Урок итогового повторения в 9 классе" Линейные уравнения с параметром"
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (9 класс) по теме
Рассмотрим уравнения, приводящиеся к линейным и дробно-линейным. Эти типы уравнений хорошо знакомы учащимся, и их решение не вызывает затруднений. Параметр, присутствующий в условии, не создает слишком больших трудностей, но в то же время позволяет сформировать у учащихся отчетливое представление о параметрических задачах и основных принципах их решения. Урок в системе уроков на повторение в 9классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_itogovogo_povtoreniya_v_9kl_lineynye_uravneniya_s_parametrom.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением
английского языка Василеостровского района Санкт-Петербурга
Учитель математики высшей категории СЕНИНА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА
Фрагмент урока итогового повторения по математики по теме:
«ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ С ПАРАМЕТРОМ»
Рассмотрим уравнения, приводящиеся к линейным и дробно-линейным. Эти типы уравнений хорошо знакомы учащимся, и их решение не вызывает затруднений. Параметр, присутствующий в условии, не создает слишком больших трудностей, но в то же время позволяет сформировать у учащихся отчетливое представление о параметрических задачах и основных принципах их решения.
Рассмотрим уравнения, которые после преобразований приводятся к линейным уравнениям вида: ах=k, где а и k –параметры.
При решении таких уравнений необходимо рассмотреть два случая:
- а=0,
- а≠0
Пример1. Решить уравнение ах-2х=4а
(а-2)х=4а
1) Если а-2=0, то есть а=2, уравнение имеет вид: 0х=8.
Это уравнение решений не имеет.
- Если а≠ 2, то х=4а /(а- 2).
Ответ: если а≠2, то х = 4а /(а-2);
если а=2, то решений нет.
Пример2. Решить уравнение а2х - а2 – х +2 =0
Оставим в левой части уравнения выражения с переменной, а константы перенесем в правую часть:
а2х – х = а2 – а – 2,
(а2 -1 )х = (а -2 )( а +1),
(а – 1)( а + 1)х =(а – 2)(а + 1).
- Если а = 1, то уравнение перепишем в виде :
0х = -2
Уравнение решений не имеет.
- Если а = -1, то уравнение перепишем в виде :
0х = 0
Решением будет любое действительное число.
- Если а≠ ±1, то х = ( а – 2)/ (а – 1 ).
Ответ: если а≠ ± 1, то х = ( а – 2 )/(а – 1);
если а = 1, то решений нет:
если а =-1, то х- любое.
Пример3. При каких целых значениях параметра а корень уравнения (а – 5)х + а = 3 лежит в промежутке 0 ≤ х ≤ 5 ?
Перепишем уравнение в виде: ( а – 5)х = 3-а
- Если а = 5, то уравнение перепишем в виде:
0х = -2,
Уравнение решений не имеет;
- Если а≠ 5, то уравнение имеет корень х = ( 3 – а)/( а – 5).
Найдем значения а, при которых корень уравнения лежит в указанном промежутке.
Для этого решим двойное неравенство:
0 ≤ (3 –а )/(а -5) ≤ 5
а) (3 – а )/(а -5)≥ 0 \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
(а – 3)/(а -5)≤ 0 --------------|----------------------|---------------→ а
+ 3 _ 5 +
3 ≤ а ≤ 5
б) (3 –а)/(а – 5) ≤ 5
(3 – а – 5а + 25) /(а-5) ≤ 0 \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
(6а – 28)/(а – 5)≥0 ------------------------|-------------|----------------→ а
+ 4⅔ - 5 +
а≤ 4⅔ , а> 5
Решением неравенства является промежуток:
3≤ а ≤ 4⅔
В этом отрезке находятся только два целых числа: 3 и 4, они и будут решением задачи.
Ответ: а = 3, а = 4.
Пример 4. При каких значениях параметра а корень уравнения 2ах -3 = 4х + а не меньше корня уравнения 5х – а( х +1) = 0 ?
Приведем оба уравнения к виду : ах = k и решим их.
а) 2ах – 3 = 4х + а,
2ах – 4х = 3 + а,
(2а – 4)х = а + 3,
- Если а = 2, то уравнение перепишем в виде: 0х = 5. Корней нет.
- Если а≠ 2, то корень х = (а + 3)/(2а – 4);
б) 5х – а( х +1) =0,
5х – ах = а,
(5 – а)х = а,
1) Если а = 5, то уравнение перепишем в виде : 0х = 5. Корней нет.
2) Если а ≠ 5, то корень х = а/ (5 – а ).
Учитывая условие задачи, получаем неравенство: (а + 3)/(2а – 4) ≥ а /( 5 – а ),
((а +3)(5 – а) – а (2а – 4))/((2а – 4)(5 – а)) ≤ 0,
(а –(1 - √6))( а –(1+√6))/((а – 2)(а – 5))≥ 0,
Данное неравенство решим методом интервалов:
1 - √6 2 1+ √6 5
+ _ + _ +
------------|-------------------|----------------------------|------------------------|----------------------→ а
\\\\\\\\\\\\\\\ \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Ответ: а≤1- √ 6; 2 < а ≤1 +√6 ; а > 5 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок " Итоговое повторение 7 класс" (конспект урока)
В игровой форме организовано обобщающающее повторение 7 класса....
Проектная работа по теме :«Итоговое повторение тематического блока «Уравнения» в условиях новой формы итоговой аттестации в 9 классе».
В проекте рассмотрен содержательный блок «Уравнения» . Разобраны решения различных видов уравнений и подобраны задания для подготовки учащихся к выполнению...
Урок по теме: "Графическое решение уравнений с параметром"
Краткое повторение графиков элементарных функций. Повторение аналитического способа решения линейного уравненийс параметром. Новый прием решения уравнений с параметром - графический....
Урок по теме: "Графическое решение уравнений с параметром"(продолжение)
Самостоятельная работа и домашнее задание...
Презентация к уроку по теме"Решение квадратных уравнений с параметром",8 класс.
Цели урока:развитие логического мышления учащихся,творческих способностей ,умения сопоставлять,сравнивать,проводить аналогию,развитие комуникативной культуры....
Конспект урока по алгебре "Решение квадратных уравнений с параметрами", 8 класс
Материал содержит конспект урока по алгебре в 8 классе "Решение квадратных уравнений с параметрами"...
Технологическая карта урока по теме"Решение квадратных уравнений с параметром"
Уравнения с параметрами- один из наиболее трудных разделов математики.Это объясняется тем, что при решении таких задач приходится рассматривать различные случаи , в зависимости от значений парам...