Преобразования графиков тригонометрических функций в среде Microsoft Excel. Свойства функций.
методическая разработка по алгебре (10 класс) по теме
Интегрированный (математика+информатика) урок. Цель урока: актуализация знаний и навыков учащихся по темам «Графики тригонометрических функций. Свойства функций». Развитие навыка применять знания в новых ситуациях. Развитие творческого математического мышления, исследовательских навыков учащихся. Повторение и закрепление знаний учащихся правил записи арифметических выражений и формул в электронных таблицах, используя абсолютные и относительные адреса ячеек. Повторение алгоритма построения диаграмм и графиков. Формирование знаний и умений анализа тригонометрических функций, используя возможности электронных таблиц Microsoft Excel.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_no3.ppt | 441 КБ |
prilozhenie_no1.doc | 48 КБ |
prilozhenie_no2.xls | 48 КБ |
plan_uroka_preobrazovaniya_grafikov.doc | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
у=cos(х+ π)
у=cosх+ π
у=3cosх
y = cos x- 1,5
y = cos (x- ) + 1
Вид функции y = cosx + p y = cos(x+p) y = cos (k x) y = m cosx Область определения Область значения + + Чётность-нечётность + Периодичность + Непрерывность функции Промежутки монотонности + + Промежутки знакопостоянства + + + Нули функции + + +
Определить функцию по графику
у=cos(х+ π)+1 у=-cosх+1
Уравнение гармонического колебания маятника x = 0,4 cos π t . Найти амплитуду , период и частоту. Определить смещение точки через 0 ,5 с.
Предварительный просмотр:
ЛИСТ-ЗАДАНИЕ
ГРУППА №1
В электронных таблицах Microsoft Excel построить графики функций
y = cos x и y = 2 cos x.
- Составим таблицу значений функции на промежутке [-6;6], с шагом 0,5.
- Угол тригонометрических функций задается в радианах.
- Константу «π» будем задавать в отдельной ячейке, используя абсолютную адресацию ячейки.
- Выделить таблицу. С помощью Мастера построения диаграмм построить графики функций.
- Проанализировать полученный график, используя таблицу.
1. | Область определения | |
2. | Область значения | |
3. | Чётность-нечётность | |
4. | Периодичность | |
5. | Непрерывность функции | |
6. | Промежутки монотонности | |
7. | Промежутки знакопостоянства | |
8. | Нули функции |
- Работу сохранить под именем «группа1» и выложить в локальную сеть класса «Общая папка – Урок 10а».
- Презентовать работу у доски
Предварительный просмотр:
Преобразования графиков тригонометрических функций в среде Microsoft Excel. Свойства функций.
Цели урока: актуализация знаний и навыков учащихся по темам «Графики тригонометрических функций. Свойства функций». Развитие навыка применять знания в новых ситуациях. Развитие творческого математического мышления, исследовательских навыков учащихся. Повторение и закрепление знаний учащихся правил записи арифметических выражений и формул в электронных таблицах, используя абсолютные и относительные адреса ячеек. Повторение алгоритма построения диаграмм и графиков. Формирование знаний и умений анализа тригонометрических функций, используя возможности электронных таблиц Microsoft Excel.
Задачи урока:
- Построить и рассмотреть преобразования графика y = cos x в электронных таблицах Microsoft Excel.
- Обобщить и систематизировать изменения свойств тригонометрических функций при преобразованиях графика y = cos x.
- Формировать умения анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, используя электронные таблицы Microsoft Excel.
- Способствовать развитию коммуникативных навыков (работа в группах, взаимопомощь, взаимоконтроль).
Тип урока: урок закрепления изученного материала и объяснения нового.Групповая форма работы.
Оборудование: Компьютер, табличный процессор Microsoft Excel, локальная сеть класса, лист-задания.
Ход урока:
Учитель математики: Сегодня мы продолжим с вами знакомство с тригонометрическими функциями, особенностями их графиков. Для более успешной и продуктивной работы математические задачи будем решать, используя возможности электронных таблиц. Ваша задача: в ходе построения графиков функций и описания свойств, понять, какие преобразования и как влияют на свойства исходной функции. Каждой группе предлагается построить заданные графики функций, описать их свойства и выделить по шагам, какие преобразования ведут к получению графиков заданных функций.
Учитель информатики: Вспомним алгоритм построения графиков тригонометрических функций:
- Составим таблицу значений функции на промежутке [-6;6], с шагом 0,5.
- Угол тригонометрических функций задается в радианах.
- Константу «π» будем задавать в отдельной ячейке, используя абсолютную адресацию.
- Выделить таблицу. С помощью Мастера построения диаграмм построить графики функций.
- Проанализировать полученный график, используя таблицу в листе-задания. Приложение №1.
- Работу сохранить и выложить в локальную сеть класса «Общая папка – Урок 10а».
- Презентовать работу у доски.
Задание группы №1. В электронных таблицах Microsoft Excel построить графики функций.
y = cos x и y = 2 cos x.
Задание группы №2. На заготовленных координатных плоскостях построить графики функций y = cos (x+ ) и y = cos (x- ).
Задание группы№3. На заготовленных координатных плоскостях построить графики функций y = cos x+ и y = cos x- 1
Задание группы№4. На заготовленных координатных плоскостях построить графики функций y = и y = cos
Рассмотреть свойства функций:
1. | Область определения | |
2. | Область значения | |
3. | Чётность-нечётность | |
4. | Периодичность | |
5. | Непрерывность функции | |
6. | Промежутки монотонности | |
7. | Промежутки знакопостоянства | |
8. | Нули функции |
Группы демонстрируют построенные графики функций и рассматривают свойства функций с помощью графиков. Приложение №2.
Беседа учителя математики. При каких изменениях в формуле происходит растяжение графика функции y = cos x вдоль оси абсцисс? Как влияет данные преобразования графиков на свойства функций?
(Аналогичные вопросы по остальным преобразованиям графика).
Преобразования графика y = cos x, рассматриваемые на данном уроке:
- Растянуть по оси абсцисс с заданным коэффициентом k (k > 1)
- Сжать к оси абсцисс с коэффициентом k (0 < k < 1)
- Сжать к оси ординат с коэффициентом m (m > 1)
- Растянуть от оси ординат с коэффициентом m (0 < m < 1)
- Сдвинуть вдоль оси абсцисс на p единиц
- Сдвинуть вдоль оси ординат на р единиц.
- Симметрично отобразить график относительно оси абсцисс.
- Симметрично отобразить график относительно оси ординат.
- При каких преобразованиях графика y = cos x не изменяется область значения функции? При каких меняется?
- При каких преобразованиях графика y = cos x свойство чётности (нечётности) функции не меняется? При каких меняется?
- При каких преобразованиях графика y = cos x период функции не меняется? При каких меняется?
- Что происходит с промежутками монотонности при растяжении или сжатии графика y = cos x по оси абсцисс?
- Что можно сказать о промежутках знакопостоянства при симметричном отображении графика относительно оси абсцисс?
Учитель математики задаёт вопросы по свойствам графика, заданного формулой, учитель информатики после ответов учащихся подтверждает их ответы презентацией графиков. Приложение №3.
1.у=cos(х+ π)
2. у=cosх+ π
3. у=3cosх
4.у=cosх- 1,5
5.у=cos(х- )+1
Учитель математики: Давайте подведём итоги, как влияют преобразования графиков на свойства функции y = cos x.(демонстрируется слайд с таблицей).
Вид функции | y = cosx + p | y = cos(x+p) | y = cos (k x) | y = m cosx |
Область определения | ||||
Область значения | + | + | ||
Чётность-нечётность | + | |||
Периодичность | + | |||
Непрерывность функции | ||||
Промежутки монотонности | + | + | ||
Промежутки знакопостоянства | + | + | + | |
Нули функции | + | + | + |
Учитель математики: В завершении нашей работы предлагается физическая задача
( выводится слайд с условием задачи):
Уравнение гармонического колебания маятника x = 0,4 cos π t. Найти амплитуду и период. Определить смещение точки через 0,5 с.
(Ответ: амплитуда 0,4; период равен 2с.; смещение 0)
Подводятся итоги работы каждой группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЦОР «Преобразование графиков тригонометрических функций» 10-11 классы
Раздел учебной программы:«Тригонометрические функции».Тип урока:цифровой образовательный ресурс комбинированного урока алгебры. По форме изложения материала:Комбинированный (универсальный) ЦОР со...
Методическая разработка урока по математике:«Преобразование графиков тригонометрических функций»
Методическая разработка урока по математике: «Преобразование графиков тригонометрических функций» для учащихся десятого класса. Урок сопровождается презентацией....
Построение графиков и диаграмм в среде Microsoft Excel
Данный урок является уроком закрепления изученного материала и объяснения нового в разделе программы “Электронные таблицы” и тесно связан с предыдущим уроком Следующий за ним урок – зачет по теме....
Практическая работа «Преобразование графиков тригонометрических функций с использованием программы excel»
Практическая работа, которую я провожу в классах, как только начинается тема "функции и графики". Я знакомлю детей с программой excel, и графики мы строим еще и в этой программе. Получается быстро (ва...
Преобразования графиков тригонометрических функций в среде Microsoft Excel. Свойства функций.
Интегрированный (математика+информатика) урок. Цель урока: актуализация знаний и навыков учащихся по темам «Графики тригонометрических функций. Свойства функций». Развитие навыка применять знания в но...
Преобразования графиков тригонометрических функций в среде Microsoft Excel. Свойства функций.
Интегрированный (математика+информатика) урок. Цель урока: актуализация знаний и навыков учащихся по темам «Графики тригонометрических функций. Свойства функций». Развитие навыка применять знания в но...
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ГРАФИКОВ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ. РАБОТА С ГОТОВЫМИ ГРАФИКАМИ.
Конспект урока в 10 классе. А.Н. Колмогоров...