методическая разработка
рабочая программа по алгебре (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СОБЯНИНА ГАВРИИЛА ЕПИФАНОВИЧА
Рассмотрена и одобрена методическим объединением Протокол №_____от «___»_____201 _г. | Согласована с зам. директора _____________/Т.А.Салий/ «___»_____201_ г. | Утверждена приказом директора школы от «__» августа 201_ года №________________ |
Рабочая программа
по алгебре
для обучающихся 8 классов
2017-2018 учебный год
Составитель:
Королюк Светлана Александровна,
учитель математики высшей квалификационной категории
Игрим
2017г
Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Игримская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Собянина Гавриила Епифановича с учѐтом Примерной программы основного общего образования по алгебре.
Рабочая программа ориентирована на учебник Алгебра 8 класс. Авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова. Издательство «Просвещение» 2014г.
Согласно учебному плану на изучение алгебры отводится
в 8 классе 3ч в неделю, всего 105 часов, количество контрольных работ- 7. Промежуточная аттестация осуществляется в виде тестирования.
Срок реализации рабочей программы один учебный год.
Реализация рабочей программы в полном объеме достигается при необходимости за счет часов внеурочной деятельности по предмету, использования современных педагогических технологий, в том числе дистанционных.
Сознательное овладение учащимися системой алгебраических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Практическая значимость школьного курса алгебры обусловлена тем, что её объектом являются количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе. Алгебра является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении алгебре способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки алгебраического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников. Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении алгебраических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте алгебры в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся и качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе. В процессе изучения алгебры школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей. Важнейшей задачей школьного курса алгебры является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических умозаключений и принятые в алгебре правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым алгебра занимает одно из ведущих мест в формировании научно-теоретического мышления школьников.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В ходе преподавания алгебры в 8 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В результате изучения курса алгебры8 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
Арифметика
уметь
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
Алгебра
уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций (у=кх, у=кх+b, у=х2, у=х3, у = к /х), строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, вычислять средние значения результатов измерений;
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
распознавания логически некорректных рассуждений;
записи математических утверждений, доказательств;
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
понимания статистических утверждений.
Содержание учебного предмета
При изучении курса алгебры в 8 классе продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Арифметика», «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики». Содержание линии «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики, способствует развитию их логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием первичных представлений о действительном числе. Содержание линии «Алгебра» способствует формированию у учащихся математического аппарата для решения задач из разделов математики, смежных предметов и окружающей реальности. Язык алгебры подчёркивает значение математики как языка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира. Развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, и овладение навыками дедуктивных рассуждений также являются задачами изучения алгебры. Преобразование символьных форм вносит специфический вклад в развитие воображения учащихся, их способностей к математическому творчеству. В основной школе материал группируется вокруг рациональных выражений. Содержание раздела «Функции» нацелено на получение конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разно-образных процессов. Изучение этого материала способствует развитию у учащихся умения использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры. Раздел «Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности — умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
- Рациональные дроби
Рациональные выражения. Область допустимых значений. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Сложение, вычитание, умножение и деление дробей. Возведение дроби в степень. Преобразование рациональных выражений. Функция и её график.
2. Квадратные корни. Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях
Действительные числа. Этапы развития представлений о числе. Понятие об иррациональном числе. Иррациональность числа и несоизмеримость стороны и диагонали квадрата. Десятичные приближения иррациональных чисел. Множество действительных чисел; представление действительных чисел бесконечными десятичными дробями. Сравнение действительных чисел. Измерения, приближения, оценки. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем мире. Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. Уравнение . Нахождение приближенных значений квадратного корня, в т.ч. с помощью калькулятора. Функция и её график. Десятичные приближения иррациональных чисел. Квадратный корень из произведения и дроби. Квадратный корень из степени. Вынесение множителя из-под знака корня. Внесение множителя под знак корня. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.
3. Квадратные уравнения
Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена Решение квадратных уравнений по формуле Решение задач с помощью квадратных уравнений. Переход от словесных формулировок соотношений между величинами к алгебраической записи Теорема Виета Решение рациональных уравнений Решение текстовых задач алгебраическим способом Графический способ решения уравнений
- Линейные неравенства с одной переменной и их системы
Числовые неравенства и их свойства. Сложение и умножение неравенств. Числовые промежутки: интервал, луч, отрезок. Решение неравенств с одной переменной. Решение систем неравенств с одной переменной. Примеры решения дробно-линейных неравенств.
- Степень с целым показателем
Определение степени с целым отрицательным показателем Свойства степени с целым показателем Стандартный вид числа. Выделение множителя – степени десяти в записи числа Размеры объектов окружающего нас мира, длительность процессов в окружающем нас мире Запись приближенных значений Действия над приближенными значениями
6. Статистические исследования
Сбор и группировка статистических данных. Наглядное представление статистической информации.
- Повторение
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам курса алгебры 8 класса.
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Раздел (количество часов) Тема урока | Кол-во часов | Дата урока | |
Рациональные дроби | 21 | План | Корректировка | |
1,2,3 | Повторение | 3 | ||
4 | Рациональные выражения | 1 | ||
5,6 | Основное свойство дроби. Сокращение дробей | 2 | ||
7,8 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 2 | ||
9,10,11,12 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 4 | ||
13,14 | Умножение дробей. Возведение дроби в степень | 2 | ||
15 | Деление дробей | 1 | ||
16,17,18 | Преобразование рациональных выражений | 3 | ||
19,20 | Функция и ее график | 2 | ||
21 | Контрольная работа № 1 по теме «Рациональные дроби» | 1 | ||
Квадратные корни. | 21 | |||
22,23 | Рациональные числа | 2 | ||
24 | Иррациональные числа | 1 | ||
25,26 | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень | 2 | ||
27,28 | Уравнение | 2 | ||
29 | Нахождение приближенных значений квадратного корня, в т.ч. с помощью калькулятора | 1 | ||
30 | Функция и её график. | 1 | ||
31,32 | Квадратный корень из произведения и дроби | 2 | ||
33,34 | Квадратный корень из степени | 2 | ||
35,36,37 | Вынесение множителя из-под знака корня. Внесение множителя под знак корня | 3 | ||
38,39,40 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | 3 | ||
41 | Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний | 1 | ||
42 | Контрольная работа №2 «Свойства арифметического квадратного корня» | 1 | ||
Квадратные уравнения | 21 | |||
43 | Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения | 1 | ||
44,45 | Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена | 2 | ||
46,47,48 | Решение квадратных уравнений по формуле | 3 | ||
49,50 | Решение задач с помощью квадратных уравнений. | 2 | ||
51 | Теорема Виета | 1 | ||
52 | Контрольная работа №3 «Квадратные уравнения» | 1 | ||
53,54,55 | Решение дробных рациональных уравнений | 3 | ||
56,57,58, 59 | Решение задач с помощью рациональных уравнений | 4 | ||
60,61 | Графический способ решения уравнений | 2 | ||
62 | Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний. | 1 | ||
63 | Контрольная работа № 4 по теме «Квадратные уравнения» | 1 | ||
Линейные неравенства с одной переменной и их системы | 16 | |||
64 | Числовые неравенства | 1 | ||
65,66 | Свойства числовых неравенств | 2 | ||
67,68 | Сложение и умножение числовых неравенств | 2 | ||
69,70 | Числовые промежутки | 2 | ||
71,72,73 | Решение неравенств с одной переменной | 3 | ||
74,75,76 | Решение систем неравенств с одной переменной | 3 | ||
77 | Контрольная работа №5 по теме «Неравенства» | 1 | ||
78, 79 | Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний. | 2 | ||
Степень с целым показателем | 13 | |||
80,81 | Определение степени с целым отрицательным показателем | 2 | ||
82,83,84 | Свойства степени с целым показателем | 3 | ||
85 | Стандартный вид числа. | 1 | ||
86 | Запись приближенных значений | 1 | ||
87,88 | Действия над приближенными значениями | 2 | ||
89 | Вычисления с приближенными данными на калькуляторе | 1 | ||
90,91 | Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний. | 2 | ||
92 | Контрольная работа № 6 по теме «Степень с целым показателем» | 1 | ||
Статистические исследования. Понятие о статистическом выводе на основе выборки | 5 | |||
93,94 | Сбор и группировка статистических данных | 2 | ||
95,96,97 | Наглядное представление статистической информации | 3 | ||
Повторение | 8 | |||
98,99,100, 101,102 | Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний. | 5 | ||
103 | Итоговая контрольная работа № 7 | 1 | ||
104 | Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний. | 1 | ||
105 | Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний. | 1 | ||
Итого часов | 105 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...