Внеурочная деятельность учащихся по математике.
статья по алгебре (6 класс) на тему
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.
Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В.Ф Одоевский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность учащихся по математике.
Корыбко Ольга Геннадьевна,
учитель математики,
МОУ «СОШ № 76» города Саратова
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.
Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В.Ф Одоевский
В настоящее время перед учителями математики стоит задача не только дать определенные знания учащимся, но и вооружить их умениями самостоятельно добывать эти знания, воспитывать интерес к самостоятельному изучению математики и её практических применений.
Внеурочная деятельность способствует повышению уровня математической культуры и развитию познавательных способностей учащихся, расширяет их математический кругозор. Систематическое проведение различных форм внеурочной работы по предмету позволяет каждому учащемуся найти занятие по интересам и склонностям. Внеурочная работа помогает учащимся выработать многие ценные качества личности, в том числе такие, как чувство долга и ответственности.
Воспитание интереса к занятиям – вопрос не новый. Каждый учитель должен стремиться к тому, чтобы среди его учеников было больше увлечённых предметом, а для этого нужно заниматься с каждой группой учащихся, осуществляя дифференцированный подход, определяя соответствующие задачи, содержание и формы внеурочной работы.
Работа в школе убеждает, что обычные средние способности учащихся вполне достаточны для привития и развития у них интереса к математике. Особое место имеет внеурочная работа. Под внеурочной работой понимают организованные и целенаправленные мероприятия, проводимые под руководством преподавателя с учащимися во внеурочное время при соблюдении принципа полной добровольности участия в них.
Основной целью внеурочной работы является воспитание и социализация учащихся.
Внеурочная работа по математике способствует:
- повышению интереса учащихся к математике;
- активизации деятельности воспитанников;
- развитию памяти, логического мышления, внимания, устной речи;
- развитию познавательных и творческих способностей;
- воспитанию коллективного общения;
- выявлению наиболее способных к математике учащихся и оказанию им помощи.
В процессе внеурочной работы по математике:
- вырабатывается интерес к изучению математических дисциплин;
- углубляются и расширяются математические знания, умения и навыки учащихся;
- выявляются наиболее одаренные дети, развиваются их способности;
- развивается логическое мышление, математическая зоркость, математическая интуиция и смекалка.
В 2016 – 2017 уч. гг. мы с учащимися 6-х классов активно работали над проектом «Геометрия вокруг нас».
В настоящее время в начальной школе мало уделяется внимания на изучение геометрического материала. Геометрия является очень сложным звеном в математике. Практика показывает, что в среднем звене дети испытывают большие трудности при изучении самостоятельного предмета “Геометрия”. Это связано в первую очередь с тем, что у обучающихся слабо развито пространственное воображение, нет практических навыков в построении геометрических фигур. Именно поэтому у меня возникла идея проекта «Геометрия вокруг нас», которую воплотили в жизнь учащиеся 6-тых классов.
Данный проект предназначен для того, чтобы глубже понять, каков он – мир геометрических фигур, научится наблюдать и видеть мир вокруг себя. Проект предназначен для того, чтобы геометрия стала ближе и понятнее учащимся, для понимания значимости предмета в практической жизни.
Учащимся было дано задание:
- Провести наблюдение дома, на улице. Выявить геометрические фигуры в различных предметах, окружающих нас.
- Написать мини-сочинение на тему: «Геометрия вокруг нас».
- Сделать выводы о роли геометрии в нашей жизни.
Целью проекта является обеспечение развития творческих способностей ребенка: гибкость мышления, «геометрическую» зоркость, интуицию, воображение. Выяснение учащимися, какие геометрические фигуры чаще всего встречаются в окружающей жизни, что могут дать разные комбинации геометрических фигур.
Проект «Геометрия вокруг нас» был создан из работ, представленных учащимися в электронном виде (презентаций). Все презентации учеников были объединены в одну: мультимедийную презентацию-проект «Геометрия вокруг нас». Важно отметить, что наглядность проекту придавали фотографии: различных приборов, используемых в быту, мебели, зданий, сооружений и т.д.
Итогом работы над проектом стало создание мультимедийной презентации «Геометрия вокруг нас» из работ учащихся, с последующей ее демонстрацией другим ученикам. В заключение такой интересной работы была проведена рефлексия, где каждый из учащихся мог высказать свое мнение.
Учащиеся отметили, что в нашей жизни мы часто встречаем геометрические тела и фигуры. Из них состоят все предметы, которые нас окружают, начиная с тарелки, с которой едим, и, заканчивая телевизионной тарелкой, которая передает программы со всего мира. В квартирах, домах нас окружают геометрические фигуры: отрезки, квадраты, прямоугольники, круги, окружности, кубы, прямоугольные параллелепипеды и другие. А также предметы, состоящие из сочетания этих геометрических фигур. Необходимо уметь строить все эти геометрические фигуры на листе бумаги, для изготовления чертежа или схемы. Но для начала надо иметь пространственное представление о геометрических фигурах, а это нужно развивать. Так, учащиеся постарались смоделировать и построить дом из картона, что было очень увлекательно и интересно. Разнообразные многоэтажные и одноэтажные дома с открывающимися окнами и дверьми внушительных размеров были созданы учениками. Ребята работали парами, группами и индивидуально.
Значимость нашей работы заключается в том, что многие ученики, познакомившись с данным исследованием, будут с интересом изучать сложную, но увлекательную науку – геометрию! И, конечно же, с огромным желанием, будут стараться повторить то, что проделали мы с ребятами шестых классов.
16 декабря 2016 года в МОУ «СОШ № 94» состоялся фестиваль естественных наук «О науке и не только…». Мы с учащимися 7 класса приняли участие в конкурсе театрализованных представлений и в конкурсе мультимедийных презентаций. В результате ребята заняли призовые места. Работа над презентациями с интересом вовлекает учащихся. Основная задача учителя выбрать удачную тему для работы. Такими темами стали: «Геометрия у нас дома», «Математика в архитектуре». Данные презентации создавались из личных наблюдений, реальных фотографий и собственных комментарий учащихся. А это положительно сказывается на отношении ребят к предмету математика в целом.
Спектакль «Путешествие в историю математики» учащиеся 7 класса с большим желанием и успехом показали на фестивале естественных наук «О науке и не только…». Подготовка к спектаклю была достаточно продолжительной, но продуктивной. В спектакле участвовало 16 учеников. Действующими лицами были: великий ученый и математик, две ученицы, Платон, Евклид, Эратосфен, Архимед, Ломоносов и 8 гречанок. Ученицы вместе с великим математиком, на изобретенной им машине времени, совершили путешествие в историю математики, где встретились с известными учеными и математиками. Что-то ребята услышали впервые, а что-то им было интересно услышать еще раз. Например, школьницы узнали, что такое «решето Эратосфена», «точка опоры Архимеда», о «Великом законе Архимеда», об «Оборонительных машинах Архимеда», о Евклидовой геометрии и о многом другом. Красочность спектаклю придавали костюмы, декорации. Девочки-гречанки подготовили и показали греческий танец «Сиртаки» в национальных костюмах. Путешествующие ученицы вместе со зрителями могли наблюдать за беседами, размышлениями великих ученых, а также пообщаться с ними лично. Открытиями этих ученых гордится наш век!
Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История математики как науки дает возможность пополнить запас историко-научных знаний учащихся, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими эпохами возникновения и развития математики, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека. Развитие интереса к математике является важнейшей целью учителя.
Список литературы:
- Бахтиярова Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. Школьные технологии, 2001, №2.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
- Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? / Методист, №1, 2004.
- Степанов, В. Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе: кн. для учителя / В. Д. Степанов. – М. : Просвещение, 1991. – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статистическое исследование, как форма организации внеурочной деятельности учащихся по математике
Наиболее доступной, для разрешения вопросов мотивации школьников к учению, становится исследовательская деятельность, основной функцией которой является побуждение учеников к познанию мира, себя и себ...
«Принцип интеграции урочной и внеурочной деятельности учащихся по математике».
В связи с изменением содержания школьного базового математического образования, его дифференциацией в числе приоритетной задачи обучения называется задача максимального раз...

Организация внеурочной деятельности учащихся по математике
В докладе представляется материал по организации внеурочной работы по математике. К докладу прилагается презентация....
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся 7 класса «Прикладная математика»
Данная программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственно...
Программа курса внеурочной деятельности учащихся 7 класса научно-познавательного направления «Занимательная математика» Составила учитель математики высшей категории МАОУ СШ №72 с углубленным изучением отдельных предметов Левая И.Ю
Программа курса внеурочной деятельности учащихся 7 класса научно-познавательного направления «Занимательная математика» Составила учитель математики высшей категории МАОУ СШ №72 с уг...

Программа внеурочной деятельности учащихся 6 класса "Математика и твой дом"
Программа внеурочной деятельности по математике для учащихся 6 - го класса....

Практическое занятие «Числовые закономерности при умножении и возведении чисел в степень» в рамках курса внеурочной деятельности учащихся 6-7 классов «Ментальная математика»
Практическое занятие «Числовые закономерности при умножении и возведении чисел в степень» в рамках курса внеурочной деятельности учащихся 6-7 классов «Ментальная математика»....