Логарифмы. Свойства логарифмов.
план-конспект урока по алгебре (10 класс) по теме
Повторить, закрепить знания теоретического материала по теме. Продолжить формирование практических умений при решении задач. Проверить знания учащихся по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ur10kl.doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ школа №40
Конспект
Открытого урока
по алгебре и началам анализа в 10 классе
(для слушателей МРИО)
Тема: «Логарифмы. Свойства логарифмов»
Учитель: Малкова С.В.
г. Саранск
Тема урока: «Логарифмы. Свойства логарифмов».
Цель урока: Повторить, закрепить знания теоретического материала по теме. Продолжить формирование практических умений при решении задач. Проверить знания учащихся по данной теме.
Тип урока: Урок – закрепление.
Оборудование: Карточки задания для устной работы, карточки на два варианта с тестовыми заданиями, плакаты со свойствами логарифмов, плакат «Изобретение логарифмов, сократив работу астронома, продлило ему жизнь»П.С. Лаплас.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Теоретический опрос:
- Что называется логарифмом положительного числа b по основанию a?
- Как называется действие нахождения логарифма числа?
- Запишите основное логарифмическое тождество.
- Чему равен logaa?
- Чему равен loga1?
- Сформулировать свойства: loga(b.c), .
3. Устная работа.
1) Вычислить, пользуясь определением логарифма:
log28; log416; ;
.
2) Вычислить, используя основное логарифмическое тождество:
.
3) Найдите значение выражения, используя свойства логарифмов:
4) Решите уравнение:
5) Выясните, при каких значениях x имеет смысл выражение:
4. Работа по учебнику.
№284(3). Выяснить, при каких значениях x имеет смысл выражение:
.
Решение.
Так как то логарифм существует при x3+x2-6x>0.
Решим неравенство методом интервалов:
x(x2+x-6)>0,
x(x+3)(x-2)>0.
- + - +
-3 0 2
-3
Ответ: Данный логарифм существует при -3
№ 286(1). Решить уравнение
Решение.
Обозначим 7x=t, t>0, получим
t2+t-12=0, t1=-4 не удовлетворяет условию задачи.
t2=3, 7x=3 отсюда .
Ответ: .
№298(1). Вычислить: .
Решение.
=
Ответ:3.
Дополнительное задание: №300(1).
Выразить через a и b: , если
Решение.
1)
отсюда .
2)
Ответ: 2(a+b-1).
5. Историческая страничка о логарифмах.
Изобретение логарифмов, название их и первые таблицы логарифмов принадлежат шотландскому любителю математики Джону Неперу (1550-1617), хотя раньше первые таблицы логарифмов составил также любитель математики – часовщик и мастер астрономических приборов швейцарец И.Бюрги (1552-1632). Однако таблицы Бюрги опубликованы в 1620г., а таблицы Непера появились в 1614г. Эти талантливые люди занимались вычислением логарифмических таблиц параллельно, но независимо один от другого.
Из различных сиcтем логарифмов замечательны две: логарифмы с иррациональным основанием e≈2,7, которые носят название натуральных и логарифмы с основанием 10, называемые десятичными. Термин «натуральные логарифмы» ввел П.Менголли в 1659г. Принятое ныне определение логарифма дано в работах Л.Эйлера.
В 1620г. англичанин Джон Спейдель опубликовал «Новые логарифмы», которые содержали натуральные логарифмы чисел от 1 до 1000. В 1624г. профессор Генри Бриггс опубликовал в «Логарифмической арифметике» четырёхзначные десятичные логарифмы, которые содержали целые числа от 1 до 20000. В 1628г. голландский математик Андриан Влакк дополнил труды Непера и Бриггса – он издал десятичные таблицы целых чисел от 1 до 100000.
На основе этих таблиц в 1703г. были напечатаны в России «Таблицы логарифмов» Леонтия Магницкого.
Таблицы логарифмов и логарифмическая линейка, сконструированная на их основе Оутредом (1574-1660), свыше 350 лет оставались надежным аппаратом для приближённых, но быстрых вычислений многие годы.
6. Самостоятельная работа.
Тест «Логарифмы. Свойства логарифмов» на 2 варианта.
Вариант 1. 1.Вычислите: a)1 б)2 в)3 г)4 Вычислите: а)-1 б) 1 в) 0 г) 2 3. Решите уравнение: а) 1 б) в) г) 4. Вычислите: а)0,5 б)-0,5 в) 1,5 г)1,5 5. Найдите , если а)3a+2b б)2a+3b в)a-b г)a+b 6. Вычислите: а) б) в) г) | Вариант 2. 1.Вычислите: a)2 б)3 в)1 г)4 Вычислите: а)2 б) 16 в) 14 г) 3 3. Решите уравнение: а) б)3 в) 1г) 4. Вычислите: а)1,5 б)1 в) -1,5 г)-1 5. Найдите , если а)3a+2b б)2a+3b в)a-b г)a+b 6. Вычислите: а) б) в) г) |
Ответы:
№ задания | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 |
I вариант | б | а | г | г | а | в |
II вариант | в | б | а | а | б | г |
7. Итог урока.
Домашнее задание: п.15-п.16, №284(4), 286(4), 298(4)
Литература.
- Алгебра и начала анализа 10-11. Ш.А. Алимов.
- Дидактические материалы по алгебре и началам анализа. Б.М.Ивлев и другие 1991г.
- Дидактические материалы по алгебре и началам анализа. 10-11 класс. Л.О.Денищева и другие. 1996г.
- История математики в школе. Г.И.Глейзер. 1983г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме: "Логарифм. Свойства логарифмов"
Урок обобщения и систематизации знаний. Основной целью является: повторить определение логарифма, свойства логарифмов и применять их при решении заданий. В данной разработке представлены материалы для...
Тема «Определение логарифма. Свойства логарифмов»
Задания с подробным образцом решения.Этот материал может использоваться при работе со слабоуспевающими учащимися, для самостоятельного изучения темы часто болеющими учащимися....
Урок по теме "Логарифмы. Свойства логарифмов"
Урок обобщения и закрепления знаний....
Определение логарифма. Свойства логарифма.
1) понятие логарифма2) отрабатывается определения логарифма...
Тренировочные упражнения по теме:"Логарифмы. Свойства логарифмов"
Даны тренировочные упражнения на вычисление логарифмов и применение свойств логарифмов. Приведены ответы к заданиям....
Урок по теме "Логарифм. Свойства логарифмов."
Технологическая карта урока...
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «Понятие показательной функции и показательного выражения. Логарифм числа. Десятичные и натуральные логарифмы. Свойства логарифмов. Основное логарифмическое тождество».
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯпо теме: «Понятие показательной функции и показательного выражения. Логарифм числа. Десятичные и натуральные логарифмы. Свойства логарифмов. Основное логарифмическое ...