Виды групповых и индивидуальных форм работы на уроках математики
статья по математике по теме
Из опыта работы с групповыми и индивидуальными формами работы на уроках математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Виды групповых и индивидуальных форм работы на уроках математики | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды групповых и индивидуальных форм работы
на уроке математики
Каждому учителю, серьезно работающему, приходится искать и находить ответы на вопросы такого характера:
- Как максимально, с большей отдачей, использовать каждую минуту урока?
- Как реализовать проблему полной занятости каждого ученика на уроке, исключить иждивенчество?
- Какую методику избрать из многообразия методик, чтобы достичь наилучшего результата?
Свой личный опыт, опыт коллег и литература частично дают ответы на эти и другие вопросы. В конечном итоге каждому учителю приходится все-таки создавать свою методику, основанную на его личном восприятии предлагаемых методик, с учетом его характера, его практики, его личного отношения к той или иной методике и, наконец, с учетом имеющихся возможностей в данной экономической ситуации.
В этом плане книга А.С. Границкой «Научить думать и действовать» дает богатый материал для размышления, подсказывает конкретно, как можно попытаться решить многие проблемы. Для этого нужно коренным образом менять систему обучения, перейдя к адаптивной системе обучения (АСО), суть которой заключается в адаптации к индивидуальным особенностям детей. По мнению автора книги, только на основе АСО можно и нужно ту или иную педагогическую находку (метод, технологию) использовать в своей работе.
В основе АСО - принципиально новая модель обучения. Во-первых, структура урока позволяет увеличить время для самостоятельной работы учащихся, т. е. таким образом реализуется теория деятельности. Во-вторых, в АСО создаются условия для разумного включения передового опыта учителей.
Модель АСО
Учитель обучает всех учеников | |
Учитель работает индивидуально | Ученики работают самостоятельно |
При этом эффективность урока заметно повышается в том случае, когда учитель не просто наблюдает за самостоятельной работой учащихся, а работает в это время с отдельными учащимися индивидуально. Резко увеличивается время для самостоятельной работы на уроках - учащиеся постепенно привыкают работать самостоятельно, овладевают приемами устной самостоятельной работы, для выполнения которой надо иметь партнера. Партнерами в данном случае могут выступать как одноклассники, так и сам учитель, а так же ТСО.
Несомненно, важным в такой работе является контроль. Он осуществляется в этой системе в различных режимах: самоконтроль (ключи к решению задач, ТСО), взаимоконтроль, внутренний самоконтроль, контроль учителя (включенный в самостоятельную работу и отключенный контроль, осуществляемый во время индивидуальной работы с учеником).
Таким образом, значительно меняется роль учителя в учебном процессе: он не только сообщает новую информацию, но и обучает приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное.
Учитель фактически работает в двух режимах:
1) обучает новому;
2) индивидуально работает.
Индивидуальная работа учителя заключается в двух подходах:
1) управление самостоятельной работой учащихся (осуществление включенного контроля);
2) индивидуальная работа (осуществление отключенного контроля). Учащиеся в АСО работают в 3-х режимах:
1) совместно с учителем;
2) с учителем индивидуально;
3) самостоятельно под руководством учителя.
Пробую использовать предлагаемую систему обучения. Конечно, сейчас я нахожусь на начальном этапе этой работы, но, несомненно, вижу перспективность и эффективность такой модели обучения.
Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Естественно ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и мобилизующее начало на уроке остаётся за учителем. Но по заданию учителя на определённом этапе обучения учащиеся сами могут сделать многое: определить и выделить главное, предусмотреть варианты проверки их знаний и умений, предвидеть очередной вопрос, обосновать связь новой темы с предыдущей, предвидеть ход мыслей учителя в изложении новой информации по изображённым на доске схемам, моделям и другим опорным сигналам, т.е. как бы взять на себя роль учителя при объяснении нового материала. Очень важно организовать работу так, чтобы каждый ученик в результате такой работы почувствовал собственный рост («додумался», «как же я раньше до этого не дошёл», «да это же совсем просто» и т.п.). Непременно очень важным в такой деятельности является психологический фактор: надо, чтобы дети видели в учителе надёжного помощника, доверяли ему, шли навстречу требованиям и установкам учителя и естественно верили в свои силы, в возможность достижения лучших результатов.
Приведу примеры карточек, которые использую на этапе устной самостоятельной работы, которая выполняется в паре под условным названием «Ученик - учитель». Каждый играет то роль учителя, то роль ученика в определенный момент времени. На работу отводится до 10 минут урока.
В это время я осуществляю включённый контроль, т.е. слушаю ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оцениваю их, помогаю ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оцениваю не только отвечающего, но и качественную работу «учителя». Положительным моментом такой работы является несомненно то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания. Ведь каждому надо дать такую возможность: высказать своё мнение и быть услышанным.
После завершения этой работы ещё раз, но уже перед всем классом одна из групп даёт ответы по карточкам. Таким образом, за небольшой промежуток времени можно оценить работу 10-12 учащихся, что при традиционной фронтальной работе невозможно. Кроме того, объём задания для устного счёта при фронтальной работе естественно был бы меньшим.
Итак, карточка для работы в паре «Ученик - учитель» (8 кл., тема: «Арифметический квадратный корень»).
ВАРИАНТ №1 | ВАРИАНТ №2 |
1. Вычислите: ; 2. Решите уравнение :. 3. Объясните, почему неверно равенство:. 4. Вычислите: . 5. Упростите выражение: . | 1. Решите уравнение: 2х2 = 3. 2. Вычислите: ; . 3. Вычислите: 4. Упростите выражение: 5. Объясните, почему неверно равенство:. |
Иногда организую работу в паре «Ученик-учитель», в которую включены сильный и слабый или сильный и средний учащиеся. Целью такой работы является организация помощи сильными учащимися более слабым товарищам по классу. Причём такая работа является очень эффективной не только на начальном этапе изучения новой темы, но и в процессе повторения изученного. При этом работу организую комбинированно: те, кто отлично усвоил материал, на определённую часть урока выполняют роль учителя, помогая ликвидировать пробелы в знаниях тех, кто по какой-либо причине имеет их, остальные работают индивидуально и коллективно, после чего организуется проверка выполнения работы пары «Ученик-учитель». Стараюсь привлекать для этой работы исключительно хорошо подготовленных учащихся, чтобы быть твёрдо уверенной в хорошем качестве такой помощи. Такая работа чрезвычайно полезна обоим ученикам: «учителю» важно уметь объяснять качественно, понятно, владеть алгоритмами решения тех или иных задач, основами теории, необходимой для достижения цели и, в конечном итоге, научить. Тот же, кого обучают, в данный момент получает уникальную возможность понять непонятное, подняться в своём уровне развития, а может быть и узнать новое. Работа в паре «Ученик-учитель» способствует развитию речи обоих учеников, закреплению знаний и умений, утверждению в знаниях обучающего, оказывает благоприятное воздействие на формирование коллективизма и товарищества.
Карточка для работы в паре «Ученик - учитель» (8 кл., тема: «Свойства арифметического квадратного корня»).
1. Определите, какие преобразования нужно выполнить в каждом из предложенных выражений, чтобы упростить его: а) ; (устно) б) . (письменно) Выполните упрощение выражения. 2. Какой закон применяется при упрощении выражения ? Упростите выражение. Как называется правило, используемое при данном упрощении? Сформулируйте его. 3. Упростите выражения, используя формулы сокращенного умножения: a) ; б) ; в) . |
Кроме описанной выше формы работы в паре, называемой статической, когда общаются на протяжении некоторого времени два сидящих за одной партой ученика, я использую также работу в паре, называемой динамической, когда поочерёдно общаются друг с другом учащиеся, сидящие за двумя соседними партами (это уже малая группа из 4-х человек).
Каждый ученик этой малой группы получает карточку с заданием, на обратной стороне которой имеются целесообразные вопросы, а также предполагаемые ответы на них (ключи к решению задачи).
Получив такую карточку, каждый должен разобраться в решении. После этого начинается общение каждого с каждым в данной группе. Таким образом, каждый ученик группы решит 3 задачи, а одну, разобрав предварительно, предложит каждому из членов его группы.
Приведу примеры карточек, используемых для работы в динамической паре.
Карточка для работы в динамической паре (8 кл., тема: «Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения»).
Лицевая сторона карточки (для отвечающих) | Обратная сторона карточки (для опрашивающего) |
Карточка № 1 1. Как называются числа а и b в квадратном уравнении? 2. В каком случае квадратное уравнение называется неполным? 3. Сколько корней имеет квадратное уравнение: х2 = -9? Ответ объяснить. | Карточка № 1 1. Как называются числа а и b в квадратном уравнении? 2. В каком случае квадратное уравнение называется неполным? 13. Сколько корней имеет квадратное уравнение: х2 = - 9? Ответ объяснить. ОТВЕТЫ 1. Число а называется первым коэффициентом, число b - вторым коэффициентом квадратного уравнения. 2. Если хотя бы один из коэффициентов b или с квадратного уравнения равен нулю, то квадратное уравнение называется неполным. 3. Это уравнение не имеет корней, т. к. квадрат любого числа неотрицателен. |
Карточка для работы в динамической паре (8 кл., тема «Теорема Пифагора»).
Лицевая сторона карточки (для отвечающих) | Обратная сторона карточки (для опрашивающего) |
Дано: △АBC(); С = 15 м; sinB = 0.6 Найти: b. a | Дано: △АBC(); С = 15 м; sinB = 0.6 Найти: b. A Вопрос 1. Каким отношением можно записать синус угла В? Ответ. sin B= или sin B= b : с. Вопрос 2. Какой компонент полученной формулы неизвестен? Ответ. Неизвестен катет b, который легко можно найти, пользуясь этой формулой: b = c• sinB = 15 • 0,6= 9 (м). Вопрос 3. Как найти а? Ответ. Воспользуемся теоремой Пифагора: a2 = c2 – b2; |
Такие карточки предлагаются в четырёх вариантах для четырёх учащихся группы. Во время этой групповой работы я, как и описывалось выше при работе в статической паре, осуществляю включённый контроль. Работа длится до 20-25 минут урока, после чего ученики приступают к письменной самостоятельной работе по вариантам. И теперь уже начинается этап индивидуальной работы, т. е. этап отключённого контроля: поочередно приглашаю учеников к столу или к доске для решения задач и упражнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповая форма работы на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
Использование групповой формы работы на уроках математики для развития коммуникативных способностей и познавательных процессов школьников....
Технологическая карта урока по ФГОС в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие". (Маршрутный лист, групповая и индивидуальная формы работы. Самоанализ урока)
Урок русского языка Класс: 5Тема: «Прилагательные полные и краткие»Тип урока: изучение нового материалаФормы и методы: слово учителя, беседа, анализ языкового материала, наблюдение, орфографическ...
Технологическая карта урока по ФГОС в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие". (Маршрутный лист, групповая и индивидуальная формы работы. Самоанализ урока)
Урок русского языка Класс: 5Тема: «Прилагательные полные и краткие»Тип урока: изучение нового материалаФормы и методы: слово учителя, беседа, анализ языкового материала, наблюдение, орфографическ...
Коллективные и групповые формы работы на уроках математики.
Учитель, прежде всего, должен найти такие методы и формы работы на уроке, которые смогли бы увлечь детей, сделать процесс обучения интересным. Одной из наиболее современных и востребованны...
Применение групповых форм работы на уроках математики как средство организации учебной деятельности в условиях ФГОС.
из опыта работы учителя математики "Применение групповых форм работы на уроках математик как средство организации учебной деятельности в условиях ФГОС" представлены раз...
Из опыта работы: групповая форма работы на уроках математики
С введением ФГОС приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектироватьпути достижения этих целей, контролировать и оцен...