Преобразования графиков тригонометрических функций в среде Microsoft Excel. Свойства функций.
методическая разработка по алгебре (10 класс) по теме

Вологжанина Елена Ивановна

Интегрированный (математика+информатика) урок. Цель урока: актуализация знаний и навыков учащихся по темам «Графики тригонометрических функций. Свойства функций». Развитие навыка применять знания в новых ситуациях. Развитие творческого математического мышления, исследовательских навыков учащихся. Повторение и закрепление знаний учащихся правил записи арифметических выражений и формул в электронных таблицах,  используя  абсолютные и относительные адреса ячеек. Повторение алгоритма построения диаграмм и графиков. Формирование знаний и умений анализа тригонометрических функций, используя возможности электронных таблиц Microsoft Excel.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prilozhenie_no3.ppt441 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_no1.doc48 КБ
Office spreadsheet icon prilozhenie_no2.xls48 КБ
Microsoft Office document icon plan_uroka_preobrazovaniya_grafikov.doc141 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Преобразования графиков тригонометрических функций в среде Microsoft Excel. Свойства функций.

Слайд 2

у=cos(х+ π)

Слайд 4

у=cosх+ π

Слайд 6

у=3cosх

Слайд 8

y = cos x- 1,5

Слайд 10

y = cos (x- ) + 1

Слайд 12

Вид функции y = cosx + p y = cos(x+p) y = cos (k x) y = m cosx Область определения Область значения + + Чётность-нечётность + Периодичность + Непрерывность функции Промежутки монотонности + + Промежутки знакопостоянства + + + Нули функции + + +

Слайд 13

Определить функцию по графику

Слайд 14

у=cos(х+ π)+1 у=-cosх+1

Слайд 15

Уравнение гармонического колебания маятника x = 0,4 cos π t . Найти амплитуду , период и частоту. Определить смещение точки через 0 ,5 с.



Предварительный просмотр:

ЛИСТ-ЗАДАНИЕ

ГРУППА №1

 В электронных таблицах Microsoft Excel построить графики функций

y = cos x и  y = 2 cos x.  

  1. Составим таблицу значений функции на промежутке  [-6;6], с шагом 0,5.
  2. Угол тригонометрических функций задается в радианах.
  3. Константу «π» будем задавать в отдельной ячейке, используя  абсолютную адресацию ячейки.
  4. Выделить таблицу. С помощью Мастера построения диаграмм построить графики функций.
  5.  Проанализировать полученный график, используя таблицу.

1.

Область определения

2.

Область значения

3.

Чётность-нечётность

4.

Периодичность

5.

Непрерывность функции

6.

Промежутки монотонности

7.

Промежутки знакопостоянства

8.

Нули функции

  1. Работу сохранить под именем «группа1»  и выложить в локальную сеть класса  «Общая папка – Урок 10а».
  2. Презентовать работу у доски



Предварительный просмотр:

Преобразования графиков тригонометрических функций в среде Microsoft Excel. Свойства функций.

Цели урока: актуализация знаний и навыков учащихся по темам «Графики тригонометрических функций. Свойства функций». Развитие навыка применять знания в новых ситуациях. Развитие творческого математического мышления, исследовательских навыков учащихся. Повторение и закрепление знаний учащихся правил записи арифметических выражений и формул в электронных таблицах,  используя  абсолютные и относительные адреса ячеек. Повторение алгоритма построения диаграмм и графиков. Формирование знаний и умений анализа тригонометрических функций, используя возможности электронных таблиц Microsoft Excel.

Задачи урока:

  1. Построить и рассмотреть преобразования графика  y = cos x в электронных таблицах Microsoft Excel.
  2. Обобщить и систематизировать изменения свойств  тригонометрических функций при  преобразованиях графика  y = cos x.
  3. Формировать умения анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, используя электронные таблицы Microsoft Excel.
  4. Способствовать развитию коммуникативных навыков (работа в группах, взаимопомощь, взаимоконтроль).

Тип урока: урок закрепления изученного материала и объяснения нового.Групповая форма работы.

Оборудование: Компьютер, табличный процессор Microsoft Excel, локальная сеть класса, лист-задания.

Ход урока:

Учитель математики: Сегодня мы продолжим с вами знакомство с тригонометрическими функциями, особенностями их графиков. Для более успешной и продуктивной работы математические задачи будем решать, используя возможности электронных таблиц. Ваша задача: в ходе построения графиков функций и описания свойств, понять, какие преобразования и как влияют на свойства исходной функции. Каждой группе предлагается построить заданные графики функций, описать их свойства и выделить по шагам, какие преобразования ведут к получению графиков заданных функций.

Учитель информатики: Вспомним алгоритм построения графиков тригонометрических функций:

  1. Составим таблицу значений функции на промежутке  [-6;6], с шагом 0,5.
  2. Угол тригонометрических функций задается в радианах.
  3. Константу «π» будем задавать в отдельной ячейке, используя  абсолютную адресацию.
  4. Выделить таблицу. С помощью Мастера построения диаграмм построить графики функций.
  5.  Проанализировать полученный график, используя таблицу в листе-задания. Приложение №1.
  6. Работу сохранить и выложить в локальную сеть класса  «Общая папка – Урок 10а».
  7. Презентовать работу у доски.

Задание  группы №1. В электронных таблицах Microsoft Excel построить графики функций.

y = cos x и  y = 2 cos x.  

 

Задание  группы №2. На заготовленных координатных плоскостях построить графики функций     y = cos (x+ ) и  y = cos (x- ).    

Задание  группы№3. На заготовленных координатных плоскостях построить графики функций y = cos x+   и  y = cos x- 1 

Задание  группы№4. На заготовленных координатных плоскостях построить графики функций y = и y = cos 

Рассмотреть свойства функций:

1.

Область определения

2.

Область значения

3.

Чётность-нечётность

4.

Периодичность

5.

Непрерывность функции

6.

Промежутки монотонности

7.

Промежутки знакопостоянства

8.

Нули функции

Группы демонстрируют построенные графики функций и рассматривают свойства функций с помощью графиков. Приложение №2.

Беседа учителя математики.  При каких изменениях в формуле происходит растяжение графика функции y = cos x вдоль оси абсцисс? Как влияет данные преобразования  графиков на свойства функций?

(Аналогичные вопросы  по остальным  преобразованиям графика).

Преобразования графика y = cos x, рассматриваемые на данном уроке:

  1. Растянуть по оси абсцисс с заданным коэффициентом k (k > 1)
  2. Сжать к оси абсцисс с  коэффициентом k (0 < k < 1)
  3. Сжать к оси ординат с коэффициентом m (m > 1)
  4. Растянуть от оси ординат с коэффициентом m (0 < m < 1)
  5. Сдвинуть вдоль оси абсцисс на p единиц
  6. Сдвинуть вдоль оси ординат на р единиц.
  7. Симметрично отобразить график относительно оси абсцисс.
  8. Симметрично отобразить график относительно оси ординат.  
  9. При каких преобразованиях графика  y = cos x не изменяется область значения функции? При каких меняется?
  10. При каких преобразованиях графика y = cos x свойство чётности (нечётности) функции не меняется? При каких меняется?
  11. При каких преобразованиях графика y = cos x период функции не меняется? При каких меняется?
  12. Что происходит с промежутками монотонности при растяжении или сжатии графика y = cos x по оси абсцисс?
  13. Что можно сказать о промежутках знакопостоянства  при симметричном отображении графика относительно оси абсцисс?

Учитель математики задаёт вопросы по свойствам графика, заданного формулой, учитель информатики после ответов учащихся подтверждает их ответы презентацией графиков. Приложение №3.

1.у=cos(х+ π) 

2. у=cosх+ π

3. у=3cosх

4.у=cosх- 1,5

5.у=cos(х- )+1

Учитель математики: Давайте подведём итоги, как влияют преобразования графиков на свойства функции y = cos x.(демонстрируется слайд с таблицей).

Вид функции

y = cosx + p

y = cos(x+p)

y = cos (k x)

y = m cosx

Область определения

Область значения

+

+

Чётность-нечётность

+

Периодичность

+

Непрерывность функции

Промежутки монотонности

+

+

Промежутки знакопостоянства

+

+

+

Нули функции

+

+

+

Учитель математики:  В завершении нашей работы предлагается физическая задача

 ( выводится слайд с условием задачи):

Уравнение гармонического   колебания  маятника   x = 0,4 cos π t. Найти амплитуду и  период. Определить смещение точки через 0,5 с. 

(Ответ: амплитуда 0,4; период  равен 2с.; смещение 0)

Подводятся итоги работы каждой группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦОР «Преобразование графиков тригонометрических функций» 10-11 классы

Раздел учебной программы:«Тригонометрические функции».Тип урока:цифровой образовательный ресурс комбинированного урока алгебры. По форме изложения материала:Комбинированный (универсальный) ЦОР со...

Методическая разработка урока по математике:«Преобразование графиков тригонометрических функций»

Методическая разработка  урока  по математике: «Преобразование графиков тригонометрических функций» для учащихся десятого класса. Урок сопровождается презентацией....

Построение графиков и диаграмм в среде Microsoft Excel

Данный урок является уроком закрепления изученного материала и объяснения нового в разделе программы “Электронные таблицы” и тесно связан с предыдущим уроком Следующий за ним урок – зачет по теме....

Практическая работа «Преобразование графиков тригонометрических функций с использованием программы excel»

Практическая работа, которую я провожу в классах, как только начинается тема "функции и графики". Я знакомлю детей с программой excel, и графики мы строим еще и в этой программе. Получается быстро (ва...

Преобразования графиков тригонометрических функций в среде Microsoft Excel. Свойства функций.

Интегрированный (математика+информатика) урок. Цель урока: актуализация знаний и навыков учащихся по темам «Графики тригонометрических функций. Свойства функций». Развитие навыка применять знания в но...

Преобразования графиков тригонометрических функций в среде Microsoft Excel. Свойства функций.

Интегрированный (математика+информатика) урок. Цель урока: актуализация знаний и навыков учащихся по темам «Графики тригонометрических функций. Свойства функций». Развитие навыка применять знания в но...