Урок алгебры в 11 классе по теме: "Решение нестандартных показательных уравнений"
план-конспект урока по алгебре (11 класс) по теме

Целью данного урока является систематизация  умения решать и выбирать способы решения показательных уравнений;  рассмотренте  использования  свойств функции при решении нестандартных показательных уравнений.

Скачать:


Подписи к слайдам:

1) 4
х
– 2
х
– 6 =
0
2) 1,5
5х-7
= (
)
х+1


3) 2
.
3
х+1
– 6
.
3
х-1
– 3
х
= 9
4
) (
)
х
= -

5) 2
х²-1
– 3
х²
= 3
х²-1
– 2
х² +2
6) 3
2х+6
= 2
х+3


 
(3)
(1)
(2)
(6)
(4)
(5)
2

уровень
3
2х² - 1
– 3
(х-1)(х+5)

2
.
3
8(х-1
)
= 0
 
3
2х² - 1
– 3
(х-1)(х+5)

2
.
3
8(х-1
)
= 0
/: 3
8(х-1)

3
2х²-1-8(х-1)
– 3
(х-1)(х+5)-8(х-1)
– 2 =0
З
2х²-8х-7
– 3
х²-4х+3
– 2 = 0
3
(2х²-8х+6)-1
- 3
х²-4х+3
+2 =0
3
х²-4х+3
=
t
,
t
3
t
² -
r
– 2 = 0
t
1 = 1;

t
2
= - 2/3 – посторонний корень
3
х²-4х+3
= 1
х²-4х+3

=0
х
1
= 1; х
2
=3

Ответ
: 1:3
 
“Сегодня – мы учимся вместе: я, ваш учитель и вы мои ученики. Но в будущем ученик должен превзойти учителя, иначе в науке не будет прогресса ”.

Сухомлинский
Какие существуют методы
решения

показательных уравнений
?
1. метод
приведения степеней к одному основанию;
2. метод
вынесения общего множителя за скобки;
3. метод
введения новой переменной;
4. метод
почленного

деления;
5.метод
группировки;
6. графический
метод
.
Самостоятельная работа
1 уровень
12
х
+ (
)

=
13
х
 
2 уровень
(
)
х
+ (
)
х
= 18
 
3 уровень
3
2х² - 1
– 3
(х-1)(х+5)

2
.
3
8(х-1
)
= 0
12
х
+ (
)

= 13
х
/ : 13
х

0
( 12/13)
х
+ (5/13)
х
= 1
В левой части убывающая функция ( как сумма двух убывающих функций), значит,
х=2
(сделать
проверку

12
1


+ (
)
2
1

=
13
1
)
Ответ:
2
 
Решение нестандартных
показательных
уравнений
11 класс
“ Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию”.
Я
. А. Каменский
Повторим:
4. Какое
уравнение называется
показательным?
Это уравнение, в котором неизвестные
(иксы) и выражения с ними находятся в
показателях каких-то
степеней.
5.
Каков
общий вид простейшего показательного уравнения?
a
x
=
a
y

6
. Сравните
m
и
n
, если

(
)
m
(
)
n

 
m
n
 
)
m

(
)
n

 
(m
 
7. Решите
уравнение:
5
sinx
= -

 
( нет корней)
5
sinx
= 1
( х=
,
n
 
5
13
18
3
19
1
8
16
12
14
20
10
4
9
15
6
5
13
18
3
19
1
8
16
12
14
20
10
4
9
15
6
Какие четыре
числа
пропущены?
Отдыхаем
Повторим:
1. Какая
функция называется показательной?
Функцию вида
y=a
х

,

где а>0, а
 
2.
Какими свойствами обладает показательная функция?
3.
Возрастает или убывает данная функция?
y
= (
)
x
 
возрастает
y
= 16/3
х

убывает
y =
(
)
х

 
убывает
y =
(
)
х
 
убывает
1 уровень:
5


2
.
5
х

– 15 = 0
0,6
х

.

(25/9)
х²-12
= (27/125)
3
7
х+1
+
3
.
7
х

= 3
х+2
+ 3
х
Домашнее задание
2 уровень:
6
.
4
х

– 13
.
6
х

+
6
.
9
х

= 0
16
х
+ 12
х
=
2
.
9
х
5
2х²-1

3
.

5
(х+1)(х+2)

2
.
5
6(х+1
)
=0
3 уровень:
4
х
+ (х-13)
.

2
х
-2х+22 = 0
При каких значениях параметра
b
уравнение
9
х
-2(3
b
-2
)
.
3
х

+5
b
² -4
b
= 0 имеет два различных корня?
При каких значениях параметра
a
уравнение
4
х
–(5а-3
)
.
2
х

+ 4а² - 3а = 0 имеет единственное решение?
 
Решаем
(
)
х
+ (
)
х
= (
)
х
 
(3
.
5
2sin x- 1
– 2
.
5
sin x-1
– 0,2) = 0

 
5
х
– 3
х
=16
2
х
+ 3
х
+ 4
х
= 9
х
Решить уравнения
Решаем
5
х
– 3
х
=16
2
х
+ 3
х
+ 4
х
= 9
х
Так как
=
= 1, то
=
Пусть (
)
х
=
t
,
t
, то (
)
х
=
t + 1/t = 18
t
1,2
= 9 ± 4
(
)
х
= 9 + 4
, (
)
х
= 9 - 4
( 9 - 4
)
x
/2
=
( 9 - 4
)
x
/2
= 9 - 4
( 9 - 4
)
x
/2
= ( 9 - 4
)
-1
x
/2 = 1
x
/2 = - 1
x
=2
x
= -2

Ответ
:
-2; 2
 
3

уровень
(
)
х
+ (
)
х
= 18
 


Предварительный просмотр:

Решение нестандартных  

показательных уравнений

( 2 часа)

Цель урока:

  1. Образовательная: систематизировать умения решать и выбирать способы решения показательных уравнений;  рассмотреть использование свойств функции при решении нестандартных показательных уравнений.
  2. Развивающая:  развивать математическую речь, логические рассуждения при решении показательных уравнений.
  3. Воспитывающая: воспитывать аккуратность, чувство ответственности, корректность в ведении дискуссии.

Оборудование: карточки с заданиями; презентация к уроку, проектор, экран.

Тип урока: комбинированный урок

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Определение темы и цели урока.

На слайде  уравнения

5х – 3х =16 или 2х + 3х + 4х = 9х     (Слайд 3)

- Ребята,  как решаются эти уравнения? (Учащиеся высказывают свои мнения и предложения).

- Итак, нам недостаточно тех знаний, которые мы ранее изучили. Но как же их все-таки решать? И как можно назвать такие уравнения? Какова же цель  нашего урока и его тема?

- Итак, на предыдущих уроках мы познакомились с показательной функцией, изучили ее свойства, решали показательные уравнения. Сегодня мы с вами повторим свойства показательной функции и будем учиться применять их при решении нестандартных показательных уравнений. И тема нашего урока «Решение нестандартных показательных уравнений»

  1. Фронтальный опрос.

- Какая функция называется показательной?         (Слайд 5)

- Какими свойствами обладает показательная функция?

- Возрастает или убывает данная функция?

  • y = ()x   ( возрастающая функция, так как   0)
  • y =   (убывающая функция, так как 0   )
  • y = ( )х (убывающая )
  • y = ( )х   ( убывающая)

                    - Какое уравнение называется показательным?       (Слайд 6)

                    - Каков общий вид простейшего показательного уравнения?

- Сравните  m и n, если  

  •  ()m()n               (mn)
  • )m  ()n     (m
  • Решите уравнение:

5sinx = -     ( нет корней)

  • Решите уравнение:

5sinx = 1  ( х= ,  n

  • Сформулируйте теорему о корне.       (Слайд 7)

                  - А сейчас поработаем самостоятельно – за 3-5 минут вы должны решить 5

                     показательных уравнений. Посмотрите, какой способ решения вы

                     использовали?

                 -  http://learningapps.org/1119937 

  1. Изучение нового материала

- Каким способом  вы решали данные уравнения?

- А какие, вообще,  существуют методы решения показательных уравнений?   (Слайд  8)

  1. метод приведения степеней к одному основанию;
  2. метод вынесения общего множителя за скобки;
  3. метод введения новой переменной;
  4. метод почленного  деления;
  5. метод группировки;
  6. графический метод.

- На столах лежат карточки с уравнениями. Определите, каким методом можем  решить каждое из уравнений. (Слайд 9)

1) 4х – 2х – 6 = 0            (3)

2) 1,55х-7 = ()х+1             (1)

3) 2 . 3х+1 – 6 . 3х-1 – 3х = 9   (2)

4) ()х = -               (6)

5) 2х²-1 – 3х² = 3х²-1 – 2х² +2    (4)

6) 32х+6 = 2х+3        (5)

                  - Какое из уравнений мы знаем, как решать, а какое вам кажется сложным?  

                   -  Давайте решим вместе 5 уравнение?

                 2х²-1 – 3х² = 3х²-1 – 2х² +2  

                   2х²-1 +  2х² +2   =  3х²-1 + 3х²

                        2х²-1 (1+23)=  =  3х²-1 (1+31)

                   2х²-1  .  9 =  3х²-1  . 4 / : 4 . 3х²-1 0

                 () х²-1  .   = 1

                  () х²-1  .  ()2 = 1

                () х²-1  .  ()-2 = 1

                () х²-3 = 1

                   Х2 – 3 = 0

                    Х =  

  1. Физкультпауза          (Слайд 10)

- Сейчас мы проведём зарядку для глаз  (Звучит спокойная музыка)

Плотно закройте глаза и постарайтесь расслабиться, представьте большой белый экран и кисть, которой вы закрашиваете этот экран в зелёный цвет, красивый зелёный цвет молодой листвы.

А теперь вспомните приятные моменты своей жизни, например, плеск ласкового моря или путешествие на катере по реке, а, может, вы пройдётесь по лесной тропинке, собирая ягоды и грибы.

А теперь откройте глаза интенсивно моргая, сжимая и разжимая глаза.

И, наконец,  нарисуйте оценку, которую вы хотите сегодня получить за урок. Нарисовать нужно глазами на доске, на стене, на окне и на потолке.

  1. Изучение нового материала

  (Решаем оставшиеся примеры по группам с разноуровневыми способностями).

1 уровень                                                         2 уровень

4х – 2х – 6 = 0                                         2 . 3х+1 – 6 . 3х-1 – 3х = 9        

2х = t, t  0                                                        3х (2 . 3 – 6  .   – 1) = 9

t2 +t - 2 = 0                                                        3х  . 3 = 9

t1 = 1; t2 = - 2 – посторонний корень             3х = 3  

2х = 1                                                                 х=1

х=0

3 уровень

32х+6 = 2х+3 

32(х+3) = 2х+3

9х+3 = 2х+3 / : 2х+3   0

(  )х+3 = 1

х= - 3

- Ну а теперь давайте решим  уравнение  5х – 3х =16. Каким способом можно это сделать?            (Слайд 11)

- Значит, того что мы знаем для решения не достаточно?

Давайте решим это уравнение вместе.

  1. 5х – 3х =16

 5х =16 + 3х /: 3х 

(  )х = + 1

В начале урока мы выяснили, что  f(x) = (  )х  возрастающая функция на R, а g(x) = 16/ 3х +1 убывающая функция на R, значит, уравнение  (  )х = + 1

имеет единственный  корень. Подбором находим, что это число 2, т.е. х=2

Ответ: 2

  1. (К доске можно вызвать сильного ученика предоставить  возможность решить ему следующее уравнение)

2х + 3х + 4х = 9х          (Слайд 11)

- Как получить уравнение равносильное данному? ( Выполнить группировку)

2х + 3х = 9х – 4х

2х + 3х = (3х)2 - (2х)2

2х + 3х = (3х – 2х )(3х + 2х)

(2х + 3х) -  (3х – 2х )(3х + 2х) =0

(2х + 3х) (1 - 3х + 2х) = 0 /: (2х + 3х)

1 - 3х + 2х = 0

1 + 2х = 3х /: 3х 

(1/3)х + (2/3)х = 1

Так как  f(x) = (2/3)х и g(x) = (1/3)х убывающие  функции на R, то в левой части уравнения убывающая функция (как сумма двух убывающих функций, значит, если уравнение имеет корень, то он единственный). Подбором находим, что х=1 ( 2/3 + 1/3 = 1 – верно)

Ответ: 1

- Как можно еще решить данное уравнение?

2х + 3х + 4х = 9х /: 9х  

(2/9)х + (3/9)х + (4/9)х=1

В левой части уравнения убывающая функция ( как сумма трех убывающих функций), значит, по теореме о корне – уравнение имеет единственный корень и это х=1, а, значит, этот корень имеет и равносильное ему уравнение 2х + 3х + 4х = 9х , т.к. 21 + 31 + 41 = 91 – верно

  1. ()х + ( )х = ( )х        (Слайд 12)

(У доски решает сильный ученик)

()х + ( )х = ( )х /: ( )х 0

( )х + ( )х = 1

( )х + ( )х = 1

В левой части убывающая функция (как сумма двух убывающих функций ) (это мы выяснили вначале урока), значит, если уравнение имеет корень, то он будет единственным, т.е. х = 2 ( делаем проверку)

Ответ: 2

  1.  (3 . 52sin x- 1 – 2 . 5sin x-1 – 0,2) = 0         (Слайд 12)

        х [1;5]

 = 0  или  3 . 52sin x- 1 – 2 . 5sin x-1 – 0,2 = 0

             3 (5sin x)2 .  5-1 – 2  .  5sin x  .  5-1 – 0,2 = 0

х1= 1; х2 = 5                     5sin x = t, t

                                          t2 - t -  = 0/  . 5

                       3t2 -2t -1 = 0

                                            t1 = 1;  t2 = - 1/3 – посторонний корень

                                           5sin x = 1

                                            sin x = 0

                                            х= ,  n . Найдем корни, которые принадлежат

                                           [1;5] .             1         5 при n=1, значит, х=

                   Ответ: 1; 5

  1. Физкульминутка          (Слайд 13)

Задание для снятия утомляемости глаз: нельзя водить руками, а лишь только глазами. В таблице расположены числа от 1 до 20, но четыре числа пропущены. Ваша задача: назвать эти числа.

5

13

18

3

19

1

8

16

12

14

20

10

4

9

15

6

  1. Самостоятельная работа по уровням.         (Слайд 14 – 16)

1 уровень              

12х  + ( ) = 13х / : 13х   0

( 12/13)х + (5/13)х = 1

В левой части убывающая функция ( как сумма двух убывающих функций), значит, х=2 (сделать проверку)

Ответ: 2

2 уровень

32х² - 1 – 3(х-1)(х+5) – 2 . 38(х-1)  = 0 /: 38(х-1)  

32х²-1-8(х-1) – 3(х-1)(х+5)-8(х-1) – 2 =0

З2х²-8х-7 – 3х²-4х+3 – 2 = 0

3(2х²-8х+6)-1 - 3х²-4х+3  +2 =0

3х²-4х+3  = t, t

3t² - r – 2 = 0

t1 = 1;  t2 = - 2/3 – посторонний корень

3х²-4х+3  = 1

х²-4х+3  =0

х1= 1; х2 =3

Ответ: 1:3

3 уровень

(  )х + ( )х = 18

Так как    =  = 1, то  =

Пусть ( )х = t, t  , то ()х =

t + 1/t = 18

t1,2 =  9 ± 4

( )х =  9 + 4,                 ( )х = 9 - 4

( 9 - 4 )x/2 =                          ( 9 - 4 )x/2 = 9 - 4

( 9 - 4 )x/2 = (  9 - 4 )-1                        x/2 = 1

x/2 = -  1                                              x=2

x= -2                                                            

Ответ: -2; 2

  1. Домашняя работа     (слайд 17)

Решить уравнения:

1 уровень:

5 – 2 . 5х – 15 = 0

0,6х  .  (25/9)х²-12 = (27/125)3

7х+1 +3 . 7х = 3х+2 + 3х

2 уровень:

6 . 4х – 13  . 6х + 6 . 9х = 0

16х + 12х = 2 . 9х

52х²-1 – 3 .  5(х+1)(х+2) – 2 . 56(х+1)=0

3 уровень:

4х + (х-13) .  2х -2х+22 = 0

При каких значениях параметра b уравнение

9х -2(3b-2) . 3х +5b² -4b = 0 имеет два различных корня?

При каких значениях параметра a уравнение

4х –(5а-3) . 2х + 4а² - 3а = 0 имеет единственное решение?

  1. Подведение итогов

Решение самостоятельной работы приведено на слайде.

- Урок хочется закончить словами

“ Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию”.

 Я. А. Каменский       (Слайд 18)

- Так что вы усвоили нового и прибавили к своему образованию?

- Спасибо всем за работу!

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока алгебры и начал анализа в 11 классе по теме "решение нестандартных показательных уравнений"

Урок способствует формированию умений применять приемы сравнения, обобщения, переноса знаний в новую ситуацию; развитию творческих способностей учеников при решении заданий, содержащих параметры; углу...

Урок в 10 классе по теме: «Решение простейших тригонометрических уравнений»

Урок в 10 классе по теме: «Решение простейших тригонометрических уравнений» ...

Методическая разработка урока алгебры и начал анализа в 11 классе по теме "Решение нестандартных показательных уравнений"

Урок способствует формированию умений применять приемы сравнения, обобщения, переноса знаний в новую ситуацию, развитию творчески способностей учеников при решении задач, содержащих параметры, углубле...

Открытый урок в 8 классе по теме: Решение неполных квадратных уравнений

Презнтация для открытого урока в 8 классе по теме: Решение неполных квадратных уравнений....

Технологическая карта урока алгебры 7 класс по теме "Решение задач с помощью систем линейных уравнений"

Технологическая карта урока алгебры 7 класс по теме " Решение задач с помощью систем линейных уравнений"...

Урок алгебры 8 класса на тему «Решение квадратных уравнений различными способами»

Предварительная подготовка: учащиеся должны знать следующие темы: «Квадратное уравнение и его корни», «Неполные квадратные уравнения», «Метод выделения полного квадрата&r...