Преобразование графиков тригонометрических функций.
учебно-методический материал по алгебре (11 класс) на тему

Фоменко Марина Вячеславовна

Аннотация

          В данной методической разработке представлена методика проведения комбинированного занятия по теме «Преобразование графиков тригонометрических функций».

          Методическая разработка содержит:

·          План урока.

·          Методику проведения урока.

·          Карточки  «Преобразование графиков тригонометрических функций».

·          Карточки с тестовыми заданиями.

·          Карточки « Самооценка уровня усвоения изученного материала».

·          Слайды с учебно-методическим материалом урока.

При проведении занятия  используются возможности интерактивной доски. Учебно-методический материал занятия отображается на интерактивной доске и включает в себя как задания, разработанные преподавателем так и анимационный и интерактивный материал с обучающего диска. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok._.docx44.8 КБ
Файл prilozhenie_2.docx15.78 КБ
Файл prilozhenie3.docx803.54 КБ
Файл prilozhenie4.docx88.56 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка комбинированного урока

 в 11 классе

подготовка к ЕГЭ

Тема: «Преобразование графиков тригонометрических функций.»

Аннотация

          В данной методической разработке представлена методика проведения комбинированного занятия по теме «Преобразование графиков тригонометрических функций».

          Методическая разработка содержит:

  • План урока.
  • Методику проведения урока.
  • Карточки  «Преобразование графиков тригонометрических функций».
  • Карточки с тестовыми заданиями.
  • Карточки « Самооценка уровня усвоения изученного материала».
  • Слайды с учебно-методическим материалом урока.

При проведении занятия  используются возможности интерактивной доски. Учебно-методический материал занятия отображается на интерактивной доске и включает в себя как задания, разработанные преподавателем так и анимационный и интерактивный материал с обучающего диска.

План урока

Дата проведения: 17.03.2017 г.

Тема:   Преобразование графиков тригонометрических функций.

Вид занятия  (тип урока):    комбинированный урок

Цели урока:

Образовательная:повторить правила преобразований графиков функций; рассмотреть виды преобразований графиков тригонометрических функций, отработать навыки построения графиков функций.  

Развивающая: способствовать формированию умений использовать    приёмы сравнения, обобщения, выявления главного, переноса знаний в новую ситуацию; развитию математического кругозора, мышления, внимания и памяти.

Воспитательная:содействовать воспитанию интереса к математике, активности, формированию коммуникативных навыков при организации групповой работы студентов.

Методы и приёмы обучения:

        - информационно-развивающий (объяснение, рассказ);

        - наглядно-иллюстративный (демонстрация слайдов);

        - репродуктивный ( решение задач и тестовых заданий);

        - проблемный.

Межпредметные связи: физика, биология

Внутрипредметные связи: Тема «Преобразование графиков функций»

       Тема «Функция , свойства, график».

Тема  «Функция , свойства, график».

Тема  «Функции  свойства, графики».

Обеспечение занятия:

Наглядные пособия:

  • Слайды с учебно-методическим материалом.
  • Анимационный и интерактивный материал с      обучающего диска.

Раздаточный материал:

  • Карточки с тестовыми заданиями
  • Карточки « Самооценка уровня усвоения изученного материала»
  • Шаблоны систем координат для работы в группах

ТСО:

  • Персональный  компьютер
  • Мультимедийный  проектор и интерактивная доска.

 Требования к усвоениям учебного материала:

Учащиеся должны

Знать: графики тригонометрических функций, геометрические       преобразования графиков тригонометрических функций.

Уметь: применять геометрические преобразования при построении графиков тригонометрических функций.

Содержание занятия:

1.Организационный момент                                                        (2 мин)

Приветствие

Определение отсутствующих

Проверка готовности группы к занятию

Организация внимания.

 2.Проверка знаний и умений по пройденной теме                  (10  мин)

2.1. Выполнение задания на установление соответствия «формула-график»

 2.2.Решение теста

3.  Мотивация учебной деятельности.                                           (2 мин)

4. Сообщение темы, плана, постановка цели занятия               (2 мин)

5. Актуализация опорных знаний и умений                                  (10 мин)

5.1.Графики каких функций вы умеете строить?
       5.2.Установите соответствие между формулой, задающей функцию и названием графика.

        5.3. Виды  преобразований графиков тригонометрических функций.

5.4 . Построение графиков функций.

6. Закрепление изученного материала                                          (10 мин)                                    

6.1.Построение графиков функций (работа в группах).

 7. Подведение итогов урока                                                           (3 мин)                            

7.1. Заполнение карточки «Самооценка уровня усвоения изученного материала)

       7.2.   Оценивание

9. Сообщение домашнего задания:                                                   (1 мин)

Построить графики функций

Ход  урока

  1. Организационный момент

Приветствие.Преподаватель и  ученики приветствуют друг друга.

Определение отсутствующих учащихся. Дежурный сообщает об отсутствующих. Преподаватель отмечает отсутствующих в журнале.

Проверка готовности класса и организация внимания учеников. Преподаватель настраивает учащихся на серьёзный лад, предлагает им сосредоточиться и быть внимательными на протяжении всего урока. Создаёт непринуждённую, но рабочую атмосферу на уроке.

  1. Проверка знаний и умений по пройденной теме
  1. Преподаватель предлагает ученикам выполнить устное задание на  установление соответствия «формула-график» на интерактивной доске с использованием маркера. (Презентация, слайд 1)
  2. На втором этапе проверки знаний и умений по пройденной теме ученики выполняют тестовые задания «Да-нет». (Приложение 1.) Ответ проверяют составлением ответа на интерактивной доске (маркером чертится кривая-ответ, ответу «да» соответствует кривая над прямой, «нет» - кривая под числовой прямой). (Презентация, слайд 2). Происходит повторное проговаривание правильных ответов. Ребята получают листы самооценки на урок, в которых будут проставлять количество заработанных баллов на протяжении всего занятия.

(Приложение  1)

  1. Мотивация учебной деятельности

Преподаватель, после проверки тестового задания акцентирует внимание учеников на получившуюся кривую: «Встречали ли вы в своей жизни такие графики?»

     Осуществляется показ презентации «Графики тригонометрических функций в жизни», который сопровождается пояснениями преподавателя. Просмотр презентации завершается вопросом: «Как вы думаете, какова тема нашего занятия?» (Презентация, слайд 5-9)

  1. Сообщение темы, плана, постановка цели занятия

 Сообщается  тема урока и формулируются цели урока. Рекомендуется план урока, который включает в себя следующие пункты:

  1. Виды преобразований графиков тригонометрических функций.
  2. Построение графиков функций.

  1. Актуализация опорных знаний и действий

Преподаватель задает вопрос, студенты сразу отвечают(вопрос-ответ)

1.Верно ли равенство: SinП =Sin180

2.tg0=….  (0)

3. Верно ли равенство:

4.cos2α-Sin2α=…

5.

6.cos2α+Sin2α=…

7. Sin0=  

8. cos0=

  Ученикам предлагается выполнить задание на интерактивной доске «Установите соответствие между формулой, задающей функцию и названием графика».  (Презентация, слайд 3).

  По слайдам презентации они вспоминают преобразование графиков квадратичной функции, отвечая на вопросы (Слайд 4):

 - Какие преобразования нужно выполнить, чтобы получить график функции?

 Прогнозируемый ответ – совершить параллельный перенос графика функции на 2 единичных отрезка вверх по оси х.

 - Каким образом построить график функции
Прогнозируемый ответ – выполнить  параллельный перенос графика функции на вектор (0; -2).

По такому  же алгоритму ученики вспоминают построение графиков следующих функций

Преподаватель предлагает проверить правильность рассуждений с помощью анимационного материала с обучающего диска.

Ребята делают вывод о том,  какие виды преобразований графиков функции они вспомнили.

Преподаватель задаёт вопрос: «Давайте вспомним, такие преобразования применимы к графикам тригонометрических функций?

Вопрос 1. Виды преобразований графиков тригонометрических функций 

Преподаватель задаёт вопрос: «Каким образом построить график функции  (Слайд 12) (График какой функции нужно построить, как основу?)

Преподаватель предлагает построить график следующей функции – Построение выполняется на интерактивной доске и в рабочих тетрадях. (Слайд 13)

вывод о рассмотренных преобразованиях графиков. (Параллельный перенос графиков функций на вектор (0; в)  вдоль оси ординат). (Слайд 14,15)

Далее перед учащимися возникает вопрос, а как же построить  график функции ,   (Слайд 16)

вывод о виде преобразования – параллельный перенос вдоль оси абсцисс. (Слайды 17-19)

Преподаватель нацеливает учащихся на выполнение заданий на интерактивной доске и в рабочей тетради.

 И опять перед ними вопрос: «Какие преобразования  необходимо использовать при выполнении заданий 5 и 6? (Приложение 3, слайд 20).

Предполагаемый ответ-растяжение и сжатие относительно координатных осей.

Преподаватель предлагает понаблюдать за преобразованием графика, используя анимацию «Построение  », но график функции   предлагает построить ученикам без анимации, используя интерактивную доску.

     вывод: « для построения графика функции надо растянуть график функции  в а раз вдоль оси ординат.

      Если  то растяжение – сжатие  в а раз.( Слайд 21)

Далее учащиеся выполняют задания в рабочих тетрадях 5 и 6  и на интерактивной доске (задания на установление соответствий). (Слайды 22-24)

  1. Закрепление изученного материала                                          

Построение графиков функций.

- Итак, мы построили много графиков функций, назовите виды преобразований, которые были рассмотрены.

- Какие преобразования нужно применить, чтобы построить график функции ?  (Слайд 25-26)

Ученики  выполняет построение в тетрадях.

Проверка правильности построения осуществляется с помощью интерактивной модели с обучающего диска.

Дополнительное задание

учащиеся делятся на 5 групп, каждая группа получает задание на построение графика функции и готовый шаблон системы координат (приложение 4), на которой группа должна отобразить общее решение задания. При выполнении этого задания каждый участник выполняет построение и  в своей карточке (рабочая тетрадь).

Итогом выполнения задания является защита построенного графика каждой группой. (Слайд 27)

  1. Подведение итогов урока

Ученикам предлагается оценить свою работу на занятии с помощью карточки «Самооценка уровня усвоения изученного материала»,  в которой на протяжении всего урока каждый   учащийся отмечал набранные баллы по каждому этапу урока. По общему количеству баллов учащийся выставляет себе соответствующую оценку и озвучивает её.

  1. Сообщение домашнего задания

Ребятам предлагается записать домашнее задание (слайд 29-30):

Построить графики функций


Приложение 1.

Лист самоконтроля

Фамилия  Имя_________________________________________

Тест

(балл)

3 Задание

(балл)

5  Задание

(балл)

6 задание

(балл)

Ответы на вопросы (устно)

Работа у доски, работа в группах

Итоговая      оценка

5 заданий-5

 4 задания-4

 3 задания-3

 2 задания-2

 1 задание-1

 3 графика-3

 2 графика -2

 1 график -1

4 графика-4

3 графика-3

2 графика-2

1 график -1

4 графика-4

3 графика-3

2 графика-2

 1 график -1

За каждый правильный ответ- 1 балл

2 балла

4 балла

20-25 б. -   «5»

15-20 б. – «4»

10-15 б. – «3»

Менее 10 б. – «2»




Предварительный просмотр:

Приложение 2.

Тест

1 Вариант

  1. Функция синус чётная?
  2. График функции косинус симметричен относительно оси Оу?
  3. Область значений функций синус и косинус ?
  4. График тангенса проходит через начало координат?
  5. Функция котангенс чётная?

2 Вариант

   1. Функция косинус нечётная?

           2. График функции синус симметричен относительно начала                                                                    координат?

   3. Область значений функций тангенс и котангенс ?

   4. График котангенса не проходит через начало координат?

   5. Функция тангенс чётная?



Предварительный просмотр:

Приложение 3.

             Преобразование графиков тригонометрических функций

План

1. Виды преобразований графиков тригонометрических функций.

      2. Построение графиков функций.

          1. Задание.  

Установите соответствие:

          y  = f(x) + m              растяжение относительно оси       Оу

           y  = f(x + t)                       параллельный перенос

                                                    относительно   оси Оу

            y  = af(x)                    

                                               растяжение относительно оси Ох

           y  = fа(x)                         параллельный перенос

                                                    относительно   оси Оу

2. Задание

    Постройте график функции

3. Задание

Установите соответствие «формула-график»

               4. Задание

Постройте график функции

5. Задание

Определите,  графики каких функций изображены на рисунке:

      6. Задание

7. ЗаданиеПостройте

8. Задание

Постройте график функции

9  Задание.

Установи соответствие




Предварительный просмотр:

Приложение 4.

  Раздаточный материал для работы в группах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦОР «Преобразование графиков тригонометрических функций» 10-11 классы

Раздел учебной программы:«Тригонометрические функции».Тип урока:цифровой образовательный ресурс комбинированного урока алгебры. По форме изложения материала:Комбинированный (универсальный) ЦОР со...

Методическая разработка урока по математике:«Преобразование графиков тригонометрических функций»

Методическая разработка  урока  по математике: «Преобразование графиков тригонометрических функций» для учащихся десятого класса. Урок сопровождается презентацией....

Мини-исследование по теме "Преобразование графиков тригонометрических функций", 10 класс

Цель исследования - выяснить изменение графиков тригонометрических функций в зависимости от коэффициентов....

Преобразования графиков тригонометрических функций в среде Microsoft Excel. Свойства функций.

Интегрированный (математика+информатика) урок. Цель урока: актуализация знаний и навыков учащихся по темам «Графики тригонометрических функций. Свойства функций». Развитие навыка применять знания в но...

Преобразования графиков тригонометрических функций в среде Microsoft Excel. Свойства функций.

Интегрированный (математика+информатика) урок. Цель урока: актуализация знаний и навыков учащихся по темам «Графики тригонометрических функций. Свойства функций». Развитие навыка применять знания в но...

Преобразования графиков тригонометрических функций в среде Microsoft Excel. Свойства функций.

Интегрированный (математика+информатика) урок. Цель урока: актуализация знаний и навыков учащихся по темам «Графики тригонометрических функций. Свойства функций». Развитие навыка применять знания в но...