Свойства логарифмов
план-конспект по алгебре на тему
Конспект занятия по теме "Свойства логарифмов".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Историческая справка
Логарифмические вычисления возникли в XVI веке в связи с необходимостью проведения большого объема приближенных вычислений в ходе решения практических задач, и в первую очередь задач астрономии, (в частности, при определении положения судов по звездам и по Солнцу). Потребность в сложных расчётах в XVI веке быстро росла. Значительная часть трудностей была связана с умножением и делением многозначных чисел.
Первые таблицы логарифмов были составлены швейцарским математиком Бюрги в 1590 году. Немного позднее, независимо от Бюрги, таблицы логарифмов также составил шотландский ученый Джон Непер. Непер брал за основание логарифма число, очень близкое к единице но меньшее, чем единица.
В 1614 году Непер опубликовал на латинском языке сочинение под названием «Описание удивительной таблицы логарифмов» (Бюрги опубликовал свои работы в 1620 году). В нём было краткое описание логарифмов и их свойств, а также 8-значные таблицы логарифмов синусов, косинусов и тангенсов.
Термин логарифм (греч. logos - отношение и arithmos - число, т.е. "число отношений"), предложенный Непером, утвердился в науке.
Логарифмы с основанием ввел учитель математики Спейдел.
Слово основание заимствовано из теории о степенях и перенесено в теорию логарифмов Эйлером.
Глагол “логарифмировать” появился в 19 веке у Коппе.
Коши первый предложил ввести различные знаки для десятичных и натуральных логарифмов.
Обозначения, близкие к современным ввел немецкий математик Прингсхейм в 1893 году. Именно он обозначал логарифм натурального числа через ln.
Свойства логарифмов
Конспект занятия
Тип занятия: комбинированное.
Учебная задача: Изучить свойства логарифмов; научиться преобразовывать выражения, содержащие логарифмы, используя свойства логарифмов.
Диагностируемые цели.
В результате занятия студент:
Знает:
- основные свойства логарифмов.
Умеет:
- доказывать свойства логарифмов;
- применять свойства к решению задач (преобразованию выражений).
Понимает:
- теоретические основы доказательств свойств логарифмов.
Методы обучения: частично-поисковые методы, репродуктивный метод.
Форма работы: фронтальная.
Средства обучения: мел, доска.
Структура занятия (90 мин.):
- Мотивационно-ориентировочный этап (15 мин.);
- Содержательный этап (70 мин.);
- Рефлексивно-оценочный этап (5 мин.).
Ход занятия.
- Мотивационно-ориентировочный этап
Актуализация
- На прошлом занятии вы изучили понятие логарифма числа.
Далее преподаватель задает следующие вопросы:
-Что такое логарифм числа?
Один из студентов записывает определение логарифма числа на доске.
- Какие ограничения накладываются на параметры a и b?
- Запишите основное логарифмическое тождество.
- Какой логарифм называется десятичным, а какой - натуральным? Как они обозначаются?
Проверка домашнего задания.
Создание проблемной ситуации, мотивация
- При выполнении преобразований выражений, содержащих логарифмы, при вычислениях и при решении уравнений часто используются различные свойства логарифмов. Сегодня на занятии мы рассмотрим и докажем основные из них.
Постановка учебной задачи: изучить основные свойства логарифмов.
Появляется тема занятия.
II. Содержательный этап
Преподаватель ведет записи на доске, студенты одновременно с преподавателем записывают свойства и доказательства в своих тетрадях.
Свойства логарифмов
1.
Доказательство. По основному логарифмическому тождеству и . Перемножая эти два равенства и используя свойства степени с действительным показателем, получим:
.
Отсюда, по определению логарифма числа .
Пример.
.
2.
Доказательство. По основному логарифмическому тождеству и . Разделив первое равенство на второе, получим:
.
Отсюда, по определению логарифма числа .
Пример.
.
3.
Доказательство. Возводя основное логарифмическое тождество в степень r, и используя свойства степени с действительным показателем, получим:
.
Отсюда, по определению логарифма числа .
Пример.
.
4.
Доказательство. Преобразуем выражение , используя основное логарифмическое тождество, а также свойства степени с действительным показателем, следующим образом:
.
Далее, потенцируя обе части равенства, получим
5. - формула перехода к новому основанию
Доказательство. Рассмотрим основное логарифмическое тождество . Возьмем от обеих частей данного равенства логарифмы по основанию c:
.
Используя 3 свойство логарифма, получим:
.
Отсюда .
Пример.
.
Из 5 свойства получаются формулы перехода к десятичным и натуральным логарифмам при и
:
и
Задания.
1. Вычислить
а)
б)
в)
г)
д)
е)
ж)
з)
и)
к)
л)
2. Выразить логарифм через десятичный
а)
б)
3. Выразить логарифм через натуральный
а)
б)
III. Рефлексивно - оценочный этап
Домашнее задание
Изучить конспект занятия;
1. Вычислить
а)
б)
в)
г)
д)
2. Выразить логарифм через натуральный
а)
б)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме: "Логарифм. Свойства логарифмов"
Урок обобщения и систематизации знаний. Основной целью является: повторить определение логарифма, свойства логарифмов и применять их при решении заданий. В данной разработке представлены материалы для...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/20/picture-69205.jpg)
Методическая разработка урока по теме: "Логарифм числа. Свойства логарифмов
Представлен ход урока, презентация, работа по устному счету, письменная работа....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/14/picture-203646-1360821342.jpg)
Урок алгебры в 10 классе по теме: "Логарифм числа. Свойства логарифмов"
Урок алгебры по технологии модульного обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/10/picture-228802-1365580653.jpg)
Логарифмы. Свойства логарифмов.
Повторить, закрепить знания теоретического материала по теме. Продолжить формирование практических умений при решении задач. Проверить знания учащихся по данной теме....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/05/picture-189269-1360008206.jpg)
Тема «Определение логарифма. Свойства логарифмов»
Задания с подробным образцом решения.Этот материал может использоваться при работе со слабоуспевающими учащимися, для самостоятельного изучения темы часто болеющими учащимися....
Логарифмы и свойства логарифмов. Десятичные и натуральные логарифмы. Формула перехода
Конспект урока по алгебре и началам анализа в 10 классе по теме: «Логарифмы и свойства логарифмов. Десятичные и натуральные логарифмы. Формула перехода»...