Программа спецкурса "Реальная математика"
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему
Программа спецкурса "Реальная математика", 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realnaya_matematika_spetskurs_9.docx | 42.19 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1»
Рабочая программа курса
«Реальная математика»
(основное общее образование)
9 класс
Учитель: Ушакова И.Н.
Квалификационная категория: высшая
пгт. Излучинск, 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОсновной задачей курса является повторение и систематизация знаний учащихся с целью подготовки к успешной государственной итоговой аттестации.
Изучение курса ориентировано на задания, как для теоретического изучения, так и для практической работы. Большое число разнообразных заданий предоставляет возможность учителю варьировать содержание по времени и уровню сложности и, наряду с базовыми, рассматривать развивающие задания. Расположение материала способствует лучшему формированию в сознании учеников связи между теоретическим материалом и его прикладным применением.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
восполнить пробелы в знаниях учащихся, предусмотренных государственным стандартом;
показать значимость практико-ориентированных задач в реальной жизни;
формировать качества личности, необходимые для социальной адаптации;
формировать навыки оценки реальности предложенных ответов.
Программа применима для различных групп школьников, в том числе, не имеющих хорошей подготовки. В этом случае, учитель может сузить требования и предложить в качестве домашних заданий создание творческих работ, при этом у детей развивается интуитивно-ассоциативное мышление, что несомненно, поможет им при выполнении заданий ОГЭ.
Модуль «Реальная математика» содержит задачи 1 части КИМ ОГЭ. Практико-ориентированные задания подчеркивают важность освоения таких математических компетенций, как умение применять задания в практической жизни и в смежных областях. Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися навыков.
НАВЫКИ И УМЕНИЯ.
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
- подготовиться к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ;
- развить представление о месте и роли вычислений в реальной практике, сформировать практические навыки выполнения устных и письменных вычислений, развить вычислительную культуру;
- овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научить применять их к решению практико-ориентированных задач;
- повторить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
- развить логическое мышление и речь, умение обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры, использовать графические иллюстрации;
- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Методический комментарий. Каждое учебное занятие целесообразно разбивать на этапы. Каждая тема начинается с повторения основных теорем и формул, а также рассмотрения новых, не входящих в основную программу, но необходимых при решении ряда задач.
Выделяется первый этап «Основные сведения». Используются таблицы (раздаточный материал) с формулами и рисунками, опорные плакаты, слайдовая презентация.
Второй этап «Решаем вместе» предполагает разбор решений опорных демонстрационных задач, использующих основные теоремы и формулы данного раздела, решаемые разными способами. Повторяется алгоритм решения задач по теме. Учителем уделяется серьезное внимание разбору типичных ошибок в ходе решения задания, а также записи ответа в экзаменационный бланк.
Занятие продолжается решением задач группами и самостоятельным решением. Это блоки «Решаем в группах» и «Решаем сами». В ходе решения задач рекомендуется придерживаться принципа «От простого к сложному» под руководством учителя. Педагог может спланировать уроки парной работы, где учащиеся готовятся к самостоятельной и контрольной работе, зачету, защите проекта.
Учителю необходимо поощрять стремление учащихся работать в индивидуальном режиме. На всех типах занятий следует поддерживать активный диалог с учащимися. Учитель систематически осуществляет мониторинг достижения обязательных результатов обучения, своевременно осуществляет коррекцию знаний учащихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В ОСВОЕНИИ ШКОЛЬНИКАМИ УУД ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОБУЧЕНИЯ | ||||
Личностные | Специально-предметные УУД | Метапредметные УУД | ||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | ||
положительное отношение к урокам математики; умение признавать собственные ошибки; формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.); формирование математической компетентности. У выпускников будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение. | выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; выполнять расчеты по формулам: осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; выражать из формул одну переменную через остальные; решать текстовые задачи различными методами, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи; выполнять анализ диаграмм, таблиц, графиков; находить значения, заданные формулой, таблицей, графиком, диаграммой; решать практические задачи по геометрии, выполнять чертежи к ним; решать простейшие задачи по статистике и вероятности. | отслеживать цель учебной деятельности; учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении учебного материала; проверять результаты вычислений; адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки; оценивать собственные успехи в учебной деятельности; планировать шаги по устранению пробелов. Выпускники смогут овладеть всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в ОУ и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы и их выполнение. | анализировать условие задачи (выделять числовые данные и цель — что известно, что требуется найти); сопоставлять схемы и условия текстовых задач; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий; осуществлять синтез числового выражения, условия текстовой задачи (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи); сравнивать и классифицировать изображенные предметы и геометрические фигуры по заданным критериям; понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, графика; видеть аналогии и использовать их при освоении приемов вычислений; конструировать фигуры из заданных частей; достраивать часть до заданной фигуры; мысленно делить фигуру на части; сопоставлять информацию, представленную в разных видах; выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах. Выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты-тексты, использовать знаково-символьные средства, в том числе овладевают действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач. | сотрудничать с товарищами при выполнении заданий: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках; задавать вопросы с целью получения нужной информации; организовывать взаимопроверку выполненной работы; высказывать свое мнение при обсуждении задания. Выпускники приобретут умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты заданий. |
Аппарат контроля. В процессе освоения учащимися модуля предусмотрено проведение тренировочных тестов и самостоятельных работ, позволяющих проводить текущий и тематический контроль знаний и умений учащихся. В конце изучения курса проводится итоговая контрольная работа.
Тренировочные тесты и самостоятельные работы, нацеленные на проверку знаний основных теоретических сведений, оцениваются «зачтено» (при условии выполнении не менее 75% предложенных заданий) или «не зачтено». Итоговая контрольная работа составляется по материалам в форме ОГЭ. При составлении работы учитель может использовать материалы из списка литературы, рекомендованные для организации подготовки к ОГЭ.
На протяжении всего курса учащимся предлагается выполнение проекта по одной из тем программы. Вариант выполнения проектной работы: подбор дополнительного теоретического и практического материала из различных источников, поиск различных способов решения одной задачи, составление обратной задачи, оформление собранного материала в накопительную папку. Защита проекта проходит среди учащихся класса на одном из занятий курса.
Осуществление коррекции знаний учащихся проводится на основании мониторинга отслеживания результатов обучения. В течение изучения данного элективного курса заполняется таблица, в которой содержатся результаты выполнения тестов и самостоятельных работ.
В соответствии с учебным планом курс рассчитан на 35 учебных часов.
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы | Кол-во часов |
1 | Организационное занятие, обобщение | 4 |
2 | Анализ диаграмм, таблиц, графиков | 2 |
3 | Расчеты по формулам | 2 |
4 | Простейшие текстовые задачи | 17 |
5 | Практические задачи по геометрии | 4 |
6 | Статистика, вероятности | 6 |
Содержание курса
Модуль 3. Реальная математика.
Проценты. Составление математической модели по условию задачи. Текстовые задачи на практический расчет. Чтение графиков и диаграмм. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей. Выражение величины из формулы.
Разделы содержания модуля «Реальная математика», на которых базируются контрольные измерительные материалы, определены в спецификации; полный перечень соответствующих элементов содержания и умений, приведён в кодификаторах, размещённых на сайте: www.fipi.ru.
Кроме традиционных форм подготовки к ГИА запланировано использование электронного тестирования в режиме on-lain.
Поурочное планирование (1 час в неделю, всего 35 часов).
|
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Александрова Л.А. Алгебра 7, 8, 9. Контрольные работы. М: Мнемозина, 2010
- Атанасян Л.С.и др. Геометрия 7 – 9. Учебник. М: Просвещение, 2013
- ГИА – 2014: Математика 9-й класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. Е.А.Бунимович, Л.В. Кузнецова, Л.О. Рослова и др. – Москва: АСТ: Астрель, 2014
- Дидактические материалы: Александрова Л.А. Алгебра 7, 8, 9. Самостоятельные работы. М: Мнемозина,2010
- Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА. Задания с параметром: теория, методика, упражнения и задачи. / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов – на Дону, Легион, 2014
- Математика. 9 класс. ГИА - 2015. Тренажер для подготовки к экзамену. Алгебра, геометрия, реальная математика: учебно-методическое пособие. / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов – на Дону, Легион, 2014
- Математика. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-2015. Алгебра, геометрия, теория вероятностей и статистика: / учебно-методическое пособие. /Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов – на Дону, Легион, 2014
- Математика. 9 класс. Подготовка к ОГЭ -2015. Учебно-тренировочные тесты по новой демоверсии / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов – на Дону, Легион, 2015
- Мельникова Н.Б. Геометрия 7, 8, 9. Контрольные работы. М: Экзамен, 2014
- Мельникова Н.Б., Захарова Г.А. Дидактические материалы по геометрии 7, 8, 9. М: Экзамен, 2014
- Методические материалы: Мордкович А.Г. Алгебра 7 -9. Методическое пособие для учителей. М.: Мнемозина, 2010
- Мордкович А.Г. Алгебра, 7 -9.Тесты. М: Мнемозина, 2010
- ОГЭ (ГИА-9). Математика. Основной государственный экзамен. Теория вероятностей и элементы статистики / А.Р. Рязановский, Д.Г. Мухин. – М.: Издательство «Экзамен», 2015
- ОГЭ (ГИА-9) 2015. Математика. 3 модуля. Основной государственный экзамен 30 вариантов типовых тестовых заданий / Ященко И.В., Шестаков С.А. и др. – М.: Издательство «Экзамен», издательство МЦНМО, 2015.
- Проблемы реализации ФГОС при обучении математике в основной и старшей общеобразовательной школе: монография / коллектив авторов: Иванюк М.Е., Липилина В.В., Максютин А.А. – Самара: изд-во ООО «Порто-принт», 2014 – 338с.
- Учебники: Мордкович А.Г. и др. «Алгебра7», «Алгебра8», «Алгебра9». Часть 1. Учебник; Часть 2. Задачник. М: Мнемозина, 2010
- Фарков А.В. Тесты по геометрии 7, 8, 9. М: Экзамен, 2014
Интернет ресурсы для подготовки к ГИА
http://www.gotovkege.ru/demos.html
https://math-oge.sdamgia.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Программа курса "Математика 5, 6 класс" (к учебникам Математика 5, Математика 6, авт. Зубарева И. И., Мордкович А.Г.)
Программа по математике для преподавания предмета в 5 и 6 классах по учебникам Зубаревой И. И., Мордковича А. Г. содержит пояснительную записку, в которой отражены: учебно-методическое сопровождение п...
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы. 5 класс Математика
Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...
Рабочая программа по математике к учебникам "Математика 5" и "Математика 6" С. М. Никольский и другие
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями к рабочей программе, содержит ссылки на дидактические материалы...
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...
Примерная рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы.5 класс Математика.
Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...
Авторская программа по математике «Углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса по математике. Подготовка к ЕГЭ» 10-11 классы
Предлагаемая программа относится к предметным курсам, задача которого – углубление и расширение знаний по математике, входящих в базовый учебный план школы. Выбор этого курса позволит учащимся изучить...