Преобразование графиков тригонометрических функций.
учебно-методический материал по алгебре (11 класс) на тему
Аннотация
В данной методической разработке представлена методика проведения комбинированного занятия по теме «Преобразование графиков тригонометрических функций».
Методическая разработка содержит:
· План урока.
· Методику проведения урока.
· Карточки «Преобразование графиков тригонометрических функций».
· Карточки с тестовыми заданиями.
· Карточки « Самооценка уровня усвоения изученного материала».
· Слайды с учебно-методическим материалом урока.
При проведении занятия используются возможности интерактивной доски. Учебно-методический материал занятия отображается на интерактивной доске и включает в себя как задания, разработанные преподавателем так и анимационный и интерактивный материал с обучающего диска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok._.docx | 44.8 КБ |
prilozhenie_2.docx | 15.78 КБ |
prilozhenie3.docx | 803.54 КБ |
prilozhenie4.docx | 88.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка комбинированного урока
в 11 классе
подготовка к ЕГЭ
Тема: «Преобразование графиков тригонометрических функций.»
Аннотация
В данной методической разработке представлена методика проведения комбинированного занятия по теме «Преобразование графиков тригонометрических функций».
Методическая разработка содержит:
- План урока.
- Методику проведения урока.
- Карточки «Преобразование графиков тригонометрических функций».
- Карточки с тестовыми заданиями.
- Карточки « Самооценка уровня усвоения изученного материала».
- Слайды с учебно-методическим материалом урока.
При проведении занятия используются возможности интерактивной доски. Учебно-методический материал занятия отображается на интерактивной доске и включает в себя как задания, разработанные преподавателем так и анимационный и интерактивный материал с обучающего диска.
План урока
Дата проведения: 17.03.2017 г.
Тема: Преобразование графиков тригонометрических функций.
Вид занятия (тип урока): комбинированный урок
Цели урока:
Образовательная:повторить правила преобразований графиков функций; рассмотреть виды преобразований графиков тригонометрических функций, отработать навыки построения графиков функций.
Развивающая: способствовать формированию умений использовать приёмы сравнения, обобщения, выявления главного, переноса знаний в новую ситуацию; развитию математического кругозора, мышления, внимания и памяти.
Воспитательная:содействовать воспитанию интереса к математике, активности, формированию коммуникативных навыков при организации групповой работы студентов.
Методы и приёмы обучения:
- информационно-развивающий (объяснение, рассказ);
- наглядно-иллюстративный (демонстрация слайдов);
- репродуктивный ( решение задач и тестовых заданий);
- проблемный.
Межпредметные связи: физика, биология
Внутрипредметные связи: Тема «Преобразование графиков функций»
Тема «Функция , свойства, график».
Тема «Функция , свойства, график».
Тема «Функции свойства, графики».
Обеспечение занятия:
Наглядные пособия:
- Слайды с учебно-методическим материалом.
- Анимационный и интерактивный материал с обучающего диска.
Раздаточный материал:
- Карточки с тестовыми заданиями
- Карточки « Самооценка уровня усвоения изученного материала»
- Шаблоны систем координат для работы в группах
ТСО:
- Персональный компьютер
- Мультимедийный проектор и интерактивная доска.
Требования к усвоениям учебного материала:
Учащиеся должны
Знать: графики тригонометрических функций, геометрические преобразования графиков тригонометрических функций.
Уметь: применять геометрические преобразования при построении графиков тригонометрических функций.
Содержание занятия:
1.Организационный момент (2 мин)
Приветствие
Определение отсутствующих
Проверка готовности группы к занятию
Организация внимания.
2.Проверка знаний и умений по пройденной теме (10 мин)
2.1. Выполнение задания на установление соответствия «формула-график»
2.2.Решение теста
3. Мотивация учебной деятельности. (2 мин)
4. Сообщение темы, плана, постановка цели занятия (2 мин)
5. Актуализация опорных знаний и умений (10 мин)
5.1.Графики каких функций вы умеете строить?
5.2.Установите соответствие между формулой, задающей функцию и названием графика.
5.3. Виды преобразований графиков тригонометрических функций.
5.4 . Построение графиков функций.
6. Закрепление изученного материала (10 мин)
6.1.Построение графиков функций (работа в группах).
7. Подведение итогов урока (3 мин)
7.1. Заполнение карточки «Самооценка уровня усвоения изученного материала)
7.2. Оценивание
9. Сообщение домашнего задания: (1 мин)
Построить графики функций
Ход урока
- Организационный момент
Приветствие.Преподаватель и ученики приветствуют друг друга.
Определение отсутствующих учащихся. Дежурный сообщает об отсутствующих. Преподаватель отмечает отсутствующих в журнале.
Проверка готовности класса и организация внимания учеников. Преподаватель настраивает учащихся на серьёзный лад, предлагает им сосредоточиться и быть внимательными на протяжении всего урока. Создаёт непринуждённую, но рабочую атмосферу на уроке.
- Проверка знаний и умений по пройденной теме
- Преподаватель предлагает ученикам выполнить устное задание на установление соответствия «формула-график» на интерактивной доске с использованием маркера. (Презентация, слайд 1)
- На втором этапе проверки знаний и умений по пройденной теме ученики выполняют тестовые задания «Да-нет». (Приложение 1.) Ответ проверяют составлением ответа на интерактивной доске (маркером чертится кривая-ответ, ответу «да» соответствует кривая над прямой, «нет» - кривая под числовой прямой). (Презентация, слайд 2). Происходит повторное проговаривание правильных ответов. Ребята получают листы самооценки на урок, в которых будут проставлять количество заработанных баллов на протяжении всего занятия.
(Приложение 1)
- Мотивация учебной деятельности
Преподаватель, после проверки тестового задания акцентирует внимание учеников на получившуюся кривую: «Встречали ли вы в своей жизни такие графики?»
Осуществляется показ презентации «Графики тригонометрических функций в жизни», который сопровождается пояснениями преподавателя. Просмотр презентации завершается вопросом: «Как вы думаете, какова тема нашего занятия?» (Презентация, слайд 5-9)
- Сообщение темы, плана, постановка цели занятия
Сообщается тема урока и формулируются цели урока. Рекомендуется план урока, который включает в себя следующие пункты:
- Виды преобразований графиков тригонометрических функций.
- Построение графиков функций.
- Актуализация опорных знаний и действий
Преподаватель задает вопрос, студенты сразу отвечают(вопрос-ответ)
1.Верно ли равенство: SinП =Sin180
2.tg0=…. (0)
3. Верно ли равенство:
4.cos2α-Sin2α=…
5.
6.cos2α+Sin2α=…
7. Sin0=
8. cos0=
Ученикам предлагается выполнить задание на интерактивной доске «Установите соответствие между формулой, задающей функцию и названием графика». (Презентация, слайд 3).
По слайдам презентации они вспоминают преобразование графиков квадратичной функции, отвечая на вопросы (Слайд 4):
- Какие преобразования нужно выполнить, чтобы получить график функции?
Прогнозируемый ответ – совершить параллельный перенос графика функции на 2 единичных отрезка вверх по оси х.
- Каким образом построить график функции
Прогнозируемый ответ – выполнить параллельный перенос графика функции на вектор (0; -2).
По такому же алгоритму ученики вспоминают построение графиков следующих функций
Преподаватель предлагает проверить правильность рассуждений с помощью анимационного материала с обучающего диска.
Ребята делают вывод о том, какие виды преобразований графиков функции они вспомнили.
Преподаватель задаёт вопрос: «Давайте вспомним, такие преобразования применимы к графикам тригонометрических функций?
Вопрос 1. Виды преобразований графиков тригонометрических функций
Преподаватель задаёт вопрос: «Каким образом построить график функции (Слайд 12) (График какой функции нужно построить, как основу?)
Преподаватель предлагает построить график следующей функции – Построение выполняется на интерактивной доске и в рабочих тетрадях. (Слайд 13)
вывод о рассмотренных преобразованиях графиков. (Параллельный перенос графиков функций на вектор (0; в) вдоль оси ординат). (Слайд 14,15)
Далее перед учащимися возникает вопрос, а как же построить график функции , (Слайд 16)
вывод о виде преобразования – параллельный перенос вдоль оси абсцисс. (Слайды 17-19)
Преподаватель нацеливает учащихся на выполнение заданий на интерактивной доске и в рабочей тетради.
И опять перед ними вопрос: «Какие преобразования необходимо использовать при выполнении заданий 5 и 6? (Приложение 3, слайд 20).
Предполагаемый ответ-растяжение и сжатие относительно координатных осей.
Преподаватель предлагает понаблюдать за преобразованием графика, используя анимацию «Построение », но график функции предлагает построить ученикам без анимации, используя интерактивную доску.
вывод: « для построения графика функции надо растянуть график функции в а раз вдоль оси ординат.
Если то растяжение – сжатие в а раз.( Слайд 21)
Далее учащиеся выполняют задания в рабочих тетрадях 5 и 6 и на интерактивной доске (задания на установление соответствий). (Слайды 22-24)
- Закрепление изученного материала
Построение графиков функций.
- Итак, мы построили много графиков функций, назовите виды преобразований, которые были рассмотрены.
- Какие преобразования нужно применить, чтобы построить график функции ? (Слайд 25-26)
Ученики выполняет построение в тетрадях.
Проверка правильности построения осуществляется с помощью интерактивной модели с обучающего диска.
Дополнительное задание
учащиеся делятся на 5 групп, каждая группа получает задание на построение графика функции и готовый шаблон системы координат (приложение 4), на которой группа должна отобразить общее решение задания. При выполнении этого задания каждый участник выполняет построение и в своей карточке (рабочая тетрадь).
Итогом выполнения задания является защита построенного графика каждой группой. (Слайд 27)
- Подведение итогов урока
Ученикам предлагается оценить свою работу на занятии с помощью карточки «Самооценка уровня усвоения изученного материала», в которой на протяжении всего урока каждый учащийся отмечал набранные баллы по каждому этапу урока. По общему количеству баллов учащийся выставляет себе соответствующую оценку и озвучивает её.
- Сообщение домашнего задания
Ребятам предлагается записать домашнее задание (слайд 29-30):
Построить графики функций
Приложение 1.
Лист самоконтроля
Фамилия Имя_________________________________________
Тест (балл) | 3 Задание (балл) | 5 Задание (балл) | 6 задание (балл) | Ответы на вопросы (устно) | Работа у доски, работа в группах | Итоговая оценка |
5 заданий-5 4 задания-4 3 задания-3 2 задания-2 1 задание-1 | 3 графика-3 2 графика -2 1 график -1 | 4 графика-4 3 графика-3 2 графика-2 1 график -1 | 4 графика-4 3 графика-3 2 графика-2 1 график -1 | За каждый правильный ответ- 1 балл | 2 балла 4 балла | 20-25 б. - «5» 15-20 б. – «4» 10-15 б. – «3» Менее 10 б. – «2» |
Предварительный просмотр:
Приложение 2.
Тест
1 Вариант
- Функция синус чётная?
- График функции косинус симметричен относительно оси Оу?
- Область значений функций синус и косинус ?
- График тангенса проходит через начало координат?
- Функция котангенс чётная?
2 Вариант
1. Функция косинус нечётная?
2. График функции синус симметричен относительно начала координат?
3. Область значений функций тангенс и котангенс ?
4. График котангенса не проходит через начало координат?
5. Функция тангенс чётная?
Предварительный просмотр:
Приложение 3.
Преобразование графиков тригонометрических функций
План
1. Виды преобразований графиков тригонометрических функций.
2. Построение графиков функций.
1. Задание.
Установите соответствие:
y = f(x) + m растяжение относительно оси Оу
y = f(x + t) параллельный перенос
относительно оси Оу
y = af(x)
растяжение относительно оси Ох
y = fа(x) параллельный перенос
относительно оси Оу
2. Задание
Постройте график функции
3. Задание
Установите соответствие «формула-график»
4. Задание
Постройте график функции
5. Задание
Определите, графики каких функций изображены на рисунке:
6. Задание
7. ЗаданиеПостройте
8. Задание
Постройте график функции
9 Задание.
Установи соответствие
Предварительный просмотр:
Приложение 4.
Раздаточный материал для работы в группах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЦОР «Преобразование графиков тригонометрических функций» 10-11 классы
Раздел учебной программы:«Тригонометрические функции».Тип урока:цифровой образовательный ресурс комбинированного урока алгебры. По форме изложения материала:Комбинированный (универсальный) ЦОР со...
Методическая разработка урока по математике:«Преобразование графиков тригонометрических функций»
Методическая разработка урока по математике: «Преобразование графиков тригонометрических функций» для учащихся десятого класса. Урок сопровождается презентацией....
Методическая разработка урока по теме: "Преобразование графика тригонометрической функции у = sin x путем сжатия и расширения"
Представлен ход урока, презентация, лист контроля...
Мини-исследование по теме "Преобразование графиков тригонометрических функций", 10 класс
Цель исследования - выяснить изменение графиков тригонометрических функций в зависимости от коэффициентов....
Преобразования графиков тригонометрических функций в среде Microsoft Excel. Свойства функций.
Интегрированный (математика+информатика) урок. Цель урока: актуализация знаний и навыков учащихся по темам «Графики тригонометрических функций. Свойства функций». Развитие навыка применять знания в но...
Преобразования графиков тригонометрических функций в среде Microsoft Excel. Свойства функций.
Интегрированный (математика+информатика) урок. Цель урока: актуализация знаний и навыков учащихся по темам «Графики тригонометрических функций. Свойства функций». Развитие навыка применять знания в но...
Преобразования графиков тригонометрических функций в среде Microsoft Excel. Свойства функций.
Интегрированный (математика+информатика) урок. Цель урока: актуализация знаний и навыков учащихся по темам «Графики тригонометрических функций. Свойства функций». Развитие навыка применять знания в но...