Практическое занятие «Числовые закономерности при умножении и возведении чисел в степень» в рамках курса внеурочной деятельности учащихся 6-7 классов «Ментальная математика»
план-конспект занятия по математике (7 класс)

Наталья Владимировна Комарова

Практическое занятие «Числовые закономерности при умножении и возведении чисел в степень» в рамках курса внеурочной деятельности учащихся 6-7 классов «Ментальная математика». Цель занятия: развитие логического и творческого мышления, наблюдательности и фотографической памяти учащихся на основе использования нестандартных способов и приемов запоминания. Технология обучения: сингапурская методика.Класс разбит на группы по 4 человека, каждая группа – сплоченная команда, оснащенная рабочим материалом: бумагой, тетрадями, ручками и пр. Команды получают задания и шумно в своей среде его выполняют. По сигналу коллектив оперативно меняется, группы перемешиваются и образуются новые команды (четверки или пары). Дается вопрос или новое задание, дети в ограниченном времени активно обмениваются информацией и навыками. Скучающих учеников на таких уроках не бывает.По сигналу учителя «стоп!» прекращается самообучение и начинается подведение учителем общих итогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект занятия159.5 КБ
Office presentation icon Презентация к занятию503 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое занятие

«Числовые закономерности

при умножении и возведении чисел в степень»

в рамках курса внеурочной деятельности учащихся 6-7 классов «Ментальная математика»

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

Поприветствуйте друг друга (структура Хай Файв).

Наше очередное занятие по курсу «Ментальная математика»  мы начинаем с выполнения заданий, которые позволят каждому из вас определить степень освоения метода числовых закономерностей.

Актуализация знаний.

Организуется четыре группы: три группы учеников и одна взрослые. Команда зрителей – команда скептиков, в руках калькуляторы. Их задача проверять ответы учеников и взрослых.

Структура КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД «опроси-опроси-обменяйся карточками по теме».

На столе четыре карточки. Парная работа с соседом по плечу.

Один задает вопрос, записанный на карточке, второй отвечает. Затем второй задает числовой пример, первый отвечает.

1карточка

             27 *11

Как умножить число двузначное на 11?

         

                           44*46

Как умножить двузначные числа с одинаковыми первыми цифрами и вторыми цифрами,  в сумме дающими 10?

Правила. Чтобы умножить двузначное число на 11 нужно сложить цифры, полученную сумму записать между  цифрами данного числа.

Чтобы умножить двузначные числа с одинаковыми первыми  цифрами и вторыми цифрами,  в сумме дающими 10 надо умножить первую цифру на следующую за ней по счету цифру, это произведение записать первым, далее перемножить вторые цифры данных чисел, это произведение записать вторым.

2 карточка

        

                        125*101

Как умножить трехзначное число на 101?

952

Как возвести число,  оканчивающее цифрой 5, в квадрат?

Правила. Чтобы умножить трехзначное число на 101 надо первую цифру прибавить к третьей цифре данного числа, полученное число написать первым и дописать вторую и третью цифры.

Чтобы возвести число в квадрат, оканчивающееся цифрой пять  надо первую цифру числа умножить на следующую за ней по счету цифру, это произведение записать первым, потом приписать число 25.

3 карточка

        

                       314 *11

Как умножить трехзначное число на 11?

        

                         64*15

Как умножить двузначное четное число на 15?

Правила. Чтобы умножить трехзначное число на 11 надо вторую цифру числа прибавить к первой и третьей цифре, полученные суммы записать между первой и третьей цифрой данного числа.

Чтобы умножить двузначное четное число на 15 надо половину этого числа прибавить к нему, записать эту сумму первой и к ней дописать 0.

4карточка (для взрослых). Помогают дети.

        

                   46*15

        

216*101

        83*87

145*11

        852

34*11

Молодцы! Вы продемонстрировали свои знания, я оценила ваши ответы.

Рефлексия

Вопрос. Зачем нам знать такие приемы действий умножения и возведения в квадрат чисел?

Ответ. При решении заданий на ОГЭ и ЕГЭ.

Ответ. В экономической жизни, при ведении домашнего хозяйства.

Ответ. Можно данное умение превратить в бизнес.

Мое мнение. Мозг нужно тренировать постоянно, потому что он имеет свойство «расслабляться». Тренировка мозга – это польза для здоровья. А поэтому, вы обязаны заботиться о себе, как о человеке.

Переходим к следующему упражнению.

Первичное усвоение новых знаний

Вопрос. Как быстро вычислить - 262, 242, 232? Эти задания нам встречаются впервые.

Как вы думаете можно ли найти числовую  закономерность при возведении двузначного числа в квадрат?

Ответ.  Конечно.

Тема занятия: «Числовые закономерности при умножении и возведении чисел в степень».

Цель: совершенствование математической грамотности, навыков эффективного счета при возведении двузначного числа в квадрат.

В тетрадях пишем число, тема.

Структура ТИМ ЧИР - «кричалка, девиз» - короткое, веселое упражнение для поднятия духа аудитории.

«Орешек знаний тверд,

 Но мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его поможет

Умение закономерность отыскать»

Структура СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ  – «одновременный раунд тейбл» - структура, в которой 4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках или в тетради и по окончанию времени передают друг другу по кругу.

Итак, наша задача отыскать числовую закономерность при возведении двузначного числа в квадрат.

Задание 1. Заполнение  таблицы.

 В каждой таблице даются 2 числа, которые дают одну и ту же сумму. Найдите разность (расстояние) от их произведения до указанного числа.

Пример на доске.

Числа,  дающие в сумме 20

Расстояние до 10

Их произведение

Расстояние их произведения   от 100

10

10

0

100

0

9

11

1

99

1

8

12

2

96

4

7

13

3

91

9

6

14

4

84

16

5

15

5

75

25

4

16

6

64

36

3

17

7

51

49

2

18

8

36

64

1

19

9

19

81

Группа  взрослых

В каждой таблице даются 2 числа, которые дают одну и ту же сумму - 22. Найдите разность (расстояние) от их произведения до указанного числа 121.

Числа,  дающие в сумме 22

Расстояние до 11

Их произведение

Расстояние их произведения   от 121

11

11

0

121

0

10

12

1

120

1

9

13

2

117

4

8

14

3

112

9

7

15

4

105

16

6

16

5

96

25

5

17

6

85

36

4

18

7

72

49

3

19

8

57

64

2

20

9

40

81

1

21

10

21

100

В каждой таблице даются 2 числа, которые дают одну и ту же сумму 22. Найдите разность (расстояние) от их произведения до указанного числа 121.

1 группа

Числа,  дающие в сумме 22

Расстояние до 11

Их произведение

Расстояние их произведения   от 121

11

11

0

121

0

10

12

1

120

1

9

13

2

117

4

8

14

3

112

9

7

15

4

105

16

6

16

5

96

25

5

17

6

85

36

4

18

7

72

49

3

19

8

57

64

2

20

9

40

81

1

21

10

21

100

В каждой таблице даются 2 числа, которые дают одну и ту же сумму 24. Найдите разность (расстояние) от их произведения до указанного числа 144.

2 группа

Числа, дающие в сумме 24

Расстояние до 12

Их произведение

Расстояние их произведения  от 144

12

12

0

144

0

11

13

1

143

1

10

14

2

140

4

9

15

3

135

9

8

16

4

128

16

7

17

5

119

25

6

18

6

108

36

5

19

7

95

49

4

20

8

80

64

3

21

9

63

81

2

22

10

44

100

1

23

11

23

121

В каждой таблице даются 2 числа, которые дают одну и ту же сумму 26. Найдите разность (расстояние) от их произведения до указанного числа 169.

3  группа

Числа, дающие в сумме 26

Расстояние до 13

Их произведение

Расстояние их произведения  от 169

13

13

0

169

0

12

14

1

168

1

11

15

2

165

4

10

16

3

160

9

9

17

4

153

16

8

18

5

144

25

7

19

6

133

36

6

20

7

120

49

5

21

8

105

64

4

22

9

88

81

3

23

10

69

100

2

24

11

48

121

1

25

12

25

144

Учащиеся выполняют работу и передают друг  другу по кругу. Учащиеся и взрослые сравнивают.

Задание 2. Определение числовой закономерности.

Вопрос. Сравните  в каждой группе последний столбик чисел. Какие расстояния у всех?

Ответ. Расстояния этих произведений от указанных 100,  144, 169 одинаково.

Вопрос. Сравните третий и пятый столбики. Что это за числовой ряд?

Ответ. Квадраты целых чисел.

Задание 3. Названия способа.

Обратите внимания на строчки, выделенные зеленым цветом.

112=121                             12*10 + 1= 121

122= 144                            14*10 +4 = 144

132=169                             16*10+ 9 =169

Вопрос. Какими действиями можно заменить умножение 12*12 ?  

Ответ. 14 *10 и добавить 4.

Вопрос. Как назовем способ быстрого возведения в квадрат двузначных чисел?

Ответ. Способ приближения к числу, которое оканчивается цифрой  0.

Задание 4.  Составление схемы.

Вопрос. Для чего нужна визуальная схема?

Ответ. Чтобы правое полушарие мозга закрепило картинку (образ), а левое полушарие

стало работать по логической схеме.

Первичная проверка понимания

Учитель на доске выстраивает схему вычисления 122, 132. Учащиеся записывают в тетради.

        +2        14

        

        122           140 +4=144

        -2        10

        16

        +3

        132

        160+9=169

        -3        10

Первичное закрепление.

Структура СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ  - «одновременный релли тейбл» -

структура, в которой 2 участника в команде одновременно  выполняют письменную работу на отдельных листочках или в тетради и по окончанию времени передают друг другу. 

Каждая группа, используя способ приближения и визуальную схему, возведите в квадрат

262, 242, 232 

Первая группа. Возведите в квадрат 26, постройте схему вычисления.

        30

        +4

        

262                30*22+16 =660+16=676

        -4

        22

Вторая группа. Возведите в квадрат 23, постройте схему вычисления.

                   +3        26

        

232        

        26*20+9 =520+9=529

        -3        20

Третья группа. Возведите в квадрат 24, постройте схему вычисления.

        28

              +4

242

        28*20+16= 560+16=576

           -4

        20

Проверка с доски.

Схемы составлены и закреплены. Установим речевую коммуникацию.

Задание 5. Формулировка правила.

Структура ТАЙМД ПЭА ШЭА  – структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени. 

 Чтобы возвести двузначное число в квадрат, надо

-приблизить одно  число, возводимое в квадрат к числу, которое оканчивается числом 0, а второе удалить на такое расстояние,

-умножить числа,

-добавить  к произведению квадрат разности расстояния.

Рефлексия этапа урока.

Вопрос. Существует ли оптимальный способ возведения в квадрат двузначных чисел?

Ответ. Да, с использованием  способа  приближения к числу,  оканчивающегося 0 и небольшим количеством практики, можно добиться быстрого и верного счета.

Структура ТИМ ЧИР - «кричалка, девиз» - короткое, веселое упражнение для поднятия духа аудитории.

Потянулись к звездным далям.

Многие люди не думают о том, что математика в первую очередь не наука, а способ мышления. Если вы будете хороши в математике, то и в жизни вам будет проще.

Это относится и к общению с людьми, и к построению простейших алгоритмов, и к мышлению в целом.

Вычислите по схеме дома и продемонстрируйте свои умения родителям и друзьям.

2. Найдите последнюю цифру числа аn, определив закономерность

20042004

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

2

1

4

9

6

5

6

9

4

1

0

3

1

8

7

4

5

6

3

2

9

0

4

1

6

1

6

5

6

1

6

1

0

5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

6

1

4

9

6

5

6

9

4

1

0

7

1

8

7

4

5

6

3

2

9

0

8

1

6

1

6

5

6

1

6

1

0

4

4

2

4

4

2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ХАЙ ФАЙВ «Дай пять» - сигнал тишины и привлечения внимания.

Слайд 2

КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД «опроси-опроси-обменяйся карточками по теме»

Слайд 3

27 *11 Как умножить число двузначное на 11? 44*46 Как умножить двузначные числа с одинаковыми первыми цифрами и вторыми цифрами, в сумме дающими 10?

Слайд 4

125*101 Как умножить трехзначное число на 101? 95 2 Как возвести число в квадрат, оканчивающее цифрой 5?

Слайд 5

314 *11 Как умножить трехзначное число на 11? 64*15 Как умножить двузначное четное число на 15?

Слайд 6

46*15 216*101 83*87 145*11 85 2 34*11

Слайд 7

Как быстро возвести в квадрат числа 26, 24, 23?

Слайд 8

Тема занятия. Числовые закономерности при умножении и возведении чисел в степень.

Слайд 9

ТИМ ЧИР «Орешек знаний тверд, Но мы не привыкли отступать. Нам расколоть его поможет Умение закономерность отыскать» «кричалка, девиз» - короткое, веселое упражнение для поднятия духа аудитории

Слайд 10

СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ «Одновременный раунд тейбл» - структура, в которой 4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках или в тетради и по окончанию времени передают друг другу по кругу.

Слайд 11

Числа, дающие в сумме 20 Расстояние до 10 Их произведение Расстояние их произведения от 100 10 10 0 100 0 9 11 1 99 1 8 12 2 96 4 7 13 3 91 9 6 14 4 5 15 5 4 16 6 3 17 7 2 18 8 1 19 9 Заполни пустые клетки

Слайд 12

Числа, дающие в сумме 20 Расстояние до 10 Их произведение Расстояние их произведения от 100 10 10 0 100 0 9 11 1 99 1 8 12 2 96 4 7 13 3 91 9 6 14 4 84 16 5 15 5 75 25 4 16 6 64 36 3 17 7 51 49 2 18 8 36 64 1 19 9 19 81

Слайд 13

11 ² = 121 12 · 10+1 = 121 12 ² = 144 14 · 10+ 4 = 144 13 ² = 169 16 · 10 +9 = 169

Слайд 14

Составление схемы

Слайд 15

СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ «Одновременный релли тейбл» - структура, в которой 2 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках или в тетради и по окончанию времени передают друг другу.

Слайд 16

ТАЙМД ПЭА ШЭА Структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени.

Слайд 17

Потянулись к звездным далям. ТИМ ЧИР «кричалка, девиз» - короткое, веселое упражнение для поднятия духа аудитории

Слайд 18

Вычислите по схеме дома и продемонстрируйте свои умения родителям и друзьям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия курса внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс по теме: "В царстве треугольников"

Матриал представлен технологической картой занятия курса внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс по теме: "В царстве треугольников". А так же приложение сказки учеников по теме треугольн...

Программа курса внеурочной деятельности учащихся 7 класса научно-познавательного направления «Занимательная математика» Составила учитель математики высшей категории МАОУ СШ №72 с углубленным изучением отдельных предметов Левая И.Ю

Программа курса внеурочной деятельности учащихся 7 класса научно-познавательного направления  «Занимательная математика» Составила  учитель математики высшей категории  МАОУ СШ №72 с уг...

План внеурочной деятельности учащихся 5-6 классов в вечерней школе при ИК в рамках реализации ФГОС

План предназначен для сотрудников школ, работающих при исправительных колониях....

Программа курса внеурочной деятельности для 7-9 классов «Магия математики»

Программа курса внеурочной деятельности для 7-9 классов «Магия математики». Новизной данной программы является то, что она базируется на системно-деятельностном подходе, который создаёт основу дл...

Программа курса внеурочной деятельности для 5-6 классов "Проектная деятельность на уроках математики"

Программа курса внеурочной деятельности для 5-6 классов "Проектная деятельность на уроках математики"...

Программа курса внеурочной деятельности по олимпиадной подготовке «Избранные главы математики» для учащихся 9-х классов

Данная программа является дополнителным этапом в обучении математики на профильном уровне. Изучение избранных тем олимпиадного характера предполагает работу с более одаренными учащимися, мотивированны...

Особенности развития естественнонаучной грамотности обучающихся 6-7 классов в рамках курса внеурочной деятельности «Мир, в котором мы живем»

С 2021 года в ГБОУ СОШ № 464 Пушкинского района СПб осуществляется реализация курса внеурочной деятельности для 6-7-х классов "Мир, в котором мы живем", одним из авторов-составителей которой...