Урок алгебры и начала анализа в 10 классе по теме "Тригонометрические уравнения"
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему
Обобщающий урок по теме "Тригонометрические уравнения" в 10 классе физико-математического профиля
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_v_10.doc | 190 КБ |
urok_v_10a_klasse.ppt | 371.5 КБ |
didakticheskiy_material.doc | 132.5 КБ |
otsenochnaya_karta_urokarefleksiya.doc | 144.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок в 10-м классе по теме
"Тригонометрические уравнения"
Образовательные цели:
- обобщить теоретический материал по данной теме;
- выработать навыки решения тригонометрических уравнений различной степени сложности;
Развивающие:
- Развитие логического мышления учащихся, развитие памяти, внимания, монологической речи, умения рассуждать, выделять главное, самостоятельно приобретать знания, навыки и применять их на практике.
- Развитие умения давать объективную самооценку.
- Расширить кругозор сведениями из истории тригонометрии.
Воспитательные:
- Воспитание уважительного отношения к одноклассникам.
- Формирование самостоятельности.
- Развитие эстетического вкуса учащихся, аккуратности, внимательности, сознание успеха.
- Воспитание интереса к математике.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор и экран.
- Таблицы с заданиями.
- Дидактические материалы.
Тип урока: комбинированный
Ход урока.
1. Организационный момент.
Сегодня у нас заключительный урок по теме «Решение тригонометрических уравнений». Повторяем, обобщаем, приводим в систему изученные виды, типы, методы и приемы решений тригонометрических уравнений. Перед нами стоит задача – показать свои знания и умения по решению тригонометрических уравнений.
2. Историческая справка.
Тригонометрия – слово греческое и в буквальном переводе означает измерение треугольников (trigwnon – треугольник, а metrew – измеряю).
Возникновение тригонометрии связано с землемерением, астрономией и строительным делом. Значительный вклад в развитие тригонометрии внесли арабские ученые Аль-Батани (850-929) и Абу-ль-Вафа, Мухаммед-бен Мухаммед (940-998), который составил таблицы синусов и тангенсов через 10 с точностью до 1/604.
Теорему синусов уже знали индийский ученый Бхаскара и азербайджанский астроном и математик Насиреддин Туси Мухаммед (1201-1274).
Кроме того, Насиреддин Туси в своей работе «Трактат о полном черырехстороннике» изложил плоскую и сферическую тригонометрию как самостоятельную дисциплину.
Длительную историю имеет понятие синус. Фактически различные отношения отрезког треугольника и окружности (а, по существу, и тригонометрические функции) встречаются уже в III веке до н.э. в работах великих математиков Древней Греции – Евклида, Архимеда, Апполония Пергского.
В римский период эти отношения достаточно систематично исследовались Менелаем (I век н.э.), хотя и не приобрели специального названия.
Современный синус, например, изучался как полухорда, на которую опирается центральный угол величиной а, или как хорда удвоенной дуги.
Слово косинус намного моложе. Косинус – это сокращение латинского выражения completely sinus, т.е. «дополнительный синус».
Тангенсы возникли в связи с решением задачи об определении длины тени. Тангенс (а также котангенс) введен в X веке арабским математиком Абу-ль-Вафой, который составил и первые таблицы для нахождения тангенсов и котангенсов.
Эти открытия долгое время оставались неизвестными европейским ученым, и тангенсы были заново открыты в XIV веке немецким математиком, астрономом Регимонтаном (1467 г.). Он доказал теорему тангенсов. Региомонтан составил также подробные тригонометрические таблицы: благодаря его трудам плоская и сферическая тригонометрия стала самостоятельной дисциплиной в Европе. Название «тангенс», происходящее от латинского tanger (касаться), появилось в 1583 г. Дальнейшее развитие тригонометрия получила в трудах выдающихся астрономов Николая Коперника (1473-1543) – творца гелиоцентрической системы мира, Тихо Браге (1546-1607) и Иоганна Кеплера (1571-1630), а также в работу математика Франсуа Виета (1540-1603), который полностью решил задачу об определениях всех элементов плоского или сферического треугольника по трем данным.
Долгое время тригонометрия носила чисто геометрический характер. Начиная с XVII в., тригонометрические функции начали применять к решению уравнений, задач механики, оптики, электричества, радиотехники, для описания колебательных процессов, распространения волн, движения различных механизмов, для изучения переменного электрического тока и т.д. Поэтому тригонометрические функции всесторонне и глубоко исследовались и приобрели важное значение для всей математики.
Аналитическая теория тригонометрических функций в основном была создана выдающимся математиком XVIII веке Леонардом Эйлером (1707-1783) членом Петербургской Академии наук.
Таким образом, тригонометрия, возникшая как наука о решении треугольников, со временем развилась и в науку о тригонометрических функциях.
3. Фронтальная (устная) работа учащихся
А) Найди ошибку: | Б) Возможны ли равенства? |
В) Имеет ли смысл выражение? | Г) Вычислите: а) arccos (–1); б) arcsin 0; в) arctg 0; г) arcctg 1; д) arcsin; е) arccos; ж) arcctg; з) arctg (–). |
Д) Поставьте вместо звездочек знак равенства или неравенства так, чтобы получилось истинное высказывание: а) arcsin 1 arccos 1; б) arcsin 1 arctg 1; в) arcsin (–1) arctg (–1); г) arcsin arccos; д) arccos arcsin |
4. Проверочная работа. Контроль знаний и приведение в систему знаний по простейшим тригонометрическим уравнениям. Работа проводится в двух вариантах. Вопросы проецируются на экран.
Работа окончена, собираются бланки с ответами. Учащиеся отмечают на листочках неправильные шаги и количество правильных ответов, заносят в лист учета знаний.
5. Практическая работа:
А) Установить соответствие: «Уравнение ↔ Корни».
Б) Классификация уравнений по способам решений
Рассматриваем типы тригонометрических уравнений и из набора уравнений выбираем уравнения каждого типа.
1. Простейшие тригонометрические уравнения.
2. Решения уравнений с помощью замены переменной.
3. Решение уравнений разложением на множители.
4. Решение однородных уравнений I степени.
5. Решения однородных уравнений II степени.
6. Решение уравнений с помощью основного тригонометрического тождества;
7. Решение уравнений с помощью формул суммы и разности аргументов;
8. Решение уравнений с помощью формул понижения степени;
9. Решение уравнений с помощью преобразования сумм тригонометрических функций в произведение.
Ответы:
1. Простейшие тригонометрические уравнения. (7, 9, 11)
2. Решения уравнений с помощью замены переменной. (2)
3. Решение уравнений разложением на множители. (8, 12)
4. Решение однородных уравнений I степени. (3, 6)
5. Решения однородных уравнений II степени. (1, 10, 13)
6. Решение уравнений с помощью основного тригонометрического тождества. (5, 14, 16)
7. Решение уравнений с помощью формул суммы и разности аргументов. (17)
8. Решение уравнений с помощью формул понижения степени (4)
9. Решение уравнений с помощью преобразования сумм тригонометрических функций в произведение. (15, 18)
6. Самостоятельная работа.
Вариант 1.
I. Тестовое задание:
1) Все корни уравнения cos x = a находятся по формуле:
А) + 2
Б) х =
В) +
Г) х =
2) Решите уравнение cos x =
А)
Б) х =
В) х =
Г) х =
3) Найдите корни уравнения: cos x = 1.
А) х =
Б) х =
В) х =
Г) х =
II. Решите уравнения:
А)
Б)
Вариант 2.
I. Тестовое задание.
1) Все корни уравнения sin x = a находятся по формуле:
А) х =
Б) х =
В)
Г)
2) Решите уравнение: sin x = .
А)
Б)
В)
Г) х =
3) Найдите корни уравнения: sin x = 1.
А) х =
Б) х =
В) х = -
Г) х = 2
II. Решите уравнения:
А)
Б)
(Учащиеся проводят самопроверку по ответам данных на мультимедийном экране.)
Ответы:
Вариант 1 | Вариант 2 |
1) 1Б, 2Г, 3А | 1) 1В, 2А, 3Б |
2) | 2) |
3) | 3) |
7. Подведение итогов. Рефлексия.
8. Домашнее задание:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Дидактический материал
1) Вычислите: а) arccos (–1); б) arcsin 0; в) arctg 0; г) arcctg 1; д) arcsin; е) arccos; ж) arcctg; з) arctg (–). |
2) Поставьте вместо звездочек знак равенства или неравенства так, чтобы получилось истинное высказывание: а) arcsin 1 arccos 1; б) arcsin 1 arctg 1; в) arcsin (–1) arctg (–1); г) arcsin arccos; д) arccos arcsin |
3. Проверочная работа. В таблицу впишите ответы на вопросы
Вариант 1 | |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 | |
11 | |
12 |
4. Установить соответствие: «Уравнение ↔ Корни».
5. Классификация уравнений по способам решений
Рассматриваем типы тригонометрических уравнений и из набора уравнений выбираем уравнения каждого типа.
Ответы:
1. Простейшие тригонометрические уравнения. ________________________
2. Решения уравнений с помощью замены переменной. __________________
3. Решение уравнений разложением на множители. _____________________
4. Решение однородных уравнений I степени. __________________________
5. Решения однородных уравнений II степени. _________________________
6. Решение уравнений с помощью основного тригонометрического тождества. ____________
7. Решение уравнений с помощью формул суммы и разности аргументов. ________________
8. Решение уравнений с помощью формул понижения степени _________________________
9. Решение уравнений с помощью преобразования сумм тригонометрических функций в произведение. ______________________
6. Диагностика
Вариант 1.
1) Все корни уравнения cos x = a находятся по формуле:
А) + 2
Б) х =
В) +
Г) х =
2) Решите уравнение cos x =
А)
Б) х =
В) х =
Г) х =
3) Найдите корни уравнения: cos x = 1.
А) х =
Б) х =
В) х =
Г) х =
Решите уравнения:
А) Б)
Дидактический материал
1) Вычислите: а) arccos (–1); б) arcsin 0; в) arctg 0; г) arcctg 1; д) arcsin; е) arccos; ж) arcctg; з) arctg (–). |
2) Поставьте вместо звездочек знак равенства или неравенства так, чтобы получилось истинное высказывание: а) arcsin 1 arccos 1; б) arcsin 1 arctg 1; в) arcsin (–1) arctg (–1); г) arcsin arccos; д) arccos arcsin |
3. Проверочная работа. В таблицу впишите ответы на вопросы
Вариант 2 | |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 | |
11 | |
12 |
4. Установить соответствие: «Уравнение ↔ Корни».
5. Классификация уравнений по способам решений
Рассматриваем типы тригонометрических уравнений и из набора уравнений выбираем уравнения каждого типа.
Ответы:
1. Простейшие тригонометрические уравнения. ________________________
2. Решения уравнений с помощью замены переменной. __________________
3. Решение уравнений разложением на множители. _____________________
4. Решение однородных уравнений I степени. __________________________
5. Решения однородных уравнений II степени. _________________________
6. Решение уравнений с помощью основного тригонометрического тождества. ____________
7. Решение уравнений с помощью формул суммы и разности аргументов. ________________
8. Решение уравнений с помощью формул понижения степени _________________________
9. Решение уравнений с помощью преобразования сумм тригонометрических функций в произведение. ______________________
6. Диагностика
Вариант 2.
1) Все корни уравнения sin x = a находятся по формуле:
А) х =
Б) х =
В)
Г)
2) Решите уравнение: sin x = .
А)
Б)
В)
Г) х =
3) Найдите корни уравнения: sin x = 1.
А) х =
Б) х =
В) х = -
Г) х = 2
Решите уравнения:
А) Б)
Предварительный просмотр:
Оценочная карта урока
Ф. И. уч-ся_____________________________________________________
№ п/п | Тип задания | Кол-во баллов |
1 | Вычисление значений обратных тригонометрических функция (8 баллов) | |
2 | Задание на сравнение (5 балла) | |
3 | Проверочная работа на знание теории (12 балла) | |
4 | «Установите соответствие» (7 баллов) | |
5 | Классификация уравнений (9 баллов) | |
6 | Диагностика (5 баллов) | |
Итоговое количество баллов (n) | ||
Оценка |
Оценка за урок зависит от суммы n набранных баллов
по всем заданиям.
- при n = 44 - 46, то ученик получает «5»;
- при 35 ≤ n ≤ 43 - оценка «4»;
- при 30 ≤ n ≤ 34 - оценка»3»;
- при n < 30 ученик получает «2».
Карта рефлексии
Мне было интересно, у меня хорошее настроение | |
Урок не интересный, я ничего не понял, настроение мое ухудшилось | |
Я ничего нового не узнал, но урок был интересен. | |
Понравилось слушать, делать ничего не хотелось. | |
Понравились слушать, выполнять задания, я доволен; |
Оценочная карта урока
Ф. И. уч-ся_____________________________________________________
№ п/п | Тип задания | Кол-во баллов |
1 | Вычисление значений обратных тригонометрических функция (8 баллов) | |
2 | Задание на сравнение (5 балла) | |
3 | Проверочная работа на знание теории (12 балла) | |
4 | «Установите соответствие» (7 баллов) | |
5 | Классификация уравнений (9 баллов) | |
6 | Диагностика (5 баллов) | |
Итоговое количество баллов (n) | ||
Оценка |
Оценка за урок зависит от суммы n набранных баллов
по всем заданиям.
- при n = 44 - 46, то ученик получает «5»;
- при 35 ≤ n ≤ 43 - оценка «4»;
- при 30 ≤ n ≤ 34 - оценка»3»;
- при n < 30 ученик получает «2».
Карта рефлексии
Мне было интересно, у меня хорошее настроение | |
Урок не интересный, я ничего не понял, настроение мое ухудшилось | |
Я ничего нового не узнал, но урок был интересен. | |
Понравилось слушать, делать ничего не хотелось. | |
Понравились слушать, выполнять задания, я доволен; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока, алгебра и начала анализа, 10 класс, Применение производной
Конспект урока по алгебре и началам анализа к учебнику Колмагорова 10 класс по теме Применение производной...
Планы конспекты уроков алгебра и начала анализа 10 класс.
Архив содержит планы конспекты уроков алгебра и начала анализа 10 класс по учебнику Мордковича. Понятие производной, нахождение производной. Самостоятельные работы по данным темам....
Открытый урок алгебры и начала анализа 11 класс " Логарифмическая рапсодия"
Тема урока: Логарифмическая рапсодия. (Свойства логарифмов. Решение логарифмических уравнений и неравенств.)Содержание: разработка урока (есть презентация)Цели урока: 1. Отрабо...
Календарно-тематическое планирование уроков алгебры и начала анализа 11 класс
Тематическое планирование составлено к УМК С.М. Никольского и др. «Алгебра и начала анализа», 11 класс, М. «Просвещение», 2009 год на основе федерального компонента государственного стандарта общего о...
Календарно-тематическое планирование уроков алгебры и начала анализа 10 класс
Тематическое планирование составлено к УМК С.М. Никольского и др. «Алгебра и начала анализа», 10 класс, М. «Просвещение», 2009 год на основе федерального компонента государственного стандарта об...
Презентация к уроку алгебры и начала анализа 10 класс "Формулы косинуса суммы и разности двух аргументов"
Презентация к уроку алгебры и начала анализа 10 класс "Формулы косинуса суммы и разности двух аргументов"...
Урок алгебры и начала анализа. 10 класс. Однородные тригонометрические уравнения второй степени.
Урок алгебры и начала анализа. 10 класс. (УМК А.Г. Мордковича и др. «Алгебра и начала анализа» 10-11 класс М. «Мнемозина»,2013 года) Тип урока: ОНЗ. Тема урока: Однородные тригонометрические урав...