Урок по алгебре в 7,8 классе "Линейное уравнение с параметром и его решение в общем виде"
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему
На уроке даётся определение линейного уравнения с параметром, рассматриваются способы его решения, Изучается схема исследования линейных уравнений с параметрами. Формируются навыки решения линейных уравнений с параметрами. Все рассмотренные задания в данной работе имеют цель – помочь учащимся составить представление о параметре, о том, что значит решить уравнение с ним. Выявить наиболее общие подходы к решению линейных уравнений с параметрами. Сформировать понимание основных методов решения линейных уравнений с параметрами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_uravneniya_s_parametrom.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Рычкова Ирина Владимировна
МБОУ СОШ №23 г. Симферополь,
Республика Крым, Россия
Учитель высшей категории
УРОК
Тема: Линейное уравнение с параметром и его решение в общем виде.
Цели урока:
Образовательные: дать определение линейного уравнения с параметром, рассмотреть способы его решения, схему исследования линейных уравнений с параметрами. Формировать навыки решения линейных уравнений с параметрами.
Развивающие: развивать уровень математического и логического мышления, первоначальные навыки исследовательской деятельности.
Воспитательные: формирование волевые качества, формирование коммуникабельность, выработка объективной оценки своих достижений, формирование ответственности.
Ход урока:
- Организационный момент
Поприветствовать учащихся, проверить их готовность к уроку, объявить тему урока и цель урока.
II. Проверка домашнего задания.
- ученики записывают на доске решения уравнений;
- обсуждение, замечания, уточнения к решениям на доске.
III. Актуализация опорных знаний учащихся.
№1. Решить уравнение: mх – 7 = - 1.
Решение: mх = 6;
Если m = 0, то уравнение примет вид 0 • m= 6 и не имеет решений;
Если m ≠ 0, то уравнение примет вид х = и имеет единственное решение.
Ответ: при m= 0 нет решений; при m ≠ 0 х = .
№2. При каком значении b уравнение |х| + b = 0 не будет иметь корней?
Решение: = - b;
Если b = 0, то уравнение примет вид |х| = 0, т.е. х = 0 и имеет ед. решение;
Если b > 0, то уравнение не имеет решений;
Если b < 0, то уравнение примет вид |х| = b, т.е. х = ± b и имеет два корня.
Ответ: при b > 0.
IV. Объяснение нового материала.
1. Определение линейного уравнения с параметром.
Уравнение вида Ах = В, (1)
где А, В - выражения, зависящие от параметров, ах- неизвестное,
называется линейным уравнением с параметрами.
2. что значит решить уравнение с параметрами?
Решить уравнение с параметрами - значит указать, при каких допустимых значениях параметров существуют решения, выяснить их число, каковы они; кроме того, обычно при решении уравнений с параметрами необходимо выяснить, при каких допустимых значениях параметров решений нет.
в) способы решения линейного уравнения.
Линейные уравнения с параметром решаются двумя способами: аналитическим и графическим.
Графический способ решения линейного уравнений с параметром удобен тогда, когда нужно определить количество корней уравнения.
Аналитический способ решения линейного уравнения с параметром удобен тогда, когда требуется найти решение уравнения при каждом значении параметра.
г) схема исследования линейного уравнения (1).
1. Если А = 0, В ≠ 0, то уравнение (1) примет вид 0 • х = В и не имеет решений;
2. Если А = 0, В = 0, то уравнение (1) примет вид 0 • х = 0 и имеет бесконечное
множество решений (х - любое число);
3. Если А ≠ 0, В - любое, то уравнение (1) имеет единственное решение
х = .
Замечание. Если линейное уравнение не представлено в виде (1), то сначала нужно привести его к виду (1) и только после этого проводить исследование.
V. Формирование умений и навыков учащихся.
№1. Решить уравнение: а) (а + 3)х =5.
Решение:
Если а + 3 = 0, т.е. а = -3, то уравнение примет вид 0 • х = 5 и не имеет решений;
Если а + 3 ≠ 0, т.е. а ≠ -3, то уравнение примет вид х = и имеет ед. решение.
Ответ: при а = -3 нет решений; при а ≠ -3 х =.
б) (а – 6)х = -2.
Решение:
Если а – 6 = 0, т.е. а = 6, то уравнение примет вид 0 • х = -2 и не имеет решений;
Если а – 6 ≠ 0, т.е. а ≠ 6, то уравнение примет вид х = и имеет ед. решение.
Ответ: при а = 6 нет решений; при а ≠ 6 х =.
№2. Решить уравнение: а) (а + 4)х = 2а +1.
Решение:
Если а + 4 = 0, т.е. а = -4, то уравнение примет вид 0 • х = -7 и не имеет решений;
Если а + 4 ≠ 0, т.е. а ≠ -4, то уравнение примет вид х = и имеет ед. решение.
Ответ: при а = -4 нет решений; при а ≠ -4 х = .
б) (а – 1)х = а – 2.
Решение:
Если а - 1 = 0, т.е. а = 1, то уравнение примет вид 0• х = -1 и не имеет решений;
Если а - 1 ≠ 0, т.е. а ≠ 1, то уравнение примет вид х = и имеет ед. решение. Ответ: при a = 1 нет решений; при а ≠ 1 х =.
№3. Решить уравнение: а) (а + 1)х = а + 1.
Решение:
Если а + 1 = 0, т.е. а = -1, то уравнение примет вид 0 • х = 0 и имеет бесконечное множество решений (х - любое число);
Если а + 1 ≠ 0, т.е. а ≠ -1, то уравнение примет вид х =, х = 1 и имеет ед. решение.
Ответ: при а = -1 х - любое число; при а ≠ -1 х = 1.
б) (а – 4)х = 4 – а.
Решение:
Если а – 4 = 0, т.е. а = 4, то уравнение примет вид 0 • х = 0 и имеет бесконечное множество решений (х - любое число);
Если а – 4 ≠ 0, т.е. а ≠ 4, то уравнение примет вид х =, х = -1 и имеет ед. решение.
Ответ: при а = 4 х - любое число; при а ≠ 4 х = -1.
№4. Решить уравнение: а) (а – 7)х = а(а – 7).
Решение:
Если а – 7 = 0, т.е. а = 7, то уравнение примет вид 0 • х = 0 и имеет бесконечное множество решений (х - любое число);
Если а – 7≠ 0, т.е. а ≠ 7, то уравнение примет вид х =, х = а и имеет ед. решение.
Ответ: при a = 7 х - любое число; при а ≠ 7 х = а.
б) (а+5)х = (а + 5)(а – 2).
Решение:
Если а + 5 = 0, т.е. а = -5, то уравнение примет вид 0 • х = 0 и имеет бесконечное множество решений (х - любое число);
Если а + 5 ≠ 0, т.е. а ≠ -5, то уравнение примет вид х = ,
х = а – 2 и имеет ед. решение.
Ответ: при a = -5 х - любое число; при a ≠ -5 x = a – 2.
№5. Решить уравнение (а – 7)х = а2 – 14а + 49.
Решение: (а – 7)х = (а – 7)2 .
Если а – 7 = 0, т.е. а = 7, то уравнение примет вид 0 • х = 0 и имеет бесконечное множество решений (х - любое число);
Если а – 7 ≠ 0, т.е. а ≠ 7, то уравнение примет вид х =, х = а – 7 и имеет единственное решение.
Ответ: при а = 7 х - любое число; при а ≠ 7 х = а – 7.
VI. Подведение итогов урока.
Что нового сегодня Вы узнали на уроке? Дайте определение линейного уравнения с параметрами. Что значит решить уравнение с параметром? Назовите способы решения и схему исследования линейного уравнения с параметром.
VII. Домашнее задание.
Решить уравнения: а) (а – 9)х = 4; б) (а – 6)х = а + 8; в) (а + 3)х = а + 3;
г) (а + 2)х = (а + 2)(а – 3); г) (а + 3)х = а2 + 6а + 9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по алгебре в 9 классе "Системы уравнений с двумя переменными"
Предлагаю разработку обобщающего урока по алгебре в 9 классе. Тема: "Системы уравнений с двумя переменными", на данном уроке систематизируются знания по теме "Системы уравнений"....
Урок по алгебре в 8 классе "Квадратное уравнение"
Урок проводится в конце изучения темы для закрепления навыков решения различных квадратных уравнений....
Урок итогового повторения в 9 классе" Линейные уравнения с параметром"
Рассмотрим уравнения, приводящиеся к линейным и дробно-линейным. Эти типы уравнений хорошо знакомы учащимся, и их решение не вызывает затруднений. Параметр, присутствующий в условии, не создает ...
Урок по алгебре в 8 классе. Тема "Уравнение прямой вида y = kx + l".
Цели: Предментые: знать геометрический смысл коэффициентов к и l в уравнении прямой у = кх + l, уметь по уравнению прямой определять взаимное расположение графиков развив...
КОНСПЕКТ Урока по алгебре и началам математического анализа в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»
Разработка урока...
конспект урока по алгебре 8 класс по теме: "Уравнения, сводящиеся к квадратным. Биквадратные уравнения"
Конспект содержит историческую справку, материал для актуализации темы, разнообразные задания для работы в группах и индивидуально...