«Принцип интеграции урочной и внеурочной деятельности учащихся по математике».
статья по теме
В связи с изменением содержания школьного базового математического образования, его дифференциацией в числе приоритетной задачи обучения называется задача максимального развития личности каждого учащегося с учетом его интересов, способностей, индивидуальных запросов, ориентация на личность каждого в процессе обучения, удовлетворение его потенциальных возможностей и практических образовательных потребностей.
Задачу создания условий для самореализации талантливых и одаренных детей, воплощение их творческих идей решает внеурочная деятельность. Система внеурочной деятельности позволяет развить интересы учащихся в различных областях математического образования. Обязательным условием формирования у обучаемого чувства успешности является его участие в различных конкурсах, интеллектуальных играх, олимпиадах, научно-практических конференциях и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchie_dannye.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Принцип интеграции урочной и внеурочной деятельности учащихся по математике».
Общие данные
Образование высшее, Абаканский государственный педагогический институт окончила 1986 г. специальность математика с дополнительной специальностью физика, квалификация учителя математики и физики.
Стаж педагогической работы 21 год
первая квалификационная категория
Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ
С 1986 года преподаю математику в основной школе. За это время разработала результативную систему обучения математике, что подтверждается стабильной положительной динамикой уровня успеваемости и качества знаний. Итоги успеваемости и качества знаний по алгебре и геометрии по результатам административных контрольных работ представлены на графике. Успеваемость от 81% до 93%, качество от 56% до 67%.
Успеваемость и качество знаний по результатам годовых оценок также имеют позитивную динамику.
100% успеваемость и хорошее качество обучения объясняется созданием ситуации успешности в учении, эффективным сочетанием традиционных и современных педагогических технологий, что способствует формированию высокой мотивации обучения математике. Положительная мотивация отражается на результатах внешней экспертизы. Результаты ГИА-9, представленные в диаграмме, позволяют сделать вывод, что успеваемость учащихся на экзаменах в условиях внешней экспертизы знаний выше, чем в среднем по Республике Хакасия. Средняя оценка среди учащихся 9 классов - 3,8, что также выше средней оценки по Республике Хакасия (3,7).
Средний балл ГИА по математике | |
9А,В,Г,Д | 16,3 |
Абакан | 15,63 |
РХ | 14,91 |
Успеваемость на ГИА по математике в 9А,В,Г,Д классах составила 91%, а качество 65%
Успеваемость по математике в классе с углубленным изучением составила 100%,а качество знаний 93%.
Результативность участия обучающихся и воспитанников во внеурочной деятельности, олимпиадах, конкурсах, соревнованиях
Разработана эффективная система внеурочной работы по предмету, целью которой является повышение мотивации к изучению математики, формирование ценностного отношения к знаниям.
Цель реализуется через следующие направления работы:
1. В рамках школьной программы «Одаренные дети» организовала занятия, на которых готовлю учеников к конкурсам и олимпиадам по математике. В результате, 65 % моих обучающихся ежегодно принимают участие в международных математических играх «Кенгуру», «Полиглот Плюс», «Международном чемпионате математических и логических игр», а также в математическом тесте готовности к продолжению образования «Кенгуру-выпускникам–девятиклассникам».
Уровень мероприятий | Год проведения | Название | Результат |
Международный | 2010-2011 | КГОАУ «Школа космонавтики» Международный чемпионат математических и логических игр | 12 учеников прошли в четвертьфинал и полуфинал, 2 – в финал (сертификат) |
Федеральный | 2009г. | Международный математический конкурс «Кенгуру» | 45 участников, 7, 15 место в РХ |
Федеральный | 2010г. | Международный математический конкурс «Кенгуру» | 47 участников 5, 8 место в РХ |
Федеральный | 2011г. | Международный математический конкурс «Кенгуру» | 49 участников 9, 14 место в РХ |
Федеральный | 2010-2011г. | Международный математический конкурс «Кенгуру- выпускникам» | 1 участник – отличный результат, 4 участника – очень хороший, 13 участников – хороший результат |
Федеральный | 2011-2012г. | Международный математический конкурс «Кенгуру- математика для всех» | 10 участников и два победителя муниципального уровня |
Федеральный | 2008 | Предметная олимпиада «Полиглот» | участие |
Федеральный | 2011 | Всероссийский молодежный чемпионат по математике | 5, 28 место в РФ и 1, 2, 4, 5 место в городе |
Федеральный | 2009-2010 | Олимпиада дистанционной математической «Школы Плюс» г. Новосибирск | Дипломы за «Лучший результат среди учащихся ДМШ 8 классов МОУ «СОШ № 25» |
Федеральный | 2010-2011 | Олимпиада дистанционной математической « Школы Плюс» г. Новосибирск | Дипломы за «Лучший результат среди учащихся ДМШ 9 классов МОУ «СОШ № 25» |
Федеральный | 2011-2012 | Олимпиада дистанционной математической « Школы Плюс» г. Новосибирск | Дипломы за «Лучший результат среди учащихся ДМШ 10 классов МОУ «СОШ № 25» |
Муниципальный | 2010-2011г. | Городская НПК «Юность науки» Прикладная математика | 3 место |
Муниципальный | 2011-2012 | Городская НПК «Юность науки» Прикладная математика | 3 место |
Муниципальный | 2012-2013 | Городская НПК «Юность науки» Прикладная математика | 2 место |
Республиканский | 2011-2012 | Катановские чтения посвященные 150 –летию Николая Федоровича Катанова в секции «математика» | 2 место |
Республиканский | 2012-2013 | Катановские чтения в секции «математика» | 3 место |
Всероссийский | 2012-2013 | В 4 Всероссийской дистанционной олимпиаде по математике для 9-11 классов 1 тур | Диплом победителя 1 степени |
Всероссийский | 2012-2013 | В 4 Всероссийской дистанционной олимпиаде по математике для 9-11 классов 2 тур | Диплом победителя 2 степени |
2. Особое место в работе с интеллектуально одаренными детьми занимает учебно-исследовательская работа по математике. Именно эта деятельность позволяет развивать навыки анализа, синтеза и исследования, которые свидетельствуют о высоком уровне развития интеллектуальных способностей человека, поэтому в школьное научное общество по математике принимаются все желающие заниматься исследовательской работой. Мои учащиеся являются постоянными призерами школьных олимпиад и НОУ в секции «Эрудит».
3. Являясь организатором летнего пришкольного математического отряда «Квантик», на отрядных занятиях провожу спортивно-математические соревнования. Вместе с ребятами решаем развивающие и логические математические задачи, математические квесты, организую и провожу ролевые игры логического характера во время подвижных игр на природе. Такие мероприятия способствуют формированию общей математической культуры, представлений о математике как языке научного восприятия мира, повышению учебной мотивации, готовят обучающихся к восприятию программы углубленного изучения математики.
4. Мной организовано дистанционное обучение в форме коллективный ученик в двух заочных школах: «Школа космонавтики» г. Железногорск, «Школа-плюс» г. Новосибирск
5. Активное взаимодействие и сотрудничество с родителями во время подготовки и проведения внеклассных мероприятий по предмету, учебно-познавательных экскурсий, бесед об использовании математических знаний в профессиональной деятельности способствует развитию социально адаптированной и компетентной личности школьника. При содействии родителей созданы условия для обучения в дистанционных школах, участие детей в математических конкурсах и олимпиадах. Регулярно проводится работа с родителями учащихся с низкой учебной мотивацией.
6. В системе ведется работа со слабоуспевающими обучаемыми. В рамках данного направления провожу индивидуальные занятия, занятия в мини-группах, консультации, на которых использую материалы и корректирующего, и развивающего, и пропедевтического характера, что позволяет достигать на уроках математики психологического комфорта учащихся и повышения успеваемости.
7. Традиционно в школе приводится декада математики, в рамках которой мы с учащимися проводим конкурсы, математические регаты, блиц- турниры, викторины, олимпиады по классам и параллелям, выпускаем специальные газеты, делаем специальные выпуски передач на школьном радио. Собрана методическая копилка математических игр и викторин.
Разработанная и применяемая мной система внеурочной деятельности, позволяет осуществлять синергетический подход к формированию ключевых компетенций учащихся, что приводит к популяризации математического образования и успешной профессиональной социализации выпускников.
Эффективность владения и применения в практической профессиональной деятельности современных образовательных технологий и методик
Главной целью обучения математике считаю передачу определенной системы математических знаний, умений и навыков – основ математической науки, необходимых для общего образования, изучения других дисциплин и практической деятельности в повседневной жизни; помощь учащимся в овладении математическими идеями и методами, необходимыми для продолжения изучения математики в любой системе непрерывного образования и будущей профессиональной деятельности.
В своей работе отдаю предпочтение активным методам обучения, которые представляют собой совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых. Данные методы обладают следующими основными признаками: самостоятельность выработки решений; высокая степень вовлечённости обучаемых в учебный процесс; преимущественная направленность на развитие или приобретение математических умений и навыков; постоянная обратная связь учащихся и учителя и контроль над самостоятельной работой обучающихся. На уроках использую сочетание традиционных и новых форм и методов обучения. Применяю объяснительно-иллюстративный, наглядный, исследовательский, частично-поисковый, репродуктивный методы обучения и проблемное изложение материала, а также их сочетание на различных этапах урока. Методы реализуются в разных формах деятельности обучающихся: групповой, индивидуальной, работе в парах. Кроме того, на всех этапах урока стараюсь применять личностно-ориентированный подход в обучении и здоровьесберегающие технологии. Считаю, что это помогает учащимся осмысленно и творчески подходить к изучению математики и что только так можно сформировать подлинный интерес к процессу познания.
Математические эстафеты, турниры, конкурсы и другие дидактические игры хорошо уживаются с серьёзным учением. Включение в урок игровых технологий помогает мне сделать процесс обучения интересным и занимательным.
Для активизации обучения важным является такое сочетание методов преподавания, при котором самостоятельная деятельность учащихся получает наибольшее развитие. Активно использую для промежуточного контроля знаний и домашних заданий Интернет-ресурс Uztest, который позволяет формировать многовариантные работы по каждой теме, выполнять которые ученик может в on-line режиме, с ограничением или без ограничения времени. Мои ученики принимали участие во всех диагностических работах, проводимых Московским Институтом Открытого Образования на сайте СтатГрад для подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов по математике. Использование на моих уроках современных образовательных Интернет-ресурсов помогает визуализировать построение графиков функций, решение графических задач, построение геометрических фигур. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу на уроке, обостряется восприятие учебного материала, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Систематически используя интерактивную доску, получаю возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией: выводить на экран доски графики, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео- и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками. Использование информационно-коммуникативных технологий и Интернет-технологий как средства повышения эффективности качества обучения на уроках математики позволяет учитывать психологические особенности обучаемых с аудиальным, визуальным или сенсорным типом восприятия.
Мной изучена и успешно применяется на уроках технология учебных циклов (автор Г.Г. Левитас, АГУ (Астрахань)). Традиционные этапы учебного цикла: актуализация знаний, необходимых для восприятия нового материала; введение нового материала; закрепление. Мониторинг при использовании данной технологии проводится в условиях опоры на психологические особенности восприятия, усвоения и закрепления учебного материала. Применение технологии учебных циклов на уроках позволяет мне удачно решать проблему проверки теоретического материала и практических знаний и умений у каждого ученика, а учащимся – ежеурочно видеть собственные образовательные достижения и приобретать уверенность в своих знаниях. Данная образовательная технология, позволяет «всем учителям учить всех», то есть добиваться высокой успеваемости.
Для развития интереса к предмету и расширения кругозора учащихся на своих уроках использую исторический материал.
B 2008-2011г. работала в классах с углубленным изучением математики и предпрофильных классах.
Применение различных современных педагогических технологий помогло достичь хороших результатов при итоговой аттестации. В результате организации предпрофильной подготовки 66 % моих учеников выбрали математику предметом, который они будут изучать на профильном уровне.
В работе одни методы обучения не противопоставляются другим. Обоснование оптимальности выбора и сочетание методов и форм обучения при разработке урока осуществляется путём установления их соответствия поставленным целям, отобранному содержанию учебного материала, возможностям учащихся, имеющимся условиям и времени, отведённому на изучение темы.
Действенность применения в моей профессиональной деятельности современных образовательных технологий и методик доказывают хорошие результаты успеваемости, качества обучения, успешная социализация выпускников профильных классов.
Вклад в области повышения качества образования и воспитания
Являюсь одним из разработчиков и участником реализации программ: «Я-Гражданин», «Школа – территория здоровья», «Школа достижений», которые реализуются в нашей школе с 2009г. С 2009 года - активный участник городских творческих лабораторий классных руководителей «Здоровье» и «Выбор», активный участник экспериментальной площадки ГОУ ДПО «ХРИПК и ПРО» по теме «Современные педагогические технологии как механизм управления качеством образования на основе системного подхода»
Обобщение и распространение опыта
Уровень | Сроки | Мероприятие | Тема выступления |
Республиканский | 28.10.10г. | Научно-практическая конференция «непрерывное образование: от условия к поиску и обновлению» | Доклад по теме: «Опыт использования элементов дистанционного обучения математике в профильных классах.» |
Республиканский | 2009г. | Участие в научно-практической конференции | (доклад)Духовно нравственные основы патриотического воспитания посвященный 65-й годовщине ВОВ |
Республиканский | 04.12.09г. | Участие в научно-практической конференции | Формирование патриотического сознания обучающихся, через изучение истории родного края. |
Республиканский | 25 .02.10г. | Республиканский семинар «Использование цифровых образовательных ресурсов в профессиональной деятельности педагога» | Применение Интернет-ресурсов и ЦОР в проектной деятельности учащихся. (мастер класс) |
Республиканский | 22.01.10г. | Республиканская научно-практическая конференция «Синергетический подход к формированию профессиональной компетенции педагога.» | Доклад по теме: « Система работы по формированию гражданской позиции учащихся». |
Республиканский | 02.11.10г. | Республиканский педагогический марафон | Развитие профессиональной культуры педагога как фактор повышения (активный участник) |
Республиканский | 25.11.10г. | Республиканский круглый стол «Единое информационное пространство школы как средство социализации личности» | Выступление по теме: использование ИКТ и Интернет технологий во внеурочной деятельности. |
Республиканский | 09.03.11г. | Республиканский семинар | Применение новейших информационно- коммуникативных технологий как средство повышения качества образования учительского потенциала (выступление) |
Муниципальный | 24.04.09г. | Городской семинар классных руководителей | Доклад по теме: «Развитие творчества учащихся через деятельность в пресс-центре». |
Муниципальный | Март 2010 | Городская творческая лаборатория классных руководителей «Здоровье» | Выступление по теме: «Школа – территория здоровья». |
Муниципальный | 15.12.10 | Городской семинар учителей математики | Выступление по теме: «Государственная итоговая аттестация, эффективные способы и приемы работы с учащимися» |
Муниципальный | Март 2011 | Городская творческая лаборатория классных руководителей «Выбор» | Выступление по теме: «Портфолио ученика». |
Личностный профессиональный рост
Самообразование является важной составляющей моего личностного и профессионального роста.
Цель педагогического коллектива: формирование модели личности выпускника с прочным интеллектуальным, творческим и деятельностным фундаментом, личности, способной органично влиться в социальные, политические, экономические и культурно-национальные отношения в регионе и государстве. Исходя из поставленной перед коллективом цели, актуальной считаю работу по теме самообразования «Развитие самостоятельной деятельности учащихся и воспитание творческого подхода к решению задач», для реализации которой решаю следующие задачи: изучение состояния данной проблемы в методической литературе; знакомство с передовым опытом учителей математики; разработка системы учебных заданий для реализации деятельностного подхода.
Мною изучено большое количество методической литературы по современным проблемам преподавания математики, различных специализированных сайтов в Интернете, работ отечественных специалистов, занимавшихся изучением данной проблемы, таких как Далингер В.А., Дорофеева Г.В., Капиносова А.Н., Конева Л.С., Митина О.А. и других авторов. Систематически изучаю и анализирую опыт работы учителей математики школы, города, Республики Хакасия, России; внедряю авторские методики и технологии «Технология учебных циклов» (Г.Г. Левитас), «Методика взаимопроверки индивидуальных знаний», «Методика дифференцированной работы на уроке математики в старших классах», «Методика Ривина». В результате работы по теме самообразования выработан алгоритм работы в паре по различным методикам; по основным темам алгебры разработана система учебных заданий для учащихся 7 – 9х классов для реализации деятельностного подхода. Полученный опыт обобщен и представлен на заседании ШМО. Обобщен и представлен на республиканском уровне опыт работы по темам «Виды самостоятельных работ, применяемых на уроках алгебры и геометрии», «Формирование навыков самообразования учащихся с помощью системы самостоятельных работ». В связи с планируемым внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и на основе кодификатора требований к уровню подготовки к ЕГЭ по математике продолжаю разработку системы учебных заданий для реализации деятельностного подхода на старшей ступени обучения.
Являюсь активным участником городских творческих лабораторий классных руководителей «Здоровье» и «Выбор», участником мобильных творческих групп учителей школы «Здоровье и образовательный процесс» и «Мониторинг образовательного процесса». Ежегодно привлекаюсь в качестве организатора к проведению ЕГЭ в Муниципальных школах города Абакана и в приемной комиссии Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова.
Квалификационные курсы: «Теория и практика реализации содержания образовательных программ: математика», 29.10.2010, квалификационные курсы при Хакасском республиканском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, свидетельство о повышении квалификации, в объеме 144 часа. Итоговая выпускная работа « Формирование ключевых компетенций при подготовке к государственной итоговой аттестации по математике»
Итоговый межпредметный экзамен, оценка «отлично», руководитель Булгакова О.В.
Проблемные курсы: «Реализация современных педагогических технологий в образовательном процессе», 01.11.2010-25.11.2010, при Хакасском республиканском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, удостоверение, в объеме 72 часа. «Современный урок математики в условиях развивающейся школы», 15.04.2010-16.04.2010, при Хакасском республиканском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, удостоверение, в объеме 72 часа. «Использование информационно- коммуникативных технологий в образовании», 18.02.2011-25.03.2011, при ГОУ ДПО Хакасском республиканском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, удостоверение, в объеме 72 часа.
Дистанционные курсы: «Уравнения и неравенства в школьном курсе математики», 30.03.2009 года, Федеральный Педагогический университет «Первое сентября», свидетельство, в объеме 72 часа. Выполнила работу по теме «Методическия разработка урока по теме: «Решение покозательно-степенных уравнений»»
Научно-практическая конференция «Опыт использования элементов дистанционного обучения математике в профильных классах» 28.09.2010 года.
Региональная научно-практическая конференция
1) «Формирование патриотического сознания обучающихся через изучение истории родного края» 4 декабря 2009г.,
2) «Синергетический подход к формированию профессиональной компетентности педагога» (2010).
Уровень | Дата | Мероприятие | Номинация | Результат |
Муниципальный | Апрель 2009 | Городской слет творчески работающих классных руководителей | Презентация опыта работы | Диплом лауреата |
Муниципальный | Апрель 2011 | Городской конкурс классных руководителей «С открытым сердцем» | Творческая лаборатория классного руководителя | Диплом победителя (1 место) |
Студентка магистратуры ГОУ ВПО «Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова», институт естественных наук и математики, педагогическое образование: Математическое образование.
Награждена дипломом Центра Развития Одаренности за подготовку призера «Молодежного математического чемпионата» февраль 2011г.
Награждена благодарностью КГОАУ «Школы Космонавтики» Французской федерации математических и логических игр за высокий профессионализм в организации интеллектуальной деятельности школьников.
Награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Республики Хакасия, за заслуги в области образования и воспитания учащихся, высокий профессионализм, добросовестный труд, творческий подход к педагогической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования" ...
Методическая система "Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в сельской малокомплектной школе"
В методической системе содержится обоснование её разработки, цели и задачи, основные теоретические и методические идеи, инструментарий, образовательные эффекты....
"ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РАННЕЙ ПРОФИЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".
В распоряжении современного педагога имеется широкий арсенал педагогических подходов, технологий, методов, средств, форм, а с введением ФГОС НОО ещё и организационных и материальных возможностей...
Интеграция урочной и внеурочной деятельности по физической культуре как средство реализации предметных и личностных достижений учащихся
Проект «Интеграция урочной и внеурочной деятельности по физической культуре как средство реализации предметных и личностных достижений учащихся» разработан в соответствии с постановлениями правительст...
Методическая система Шеремет Е.А.: «Развитие исследовательских навыков учащихся в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности»
В результате накопления педагогического опыта, создания и работы школьного научного общества, проведения регулярных педагогических исследований, посвященных анализу уровня познавательной активности шк...
Совершенствование внеурочной деятельности детей. Интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся по физической культуре и спорту.
Как помогает внеурочная деятельность детям не только на уроках физической культуры, но и в спорте....
"Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в условиях введения ФГОС"
Процесс интеграции(от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и в...