Урок алгебры в 7 классе по теме: Решение уравнений способами разложения многочлена на множители
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему

Рычкова Ирина Владимировна

систематизировать и обобщить изученные способы разложения на множители, попытаться сделать новые открытия; найти интересное применение разнообразных способов разложения на множители к решению порой одинаковых по смыслу уравнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_algebry_v_7_klasse_dlya_attestatsii.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           Рычкова Ирина Владимировна

                                                                        МБОУ СОШ №23 г. Симферополь,                              

                                                                        Республика Крым, Россия

                                                                    Учитель высшей категории

                              Урок алгебры в 7 классе

Тема урока:  Решение уравнений способами разложения многочлена на множители

Цели

Обучающие:

систематизировать и обобщить изученные способы, попытаться сделать новые открытия;

найти интересное применение разнообразных способов разложения на множители к решению порой одинаковых по смыслу уравнений.

Развивающие:

формирование алгоритмического мышления;

формирование у учащихся навыков умственного труда - планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическую оценку результатов;

способствовать формированию умения обобщать изучаемые факты; продолжать учить чётко и ясно излагать свои мысли.

Воспитательные:

эстетическое воспитание учащихся;

формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.

Ход урока:

 I. Организационный момент.  

II. Устная работа:

1. Какие способы разложения многочлена на множители вы знаете?

2.Решить уравнения: х2 = 0; х2 = 1; х2 = -1; х2 = 9; (х - 2)2  = 0; (х + 4)2  = 0;

 х2 – 49 = 0; х2 + 49 = 0;

(х - 5)(х + 8) = 0; х(х + 4)(2х - 1) = 0.

II. Закрепление умений и навыков.

На доске записаны уравнения, содержащие многочлен второй степени:

      Нам предстоит решить эти уравнения, подбирая непохожие способы решения, несмотря на схожесть этих уравнений.

1) Решить эти уравнения, применяя формулы сокращённого умножения – квадрата суммы и разности:

 

  Этот способ решения – выделение полного квадрата суммы или разности.

2) Можно ли решить эти уравнения выделением полного квадрата суммы?

(затруднительно, так как, число 3 и 21 не являются квадратом никакого рационального числа)

     И всё-таки попробуем выделить полный квадрат суммы: дополним сумму первых двух слагаемых до квадрата суммы:

3) Можно ли решить уравнение х2 + 5х – 6 = 0 таким же способом? (затруднительно, так как, число 5 не раскладывается на множители с числом 2 и третье слагаемое имеет знак минус -6)   И все-таки, попробуем строго следовать формуле квадрата суммы при выделении полного квадрата:

                                                                     

        Ответ:-6;1.

4) Вновь обратимся к уравнению х2 + 6х + 9 = 0. Можно ли решить это уравнение без выделения полного квадрата суммы?

Решим это уравнение разбиением одночлена 6х на сумму двух одночленов 3х+3х:

                                                                           Аналогично: (вызвать ученика)

                          (показать самой)

                                                                           

5) Решим уравнение х2 - 3х + 2 = 0 разбиением одночлена -3х на сумму двух одночленов    (-2х –х) и число 2 на 1+1

:

6) Вновь обратимся к уравнению х2 + 4х + 3 = 0. Решим это уравнение методом неопределённых коэффициентов:

                     

                         

                               

                             

  Ответ:-1;-3.

     Сравните значения найденных корней со значениями переменных b и d. (Они противоположны)

    Найденные корни подтверждают мысль о том, что независимо от способа решения корни не меняются.

    Чем уравнение х2 - 5х + 6 = 0 похоже на предыдущее? (Коэффициент при х2 равен 1)

 Попробуем решить это уравнение принимая во внимание некоторые рассуждения в предыдущем случае:

   Запишите разложение многочлена х2 + 5х  + 6 в виде произведения двучленов:

х2 + 5х + 6 = (х + b)(х + c)

Тогда, b + c  = 5 и b∙c = 6. Легко догадаться, что b = 2, c = 3 или наоборот. Значит корни уравнения будут равны х = -2 или х = -3.

          х2 - 5х + 6 = 0;

           b + c = 5;     b = 2;      x1 =  -2;

           b ∙ c = 6;       c = 3;      x2 = -3.

Вывод: метод неопределённых коэффициентов для решения  уравнений, содержащие многочлен второй степени, если коэффициент при х2 равен 1? (Чтобы найти корни, надо сначала найти два таких числа b и с, чтобы их сумма была равна второму коэффициенту, а произведение – третьему слагаемому. А корни будут равны числам, противоположным числам b и c.

     Аналогично: х2 - 7х + 10 = 0

           b + c = -7;     b = -2;      x1 = 2;

           b ∙ c = 10;       c = -5;      x2 = 5.

III. Подведение итогов

   Вы познакомились с новыми способами решения уравнений,  содержащие многочлен второй степени: выделение полного квадрата суммы или разности, разбиение одночлена на сумму двух одночленов, метод неопределённых коэффициентов.

    В 8 классе вы познакомитесь с ещё одним способом решения квадратных уравнений – по формулам. Узнаете, кто такой Франсуа Виет и какое отношение он имеет к нашему открытию.

IV. Домашнее задание.

 Решить уравнения:

1) х2 + 26х + 169 = 0;

2) х2  - 16х + 64 = 0;

3) х2  + 3х  - 16 = 0;

4) х2 + 3х  + 2 = 0;

5) х2  - 9х + 20 = 0.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обощающий урок по теме:"Применение нескольких способов разложения многочлена на множители"

Обощающий урок по теме:"Применение нескольких способов разложения многочлена на множители" Цели урока: Организовать деятельность учащихся по закреплению навыков применения различных способов разл...

Дистанционное обучение учащихся по алгебре. 7 класс. Тема 2 "Три способа разложения многочлена на множители". Учитель-Монакова Клара Захаровна

Методическая разработка поможет учащимся повторить материал к ГИА. Содержит готовые решения, подсказки, 10 заданий для самопроверки с выборочным ответом (А.В.С.Д.....

План- конспект урока алгебры в 7 классе. "Применение нескольких способов разложения многочлена на множители"

Консект урока алгебры в 7 классе, на применение нескольких способов разложения многочлена на множители....

Презентация к уроку алгебры в 7 классе "Применение различных способов разложения многочлена на множители"

Наглядное приложение к уроку алгебры в 7 классе по теме "Применение различных способов разложения многочлена на множители"...

Самоанализ урока алгебры в 7 классе на тему "Применение различных способов разложения многочлена на множители"

Структурный самоанализ урока алгебры в 7 классе на тему "Применение различных способов разложения многочлена на множители"...

Презентация по алгебре на тему "Применение нескольких способов разложения многочлена на множители"(7 класс).

Применение различных способов разложения многочлена на множители." Презентация может быть использована при объяснении нового материала или на уроках повторения данной темы, здесь рассматриваются ...