Рабочая программа по геометрии 7 класс.
рабочая программа по алгебре (7 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_7_klass_geometriya._l.s._atanasyan.docx | 76.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса геометрии для 7 класса разработана на основе:
1. Перечня нормативных документов.
1) Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-03 «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 № 145-ФЗ. от 06.04.2015 № 68-ФЗ) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/;
2) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576. от 28.12.2015 № 1529, от 26.01.2016 № 38) // http://www.consultant.ru/;http://www.garant.ru/;
3) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» // http://www.consultant.ru/;
4)Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 №03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» // http://www.consultant.ru/;
2. Перечня методических материалов:
1)Примерная основная образовательная программа основного общего образования // http://fgosreestr.ru/
2)Примерная программа по математике. 5-9 класс. – М.: Просвещение, 2014. –112 с.
- Письмо министерства образования и науки Калужской области от 20.05.2016 № 09-021/1454-16 «Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных организациях Калужской области» (в разделе «Методические рекомендации» http://kgiro.kalugaedu.ru);
- Письмо министерства образования и науки Калужской области от 18.01.2016 № 07-021/133-16 «О рекомендациях по организации самоподготовки обучающихся при осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам».
- Обязательного минимума содержания основного общего образования по математике, авторской программы по геометрии для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2014) ;
- Рабочих программ по учебнику Геометрия 7-9 А.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, Э.Г. Позняка, И.И. Юдиной (авт.-сост. Н.А. Ким, Н.И. Мазурова. – Волгоград: Учитель, 2016).
Образовательные и воспитательные задачи обучения геометрии должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей обучающихся, специфики геометрии как учебного предмета, определяющего её роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания. При планировании уроков следует иметь в виду, что теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач. Организуя решение задач, целесообразно шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения, сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизированное применение объяснительно-иллюстрированных и эвристических методов, использование технических средств, ИКТ-компонента. Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов.
Изучение геометрии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;
- освоение навыков и умений проведения доказательств, обоснования выбора решений;
- приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;
- развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;
- научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.
Задачи обучения:
- ввести основные геометрические понятия, научить различать их взаимное расположение;
- научить распознавать геометрические фигуры и изображать их;
- ввести понятия: теорема, доказательство, признак, свойство;
- изучить все о треугольниках (элементы, признаки равенства);
- изучить признаки параллельности прямых и научить применять их при решении задач и доказательстве теорем;
- научить решать геометрические задачи на доказательства и вычисления;
- подготовить к дальнейшему изучению геометрии в последующих классах.
Общая характеристика курса геометрии 7 класса
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (блоков): «Арифметика», «Алгебра», «Геометрия», «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей».
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. Преобразование геометрических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
- развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
- научиться применять формально-оперативные алгебраические умения к решению геометрических задач;
- развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами и их свойствами;
- развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии в 7 классе отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Контрольные работы |
Начальные геометрические сведения | 12 | 1 | |
Треугольники | 18 | 1 | |
Параллельные прямые | 12 | 1 | |
Соотношения между сторонами и углами треугольника | 20 | 2 | |
Повторение. Решение задач | 6 | 1 | |
Итого: | 68 | 6 |
Содержание учебного предмета.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса.
Основная форма организации учебного процесса – классно-урочная система. Предусматривается применение следующих технологий обучения: традиционная классно-урочная; игровые технологии; элементы проблемного обучения; технологии уровневой дифференциации; ИКТ- технологии.
Содержание курса геометрии 7 класса включает следующие тематические блоки:
1. Введение
Возникновение геометрии из практики. Геометрические фигуры и тела. Определения, аксиомы, теоремы, следствия, доказательства. Контрпример.
2.Начальные геометрические сведения .
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол.
Понятие равенства геометрических фигур.
Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла.
Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Основная цель — систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1—6 классов геометрических фактов.
Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме.
Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения.
Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.
Учащиеся должны знать:
- понятие равенства фигур;
- понятие отрезка и равенства отрезков;
- понятие длины отрезка и её свойства;
- понятие угла, равенства углов, величины угла и её свойства;
- понятие смежные и вертикальные углы и их свойства;
- понятие перпендикулярных прямых.
Учащиеся должны уметь:
- формулировать определения и иллюстрировать понятия отрезка, луча; угла, прямого, острого, тупого и развернутого углов; вертикальных и смежных углов; биссектрисы угла;
- формулировать и доказывать теоремы, выражающие свойства вертикальных и смежных углов;
- формулировать определения перпендикуляра к прямой;
- решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы;
- опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения;
- сопоставлять полученный результат с условием задачи.
Перечень контрольных мероприятий
- контрольная работа №1 «Начальные геометрические сведения»
3. Треугольники.
Треугольник. Признаки равенства треугольников.
Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.
Равнобедренный треугольник и его свойства.
Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Основная цель — ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.
Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.
Учащиеся должны знать:
- признаки равенства треугольников;
- понятие перпендикуляра к прямой;
- понятие медианы, биссектрисы и высоты треугольника;
- понятие равнобедренного треугольника и его свойства;
- основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать на чертежах, формулировать определения, изображать равнобедренный, равносторонний треугольники; высоту, медиану, биссектрису;
- формулировать определение равных треугольников;
- формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников;
- объяснять и иллюстрировать неравенство треугольника;
- формулировать и доказывать теоремы о свойствах и признаках равнобедренного треугольника,
- моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения;
- решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы;
- опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения;
- интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи;
- решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: деление отрезка пополам; построение угла, равного данному; построение треугольника по трем сторонам; построение перпендикуляра к прямой; построение биссектрисы угла; деление отрезка на и равных частей.
Перечень контрольных мероприятий:
- контрольная работа №2 «Треугольники»
4. Параллельные прямые .
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Основная цель — ввести одно из важнейших понятий — понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.
Учащиеся должны знать:
- признаки параллельности прямых;
- аксиому параллельности прямых;
- свойства параллельных прямых.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать на чертежах, изображать, формулировать определения параллельных прямых; углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей; перпендикулярных прямых; перпендикуляра и наклонной к прямой; серединного перпендикуляра к отрезку;
- формулировать аксиому параллельных прямых;
- формулировать и доказывать теоремы, выражающие свойства и признаки параллельных прямых;
- моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения;
- решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы;
- опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения;
- интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи.
Перечень контрольных мероприятий:
- контрольная работа №3 «Параллельные прямые»
5. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника.
Неравенство треугольника.
Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства.
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.
Построение треугольника по трем элементам.
Основная цель — рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.
В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.
Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.
При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.
Учащиеся должны знать:
- понятие сумма углов треугольника;
- соотношение между сторонами и углами треугольника;
- некоторые свойства прямоугольных треугольников;
- признаки равенства прямоугольных треугольников.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать на чертежах, формулировать определения, изображать прямоугольный, остроугольный, тупоугольный;
- формулировать и доказывать теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника, о сумме углов треугольника, о внешнем угле треугольника;
- решать задачи используя теорему о сумме углов треугольника;
- использовать свойства прямоугольного треугольника;
- формулировать свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников;
- решать задачи на построение треугольника по трем его элементам с помощью циркуля и линейки (деление отрезка пополам, построение треугольника по трем сторонам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы, деление отрезка на n равных частей);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Перечень контрольных мероприятий:
- контрольная работа №4 «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
- контрольная работа №5 «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам»
6. Повторение .
Планируемые результаты изучения курса геометрии
В результате изучения курса геометрии 7 класса учащиеся должны:
- знать/понимать:
- существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и не
равенства; примеры их применения для решения математических и практических задач; - как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач
землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики; - смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
- уметь:
- пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их; в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов); находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования; решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии; расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Формы и средства контроля.
Формы промежуточной и итоговой аттестации: фронтальная, индивидуальная, парная и групповая формы; самостоятельные и контрольные работы, промежуточные тематические и итоговый тесты, математический диктант, устный опрос, зачёт.
Контрольные работы направлены на проверку уровня базовой подготовки учащихся, а также на дифференцированную проверку владения формально-оперативным математическим аппаратом, способность к интеграции знаний по основным темам курса.
Для проведения контрольных работ используется программа общеобразовательных учреждений Геометрия. 7-9 классы / авт.-сост. Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2014.
Для организации самостоятельных и тестовых работ:
1. Геометрия: дидактические материалы для 7 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2015.
2.Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса./ Ершова А. П., Голобородько В.В., Ершова А. С.— М.: Илекса, 2015
3.Контрольные работы по геометрии, 7 класс: к учебнику Л. С. Атанасяна
« Геометрия, 7-9»/ Н. Б. Мельникова-М.: Изд. «Экзамен», 2015.
Система оценивания.
Критерии оценивания знаний, умений и навыков обучающихся по геометрии.
Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Основными формами проверки знаний и умений, учащихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос.
Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе. К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, которые в программе не считаются основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения: неаккуратная запись, небрежное выполнение чертежа.
Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач. Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно, выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.
Для оценки достижений учащихся применяется пятибалльная система оценивания.
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере;
- работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
- возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
3. Оценка устных ответов обучающихся (по карточкам)
- отметка«5» - правильные ответы на все вопросы;
- отметка«4» - на основной вопрос ответ верный, но на дополнительные не ответил или допустил ошибку;
- отметка«3» - затруднился, дал не полный ответ, отвечал на дополнительные вопросы;
- отметка«2» - не знает ответ и на дополнительные вопросы отвечает с трудом.
4. Оценка письменных тестовых работ обучающихся по математике.
- отметка«5» - 90-100%
- отметка«4»- 75-80%
- отметка«3» - 60-70%
- отметка«2» - 50% и менее.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
Итоговые отметки (за тему, четверть, курс) выставляются по состоянию знаний на конец этапа обучения с учетом текущих отметок.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
УМК:
- Геометрия,7-9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений /Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2013
- Рабочая тетрадь. Геометрия: рабочая тетрадь для 7 класса общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов.- М.: Просвещение,2016
- Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации: книга для учителя/ Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]- М.: Просвещение, 2016
- Звавич Л.И. Тесты по геометрии. 7 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева и др. «Геометрия. 7-9 классы» / Л.И. Звавич, Е.В. Потоскуев. – М.: Издательство «Экзамен», 2014
- Контрольно-измерительные материалы. Геометрия. 7 класс / Сост. Н.Ф. Гаврилова. – М.: ВАКО, 2014
- Контрольные работы по геометрии, 7 класс: к учебнику Л. С. Атанасяна « Геометрия, 7-9»/ Н. Б. Мельникова-М.: Изд. «Экзамен», 2015.
- Зив Б.Г. Задачи к урокам геометрии. 7-11 . – С.-Петербург, 1998. - НПО «Мир и семья-95»
- Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 7 класс.- М.: ВАКО, 2013 – (В помощь школьному учителю)
- Геометрия в таблицах. 7-11 кл. : справочное пособие / авт.-сост. Л.И. Звавич, А.Р. Рязановский. – М.: Дрофа, 2005.
Дополнительная литература
- Орехова А.И. Задачи на готовых чертежах. Геометрия : в 3 ч. Ч. 1 / А.И. Орехова. – Мозырь : Белый ветер, 2013. – (Дидактический материал).
- Математика. Весь школьный курс в таблицах / сост. Т.С. Степанова – Минск: Букмастер: Кузьма, 2015.
- Балаян Э.Н. Геометрия: сборник задач по планиметрии для подготовки к ГИА, ЕГЭ и олимпиадам: 7-11 классы / Э.Н. Балаян. – Ростов н/Д: Феникс, 2013
- Балаян Э.Н. Геометрия : задачи на готовых чертежах для подготовки к ГИА и ЕГЭ: 7-9 классы / Э.Н. Балаян. – Ростов н/Д:Феникс, 2014.
- Геометрия. 7 -9 классы: рабочие программы по учебникам Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Д. Кадомцева, Е.Г. Позняка, И.И. Юдиной / авт.-сост. Н.А. Ким, Н.И. Мазурова. – Волгоград: Учитель, 2015.
Печатные пособия
- Демонстрационный материал в соответствии с основными темами программы обучения: таблицы по геометрии для 7 класса
- Карточки с заданиями по геометрии
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
- Доска магнитная
- Комплект классных чертежных инструментов: линейка, транспортир, угольник (30о, 60о), угольник (45о, 45о), циркуль
- Комплекты демонстрационных планиметрических фигур
Технические средства обучения
- Компьютер
- Принтер
- Мультимедийный проектор
- Экран
Интернет-сайты для математиков
- www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»
- www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал
- www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- www.1september.ru – газета «Математика», издательство «Первое сентября»
- www.math.ru - сайт для школьников, студентов, учителей и для всех, кто интересуется математикой
- www.allmath.ru – математический портал
- www.uztest.ru – сайт, на котором размещены информационные ресурсы и интерактивные сервисы для подготовки и проведения занятий по математике.
- http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)
- http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)
- http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.
- http://www.internet-scool.ru- сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На сайте представлены Интернет-уроки по алгебре и началам анализа и геометрии, включают подготовку сдачи ЕГЭ, ГИА.
- http://www.legion.ru– сайт издательства «Легион»
- http://www.intellectcentre.ru– сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений
- http://www.fipi.ru- портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по геометрии в 7 классе.
№ уро-ка | Тема | Контроль знаний | Региональный ( краеведческий) компонент | Дата проведения | |||||||
1.Начальные геометрические сведения (12часов) Основные виды деятельности: объяснять, что такое отрезок, луч, угол, какие фигуры называются равными, как сравниваются и измеряются отрезки и углы, что такое градус и градусная мера угла, какой угол называется прямым, тупым, острым, развёрнутым, что такое середина отрезка и биссектриса угла, какие углы называются смежным и какие вертикальными; формулировать и обосновывать утверждения о свойствах смежных и вертикальных углов; объяснять, какие прямые называются перпендикулярными; формулировать и обосновывать утверждение о свойстве двух прямых, перпендикулярных к третьей; изображать и распознавать указанные простейшие фигуры на чертежах; Решать задачи, связанные с этими простейшими фигурами. | |||||||||||
1. | Предмет геометрия | Геометрические фигуры в архитектуре зданий г. Калуги | |||||||||
2 | Прямая и отрезок. | ТК | |||||||||
3 | Луч и угол. | ФО, ИРТ | |||||||||
4 | Сравнение отрезков и углов. | МД, ИРК, РОХ | |||||||||
5 | Измерение отрезков | ТО,ИРД, СпЗСР | |||||||||
6 | Измерение отрезков. Решение задач. | ИПТО, СР | |||||||||
7 | Измерение углов | ФО, СРЗ | |||||||||
8 | Смежные и вертикальные углы | СПЗ, СРЗ | |||||||||
9 | Перпендикулярные прямые. | ПР, ТТ | |||||||||
10 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | ПТ, СРЗ | |||||||||
11 | Решение задач | ||||||||||
12 | Контрольная работа №1 по теме «Начальные геометрические сведения» | КР №1 | |||||||||
2.Треугольники (18 часов) Основные виды деятельности: объяснять, какая фигура называется треугольником, что такое вершины, стороны, углы и периметр треугольника, какой треугольник называется равнобедренным и какой равносторонним, какие треугольники называются равными; изображать и распознавать на чертежах треугольники и их элементы; формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников; объяснять, что называется перпендикуляром, проведённым из данной точки к данной прямой; формулировать и доказывать теорему о перпендикуляре к прямой; объяснять, какие отрезки называются медианой, биссектрисой и высотой треугольника; формулировать и доказывать теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; решать задачи, связанные с признаками равенства треугольников и свойствами равнобедренного треугольника; формулировать определение окружности; объяснять, что такое центр, радиус, хорда и диаметр окружности; решать простейшие задачи на построение (построение угла, равного данному, построение биссектрисы угла, построение перпендикулярных прямых, построение середины отрезка)и более сложные задачи, использующие указанные простейшие; сопоставлять полученный результат с условием задачи; анализировать возможные случаи. | |||||||||||
13 | Треугольник. Равнобедренные и равносторонние треугольники | ИРТ, СРЗ | Сообщение « Тарусская вышивка» (использование геометрических фигур) | ||||||||
14 | Первый признак равенства треугольников | ТО,ИРК, СРЗ | |||||||||
15 | Первый признак равенства треугольников. Решение задач. | МД, СРТХ | |||||||||
16 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. | СПЗ, ИРД | |||||||||
17 | Свойства и признаки равнобедренного треугольника | ТО, СПЗ, СРЗ | |||||||||
18 | Равнобедренный треугольник. Решение задач. | ТТ, СРЗ, ИРТЗ | |||||||||
19 | Второй признак равенства треугольников | ИРТ, СРЗ | |||||||||
20 | Второй признак равенства треугольников. Решение задач | ФО, ТТ, ПР | |||||||||
21 | Третий признак равенства треугольников | ИРТ, СРЗ | |||||||||
22 | Третий признак равенства треугольников. Решение задач | ТО, ПР | |||||||||
23 | Окружность | СРТХ | |||||||||
24 | Примеры задач на построение | ТО, ИРД | |||||||||
25 | Решение задач на построение | ТО,СРЗ | |||||||||
26 | Признаки равенства треугольников. Решение задач. | СРЗ, СРОХ | |||||||||
27 | Решение задач | Т, ПР | |||||||||
28 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | ФО,УТ,СРЗ | |||||||||
29 | Контрольная работа №2 по теме «Треугольники» | КР №2 | |||||||||
30 | Решение задач. Анализ заданий контрольной работы. | ||||||||||
3. Параллельность прямых - (13 часов) Основные виды деятельности: формулировать определение параллельных прямых; объяснять с помощью рисунка, какие углы, образованные при пересечении двух прямых секущей, называются накрест лежащими, какие односторонними и какие соответственными; формулировать и доказывать теоремы, выражающие признаки параллельности двух прямых; объяснять, что такое аксиомы геометрии и какие аксиомы уже использовались ранее; формулировать аксиому параллельных прямых и выводить следствия из неё; формулировать и доказывать теоремы о свойствах параллельных прямых, обратные теоремам о признаках параллельности, связанных с накрест лежащими, соответственными и односторонними углами, в связи с этим объяснять, что такое условие и заключение теоремы, какая теорема называется обратной по отношению к данной теореме; объяснять, в чём заключается метод доказательства от противного: формулировать и доказывать теоремы об углах с соответственно параллельными и перпендикулярными сторонами; приводить примеры использования этого метода; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с параллельными прямыми. | |||||||||||
31 | Признаки параллельности двух прямых | ИРТ | |||||||||
32 | Признаки параллельности двух прямых | ТО, СРЗ | |||||||||
33 | Практические способы построения параллельных прямых | СРТХ, ИРЗ | |||||||||
34 | Признаки параллельности двух прямых. Решение задач | ПР, ИПТО | |||||||||
35 | Аксиома параллельных прямых | ТО | |||||||||
36 | Свойства параллельных прямых | ИРД | |||||||||
37 | Свойства параллельных прямых | ТО, ИРТ | |||||||||
38 | Параллельные прямые. | ИПТО, СРЗ | |||||||||
39 | Решение задач | МД,ПР | |||||||||
40 | Решение задач | Т,СРЗ | |||||||||
41 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | Текущий | |||||||||
42 | Контрольная работа №3по теме «Параллельные прямые» | КР №3 | |||||||||
43 | Решение задач. Анализ заданий контрольной работы | Текущий | |||||||||
4. Соотношение между сторонами и углами треугольника (20 часов) Основные виды деятельности: формулировать и доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствие о внешнем угле треугольника, проводить классификацию треугольников по углам; формулировать и доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника (прямое и обратное утверждения) и следствия из неё, теорему о неравенстве треугольника; формулировать и доказывать теоремы о свойствах прямоугольных треугольников (прямоугольный треугольник с углом 30°, признаки равенства прямоугольных треугольников); формулировать определения расстояния от точки до прямой, расстояния между параллельными прямыми; решать задачи на вычисления, доказательство и построение, связанные с соотношениями между сторонами и углами треугольника и расстоянием между параллельными прямыми, при необходимости проводить по ходу решения дополнительные построения, сопоставлять полученный результат с условием задачи, в задачах на построение исследовать возможные случаи. | |||||||||||
44 | Сумма углов треугольника. | Тек., СРЗ | Использование геометрических соотношений в треугольнике при строительстве храмов Калужской области | ||||||||
45 | Сумма углов треугольника. Решение задач. | ТО, УТ, СРЗ | |||||||||
46 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | СР, СпЗСР | |||||||||
47 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | ТО, текущий | |||||||||
48 | Неравенство треугольника. | ТО, тек. | |||||||||
49 | Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | Текущий, СРЗ | |||||||||
50 | Контрольная работа №4по теме «Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника» | КР №4 | |||||||||
51 | Анализ контрольной работы. Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства | Текущий | |||||||||
52 | Решение задач на применение свойств прямоугольных треугольников | ТО, СРЗ, ИРЗ | |||||||||
53 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | Текущий | Построение макетов и чертежей исторических зданий Кал г.Калуга | ||||||||
54 | Решение задач на применение признаков равенства прямоугольных треугольников | ДМ СР №21 | |||||||||
55 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми | Текущий | |||||||||
56 | Построение треугольника по трем элементам | Текущий, ФО, СПЗ | |||||||||
57 | Построение треугольника по трем элементам | Текущий, ТО, СПЗ | |||||||||
58 | Построение треугольника по трем элементам. Решение задач | ФО, ДМ СР №24 | |||||||||
59 | Решение задач на построение | СРПХ | |||||||||
60 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | ИРК, СРЗ | |||||||||
61 | Контрольная работа №5по теме «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам» | КР №5 | |||||||||
62 | Решение задач. Анализ заданий контрольной работы | Текущий | |||||||||
Повторение -6 часов | |||||||||||
63 | Повторение. Начальные геометрические сведения | Игра, СРЗ | |||||||||
64 | Повторение. Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник | ТТ, текущий | |||||||||
65 | Повторение. Параллельные прямые | ТТ, тек. | |||||||||
66 | Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника | Текущий, УМД | |||||||||
67 | Итоговый контрольный тест | ИКТ | |||||||||
68 | Решение задач. Анализ ошибок, допущенных в итоговом тесте | Текущий | |||||||||
ИТОГО | 68 |
Сокращения, используемые в рабочей программе:
Форма работы: РГ – работа в группах Источник работы: ДМ – дидактические материалы | . | |
Виды контроля: ФО — фронтальный опрос. ТО – теоретический опрос. ИПТО – индивидуальный письменный теоретический опрос. ИРД — индивидуальная работа у доски. ИРК — индивидуальная работа по карточкам. СР— самостоятельная работа. СРОХ – самостоятельная работа обучающего характера. СпЗСР – самопроверка задач самостоятельной работы СРЗ – самостоятельное решение задач СПЗ – самостоятельное практическое задание. ИРЗ – индивидуальное решение задач. ИРТ – индивидуальная работа в рабочих тетрадях. СРТХ – самостоятельная работа творческого характера. ПР— проверочная работа. МД — математический диктант. Т – тестовая работа. УТ- устный тест ТТ- теоретический тест. ПТ – проверочный тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....