Сборник исследовательских работ по математике на уроке (из опыта учителей школы)
материал по алгебре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
Исследовательская работа имеет очень важное значение в развитии творческих способностей учащихся. Ребенок учится наблюдать, анализировать объект, сравнивать, оценивать, находить общее с другими. Умение наблюдать тесно связано с умением видеть проблемы.Вслед за выявлением проблемы идет поиск ее решения. Поиск решения осуществляется в форме выдвижения догадок или гипотез.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательские работы на уроке математики | 664.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская
деятельность учащихся
при обучении математике
Из опыта работы учителей математики
МАОУ СОШ №10
Исследовательская работа как один из методических приемов обучения учащихся на уроках и во внеклассной работе.
Е. А. Герасименко, ведущий методист НМЦ УО г. Таганрога
Исследовательская работа имеет очень важное значение в развитии творческих способностей учащихся. Ребенок учится наблюдать, анализировать объект, сравнивать, оценивать, находить общее с другими. Умение наблюдать тесно связано с умением видеть проблемы.
Вслед за выявлением проблемы идет поиск ее решения. Поиск решения осуществляется в форме выдвижения догадок или гипотез. Умение выдвигать гипотезы, строить предположение - одно из главных базовых умений исследования. Не любое предположение можно назвать гипотезой. Но для детских исследований, направленных на развитие творческих способностей ребенка, наиболее важным является наличие гипотез и поиск их доказательств.
Изначально гипотеза не истинная и не ложная, она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, стоит опровергнуть, как она превращается в ложное предположение.
Способы проверки гипотез:
- теоретические (логика, анализ имеющихся знаний)
- эмпирические (наблюдения, эксперименты, исследования)
При проверке гипотез может быть организована следующая деятельность(индивидуальная или групповая):
-дополнительный сбор фактов;
-обоснование известными теоретическими знаниями;
-экспериментальная проверка и наблюдение;
-лабораторная или практическая работа.
В ходе рабочего процесса используется: мозговой штурм, защита выработанных позиций, технология критического мышления, технология «погружений», что придает работе организованность и поэтапность.
Выводы могут представлять собой новые формулы, правила, свойства рассматриваемых объектов, а также обобщения, методы, способы, алгоритмы деятельности.
Выводы исследовательской деятельности могут быть оформлены в виде устного сообщения, отчета, реферата или доклада, проекта, публикации или изобретения.
Исследовательская работа, 5 класс.
Т. Н. Пирогова, учитель высшей категории.
Тема: «Умножение десятичных дробей».
Цель: сформулировать правило умножения десятичных дробей.
Задания выполняются по группам.
Ход работы.
Задача. Найдите площадь прямоугольника со сторонами a дм
и b дм. Создаются группы по 4-5 человек, каждая группа получает свои значения a и b.
1. Переведите дециметры в сантиметры или миллиметры,
чтобы работать с натуральными числами.
2. Найдите площадь прямоугольника в см2 или мм2.
3. Переведите см2 или мм2 в дм2.
4. Заполните с пятой по восьмую строку таблицы.
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
а, дм | 1,3 | 1,6 | 1,26 | 1,23 | 1,31 | 1,452 |
b, дм | 0,8 | 1,32 | 1,3 | 1,42 | 1,123 | 1,27 |
S, дм 2 | ||||||
а, см (мм) | ||||||
b, см,(мм) | ||||||
S, см 2,(мм2) | ||||||
S, дм 2 |
- Сравните результаты в таблице, сформулируйте гипотезы о том, как перемножаются десятичные дроби.
- Проверьте гипотезы, опираясь на факты таблицы.
- Сделайте вывод, работая с учебником.
Итог. Ученики формулируют правило умножения десятичных дробей.
Исследовательская работа, 6 класс.
Т. Н. Пирогова, учитель высшей категории.
Тема: «Экспериментальное получение числа π».
Цель: найти приближённое значение числа π.
Оборудование: картонные круги с указанным центром, нитка, линейка.
Создаются группы по 4-5 человек, каждая группа получает комплект кругов с разными радиусами.
Ход работы.
- Проведите и измерьте радиус круга.
- Вычислите диаметр круга.
- С помощью нитки или перекатывая круг вдоль линейки, измерьте длину окружности.
- Заполните таблицу.
r | ||||||
d | ||||||
C | ||||||
C d |
- Сформулируйте гипотезы об отношении длины окружности к диаметру.
- Проверьте гипотезы, работая с учебником.
Итог. Делается вывод, что отношение длины окружности к диаметру есть величина постоянная и получают приближенное значение числа π.
Исследовательская работа, 6 класс. В.В.Сулейманова, учитель первой категории.
Тема: «Осевая симметрия».
Цель: ввести понятие оси симметрии для отрезков, треугольников (рассмотреть различные виды треугольников).
Оборудование: проектор, листы белой бумаги для каждого учащегося, карандаш, различные виды треугольников: 5 равносторонних , 5 равнобедренных, 5прямоугольных, 5 разносторонних.
Ход работы.
1. Постройте отрезок AB на листе бумаги.
2. Перегните лист так, чтобы т.A и т.B совпали.
3. Разверните лист и проведите карандашом линию перегиба. Назовите эту прямую m.
4. Точку пересечения отрезка AB с прямой m обозначьте О. Как расположена т.O относительно прямой m и относительно отрезка AB?
5. Возьмите на прямой m точки C, D, K, M. Как записать, что эти точки лежат на прямой m?
6. Соедините каждую точку с концами отрезка АВ. Что можно сказать о полученных треугольниках AOC и BOC? Как это доказать?
7. Назовите равные элементы в треугольниках AOC и BOC.
8. Рассмотрим треугольник ADO и BDO.Что можем сказать об этих треугольниках? Назовите равные элементы и в этих треугольниках. Итак, мы видим, что т.A и т.B находятся на одинаковом расстоянии от прямой m, т.е. т.A и т.B равноудалены от прямой m. Прямая m называется осью симметрии отрезка AB и треугольника АВД.
9. Что мы можем сказать о длинах отрезков AM и MK? AP и PB? Итак, любые точки, принадлежащие оси симметрии отрезка AB, равноудалены от его концов.
10. Рассмотрим треугольники ACB, ADB, AMB, APB. Что делает прямая m с этими треугольниками? Проверьте гипотезу на различных видах треугольников.
Итог. Сформулировали определение оси симметрии и проверили симметричность различных видов треугольников.
Исследовательская работа , 7 класс.
Т. Н. Пирогова, учитель высшей категории.
Тема: «График уравнения ax+by+c=0».
Цель: выяснить, как расположены в координатной плоскости решения уравнения ax+by+c=0. Сформулировать алгоритм построения графика этого уравнения.
Оборудование: проектор, инструменты.
Ход работы.
a | b | c | A1 | A2 | A3 | A4 | A5 | ||||||
( x | y ) | ( x | y ) | ( x | y ) | ( x | y ) | ( x | y ) | ||||
1 | 3 | -2 | 6 | ||||||||||
2 | 1 | 1 | -3 | ||||||||||
3 |
- Составьте уравнение: ax + by + c = 0.
- Подберите 5 решений, удовлетворяющих уравнению.
- Постройте в координатной плоскости точки с координатами (x;y), соответствующими решению уравнения.
4.Выясните, все ли решения мы отметили в координатной плоскости. Проанализируйте, где будут расположены остальные решения.
5.Выдвижение гипотезы, что множеством решений уравнения
ax + by + c = 0 есть множество точек, образующих прямую.
6.Отметим, что доказательство этой теоремы будет проведено позже в 9 классе.
7.Так как графиком уравнения является прямая, обговаривается количество точек, необходимых для её построения.
Итог. Формулировка алгоритма построения графика уравнения
ax + by + c = 0.
Исследовательская работа, 7 класс.
Т. Н. Пирогова, учитель высшей категории.
Тема: «Возведение в квадрат трехчлена».
Цель: вывести формулу возведения трехчлена в квадрат.
Оборудование: тетрадь, ручка, карандаш и линейка.
Ход работы.
- Постройте квадрат, длина стороны которого равна сумме длин трех произвольных отрезков a + b + c.
- Запишите формулу для вычисления площади такого квадрата.
- Разбейте квадрат на 9 частей, соединив концы отрезков на сторонах квадрата.
a b с
- Найдите площади всех частей, занесите данные в таблицу.
S1 | S2 | S3 | S4 | S5 | S6 | S7 | S8 | S9 |
Сложите получившиеся результаты и соотнесите с формулой из пункта 2.
- Сформулируйте свои гипотезы о возведении в квадрат трехчлена.
- Проверьте гипотезы, используя формулу возведения в квадрат двучлена
, где .
Итог. Выводится формулу возведения трехчлена в квадрат:
(а + b + с)2 = а2 + b2 + с2 + 2аb + 2ас + 2bс.
Исследовательская работа, 7 класс.
Т. Н. Пирогова, учитель высшей категории.
Тема: « Применение метода перебора».
Цель: научить применять метод перебора при решении задач.
Оборудование: таблица, инструменты.
Задача., работая с учебником Найти все двузначные числа, если сумма квадратов их цифр на 9 меньше первой цифры, умноженной на 4.
Ход работы.
1. Составьте математическую модель:
2. Выразите из равенства .
3. Занесите в таблицу расчеты при . Подумайте, почему именно эти значения х? Всегда ли возможно найти у?
х | y | ||
4. Выберите х и у и составьте из них двузначные числа. Могут ли быть другие двузначные числа, удовлетворяющие решению задачи?
5. Сформулируйте гипотезы о том, когда можно применять данный метод. Какое бы вы дали ему название?
6. Проверьте гипотезы, работая с учебником.
Итог. Установлен новый метод при решении задач, в которых конечное число вариантов для неизвестных - метод перебора.
Исследовательская работа. 7 класс.
Т. Н. Пирогова, учитель высшей категории.
Тема: «Взаимное расположение графиков линейных функций».
Цель: научиться оценивать взаимное расположение графиков линейных функций, не выполняя построения.
Оборудование: таблица, инструменты, карточки с заданиями.
Ход работы.
- Построить два графика линейной функции y = kx + m в одной системе координат. Задания выполняются по группам.
1)у1= 2х +3; 2)у1= 2х +3; 3)у1= х +4;
у2= 2х - 2; у2= -х +3; у2= х -3;
4)у1= х +3; 5)у1=3х -5; 6)у1= -2х;
у2= 0,5х +3; у2=2х -2; у2=-2 х +1;
- Заполнить таблицу.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
К1= К2= | К1= К2= | К1= К2= | К1= К2= | К1= К2= | К1= К2= | |
m1= m2= | m1= m2= | m1= m2= | m1= m2= | m1= m2= | m1= m2= | |
Взаимное расположение графиков |
3. Сделать выводы, как зависит взаимное расположение графиков линейных функций от коэффициентов к и m.
4. Проверка полученных выводов с помощью учебника.
Итог. Если к1= к2, m1≠ m2, то прямые у=к1х + m1 и у=к2х + m2 параллельны. Если к1= к2, m1 = m2, то прямые у=к1х + m1 и у=к2х + m2 совпадают. Если к1 ≠ к2, то прямые у=к1х + m1 и у=к2х + m2 пересекаются.
Исследовательская работа, 7 класс. Т. Н. Пирогова, учитель высшей категории.
Тема: «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными».
Цель: научиться определять количество решений системы, не находя самих решений.
Оборудование: таблица, инструменты, карточки с заданиями.
Ход работы. 1.Решить графически систему уравнений
Задания выполняются по группам.
1)
2.Заполнить таблицу.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
a1= a2= | b1= b2= | c1= c2= | ||||||
Количество решений |
3.Сделать выводы, как зависит количество решений системы
от коэффициентов a1, b1, c1, a2, b2, c2.
4.Проверка полученных выводов с помощью доказательства.
Итог. Если, , то система решений не имеет. Если, , то система имеет бесконечное множество решений.
Если, , то система имеет одно решение.
Исследовательская работа, 7 класс.
Т. Н. Пирогова, учитель высшей категории.
Тема: «Свойства прямоугольного треугольника».
Цель: вывести свойства прямоугольного треугольника.
Оборудование: равносторонний треугольник, вырезанный из бумаги.
Ход работы.
1.Сложите треугольник Δ пополам и определите углы, получившегося треугольника Δ.
2.Сравните длины гипотенузы и катета, лежащего против угла в 30˚
3. Согните острые углы так, чтобы получился четырехугольник.
4. Сформулируйте гипотезы о сумме острых углов прямоугольного треугольника и о катете, лежащем против угла в 30˚.
5.Проверьте гипотезы и сделайте выводы.
Итог. Формулируются свойства прямоугольного треугольника:
сумма двух острых углов прямоугольного треугольника равна 900;
катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 300, равен половине гипотенузы.
Исследовательская работа, 7 класс.
Т. Н. Пирогова, учитель высшей категории.
Тема: «Первый и второй признаки равенства треугольников».
Цель: сформулировать первый и второй признаки равенства треугольников.
Оборудование: альбомный лист, инструменты, ножницы.
Ход работы.
Работа в группах.
1.Постройте в тетради треугольник:
1 группа. А=40°, АВ=5см, АС=3см.
2 группа. ∠А=120°, АВ=6см, АС=4см.
3 группа. ∠А=90°, АВ=7см, АС=5см.
4 группа. А=45°, АВ=5см,=45°.
5 группа. ∠А=120°, АВ=6см, =20°.
6 группа. ∠А=90°, АВ=7см, =30°.
2.По этим же данным постройте треугольник на альбомном листе, вырежьте его.
3.Сравните два треугольника (наложением).
4. Сформулируйте гипотезы о равенстве треугольников по некоторым элементам.
5. Сверьте гипотезы с формулировками теорем по учебнику.
Итог. Формулируются первый и второй признаки равенства треугольников.
Исследовательская работа факультативного курса, 7 класс.
О. В. Алексеева, учитель первой категории.
Тема: Перевод времени: прихоть или необходимость.
Цель: выяснить, зачем в России переводят стрелки часов на летнее время.
Оборудование: счетчик электроэнергии, таблица восхода и захода солнца, график бодрствования человека.
Ход работы:
1. Сформулировать гипотезу на основе своих знаний и мнения окружающих о том, зачем переводят стрелки часов на летнее время (желательно провести анкетирование разных возрастных групп и результаты представить в виде диаграммы).
2. Составить формулы и вычислить денежную экономию на примере нескольких семей.
3. Провести исследование и выяснить какой ритм жизни, с биологической точки зрения, благоприятен для человека(опрос разных возрастных групп населения, статистические данные из поликлиник и больниц и т.д.)
4. Сравнить результаты исследования с гипотезой, сформулированной в начале исследования.
Итог. Сделать выводы о денежной экономии в исследуемых семьях; проанализировать данные о здоровье человека в период перевода часов на летнее время; в случае несовпадения гипотезы с результатами исследования назвать причины; сформулировать свое мнение о полученных результатах и если это возможно, предложить свой выход из создавшейся ситуации.
Исследовательская работа, 8 класс.
Т. Н. Пирогова, учитель высшей категории.
Тема: «Наибольшее значение произведения положительных чисел при их фиксированной сумме».
Цель: определить значения положительных чисел, для которых их произведение будет наибольшим при фиксированной сумме.
Оборудование: карточки с таблицей, ручка.
Ход работы.
Работа по группам.
- Представьте данное число в виде суммы двух положительных слагаемых всеми способами.
- Найдите произведение каждой пары, занесите данные в таблицу.
I группа а+b=8 II группа а+b=10 III группа а+b=12
а | b | аb |
| ||
| ||
а | b | аb |
| ||
| ||
а | b | аb |
| ||
| ||
- Выберите, при каких значениях a и b произведение наибольшее.
- Сформулируйте гипотезы о зависимости произведения положительных величин при их фиксированной сумме от значений этих величин.
- Проверьте истинность гипотез, составив разность между произведением аb, когда a и b различны, и, когда они равны, учитывая, что при равенстве а и b а+b=2а=2b=к, а=b=к∕2, аb=к2∕4=(а+b)2∕4 .
Итог. Делается вывод о том, что произведение положительных чисел будет наибольшим при их фиксированной сумме, если эти числа будут равны.
Исследовательская работа, 8 класс.
Т. Н. Пирогова, учитель высшей категории.
Тема: «Наименьшее значение суммы положительных чисел при их фиксированном произведении».
Цель: определить при каких значениях положительных чисел их сумма будет наименьшая, при фиксированном произведении.
Оборудование: карточки с таблицей, ручка.
Ход работы.
Работа по группам.
- Представьте данное число в виде произведения двух положительных множителей всеми возможными способами.
- Найдите сумму каждой пары, занесите данные в таблицу.
I группа а×b=64 II группа а×b=100 III группа а×b=36
а | b | а+b |
| ||
| ||
а | b | а+b |
| ||
| ||
а | b | а+b |
| ||
| ||
- Выберите, при каких значениях a и b сумма получилась минимальная.
- Сформулируйте гипотезы о зависимости суммы положительных величин при их фиксированном произведении от значений этих величин.
- Проверьте истинность гипотез, составив разность между суммой а+b, когда a и b различны, и, когда они равны, учитывая, что при равенстве а и b аb = а2 = b2 = к, а = b = √к, а + b = 2√к = 2√аb.
Итог. Делается вывод о том, что сумма положительных чисел будет наименьшей при фиксированном произведении, если эти числа равны.
Исследовательская работа, 8 класс.
Т. Н. Пирогова, учитель высшей категории.
Тема: «Нахождение значения многочлена».
Цель: вывести правило нахождения значения многочлена с помощью схемы Горнера.
Оборудование: карточки с таблицей.
Ход работы.
Работа по группам.
Дан многочлен
Начертите таблицу и заполните верхнюю строку коэффициентов, внешний столбик, значение х и столбик старшего коэффициента.
1 группа x = 2, 2 группа x = 3, 3 группа x = 6.
5 | -8 | -19 | -6 | ||
I | 2 | 5 | |||
II | 3 | 5 | |||
III | 6 | 5 | |||
а) | б) | в) |
- Преобразуйте многочлен следующим образом:
и вычислите значение при заданном х.
а) во внутренних скобках;
б) во внешних скобках;
в) конечный результат.
- Занесите полученные числовые выражения и их значения в таблицу в строку соответствующего столбика а) б) в)
3. Сопоставьте полученные числовые выражения в клетке таблицы с числом стоящим в клетке слева, с «внешним» числом и числом из строки коэффициентов «сверху».
4. Сформулируйте гипотезы нахождения чисел в клетках таблицы.
5. Проверьте ваши гипотезы, сравнив с правилом в учебнике.
Итог. Научились находить значения многочлена с помощью схемы Горнера, вывели правило заполнения строк «следующее = левое × внешнее + верхнее».
Исследовательская работа, 8 класс.
Т. Н. Пирогова, учитель высшей категории.
Тема: «Теорема Виета».
Цель: сформулировать теорему Виета.
Оборудование: карточки с заданиями.
Ход работы.
Работа по группам.
1. Решите уравнение x2 + px + q = 0.
1гр.
2гр.
3гр.
4гр.
5гр.
6гр.
2. Заполните таблицу:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
p | ||||||
q | ||||||
x1, x2 | ||||||
x1 ∙ x2 | ||||||
x1 + x2 |
3. Найдите закономерность и сформулируйте гипотезы о
связи корней и коэффициентов приведенного квадратного
уравнения.
4. Верны ли полученные выводы для уравнения
ax2 + bx + c = 0?
5. Преобразуйте его к виду приведенного квадратного
уравнения .
6. Сформулируйте гипотезы для уравнения ax2 + bx + c = 0.
7. Проверьте гипотезы c помощью доказательства, данного в учебнике.
Итог. Формулируется теорема Виета: Если х1 и х2 корни уравнения ах2 + bх + с = 0, то х1 + х2 = -, х1 ∙ х2 =.
Исследовательская работа , 9 класс.
Т. Н. Пирогова, учитель высшей категории.
Тема: «Теорема синусов».
Цель: сформулировать теорему синусов.
Оборудование: циркуль, линейка, транспортир, таблицы Брадиса.
Ход работы.
Работа по группам.
1. Постройте окружность заданного радиуса:
1 группа R =2см, 2 группа R = 3см, 3 группа R = 4см.
2. Возьмите три произвольные точки на окружности и постройте треугольник.
3. Измерьте стороны и углы треугольника.
4. Заполните таблицу.
n | 1 | 2 | 3 |
an | |||
An | |||
Sin An | |||
5. Сформулируйте гипотезы об отношении стороны треугольника к синусу противолежащего угла.
6. Сравните результат с величиной диаметра окружности.
7. Проверьте гипотезы.
Итог. Формулируется теорема синусов:
и рассматривается ее доказательство по учебнику.
Исследовательская работа, 9 класс.
Т. Н. Пирогова, учитель высшей категории.
Тема: «Уравнение эллипса».
Цель: вывести уравнение построенной кривой.
Оборудование: лист бумаги, кнопки, нитка, карандаш.
Ход работы.
- На листе воткните две кнопки на расстоянии 12 см друг от друга (точки А и В).
- Из нитки длиной 32 см свяжите кольцо и набросьте его на кнопки.
- Оттягивая нитку карандашом, проведите на листе бумаги замкнутую кривую.
- Введите систему координат: О (0;0) – середина АВ, Ох – прямая, совпадающая с АВ, Оу – прямая, проходящая через (0;0) перпендикулярно Ох.
- Определите координаты точек А и В в этой системе координат.
- Для произвольной точки М (х; у) кривой выполняется равенство АМ+ВМ+АВ=32. Чему равно тогда АМ+ВМ?
Выразите АМ + ВМ по формуле расстояния между точками через координаты точек А, М, В.
- Упростите полученное уравнение:
- перенесите один корень в правую часть,
- возведите в квадрат обе части уравнения,
- приведите подобные слагаемые,
- «уедините» корень и снова возведите в квадрат обе части уравнения,
- еще раз приведите подобные слагаемые,
- разделите обе части уравнения на свободный член,
-представьте числа в знаменателях дробей в виде квадратов.
- Сравните полученные в уравнении числа с координатами точек пересечения кривой с осями.
Сформулируйте гипотезы об уравнении эллипса.
- Проверьте гипотезы, сравнив с выводом уравнения эллипса в учебнике в общем виде.
Итог. Выводится уравнение эллипса: и выясняется способ определения а и b.
Исследовательская работа предпрофильного курса, 9 класс.
Т. Н. Пирогова, учитель высшей категории.
Тема: «Связь между вероятностями и статистическими данными».
Цель: установить связь между статистическими данными и вероятностью, сформулировать закон статистической устойчивости.
Оборудование: монеты, кубики, карты, пособие А. Г. Мордковича,
П. В. Семенова «», тексты из книги Г. Остера «Вредные советы–2», ПК, проектор, экран и презентация.
Работа по группам.
Первой группе: А – выпадение решки при бросании монеты,
второй группе: А – выпадение пяти очков при бросании игрального кубика, третьей группе: А- выбор бубновой карты из четырёх карт разной масти.
Работа сначала проводится индивидуально.
Ход работы.
1. Проведите десять испытаний на исследование частоты наступления события А и запишите результаты в свою таблицу.
Испытание | Число испытаний (N) | События А | Частота события А (M) | Относительная частота события (W (А) = M/N) |
Бросается монета | Выпала решка | |||
Бросается кубик | Выпало пять очков | |||
Выбор одной карты из четырёх разных мастей | Карта бубновой масти |
2. Соберите данные всей группы и посчитайте общую частоту.
Посчитайте классическую вероятность.
3. Сравните свою частоту, общую частоту с классической вероятностью.
4. Сформулируйте свою гипотезу об их связи.
5. Сравните свои гипотезы с законом статистической устойчивости.
Проведите статистическое исследование литературного текста.
Какая из букв А, О, Е, И чаще встречаются.
6. Посчитайте общее число букв А, О, Е, И, заполните таблицу и посчитайте частоту появления каждой буквы.
Общее число букв в тексте | Число букв А | Число букв О | Число букв Е | Число букв И | Частота появления буквы | |||
А | О | Е | И | |||||
7. Сравните результаты в группе, чтобы избежать ошибки в счёте.
8. Озвучьте свой текст и результаты исследования, сделайте свой вывод.
9. Посчитайте общую частоту появления букв во всех трёх текстах. Сделайте общий вывод.
10. Сравните полученный результат с результатом статистического исследования над огромным числом литературных текстов в виде частотной таблицы языка.
Буква | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П |
Частота | 6,2 | 1,4 | 3,8 | 1,1 | 2,5 | 7,2 | 0,7 | 1,6 | 6,2 | 1,0 | 2,8 | 3,5 | 2,6 | 5,3 | 9,0 | 2,3 |
Буква | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ш | Щ | Ы | Ь, Ъ | Э | Ю | Я | ||
Частота | 4,0 | 4,5 | 5,3 | 2,1 | 0,2 | 0,9 | 0,4 | 0,6 | 0,3 | 1,6 | 1,4 | 0,3 | 0,6 | 1,8 |
11. Обратите внимание на расположение букв на клавиатуре, почему их не расположили в порядке алфавита?
Итог. Устанавливается связь теории вероятностей и математической статистики с практикой.
Исследовательская работа, 10 класс.
Т. Н. Пирогова, учитель высшей категории.
Тема: «Правильные многогранники».
Цель: установить число правильных многогранников, их названия, их Эйлерову характеристику, двойственность и место в философии.
Оборудование: развертка выпуклого многогранного угла, набор правильных многогранников, таблицы, ПК, проектор, экран и презентация.
Ход работы.
Работа состоит из серии исследований.
1 исследование: определение количества правильных многогранников.
1. Рассмотрите развертку выпуклого многогранного угла, в его вершине должно сходиться одинаковое количество граней, каждая из которых является правильным многоугольником.
2. Сколько может быть углов правильного трех, четырех, пяти, шестиугольника при вершине многранного угла?
3. Составьте и решите в целых числах неравенства:
60к < 360, 90к < 360, 108к < 360, (к - число плоских углов, сходящихся в одной вершине многогранника).
4. Сделайте общий вывод.
2 исследование: установление соотношения между названиями и количеством граней.
5.Посчитайте количество вершин, ребер и граней каждого многогранника и заполните таблицу
№ | Правильный многогранник | Число вершин | Число ребер | Число граней | В-Р+Г |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 |
6. Определите название многогранников по числу граней, если в переводе с греческого языка: тетра – 4, гекса -6, окта -8, додека – 12, эйкоси -20.
7. Проверьте по слайду, верны ли ваши названия.
3 исследование: определение Эйлеровой характеристики.
8.Вычислите Эйлерову характеристику по формуле В-Р+Г, что вы замечаете?
9. Сделайте общий вывод.
4 исследование: установление двойственности многогранников.
10. Представьте, что получится, если построить многогранник, соединив все центры граней у куба, додекаэдра и тетраэдра?
11. По таблице сравните, у какого многогранника число граней равно числу вершин другого.
12. Сделайте общий вывод о двойственности многогранников.
13. Сравните по слайду ваши предположения.
5 исследование: ознакомление с правильными многогранниками, как символами стихий.
14. Определите, какой из многогранников олицетворял какую сущность или "стихию.
Попробуйте, держа их в руках пофантазировать, если известно, что:.
он символизировал огонь, т.к. его вершина устремлена вверх,
он - воду, т.к. он самый "обтекаемый",
он - землю, как самый "устойчивый",
он - воздух, как самый "воздушный»,
он - символизировал все мироздание, считался главным.
15. Сравните по слайду ваши предположения.
Итог. Определяется число правильных многогранников и их названия, Эйлерова характеристика, двойственность и место в философии.
Исследовательская работа, 11 класс.
В. В. Сулейманова, учитель первой категории.
Тема: «Приближенное вычисление площади криволинейной трапеции».
Цель: показать связь вычисления площади криволинейной трапеции с понятием интеграла.
Оборудование: рабочая тетрадь, инструменты.
Ход работы.
Работа по группам.
- Постройте прямоугольники с заданным шагом и высотами, найдите их площади и сложите.
- Найдите точное значение площади по формуле Ньютона-Лейбница.
- Разбейте отрезок [0;1] на 10 равных частей.
- Через эти точки проведите прямые, перпендикулярные Ох, до пересечения с кривой у=х2 и вычислите значения функции в этих точках.
- Постройте график функции у=х2 на отрезке [0;1] (единичный отрезок 10 см)
- Внесите полученные результаты в таблицу:
I гр | II гр | IIIгр | Точная площадь | |
S криволин. трапеции |
- Сравните полученные площади с точным значением площади и определите зависимость результата от шага.
- Сформулируйте гипотезу о вычислении площади криволинейной трапеции.
- Проверьте гипотезу.
Итог. Вычислили площадь подграфика на отрезке [а; b] способом разбиения всей площади на более мелкие криволинейные трапеции. Установили, что площадь подграфика функции f(х) – одна из первообразной этой функции, т. е. S(х) = ∫ f(х) dх.
Исследовательская работа, 11 класс.
В. В. Сулейманова, учитель первой категории.
Тема: «Применение интеграла для вычисления площади криволинейной трапеции».
Цель: установить зависимость площади криволинейной трапеции от способа интегрирования.
Оборудование: на рис. изображен график функции , где . Точка Вх и точка Ву - проекции точки В на оси координат.
Ход работы.
Работа по группам.
- Запишите в виде интеграла площадь криволинейной трапеции:
I группа – SOBBx
II группа – SOByB
III группа – OByBBx
- Запишите площадь той же криволинейной трапеции по оси ОУ.
- С помощью формулы Ньютона-Лейбница вычислите значение площадей по оси ОХ и по оси ОУ
- Занесите полученные данные в таблицу:
I гр | II гр | III гр | |
S(x) | |||
S(y) |
- Сравните площади криволинейных трапеций в результате вычисления различными способами.
- Сформулируйте гипотезы о вычислении S криволинейной трапеции.
- Проверьте гипотезы.
Итог. С помощью формулы Ньютона – Лейбница
S(х) = F(b)-F(a) = а ∫ b f(х) dх установили, что площадь криволинейной трапеции не зависит от способа интегрирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта инновационного опыта учителей Школы передового педагогического опыта МБОУ СОШ №1 п. Степное Советского района Саратовской области
Карта инновационного (передового) педагогического опыта учителей участников группы Школа передового педагогического опыта по итогам работы в 2011-2012 учебном году....
Сборник исследовательских работ учащихся
В данной работе собраны (в сокращении) учебно-исследовательские работы учеников по краеведению. Работы были оценены высоко на областном и всероссийском уровнях....
Проектно - исследовательская работа по математике "Измерение высоты здания школы различными способами"
Применение 10 способов для измерения высоты здания...
Проектно - исследовательская работа по математике "Измерение высоты здания школы различными способами"
Обучающиеся измерили высоту здания школы 10 способами...
Сборник контрольных работ по математике для 5-9 классов коррекционной школы 8 вида
В сборнике представлены входные контрольные работы, Контрольные работы по четвертям, итоговые контрольные работы для 5-9 классов коррекционной школы 8 вида....
Алгоритм создания исследовательской работы по математике в школе.
План исследовательской работы для учащихся и его основные разделы для осуществления индивидуальной исследовательской деятельности в школе, написания и оформления исследовательского проекта ...
Сборник контрольных работ по математике для 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Предлагаемые примерные контрольные работы по математике предназначены для выявления уровня усвоения обучающимися 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида...