Самоанализ использования современных образовательных технологий
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему
Самоанализ интегрированного урока алгебры и информатики в 8 классе "Решение квадратного уравнения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz._kriteriy_iv.docx | 128.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ
использования современных образовательных технологий
Сегодня время диктует, чтобы выпускники школы были в будущем конкурентноспособными на рынке труда. Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
В формировании многих качеств большую роль играет школьная дисциплина – математика. В новых стандартах образования говорится о том, что “одной из целей математического образования является овладение школьниками системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности”.
На уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, одним словом – думать. В основе всех перечисленных действий и процессов лежит мышление учащихся, которое понимается как форма мыслительной деятельности, основанная на глубоком осмыслении, анализе, синтезе, ассоциативном сравнении, обобщении и системном конструировании знаний об окружающем мире, направленная на решение поставленных проблем и достижении истины. Поэтому в современных условиях, в образовательной деятельности важны ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследовательской деятельности. Решить эту проблему старыми традиционными методами невозможно.
Причиной становления моего опыта является стремление разрешить остро проявляющиеся за последние годы противоречия:
- между имеющейся системой преподавания курса математики, основанной на знаниевой парадигме и необходимостью формирования практического и творческого мышления, как основы компетентностной личности в развивающемся обществе;
- между возрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы по математике, постоянно увеличивающимся уровнем требований и способностью учеников освоить весь объём предлагаемых сведений;
Сущность моего опыта заключается в создании условий для формирования интеллектуальных умений и познавательных навыков, лежащих в основе мышления, развития творческих способностей и самостоятельной активности учащихся, формирования ключевых компетентностей, сохранения здоровья через внедрение современных образовательных технологий:
- деятельностных, проблемно-поисковых, согласно изучаемой теме и возрастным особенностям;
- компетентностно-ориентированных;
- информационно-коммуникативных;
- здоровьесберегающих.
Использование данных технологий в моей работе обосновано следующими факторами:
Деятельностные и проблемно-поисковые:
- осуществление преемственности между начальным и основным звеном;
- у учащихся слабо развита самодеятельность, т.е. самостоятельность овладения знаниями;
- недостаточная сформированность ключевых интеллектуальных умений, раскрывающих принцип практического мышления: анализировать, синтезировать, обобщать, находить аналоги и ассоциации, самостоятельно делать выводы и прогнозы, доказывать или опровергать утверждения;
- отсутствие навыков познавательной исследовательской деятельности;
- снижение заинтересованности к процессу познания;
- неумение учащихся переносить полученные знания на решение новой практической задачи, т.е. в новую ситуацию.
Компетентностно-ориентированные:
- неумение самостоятельно конструировать свои знания;
- слабое ориентирование в информационном пространстве;
- слабое развитие творческого мышления, умения видеть, сформулировать и решить проблему;
- неготовность учащихся использовать полученные знания и умения в незнакомой жизненной ситуации;
- невысокий уровень математической культуры.
Информационно-коммуникативные:
- снижение интереса к предмету;
- слабое развитие коммуникативных способностей учащихся;
- недостаток в разнообразии наглядности на уроке;
- неумение учащихся грамотно пользоваться источниками информации, оценивать её достоверность, соотносить новую информацию с полученными ранее знаниями.
Здоровьесберегающие:
- возрастание учебной нагрузки, повышение утомляемости на уроке;
- неумение учащихся самостоятельно преодолевать усталость;
- повышенная степень тревожности из-за боязни не быть успешным;
- однообразие видов деятельности.
Межпредметная интеграция дает много возможностей использовать различные образовательные технологии, в том числе ИКТ технологий. Моей темой самообразования является «Межпредметная интеграция как средство активизации познавательной деятельности в условиях ФГОС». Мною были проведены следующие интегрированные уроки:
- Интегрированный урок математики и географии в 6 классе «Масштаб», учитель географии Бадяева И.В.;
- Интегрированный урок математики и физической культуры «Формулы», учитель физической культуры Зарецкая Т.А.;
- Интегрированный урок математики и информатики в 9 классе «Арифметическая прогрессия», учитель информатики Кононов Д.И;
- Интегрированный урок математики и информатики в 8 классе «Квадратные уравнения», учитель информатики Кононов Д.И. Ниже представлен самоанализ последнего урока.
Самоанализ
интегрированного урока математики и информатики в 8 классе
«Решение квадратных уравнений»
учитель математики Ядрихинская В.Д.
учитель информатики Кононов Д.И.
Урок проходил в 9а классе с использованием мобильного кабинета. К моменту проведения урока учащиеся владеют достаточными знаниями о квадратных уравнениях: решение неполных квадратных уравнений, решение квадратных уравнений с помощью формул.
Характеристика класса:
В классе 28 учеников, 16 из них имеют хорошие и отличные оценки по многим предметам. Анализ результатов исследования сфер учебной деятельности учащихся 9а класса показывает:
- Достаточный уровень любознательности учащихся к предметам естественно – математического цикла, математике;
- Достаточно сформированными являются навыки самостоятельной работы и навыки мыслительной деятельности;
- На достаточно высоком уровне у учащихся развито умение работать с учебниками и дополнительной литературой.
На уроке решались следующие задачи:
- Образовательные: систематизировать знания, выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений и создать условия контроля (самоконтроля, взаимоконтроля), усвоения знаний и умений.
- Развивающие: формировать учебно–познавательные навыки по работе с дополнительным материалом, развивать логическое мышление, внимание, общеучебные умения;
- Воспитательные: научиться работать в паре, воспитывать интерес к математике, активность, мобильность, взаимопомощь, умение общаться.
- Оборудование: интерактивная доска Promethean (ActivBoard), мобильный кабинет, программа Exsel и PowerPoint. тест «Квадратные уравнения», карточки, таблицы, плакаты
Содержание урока
Соответствует учебной программе, поставленным задачам, способствовало формированию умения решать квадратные уравнения различными способами, в том числе графический способ. Учащиеся с помощью мобильного кабинета работали парами на ноутбуках, также с помощью программы EXSEL, убедились в графическом решении квадратных уравнений. Содержание урока способствовало развитию аналитического мышления.
Тип и структура урока:
Тип урока – комбинированный.
Знания подлежат прочному усвоению, их объем заложен в программе и они должны быть усвоены каждым учеником. Материал, близко примыкающий к основному, который расширяет и углубляет его и одновременно закладывает основу для дальнейшего изучения.
Целостность знаний способствует общему развитию ученика.
В соответствии с поставленными целями и содержанием материала урок строился по следующим этапам:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
- Мотивационно – целевой этап. Постановка проблемы.
- Восприятие и осмысление нового материала.
- Первичное закрепление (с комментированием).
- Обучающая самостоятельная работа (с проверкой в классе).
- Решение тренировочных упражнений.
- Решение задач на повторение.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Все структурные элементы урока были выдержаны. Организация учебного процесса построена деятельностным методом.
Целью первого этапа было быстро включить учащихся в деловой ритм, проверила на перемене готовность класса и оборудование к уроку; этим добилась полную готовность класса и оборудования к уроку.
На втором этапе были актуализированы знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно шла эффективная работа над развитием речи, мыслительных операций, о чем свидетельствовала деятельность учащихся.
На третьем этапе для создания проблемной ситуации было использовано уравнение, которое вызвала у детей интерес, удивление, напомнило им уже известное. Само задание не вызвало затруднения в нахождении результата, таким образом проблемная ситуация мотивировала поиск вычислительного навыка.
На четвертом этапе новое знание получено детьми в результате их самостоятельного исследования, проведенного под руководством учителя. Таким образом, постановка учебной задачи обеспечила мотивацию понятия.
На следующем этапе в процессе первичного закрепления примеры решались с комментированием. При комментировании шла работа над речевой деятельностью, в которой они своими словами выражали суть выполняемых преобразований.
Этап обучающей самостоятельной работы показал, что каждый ребенок смог себя проверить, осознать: все ли он понял, запомнил ли запись, решение. Считаю, что на данном этапе каждый ученик смог пережить ситуацию успеха, убедиться, что вычислительный прием им освоен, о чем свидетельствовали результаты их самооценки.
Решение тренировочных упражнений позволило закрепить новые знания и оценить степень усвоения материала.
Элементы информатики, особенно графики - создали положительный эмоциональный фон, способствующий развитию у детей интереса к уроку математики и информатики, формировал устойчивые положительные мотивы.
На уроке был использован дифференцированный подход к учащимся при проведении самостоятельной работы, при решении уравнений на повторение, а также в выборе домашнего задания.
Контроль усвоения материала осуществлялся в форме самоконтроля, обратной связи, проверки тетрадей.
Реализация принципов обучения:
- принцип научности содержания учебного материала – содержание обучения знакомило учащихся из существующими способами решений квадратных уравнений;
- принцип систематичности и последовательности в овладении нового материала – опора на прочно освоенные навыки решения квадратных уравнений;
- принцип доступности обучения заключался в том, что для учащихся для начала предлагались не сложные задания;
- принцип учета индивидуальных особенностей учащихся заключался в том, что выполняют домашнее задание, соответствующие уровню их учебных возможностей, причем они сами оценивают свои способности;
- принцип прочности – связь материала с ранее усвоенным обеспечивает прочность знаний;
- принцип наглядности.
Методы обучения
Соответствовали задачам урока и по источнику передачи знаний были:
- наглядные (демонстрация );
- практические (решение уравнений в EXSEL)
по уровню самостоятельности учащихся:
проблемно – поисковые, репродуктивные,
по аспекту мышления:
продуктивные ( самостоятельное решение уравнений),
по логическому аспекту:
- дедуктивные.
Общие результаты урока:
План урока выполнен, цели реализованы: учащиеся научились решать уравнения, сводящиеся к квадратным с введение новой переменной и умение делать выборку корней с учетом ОДЗ. Домашнее задание соответствует нормативным требованиям, диференцировано, дано с комментарием.
Недостатком проведения урока, считаю:
- нерациональное использование времени при проверке домашнего задания:
- недостаточно использовано текущее оценивание:
План интегрированного урока алгебры и информатики в 8 классе по теме «Решение квадратных уравнений»
Ядрихинская В.Д., учитель математики
Кононов Д.И., учитель информатики
Тип урока: комбинированный урок.
Цели урока:
- Образовательные: систематизировать знания, выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений и создать условия контроля (самоконтроля, взаимоконтроля), усвоения знаний и умений.
- Развивающие: формировать учебно–познавательные навыки по работе с дополнительным материалом, развивать логическое мышление, внимание, общеучебные умения;
- Воспитательные: научиться работать в паре, воспитывать интерес к математике, активность, мобильность, взаимопомощь, умение общаться.
Оборудование: интерактивная доска Promethean (ActivBoard), мобильный кабинет, программа Exsel и PowerPoint. тест «Квадратные уравнения», карточки, таблицы, плакаты
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Постановка цели и задачи урока.
II. Актуализация опорных знаний.
На экране слайд 1. Записаны уравнения:
- x2 + 9x – 12 = 0;
- 4x2 + 1 = 0;
- x2 –9x + 20 = 0;
- 2z2 – 5z + 2 = 0;
- 4y2 = 1;
- –2x2 – x + 1 = 0;
- x2 + 8x = 0;
- 2x2=0;
- –x2 – 8x=1
- 2x + x2 – 1=0
Вопросы учащимся | Примерные ответы |
1. Дайте определение квадратного уравнения | Уравнение вида ax2+bx+c=0, где a≠0, называется квадратным |
2. Назовите виды квадратных уравнений | - полное; - неполное; - приведенное |
3. Назовите номера приведенных квадратных уравнений, записанных на доске | 1,3, 7, 10 |
4. Назовите номера неполных квадратных уравнений, записанных на доске | 2, 7, 8 |
5. Назовите номера полных квадратных уравнений, записанных на доске | 1, 3, 4, 6, 9, 10 |
8. Запишите квадратное уравнение, у которого свободный член равен 6, первый коэффициент равен 1, а второй, равен –12. Как оно называется? | x2-12x+6=0 |
9. От чего зависит количество корней квадратного уравнения? | От знака дискриминанта. Сколько корней может иметь кв. уравнение? |
10. Сформулируйте теорему Виета | Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену. |
11. Найдите корни уравнения №3 по теореме Виета: x2 –9x + 20 = 0 | ответ: 4 и 5 |
III. Мотивационно – целевой этап. Постановка проблемы.
-Ребята, с какими учебными предметами математика имеет более тесную связь? (Дети перечисляют предметы: физика, химия и т.д). Как решения квадратных уравнений влияет на его график, нам поможет еще один учебный предмет, которого мы узнаем решая следующее задание. Для ответа на этот вопрос решите уравнение x2-3x-4=0
с помощью дискриминанта и по таблице определите (1 ученик у доски, остальные - в тетради):
Язык | Корни уравнения |
Физика | -2; 1,5 |
Химия | 3; 4 |
Биология | -1,5;2 |
Информатика | -1; 4 |
География | -3; 4 |
Ответ: ИНФОРМАТИКА.
IV. Восприятие и осмысление нового материала.
Решение квадратных уравнений с помощью программы EXSEL.
Практическую часть урока, дети, используя ноутбуки мобильного кабинета строят график функции квадратного уравнения. Для построения графика используется программа Microsoft Excel 2013. С помощью данной программы дети сначала находят дискриминант и корни данного уравнения. Потом строят график функции, где наглядно видно, что корни уравнения являются точкой пересечения параболы с осью абсциссы.
V. Закрепление нового материала.
Графический способ решения квадратного уравнения
Рассмотрим наиболее «зрелищный» способ – графический. А теперь решим уравнение x2-3x-4=0 с помощью параболы и прямой. Для этого у каждого из вас на партах лежат заготовки миллиметровки с декартовой системой координат:
-преобразуйте уравнение: x2=3x+4
-введите функции: у=x2 – квадратичная функция, графиком является парабола.
-у=3х+4 – линейная функция, графиком является прямая.
Нужно построить графики следующих функций на одной координатной системе (1 ученик решает у доски, остальные в тетради).
Получили две точки пересечения графиков (-1; 1) и (4; 16). Как вы думаете, а что будет являться корнями уравнения?
В нашем случае, две точки пересечения, значит уравнение имеет два корня. Возможны следующие случаи: прямая и парабола могут пересекаться в двух точках, могут касаться – один корень и не имеют общих точек - уравнение не имеет корней.
Применяя графический метод в данном случае, мы нашли точное значение корней, но так бывает не всегда. Однако графический метод часто применяют не для нахождения корней уравнения, а для определения их количества.
VI. Самостоятельная работа.
Проанализируйте высказывания. Зачеркните в таблице буквы, обозначающие ложные высказывания (номер высказывания совпадает с порядковым номером буквы). Из оставшихся букв получите слово.
1. Уравнение x2+9=0 имеет два корня.
2.В уравнении x2-2x+1=0 единственный корень.
3. В уравнении x2-5x+3=0 сумма корней равна – 5.
4. В уравнении x2+3x=0 один из корней – отрицательное число.
5. В уравнении x2=0 дискриминант равен 0.
6. Уравнение x2-8x-3=0 не имеет корней.
7. Корнями уравнения x2-100x+99=0 являются числа 99 и 1.
8. Произведение корней уравнения x2-11x+9=0 равно – 9.
9. Корни уравнения x2 – 0,16 = 0 равны .
10. Уравнение x2-9x+8=0 является неполным.
11. Если дискриминант уравнения – число отрицательное, то уравнение не имеет корней.
12. Корни уравнения x2-4х =0 являются противоположными числами.
13. Уравнение x2 =0 имеет один корень.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
М | О | Д | Т | Л | Р | И | К | Ч | Г | Н | А | О |
В результате вычёркивания букв должно получиться: ОТЛИЧНО
VII. Подведение итогов урока, рефлексия.
Наш урок подходит к концу, подумайте о том с какой пользой для вас прошёл этот урок, в этом я вам помогу, начните свой ответ с любого из предложений:
Я знаю, что ...
Я хорошо знаю, что ...
Я должен знать, что ...
Как можно совместить получившее слово «Отлично» с темой урока, с новым материалом урока?
Спасибо, и наконец, поднимите руки, кто свою работу на уроке оценивает на “5”.
VIII. Домашнее задание.
п.21,22, 23, № 654, № 672(а,б), № 679.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий
Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я ставлю более конкретную цель - развитие индивидуальных ...
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий...
Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии
Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.
Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...
Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы
В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...
Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы
В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...
Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы
В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...