Программа спецкурса "Реальная математика"
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему

Ирина Николаевна Ушакова

Программа спецкурса "Реальная математика", 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realnaya_matematika_spetskurs_9.docx42.19 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1»

Рабочая программа курса

«Реальная математика»

(основное общее образование)

 9 класс

Учитель:  Ушакова И.Н.

Квалификационная категория: высшая

пгт. Излучинск, 2016 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основной задачей курса является повторение и систематизация знаний учащихся с целью подготовки к успешной государственной итоговой аттестации.

Изучение курса ориентировано на задания, как для теоретического изучения, так и для практической работы. Большое число разнообразных заданий предоставляет возможность учителю варьировать содержание по времени и уровню сложности и, наряду с базовыми, рассматривать развивающие задания. Расположение материала способствует лучшему формированию в сознании учеников связи между теоретическим материалом и его прикладным применением.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

восполнить пробелы в знаниях учащихся, предусмотренных государственным стандартом;

показать значимость практико-ориентированных задач в реальной жизни;

формировать качества личности, необходимые для социальной адаптации;

формировать навыки оценки реальности предложенных ответов.

Программа применима для различных групп школьников, в том числе, не имеющих хорошей подготовки. В этом случае, учитель может сузить требования и предложить в качестве домашних заданий создание творческих работ, при этом у детей развивается интуитивно-ассоциативное мышление, что несомненно, поможет им при выполнении заданий ОГЭ.

Модуль «Реальная математика» содержит задачи 1 части КИМ ОГЭ.  Практико-ориентированные задания подчеркивают важность освоения таких математических компетенций, как умение применять задания в практической жизни и в смежных областях. Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися навыков.

НАВЫКИ И УМЕНИЯ.

В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

  • подготовиться к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ;
  • развить представление о месте и роли вычислений в реальной практике, сформировать практические навыки выполнения устных и письменных вычислений, развить вычислительную культуру;
  • овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научить применять их к решению практико-ориентированных задач;
  • повторить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
  • развить логическое мышление и речь, умение обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры, использовать графические иллюстрации;
  • сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Методический комментарий. Каждое учебное занятие целесообразно разбивать на этапы. Каждая тема начинается с повторения основных теорем и формул, а также рассмотрения новых, не входящих в основную программу, но необходимых при решении ряда задач.

Выделяется первый этап «Основные сведения». Используются таблицы (раздаточный материал) с формулами и рисунками, опорные плакаты, слайдовая презентация.

Второй этап «Решаем вместе» предполагает разбор решений опорных демонстрационных задач, использующих основные теоремы и формулы данного раздела, решаемые разными способами. Повторяется алгоритм решения задач по теме. Учителем уделяется серьезное внимание разбору типичных ошибок в ходе решения задания, а также записи ответа в экзаменационный бланк.

Занятие продолжается решением задач группами и самостоятельным решением. Это блоки  «Решаем в группах» и «Решаем сами». В ходе решения задач рекомендуется придерживаться принципа «От простого к сложному» под руководством учителя. Педагог может спланировать уроки парной работы, где учащиеся готовятся к самостоятельной и контрольной работе, зачету, защите проекта.

Учителю необходимо поощрять стремление учащихся работать в индивидуальном режиме. На всех типах занятий следует поддерживать  активный диалог с учащимися. Учитель систематически осуществляет мониторинг достижения обязательных результатов обучения, своевременно осуществляет коррекцию знаний учащихся.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В ОСВОЕНИИ ШКОЛЬНИКАМИ  УУД ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОБУЧЕНИЯ

Личностные

Специально-предметные УУД

Метапредметные УУД

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

положительное отношение к урокам математики;

умение признавать собственные ошибки;

формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.);

формирование математической компетентности.

У выпускников будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; выполнять расчеты по формулам: осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; выражать из формул одну переменную через остальные;

решать текстовые задачи различными методами, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи; выполнять анализ диаграмм, таблиц, графиков; находить значения, заданные формулой, таблицей, графиком, диаграммой; решать практические задачи по геометрии, выполнять чертежи к ним; решать простейшие задачи по статистике и вероятности.

отслеживать цель учебной деятельности;

учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении учебного материала; проверять результаты вычислений;

адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки; оценивать собственные успехи в учебной деятельности; планировать шаги по устранению пробелов.

Выпускники смогут овладеть всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в ОУ и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы и их выполнение.

анализировать условие задачи (выделять числовые данные и цель — что известно, что требуется найти);

сопоставлять схемы и условия текстовых задач; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий;

осуществлять синтез числового выражения, условия текстовой задачи (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи); сравнивать и классифицировать изображенные предметы и геометрические фигуры по заданным критериям; понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, графика; видеть аналогии и использовать их при освоении приемов вычислений; конструировать фигуры из заданных частей; достраивать часть до заданной фигуры; мысленно делить фигуру на части; сопоставлять информацию, представленную в разных видах; выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах.

Выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты-тексты, использовать знаково-символьные средства, в том числе овладевают действием моделирования, а также широким спектром логических  действий и операций, включая общие приемы решения задач.

сотрудничать с товарищами при выполнении заданий: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках;

задавать вопросы с целью получения нужной информации;

организовывать взаимопроверку выполненной работы;

высказывать свое мнение при обсуждении задания.

Выпускники приобретут умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты заданий.

Аппарат контроля. В процессе освоения учащимися модуля предусмотрено проведение тренировочных тестов и самостоятельных работ, позволяющих проводить текущий и тематический контроль знаний и умений учащихся. В конце изучения курса проводится итоговая контрольная работа.

Тренировочные тесты и самостоятельные работы, нацеленные на проверку знаний основных теоретических сведений, оцениваются  «зачтено» (при условии выполнении не менее 75% предложенных заданий) или «не зачтено». Итоговая контрольная работа составляется по  материалам  в форме ОГЭ. При составлении работы учитель может использовать материалы из списка литературы, рекомендованные для организации подготовки к ОГЭ.

На протяжении всего курса учащимся предлагается выполнение проекта по одной из тем программы. Вариант выполнения проектной работы: подбор дополнительного теоретического и практического материала из различных источников, поиск различных способов решения одной задачи, составление обратной задачи, оформление собранного материала в накопительную папку. Защита проекта проходит среди учащихся  класса на одном из занятий курса.

Осуществление коррекции знаний учащихся проводится на основании мониторинга отслеживания результатов обучения. В течение изучения данного элективного курса заполняется таблица, в которой содержатся результаты выполнения тестов и самостоятельных работ.

В соответствии с учебным планом  курс рассчитан на 35 учебных часов.

Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы

Кол-во часов

1

Организационное занятие, обобщение

4

2

Анализ диаграмм, таблиц, графиков

2

3

Расчеты по формулам

2

4

Простейшие текстовые задачи

17

5

Практические задачи по геометрии

4

6

Статистика, вероятности

6

Содержание курса

Модуль 3. Реальная математика. 

Проценты. Составление математической модели по условию задачи. Текстовые задачи на практический расчет. Чтение графиков и диаграмм. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей. Выражение величины из формулы.

Разделы содержания модуля «Реальная математика», на которых базируются контрольные измерительные материалы, определены в спецификации; полный перечень соответствующих элементов содержания и умений, приведён в кодификаторах, размещённых на сайте: www.fipi.ru.

Кроме традиционных форм подготовки к ГИА запланировано использование  электронного тестирования в режиме on-lain.

http://www.newsedu.net/bs/adview.php?what=zone:21&n=ad2383ab 


Поурочное планирование (1 час в неделю, всего 35 часов).

№ урока

Кол-во часов

Тема урока

Вводимые понятия, умения, навыки

Цель урока

Виды контроля

1

1

Организационное занятие

Ознакомление с сайтами www.fipi.ru;  www.edu.ru

Познакомить с программой курса

Работа в парах, коллективное обсуждение

Анализ диаграмм, таблиц, графиков

2-3

2

Графические задачи,  диаграммы, таблицы

Умение решать основные графические задачи, читать диаграммы, таблицы

Развивать навыки выполнения тестовых заданий, работа над ошибками

Пробное тестирование по индивидуальным вариантам

Расчеты по формулам

4-5

2

Формулы

Умение выполнять расчеты по формулам

Развивать навыки осуществлять числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; выражать из формул одну переменную через остальные

Работа в парах, коллективное обсуждение, индивидуальные карточки

Простейшие текстовые задачи

6-7

2

Задачи на движение

Умение решать основные задачи на движение

Повторить типы задач на движения, развивать навыки выполнения тестовых заданий

Работа в парах, коллективное обсуждение, индивидуальные карточки

8-9

2

Задачи на совместную работу

Умение решать основные задачи на совместную работу

Развивать навыки выполнения тестовых заданий, работа над ошибками

Пробное тестирование по индивидуальным вариантам

10-11

2

Задачи на проценты

Умение решать основные задачи на проценты

Повторить типы задач на проценты, развивать навыки выполнения тестовых заданий

Работа в парах, коллективное обсуждение, индивидуальные карточки

12-13

2

Прямая пропорциональность

Умение решать основные задачи на прямую пропорциональность

Повторить различные типы задач на прямую пропорциональность , развивать навыки выполнения тестовых заданий

Работа в парах, коллективное обсуждение, индивидуальные карточки

14-15

2

Обратная пропорциональность

Умение решать основные задачи на обратную пропорциональность

Повторить различные типы задач на обратную пропорциональность, развивать навыки выполнения тестовых заданий

Работа в парах, коллективное обсуждение, индивидуальные карточки

16-17

2

Практико-ориентированные задачи

Умение решать основные практико-ориентированные задачи

Повторить различные практико-ориентированные задачи, развивать навыки выполнения тестовых заданий

Работа в парах, коллективное обсуждение, индивидуальные карточки

18-19

2

Математические модели реальных ситуаций

Умение составлять математические модели реальных ситуаций

Развивать навыки выполнения тестовых заданий, работа над ошибками

Пробное тестирование по индивидуальным вариантам

20-22

3

Задачи с физическим содержанием

Умение решать основные задачи с физическим содержанием

Повторить различные типы задач с физическим содержанием, развивать навыки выполнения тестовых заданий

Работа в парах, коллективное обсуждение, индивидуальные карточки

Практические задачи по геометрии

23-24

2

Задачи на осевую и центральную симметрию

Умение решать основные задачи на осевую и центральную симметрию

Повторить различные типы задач на осевую и центральную симметрию, развивать навыки выполнения тестовых заданий

Работа в парах, коллективное обсуждение, индивидуальные карточки

25-26

2

Подобные треугольники

Умение решать задачи на подобные треугольники

Развивать навыки выполнения тестовых заданий, работа над ошибками

Пробное тестирование по индивидуальным вариантам

Статистика, вероятности

27-28

2

Теория вероятности

Умение решать основные задачи по теории вероятности

Повторить различные типы задач по теории вероятности, развивать навыки выполнения тестовых заданий

Работа в парах, коллективное обсуждение, индивидуальные карточки

29-30

2

Комбинаторика и статистика

Умение решать основные задачи по комбинаторика и статистика

Повторить различные типы задач по комбинаторике и статистике, развивать навыки выполнения тестовых заданий

Работа в парах, коллективное обсуждение, индивидуальные карточки

31-32

2

Стохастические задачи

Умение решать основные стохастические задачи

Развивать навыки выполнения тестовых заданий, работа над ошибками

Пробное тестирование по индивидуальным вариантам

Обобщение

33-35

3

Обобщающее занятие

Умения решать различные задачи

Подвести итог занятиям, повторить основные положения инструкции ГИА

Обсуждение проведенной работы, пожелание успеха друг другу

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Александрова Л.А. Алгебра 7,  8, 9. Контрольные работы. М: Мнемозина, 2010  
  2. Атанасян Л.С.и др. Геометрия 7 – 9. Учебник. М: Просвещение, 2013
  3. ГИА – 2014: Математика 9-й класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. Е.А.Бунимович, Л.В. Кузнецова, Л.О. Рослова и др. – Москва: АСТ: Астрель, 2014
  4. Дидактические материалы: Александрова Л.А. Алгебра 7, 8, 9. Самостоятельные работы. М: Мнемозина,2010
  5. Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА. Задания с параметром: теория, методика, упражнения и задачи. Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов – на  Дону, Легион, 2014
  6. Математика. 9 класс. ГИА - 2015. Тренажер для подготовки к экзамену. Алгебра, геометрия, реальная математика: учебно-методическое пособие. Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов – на  Дону, Легион, 2014
  7. Математика. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-2015. Алгебра, геометрия, теория вероятностей и статистика: учебно-методическое пособие. /Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов – на  Дону, Легион, 2014
  8. Математика. 9 класс. Подготовка к ОГЭ -2015. Учебно-тренировочные тесты по новой демоверсии Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов – на  Дону, Легион, 2015
  9. Мельникова Н.Б. Геометрия 7,  8, 9. Контрольные работы. М: Экзамен, 2014
  10. Мельникова Н.Б., Захарова Г.А. Дидактические материалы по геометрии 7, 8, 9. М: Экзамен, 2014
  11. Методические материалы: Мордкович А.Г. Алгебра 7 -9. Методическое пособие для учителей. М.: Мнемозина, 2010
  12. Мордкович А.Г. Алгебра, 7 -9.Тесты. М: Мнемозина, 2010
  13. ОГЭ (ГИА-9). Математика. Основной государственный экзамен. Теория вероятностей и элементы статистики / А.Р. Рязановский, Д.Г. Мухин. – М.: Издательство «Экзамен», 2015
  14. ОГЭ (ГИА-9) 2015. Математика. 3 модуля. Основной государственный экзамен 30 вариантов типовых тестовых заданий / Ященко И.В., Шестаков С.А. и др. – М.: Издательство «Экзамен», издательство МЦНМО, 2015.
  15. Проблемы реализации ФГОС при обучении математике в основной и старшей общеобразовательной школе: монография / коллектив авторов: Иванюк М.Е., Липилина В.В., Максютин А.А. – Самара: изд-во ООО «Порто-принт», 2014 – 338с.
  16. Учебники: Мордкович А.Г. и др. «Алгебра7», «Алгебра8», «Алгебра9». Часть 1. Учебник; Часть 2. Задачник.  М: Мнемозина, 2010
  17. Фарков А.В. Тесты по геометрии 7, 8, 9.  М: Экзамен, 2014

Интернет ресурсы для подготовки к ГИА

www.fipi.ru

www.edu.ru

http://www.gotovkege.ru/demos.html

https://math-oge.sdamgia.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Программа курса "Математика 5, 6 класс" (к учебникам Математика 5, Математика 6, авт. Зубарева И. И., Мордкович А.Г.)

Программа по математике для преподавания предмета в 5 и 6 классах по учебникам Зубаревой И. И., Мордковича А. Г. содержит пояснительную записку, в которой отражены: учебно-методическое сопровождение п...

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы. 5 класс Математика

Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...

Рабочая программа по математике к учебникам "Математика 5" и "Математика 6" С. М. Никольский и другие

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями к рабочей программе, содержит ссылки на дидактические материалы...

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1)   В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...

Примерная рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы.5 класс Математика.

Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...

Авторская программа по математике «Углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса по математике. Подготовка к ЕГЭ» 10-11 классы

Предлагаемая программа относится к предметным курсам, задача которого – углубление и расширение знаний по математике, входящих в базовый учебный план школы. Выбор этого курса позволит учащимся изучить...