Урок-семинар по теме "Решение иррациональных уравнений"
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему
обобщение знаний и способов решения иррациональных уравнений;знакомство с нестандартными методами решения иррациональных уравнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
irratsionalnye_uravneniya.doc | 311 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели:
Образовательные:
- обобщение знаний и способов решения иррациональных уравнений;
- знакомство с нестандартными методами решения иррациональных уравнений;
- проверка усвоения темы на обязательном уровне;
- формирование умений классифицировать иррациональные уравнения по методам решений.
Развивающие: развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные: воспитание культуры общения, умения работать в коллективе.
Ход урока
- Организационный момент
- Постановка целей и задач урока
- Сегодня на уроке мы продолжим решать иррациональные уравнения, повторим методы решения уравнений, рассмотрим новые нестандартные приемы, продолжим развитие умений анализировать, обобщать, делать выводы. И, в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку, я хочу предложить вам высказывание Л.Н. Толстого: «Большинство жизненных задач решаются как алгебраические уравнения: приведением их к самому простому виду».
3. Устный опрос по теории
- Какие уравнения называются иррациональными? (Уравнения, в которых под знаком корня содержится переменная)
- Что называется областью определения уравнения? (Все значения переменной, при которых данное уравнение имеет смысл)
- Какие уравнения называются равносильными? (Уравнения, которые имеют одни и те же корни или не имеют корней вообще)
- Корень какой степени существует только из неотрицательного числа? (Четной)
- Назовите основной алгебраический метод решения иррациональных уравнений (Метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень, равную показателю корня)
- Может ли сумма нескольких корней быть отрицательной? Разность? Произведение? (Нет)
- Устное решение уравнений (ответ, как решали)
- = 2
- = 2
- = -3
- = 0
- = -1
- = 1
- =
- += -2
5. Проверочная работа, с последующей взаимопроверкой (по вариантам)
Вы знаете, что в заданиях В5 ЕГЭ часто встречаются иррациональные уравнения. Выполняя эту работу, будем выявлять пробелы по этой теме.
I вариант II вариант
№1. Найти корень уравнения
= 6 = 10
№2. Найти корень уравнения
= =
№3. Найти корень уравнения. Если уравнение
содержит более одного корня, укажите больший из них
= х = х
- Оценки.
6. Проверка домашнего задания. Проверка пройдет в форме игры — алгебраическое лото (на откидной доске таблица для лото с уравнениями). Все проверяют ответы в своих тетрадях.
1. 3 += х | 2. = | 3.= 3 |
4.+= 2 | 5.+ 2= 3 | 6.= |
- Какой метод применили при решении уравнения?
7. Решение уравнений
Назовите уже известные вам методы решения иррациональных уравнений:
- возведение обеих частей уравнения в одну и ту же степень;
- метод введения новых переменных;
- переход к равносильной системе;
- функционально-графический метод;
- выделение полного квадрата;
- разложение на множители.
Перед вами карточка на 2 уровня (1-й легче и поэтому при правильном решении всех уравнений — оценка «4», 2-й труднее - «5»). Выберите себе уровень. Давайте вместе выберем способ решения уравнения, установим соответствие.
1 уровень
- = 1 — х - возведение обеих частей уравнения в одну и
ту же степень;
- 2—= 1 - метод введения новых переменных;
- = - переход к равносильной системе;
- = х — 1 - функционально-графический метод;
- += 3 - выделение полного квадрата;
- (х2 + 4х)= 0 - разложение на множители.
2 уровень
- = х2 — 4х + 2 - возведение обеих частей уравнения в одну и
ту же степень;
- х2 + 3х —= 0 - метод введения новых переменных;
- = - переход к равносильной системе;
- = х2 — 1 - функционально-графический метод;
- += - выделение полного квадрата;
- (х + 5)= 2х + 10 - разложение на множители;
- = х2 — 36
- Разобрали. У доски решаем уравнения 1, 2, 5, 6, 7 (из обоих уровней)
8. Историческая справка
А сейчас небольшая историческая справка (выходит учащийся и рассказывает наизусть):
История иррациональных чисел восходит к удивительному открытию Пифагорийцев ещё в VI веке до н.э. А началось все с простого, казалось бы, вопроса — каким числом выражается длина диагонали квадрата со стороной 1?
Пифагорийцы доказали, что — нельзя выразить отношением некоторых целых чисел m и n. — по их мнению вообще не было числом. Открыв новый математический объект они пришли в полное замешательство. В основе всеобщей гармонии мира, считали они, должны лежать целые числа и их отношения. Никаких других чисел они не знали. И вдруг эта гармония рушится — существуют величины, которые отношением целых чисел, в принципе — не являются.
В переводе с латыни «irrationalis» - «неразумный». Любопытно, что в средневековой Европе наряду с «irrationalis» в ходу был ещё и другой термин «surdus» - «глухой» или «немой». Судя по такому названию, математикам средневековья иррациональные числа представлялись чем-то настолько «неразумным», что «ни сказать, ни выслушать». Удивление и досада, с которыми древние математики в начале восприняли иррациональные числа, впоследствии сменились интересом и пристальным вниманием к новым математическим объектам.
Ну а в наше время необходимость изучения решения иррациональных уравнений очевидна. Иррациональным уравнением выражаются формулы, описывающие многие физические процессы:
- равноускоренное движение;
- 1 и 2 космические скорости;
- среднее значение скорости теплового движения молекул;
- период радиоактивного полураспада и другие.
9. Разбор нового метода — метода оценки (ученик выступает с презентацией)
Рассмотрим специальный метод решения иррациональных уравнений. Так называемый метод оценки.
= -х3 + 2х2 + 4х — 8
ОДЗ;
т. е. = 0
Ответ: -2; 2.
10. Домашнее задание: №423 (б,г), 425 (б,г), остальные уравнения из карточки.
11. Оценки
12. Итоги урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Иррациональные уравнения. Показательные уравнения.Логарифмические уравнения.
Тип урока: Урок повторения. Форма урока – мастерская (групповая работа)Форма урока работа в группах. Коллективная форма работы, которая позволяет создать ситуацию взаимообучения учащихся и сущест...
Урок - семинар "В мире иррациональности"
Цель данного урока – семинара дать целостное представление по теме и способствовать формированию у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление их математических способностей....
Открытый урок -семинар по теме "Решение тригонометрических уравнений" в 10 классе
Отработать навыки решения тригонометрических уравнений, приводимых к квадратным, и однородных уравнений....
Итоговый контроль по темам № 1, 2, 3, 4: «Рациональные уравнения. Иррациональные уравнения. Квадратное уравнение и приложения теоремы Виета. Исследование квадратного трехчлена»
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...
Решение сложных иррациональных уравнений и систем, содержащих иррациональные уравнения. Профильный уровень. 11 класс
Конспект урока содержит теоретический материал, в котором представлены следующие методы решения иррациональных уравнений: возведение обеих частей уравнения в одну и ту же натуральн...
Урок- семинар. «Решение иррациональных уравнений и систем» (традиционные, нетрадиционные и оригинальные способы их решения)
Урок комплексного применения знаний и способов действий учащихся (2 урока) Цель занятия: Организация деятельности учащихся по углубленному самостоятельному переносу их знаний и способов действий в и...
Конспект урока для 11 класса по теме "Иррациональные уравнения и приемы преобразования уравнений. Методы решения иррациональных уравнений"
Конспект урока для 11 класса пр теме "Иррациональные уравнения и приемы преобразования уравнений. Методы решения иррациональных уравнений"...