Открытый урок в 11 классе "Решение логарифмических уравнений - поиск ошибок"
материал по алгебре (11 класс) по теме

Открытый урок в 11классе МАОУ СОШ №2 г. Усть – Лабинска Краснодарского края  по теме «Решение  логарифмических уравнений – поиск ошибок»

учитель высшей квалификационной категории Ряшина Н.И.

 

 

Цель урока: повторение основных приёмов преобразования и методов решения логарифмических уравнений; акцентирование внимания учащихся на возможных ошибках в решении логарифмических уравнений, так как эта тема присутствует на ЕГЭ.

Ход урока.

1.Разминка.

Тестирование.   Выполните задание, выберите один из предло-

женных вариантов ответа.

 

А) Найти область определения функции у =log2(3x+5).

1) (;+), 2)(-), 3)(-;+).

Б) Найти Х: х =log1/327.   1)3. 2) -3. 3) нет решения.

В) Сравнить log0,35 иlog0,36,  1) >. 2)<. 3)=

Г) Сравнить: 3  и .

Д)Сравнить:7log75 и log3243, 1) ) >. 2)<. 3)=

 

Найди ошибку в доказательстве: (1/2)2) > (1/2)3. Большему числу соответствует больший логарифм, значит, lg(1/2)2) > lg(1/2)3,отсюда  2lg(1/2) > 3lg(1/2) .Сократим на lg(1/2), ПОЛУЧИМ: 2› 3.

2.Труды этого математика были почти единственным руководством по одному из разделов математики в школе. Он самоотверженно любил науку и никогда не допускал неискренности. Однажды царь обратился к нему с вопросом, нет ли более короткого пути для познания этой математической науки, чем изучение его трудов. На это он гордо ответил….

Кто этот математик и что он ответил царю, нам и предстоит сейчас разгадать.

Работаем по карточкам. Каждый ученик выбирает для себя 2 уравнения и решает его. Решив его, находят букву, соответствующую его корням. Расположив буквы на доске в порядке номеров уравнений, вы узнаете, что сказал царю этот великий человек.

 

Решите уравнения, по корням уравнения найдите соответствующую букву.

1)    log3x = log36+log32.  2) log5x = log51,5+ log58.

3)    Lg x =2lg3 – lg125.   4) log2x = 2 log2 5- log2 0,5.

5) log1/2(2x- 4) = -3.     6)lg (3x- 8) = lg (x- 2).                                              

7) log0,1(6x- 11)= log0,1(x-2).  8) log0,5 x=2log0,510-log0,52.

9) log2(3-x)=0.   10) log3(5+2x)=1.  11)lgx=lg1,5+2lg2.

12)lg2x+2lgx=8. 13)log4(2x-5)=log4(x+1). 14)log6(3x-76)=log6(x+24).

15)lg(x2-2x-4)=lg11. 16)log7x= 2log73+ log70,2. 17) 5-1+log55.

18)log25x- log5x=2. 19) lg (3x+8)= lg(x+6). 20)log2(4x-5)=log2(x-14).

21)(1/2)1+log0,54.      22)32+log25.  23)log5(2x+3)=log5(x+1).

24) 0,21+log 0,25 , 25) lg(5x+7)=lg(3x-5).  26) log2(x-14)=4.

27) logx(x2-2x+2)=1.  28) 31+log3.29) logx(x2-12x+12)=1.

30) log7(46-3x)=2.  31) log8 (x2+2x+3)=log86.

32) log3(5x-6)=log3(3x-2).  33) loga x=2loga3+loga5

A

1,8

И

2

О

Нет корней

B

12

К

-1

Р

1

Г

30

Л

-3; 1

С

0,2; 25

Д

45

М

3

Т

50

Е

6

Н

10-4; 102

Ц

-3; 5.

 

Ответы: 1)12, 2)3. 3)1,8.4)50. 5)6. 7)1,8. 8)50. 9)2. 10) -1. 11)6.

12) 10-4,102. 13) 6. 14) 50. 15) -3; 5. 16) 1,8. 17)1. 18) 0,2; 25. 19)-1.

20) нет корней. 21) 2. 22) 45. 23) нет корней. 24) 1. 25) Нет корней

26) 30. 27) 2. 28) 6. 29) 12. 30)-1. 31)-3;1.  32) 2. 33) 45.

В математике нет царской дороги.  Евклид.

 

2.Исторические сведения о логарифмах.

Слово логарифм происходит от греческого слова и переводится как отношение чисел. Выбор изобретателем (1594г) логарифмов ДЖ. Непером такого названия объясняется тем, что логарифмы возникли при сопоставлении двух чисел, одно из которых является членом  арифметической прогрессии, а другое- геометрической. Логарифмы с основанием eввёл Спейдел (1619г), составивший первые таблицы для функции.

В течение 16 века резко возрос объём работы, связанной с проведением приближённых вычислений в ходе решения разных задач, и в первую очередь задач астрономии, имеющей практическое применение. Наибольшие проблемы возникли при выполнении операций умножения и деления. Поэтому открытие логарифмов, сводящее умножение и деление чисел к сложению и вычитанию их логарифмов, удлинило, по выражению Лапласа, жизнь вычислителей. Уже в 1623г были созданы таблицы логарифмов и изобретена первая логарифмическая линейка, ставшая рабочим инструментом для многих поколений. (Вплоть до появления электронной вычислительной техники). Эти изобретения резко повысили производительность труда вычислителей.

3.Найди ошибки:

1)Учащимся через мультимедийный аппарат предлагаются уравнения с решениями, содержащими ошибки. Необходимо найти эти ошибки, объяснить их и выполнить решение предложен-

ных уравнений правильно ( допускается решение уравнения иным способом).

 

А) Решить уравнение:   log20,5x+5log2x=6.

Решение:        log20.5x+ 5log2x = 6,

Log22-1x + 5log2x- 6=0,     -log22x +5log2x -6=0,    log22x -5log2x+6=0,

Пустьlog2x=t, отсюдаt2-5t+6=0, D=25-24=1,   t=2 илиt=3.

Log2x=2  или  log2x=3,

X=4,                    x=8.               Ответ: 4;  8.

Б)log3(x2+8x+16)=2.

Решение:      log3(x+4)2=2,      2log3(x+4) =2,    log3(x+4)=1,    x+4=3, x=-1.

                                                          Ответ:-1.

В)log3(2x+1)/x=log3(x+1)+log1/3x.

Решение:   log3(2x+1)/x=log3(x+1) –log3x,

                      Log3(2x+1)-log3x=log3(x+1)- log3x,  log3(2x+1)=log3(x+1)

          2x+1=x+1,   x=0, где 2х+1›0,  и х+1›0, отсюда х ›-0,5.

                        Ответ: 0.

Г)logx3(x2-2)=1/3,  1/3log/x/(x2-2)=1/3,  log/x/(x2-2)=1, x2-2=/x/,

X2-/x/-2=0,  /x/2-/x/-2=0, отсюда /x/=2, или/x/=-1 –посторонний корень,   /x/=2,   x=±2. 

                            Ответ: ±2.

Д)log5(3x+2)+log5(x+2)=log5(2x+4),

   Решение:  (3x+2)+(x+2)=(2x+4), где 3x+2>0, x+2>0, 2x+4>0.

                      3x+2+x+2=2x+4,  x>-⅔,

                       X=0.                           Ответ: 0.

Объяснение ошибок.

 

А) Неверно преобразовано выражение log20,5x.

Log20,5 x=(log0,5x)2=(-log2x)2=log22x, отсюда

Log22x+5log2x-6=0,  x>0,

Log2x=-6 илиlog2x=1,

 X=2-6,                       x=2,

X=1/64.                          Ответ:1/64, 2.

Б) При преобразовании выражения log3(x+4)2 пропущен знак модуля.

Решение: log3(x2+8x+16)=2,  

                    Log3(x+4)2=2,    2log 3/x+4/ =2,                     Log3/x+4/=1,

/x+4/=3,   x+4=3 или х+4=-3,  х=-1, или х=-7

Ответ:-1, -7.

в) Не выполнена проверка, не указана ОДЗ.

Решение:

log3((2x+1)/x= log3(x+1)+ logx,

log3(2x+1)/x=log3(x+1)- log3x,   log3(2x+1)/x=log3(x+1)/x,

(2x+1)/x=(x+1)/x, где х>0,   

2x+1=x+1,       x=0.                     Ответ: нет корней.

Г) При преобразовании основания логарифма был поставлен

знак модуля (хотя показатель степени нечётный).

Решение:     logx3(x2-2)=⅓

                       ⅓ logx(x2-2)=⅓,

                         Logx(x2-2)=1,

                         X2- 2=x,где x>0, x≠1,   x2-x-2=0,   x1=-1, x2=2,

                                                Ответ: 2.

 

Д) В применении свойства логарифма произведения.

Решение:   log5(3x+2)+log5(x+2)=log5(2x+4),

                     Log5(3x2+8x+4)=log5(2x+4), где 3х+2>0, x+2>0.

                         3x2+8x+4=2x+4, x>-2/3,

                         3x2+6x=0,   x=0или х=-2

                                                     Ответ: 0.

Рефлексия.

1.     Больше всего мне понравилось….

2.     Я научился ( научилась)…

3.     Наибольшие затруднения у меня вызвало….

4.     На уроке я узнал (а)…

5.     Меня удивило…

 

Подведение итога урока. Выставление оценок.

Домашнее  задание:  Решить уравнения

1)  log22x  +log0,5x=3. 2) log 2 x2+log(2-x)=log2(4-4x).

3)  log 2 (x2+10x+25)=2.  4)  log Х23=0,5.

5) +=

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11kl_logarifmicheskie_uravneniya-poisk_oshibok.pptx104.77 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Решение логарифмических уравнений – поиск ошибок». 11 класс МАОУ СОШ №2 Г. Усть – Лабинск Краснодарский край Учитель высшей квалификационной категории Ряшина Н.И.

Слайд 2

Цель урока: повторение основных приёмов преобразования и методов решения логарифмических уравнений; акцентирование внимания учащихся на возможных ошибках в решении логарифмических уравнений, так как эта тема присутствует на ЕГЭ.

Слайд 3

1.Разминка. Тестирование. Выполните задание, выберите один из предложенных вариантов ответа.

Слайд 4

А) Найти область определения функции у = log 2 (3 x +5) , 1) ( 5/ 3;+∞), 2)(-∞; - 5 /3 ), (-5/3 ;+∞). Б) Найти Х: х = lg0,001, 1)3. 2) -3. 3) нет решения. В) Сравнить: lg2+lg3 и lg5, 1) >. 2)<. 3)= . Г) Сравнить: 3 lg2 и lg8, 1) >. 2)<. 3)= . Д)Найти множество значений функции: У= log 2 (3 x +5) , 1) (-5/3 ;+∞). 2) ) (- ∞;+∞).3) )(-∞; - 5 /3 ), Е) Сравнить log 0,3 5 и log 0,3 6, 1) >. 2)<. 3)= Ё)Сравнить:7 log 7 5 и log 3 243, 1) ) >. 2)<. 3)= Ж)Найти Х: х = log 1/3 27. 1)3. 2) -3. 3) нет решения

Слайд 5

Найди ошибку в доказательстве: (1/2) 2 > (1/2) 3 . Большему числу соответствует больший логарифм, значит, lg (1/2) 2 > lg (1/2) 3 ,отсюда 2 lg (1/2) > 3 lg (1/2) .Сократим на lg (1/2), ПОЛУЧИМ: 2› 3.

Слайд 6

2.Исторические сведения о логарифмах. . Слово логарифм происходит от греческого слова и переводится как отношение чисел. Выбор изобретателем (1594г) логарифмов ДЖ. Непером такого названия объясняется тем, что логарифмы возникли при сопоставлении двух чисел, одно из которых является членом арифметической прогрессии, а другое- геометрической. Логарифмы с основанием e ввёл Спейдел (1619г), составивший первые таблицы для функции Ι п x/ В течение 16 века резко возрос объём работы, связанной с проведением приближённых вычислений в ходе решения разных задач, и в первую очередь задач астрономии, имеющей практическое применение. Наибольшие проблемы возникли при выполнении операций умножения и деления. Поэтому открытие логарифмов, сводящее умножение и деление чисел к сложению и вычитанию их логарифмов, удлинило, по выражению Лапласа, жизнь вычислителей. Уже в 1623г были созданы таблицы логарифмов и изобретена первая логарифмическая линейка, ставшая рабочим инструментом для многих поколений(вплоть до появления электронной вычислительной техники). Эти изобретения резко повысили производительность труда вычислителей.

Слайд 7

2.Труды этого математика были почти единственным руководством по одному из разделов математики в школе. Он самоотверженно любил науку и никогда не допускал неискренности. Однажды царь обратился к нему с вопросом, нет ли более короткого пути для познания этой математической науки, чем изучение его трудов. На это он гордо ответил…. Кто этот математик и что он ответил царю, нам и предстоит сейчас разгадать.

Слайд 8

Работаем по карточкам. Каждый ученик выбирает для себя 2 уравнения и решает их. Решив их, находят букву, соответствующую его корням. Расположив буквы на доске в порядке номеров уравнений, вы узнаете, что сказал царю этот великий человек. Решите уравнения, по корням уравнения найдите соответствующую букву.

Слайд 9

Решите уравнения, по корням уравнения найдите соответствующую букву. log 3 x = log 3 6+log 3 2. 2) log 5 x = log 5 1,5+ log 5 8. Lg x =2lg3 – lg125. 4) log 2 x = 2 log 2 5- log 2 0,5. 5) log 1/2 (2x- 4) = -3. 6) lg (3x- 8) = lg (x- 2). 7) log 0,1 (6x- 11)= log 0,1 (x-2). 8) log 0,5 x=2log 0,5 10-log 0,5 2. 9) log 2 (3-x)=0. 10) log 3 (5+2x)=1. 11) lgx =lg1,5+2lg2. 12)lg 2 x+2lgx=8. 13)log 4 (2x-5)=log 4 (x+1). 14)log 6 (3x-76)=log 6 (x+24). 15) lg (x 2 -2x-4)=lg11. 16)log 7 x= 2log 7 3+ log 7 0,2. 17) 5 -1+log 5 5 . 18)log 2 5 x- log 5 x=2. 19) lg (3x+8)= lg (x+6). 20)log 2 (4x-5)=log 2 (x-14). 21)(1/2) 1+log 0,5 4. 22)3 2+log 2 5. 23)log 5 (2x+3)=log 5 (x+1). 24) 0,2 1+log 0,2 5 , 25) lg (5x+7)= lg (3x-5). 26) log 2 (x-14)=4. 27) log x (x 2 -2x+2)=1. 28) 3 1+log 3 2 .29) log x (x 2 -12x+12)=1. 30) log 7 (46-3x)=2. 31) log 8 (x 2 +2x+3)=log 8 6. 32) log 3 (5x-6)=log 3 (3x-2). 33) log a x=2log a 3+log a 5

Слайд 10

Таблица соответствия ответов и букв А 1,8 И 2 О Нет корней Б 12 К -1 Р 1 В 30 Л -3;1 С 0,2 ;25 Г 45 М 3 Т 50 Д 6 Н 10 -4; 10 2 Ц -3;5

Слайд 11

В математике нет царской дороги. Евклид. Ответы: 1)12, 2)3. 3)1,8. 4)50. 5)6. 7)1,8. 8)50. 9)2. 10) -1. 11)6. 12) 10 -4 ,10 2 . 13) 6. 14) 50. 15) -3; 5. 16) 1,8. 17)1. 18) 0,2; 25. 19)-1. 20) нет корней. 21) 2. 22) 45. 23) нет корней. 24) 1. 25) Нет корней 26) 30. 27) 2. 28) 6. 29) 12. 30)-1. 31)-3;1. 32)2. 33) 45.

Слайд 12

3.Найди ошибки: 1)Вам предлагаются уравнения с решениями, содержащими ошибки. Необходимо найти эти ошибки, объяснить их и выполнить решение предложенных уравнений правильно ( допускается решение уравнения иным способом).

Слайд 13

Найди ошибку  А) Решить уравнение: log 2 0,5 x +5 log 2 x =6. Решение : log 2 0.5 x+ 5log 2 x = 6, Log 2 2 -1 x + 5log 2 x- 6=0, -log 2 2 x +5log 2 x -6=0, log 2 2 x -5log 2 x+6=0, Пусть log 2 x=t, отсюда t 2 -5t+6=0, D=25-24=1, t=2 или t=3. Log 2 x =2 или log 2 x =3, x=4 x =8. Ответ: 4 ; 8.

Слайд 14

Найди ошибки: Б) log 3 ( x 2 +8 x +16)=2. Решение: log 3 ( x +4) 2 =2, 2 log 3 ( x +4) =2, log 3 ( x +4)=1, x +4=3, x =-1. Ответ:-1.

Слайд 15

Найди ошибки: В )log 3( 2x+1)/x=log 3 (x+1)+log 1/3 x. Решение : log 3 (2x+1)/x=log 3 (x+1) –log 3 x, Log 3 (2x+1)-log 3 x=log 3 (x+1)- log 3 x, log 3 (2x+1)=log 3 (x+1) , 2 x +1= x +1, x =0 , где 2х+1›0, и х+1›0, отсюда х ›-0,5. Ответ: 0.

Слайд 16

Найди ошибку: Г )log x 3 (x 2 -2)=1/3, 1/3log /x/ (x 2 -2)=1/3, log /x/ (x 2 -2)=1, x 2 -2=/x/, X 2 -/ x /-2=0, / x / 2 -/ x /-2=0, отсюда / x /=2, или/ x /=-1 –посторонний корень, / x /=2, x =±2. Ответ : ±2.

Слайд 17

Найди ошибки: Д )log 5 (3x+2)+log 5 (x+2)=log 5 (2x+4), Решение: (3 x +2)+( x +2)=(2 x +4), где 3 x +2>0, x +2>0, 2 x +4>0. 3 x +2+ x +2=2 x +4, x >-⅔, X =0. Ответ: 0.

Слайд 18

Объяснение ошибок. А) Неверно преобразовано выражение log 2 0,5 x . log 2 0,5 x=(log 0,5 x) 2= (-log 2 x) 2 =log 2 2 x, отсюда log 2 2 x+5log 2 x-6=0, x>0, log 2 x=-6 или log 2 x=1, X =2 -6, x =2, X =1/64. Ответ:1/64, 2.

Слайд 19

Б) При преобразовании выражения log 3 ( x +4) 2 пропущен знак модуля. Решение : log 3 (x 2 +8x+16)=2, log 3 (x+4) 2 =2, 2log 3 /x+4/ =2, log 3 /x+4/=1, / x +4/=3, x +4=3 или х+4=-3, х=-1, или х=-7 Ответ:-1, -7.

Слайд 20

в) Не выполнена проверка, не указана ОДЗ. Решение: log 3 ((2x+1)/x= log 3 (x+1)+ log ⅓ x , log 3 (2x+1)/x=log 3 (x+1)- log 3 x, log 3 (2x+1)/x=log 3 (x+1)/x, (2 x +1)/ x =( x +1)/ x , где х >0, 2 x +1= x +1, x =0. Ответ: нет корней .

Слайд 21

Г) При преобразовании основания логарифма был поставлен знак модуля (хотя показатель степени нечётный). Решение: log x 3 ( x 2 -2)=⅓ ⅓ log x ( x 2 -2)=⅓, log x ( x 2 -2)=1, X 2 - 2= x ,где x >0, x≠1, x 2 - x -2=0, x 1 =-1, x 2 =2, Ответ: 2.

Слайд 22

Д) В применении свойства логарифма произведения. Решение : log 5 (3x+2)+log 5 (x+2)=log 5 (2x+4), Log 5 (3 x 2 +8 x +4)= log 5 (2 x +4), где 3х+2>0, x +2>0. 3 x 2 +8 x +4=2 x +4, x >-2/3, 3 x 2 +6 x =0, x =0или х=-2 Ответ: 0.

Слайд 23

Станция « Рефлексия ». Больше всего мне понравилось…. Я научился ( научилась)… Наибольшие затруднения у меня вызвало…. На уроке я узнал (а)… Меня удивило…

Слайд 24

Домашнее задание: Решить уравнения 1) log 2 √ 2 x + log 0,5 x =3. 2) log 2 x 2 + log (2- x )= log 2 (4-4 x ). 3) log 2 (x 2 +10x+25)=2. 4) log Х 2 3=0,5. 5) log 3 (x+1)+log 3 (x-2) = log 3 (x+6)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Логарифмические уравнения", 10 класс

Логарифмические уравнения. Меркулова Ирина Николаевна, МОУ СОШ №2 р.п. Мокроус, учитель математики, Саратовская область. Предмет (направленность): математика. Возраст детей: 16 лет, 10 класс. Мест...

План-конспект урока по алгебре «Логарифмические уравнения»

План-конспект урока по алгебреII курс НПОТема урока: «Логарифмические уравнения»...

Урок на тему "Логарифмические уравнения"

Учитель:  Колесникова Ольга Евгеньевна      Класс: ЗМО (10-11)Тема урока: логарифмические уравненияЦели урока:  Оперативные:- повторить понятие логарифма;- пов...

Презентация к уроку "Методы Решения логарифмических уравнений"

Данная презентация предназначена для урока-обобщения по теме "Методы решения логарифмических уравнений", который ориентирован на учеников профильных классов....

Открытый урок по алгебре "Логарифмические уравнения" в 11 класса

цель урока: формировать умение решать логарифмические уравнения,  умение применять основные методы решения и выбирать нужный способ.Развивать логическое мышление, математическую речь, умение срав...

Открытый урок по математике «Логарифмические уравнения» с применением информационно – коммуникационных технологий

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеВоронежской области«Лискинский аграрно-технологический техникум» Филатова Юлия Александровнапреподаватель...