Разработка урока по теме "Линейная функция и ее график"
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему

Соломенина Вера Сергеевна

Цель урока:  обобщить и систематизировать знания обучающихся по данной теме, применить изученный материал в нестандартной ситуации, отработать навыки изученного материала.

Форма урока: Урок с игровой основой

Тип урока: урок защита творческого проекта – изучение нового материала.

На уроке используются следующие методы:

·         Проектный (как наиболее эффективный метод реализации системно-деятельностного подхода);

·         Наглядный (использование опорных конспектов по В.Ф. Шаталову);

·         Проблемное обучение (через игры Да-Нет-ка, Математическое лото, Лови ошибку!).На уроке используются следующие методы:

Оборудование:

·         Анимированная презентация, выполненная в программе PowerPoint ;

·         Домашнее задание из трех вариантов на карточках;

·         Карточки для игры Математическое лото;

·         Опорные конспекты по теме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме «Линейная функция и её график»

Автор: Соломенина Вера Сергеевна (203-071-344)

Цель урока:  обобщить и систематизировать знания обучающихся по данной теме, применить изученный материал в нестандартной ситуации, отработать навыки изученного материала.

Форма урока: Урок с игровой основой

Тип урока: урок защита творческого проекта – изучение нового материала.

Виды учебной деятельности:

  • Проектная работа;
  • Работа в паре;
  • Игра.

Оборудование:

  • Анимированная презентация, выполненная в программе PowerPoint (Приложение 1);
  • Домашнее задание из трех вариантов на карточках (Приложение 2);
  • Презентация, выполненная в программе PowerPoint (Приложение 3);
  • Карточки для игры Математическое лото <Рисунок1>, <Рисунок2>;
  • Опорные конспекты по теме, которые учащиеся вкладывают в свои папки Справочные материалы по математике <Рисунок3>.

Ход урока:

В течение недели до урока 4 человека из класса работали над проектом «Построение графика линейной функции».

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычный урок и его необычность в том, что все материалы к уроку подготовили ваши одноклассники.

  1. Постановка цели урока
  2. Повторение материала по опорному конспекту (Приложение 1. Слайд 1-2) 

На прошлом уроке мы познакомились с прямой пропорциональной зависимостью. Посмотрите на опорный конспект и вспомните:

  • Почему эта зависимость так называется?
  • Через какую точку всегда проходит график прямой пропорциональной зависимости?
  • При каких значениях углового коэффициента график функции y=kx возрастает?
  • При каких значениях углового коэффициента график функции y=kx убывает?
  • Как ведет себя график при увеличении углового коэффициента в плюс бесконечность?
  • Как ведет себя график при приближении углового коэффициента к нулю?
  • Какую формулу имеет функция, график которой является биссектрисой первого и третьего координатного углов?
  • Какую формулу имеет функция, график которой является биссектрисой второго и четвертого координатного углов?
  1. Объявление темы урока (Приложение 1. Слайд 3)
  2. Объяснение нового материала (Приложение 1. Слайд 4 - 15)

Игра: Лови ошибку!

Сейчас мы будем изучать новый материал, а самые внимательные найдут  ошибки на слайдах.

  1. Повторение изученного материала (Приложение 3. Слайд 1-17)

Математическое лото. Работа в парах. Учащиеся на руки получают карточки <Рисунок1>, <Рисунок 2>. На экране – номера с вопросами. Задание: отметить на своей карточке в соответствующей клетке номер правильного ответа с экрана.

  1. Закрепление нового материала

Игра Да-Нет-ка. Сначала из класса выходит учитель. Ученики загадывают одну на всех формулу линейной функции. Затем учитель заходит и задает вопросы, на которые ребята могут отвечать только Да или Нет. Учитель должен отгадать задуманную формулу. Затем выходит из класса ученик. Правила игры те же.

Возможные вопросы:

  • График этой функции возрастает?
  • График этой функции пересекает ось ординат выше начала координат?
  • Угловой коэффициент является целым числом?
  • График этой функции прижимается к оси абсцисс?
  • Свободный коэффициент является четным числом?
  • И т.д.

Для экономии времени лучше сразу договориться о возможных значениях коэффициентов.

  1. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Технологическая карта учебного проекта

Тема проекта

Построение графика линейной функции

Проблема

  • Как наглядно продемонстрировать построение графика?
  • Почему построение графиков вызывают у учащихся затруднения?

Цели:

1) проектные

2) дидактические

  • Развитие интереса к математике как к предмету.
  • Разработка обучающей анимационной презентации по построению графика линейной функции.
  • Формирование умений проектной и исследовательской деятельности у учащихся седьмого класса.
  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Задачи

  • Изучить теоретический материал по теме «Линейная функция и ее график».
  • Изучить настройки анимации в программе Power Point.
  • В форме анимированной презентации показать параллельный перенос графика.
  • Подготовить опорный конспект по теме «Линейная функция и ее график».
  • Разработать трёхуровневое ДЗ по теме и набрать его в текстовом редакторе.

Участники проекта

Учащиеся 7 класса:

Учащийся№1 – разработка трех вариантов домашнего задания.

Учащийся№2– подготовка в текстовом редакторе опорного конспекта по теме.

Учащийся№3– подготовка презентации на повторение темы: Прямая пропорциональность.

Учащийся№4– подготовка анимированной презентации на тему: Линейная функция.

Продукт

Анимационная презентация

Карточки с ДЗ

Опорные конспекты

Тип проекта

По доминантной деятельности - прикладной.

По количеству участников - малогрупповой.

По содержанию - метапредметный.

По характеру контактов - внутриклассный.

По продолжительности – недельный.

По дидактической цели – поддержка мотивации в обучении.

Характеристика содержания проекта

В процессе работы над проектом учащиеся приходят к глубокому пониманию особенностей поведения графика линейной функции при всевозможных значениях углового коэффициента и свободного члена.

Проект позволяет с другой стороны посмотреть на программу Power Point. Учащийся раскрывает обучающие возможности программы.

Для работы над проектом учащиеся объединяются в группы по 2 человека. Каждая из групп работает над своей презентацией (дизайн слайдов, угловой коэффициент и свободный член согласуются с учителем), в конце работы презентации сшиваются.

Результат работы – обучающая презентация, которая может использоваться на уроке в качестве демонстрационного материала, а так же в качестве обучающего материала для учащихся, пропустивших или не усвоивших материал.

Защита проекта - на уроке по данному материалу.

Используемые образовательные технологии

Метод проектов, ИКТ.

Исследовательский (или практический) компонент

Воспитание усидчивости, творческого подхода к математике.

Развитие математических способностей, способности увидеть красоту математики.

Раскрытие в себе педагогических способностей, педагогической интуиции.

Понимание многогранности использования знакомых нам компьютерных программ их практического применения.

Список рекомендованных источников

  • Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Ю. Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк]; под ред. С. А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2013.
  • https://www.youtube.com/watch?v=a2gl0zGQY7s
  • https://support.office.com/ru-ru/article/

Материально-технические ресурсы

ПК с установленной программой Microsoft Office Power Point 2007, Microsoft Office Word 2007.

Проектор.

Рекомендации по выполнению проекта

  • Освоить работу с фигурами, дизайном в программе Power Point.
  • Изучить анимационные возможности программы Power Point: путь перемещения, вход, выход, выделение, настройка времени.
  • Изучить материал учебника по теме График линейной функции.
  • Согласовать с учителем и другими группами формулу, для которой будет создаваться анимация.
  • В конце работы все слайды собираются в одну общую презентацию.
  • Опорные конспекты и тексты ДЗ распечатываются.

Список литературы:

  1. Гин А. А.  Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 2-е изд., - М.: Вита-Пресс, 2000. – 88 с.
  2. В.Ф. Шаталов. Алгебраические волны. – М., ИПЦ «ИЧП Чуйкина Л.А.», 2009, 28с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Прямая пропорциональная зависимость k≠0 0 1 k=1 k→0 y=kx → ox k -угловой коэффициент k→∞ y=kx → oy -4 -3 -2 -1 2 1 2 3 4 1 3 4 -1 -2 -3 -4 x

Слайд 4

ЛИНЕЙНАЯ ФУНКЦИЯ Y X y=kx+b y=kx + b + b + b y=kx+b

Слайд 5

y=kx Y=kx+b y x

Слайд 6

k>0 b>0 k>0 b<0 k<0 b<0 k<0 b>0 k=0 b≠0 k=0 b=0 k≠0 b=0

Слайд 7

y x k>0 b>0

Слайд 8

y x k>0 b<0

Слайд 9

y x k>0 b<0

Слайд 10

y x k<0 b<0

Слайд 11

y x k<0 b<0

Слайд 12

y x k<0 b>0

Слайд 13

y x b>0 b<0 k=0 b≠0

Слайд 14

y x k≠0 b=0 y=kx

Слайд 15

y x k=0 b=0



Предварительный просмотр:

Домашняя работа

  1. Прямая пропорциональная зависимость.
  2. Линейная функция.
  3. Вычитание обыкновенных дробей.

Вариант 1

  1. Возрастает или убывает график функции: y=2x; y=0,5x
  2. Построй график функции: y=x+3.
  3. Вычисли:  .

Вариант 1 ответы

  1. Возрастает
  2. График

Вариант 2

  1. Возрастает или убывает график  функции: y=,y=3y
  2. Построй график функции: y=0,5x+2
  3. Вычисли :  

Вариант 2 ответы

  1. Возрастает
  2. График

Вариант 3

  1. Возрастает или убывает график  функции: y=-3,7x; y=7x
  2. Построй график функции: y=x-1
  3. Вычисли: -

Вариант 3 ответы

  1. Убывает, возрастает
  2. График
  3. -2,875


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

1 А(-3;0)

Слайд 3

2 А(0;2)

Слайд 4

3

Слайд 5

4

Слайд 6

5 А(0;-2)

Слайд 7

6

Слайд 8

7

Слайд 9

8 А(-2;3)

Слайд 10

9 А(3;0)

Слайд 11

10

Слайд 12

11 А(2;3)

Слайд 13

12 А(-3;-2)

Слайд 14

13 А(2;-2)

Слайд 15

14

Слайд 16

15

Слайд 17

16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме "Функция и ее график"

Данная презентация может быть использована как при изучении нового материала, так и во время повторения  на любом этапе  изучения темы....

Разработка урока по теме: "Функции у = хn (nєN), их свойства и графики".

План -конспект урока с применением ЭОР и ЦОР....

Урок - презентация " Линейная функция и её график"

Материал урока в 7 классе по учебнику "Алгебра 7" Виленкин....

урок по теме " Функция - Обратная пропорциональность, график ,свойства-9класс"-презентация

презентация к уроку в 9 классе -график и свойства функции- обратная пропорциональность-1 урок по теме . Проблемное обучение....

Разработка урока по теме "Функция у = k/x и её график"

Урок алгебры в 8 классеТема урока: «Функция у = k/x и её график»Цели урока: сформулировать определение обратной пропорциональности, её области определения и графика. Задачи урока:Обучающая: повто...

Методическая разработка по теме: Исследование функции и построение графика функции.

Методическая разработка - конспект урока по теме: Исследование функции с помощью производной и построение графика функции.  Урок построен в форме игры., в ходе которой проверяются знания по ...

Урок алгебры "Линейная функция и ее график"

Методическая разработка, презентация, маршрутный лист...