравнений.)
- Предлагаю записать домашнее задание: № 363(г), № 362 (бв), дополнительно: №378.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока алгебры и начал анализа в 10 классе по теме «Производные тригонометрических функций»
Новый материал...
План-конспект и презентация к уроку алгебры и начала анализа в 10 классе по теме "Тригонометрические функции и их свойства"
Тип урока: урок-смотр знаний.В начале урока организовано повторение небольшого блока теоретического материала, на следующем этапе проводится графический диктант и самостоятельная работа,завершается ур...
Урок алгебры и начала анализа в 10 классе по теме "Тригонометрические уравнения"
Обобщающий урок по теме "Тригонометрические уравнения" в 10 классе физико-математического профиля...
Урок алгебры и начала анализа в 10 классе на тему "Решение тригонометрических уравнений"
Разработка данного уроа содержит онспет урока и презентацию....
Урок алгебры и начала анализа по теме: «Равносильность уравнений».
Урок алгебры и начала анализа по теме: «Равносильность уравнений».Ефремова Н.В., учитель математики.Краткая аннотация урока:Учебный предмет – алгебра и начала анализа.Уровень образования ш...
Свойства и графики тригонометрических функций. Разработка урока алгебры и начала анализа в 10 классе.
Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. Учебник. Мордкович.Цель урока: систематизировать знания по теме «Свойства и графики тригонометрических функций у=sin(x), у=cos(x)». Написать контрольную работу....
План урока алгебры и начал анализа, 10-11 класс, по теме "Решение уравнений , содержащих обратные тригонометрические функции"
Материал полезен при подготовке к ЕГЭ по математике...