Конспект урока по математике "Решение задач на встречное движение"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Урок математики для учащихся 5 классов по теме «Решение задач на встречное движение»
Задачи урока:
- совершенствование умения устанавливать связи между величинами (скорость, время, расстояние) с помощью решения задач;
- совершенствовать вычислительные навыки в процессе решения задач на движение;
- развивать самостоятельность, активность, мыслительные способности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_zadach.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики
Тема: «Решение задач на встречное движение»
Задачи:
- совершенствование умения устанавливать связи между величинами (скорость, время, расстояние) с помощью решения задач;
- познакомить с решением задач на встречное движение;
- совершенствовать вычислительные навыки в процессе решения задач на движение;
- развивать самостоятельность, активность, мыслительные способности детей.
Цель исследовательской деятельности учащихся:
- учиться анализировать и сравнивать задачи на движение в одном направлении и на встречное движение с помощью схем и табличной записи;
- решать задачи разными способами.
Ход урока
- Устный счет.
- Урок начнем с устного счета. Вспомните удобные способы устных вычислений.
- Решив данные математические выражения, вы отгадаете зашифрованное слово.
7*25*4 14*11 26*5 40*3+6*3 60*4 (40+6)*3 56*9 300:25
700 154 130 1384 240 1384 504 12
В Е Л И Ч И Н Ы
- В каких выражениях одинаковые ответы?
- Какой математический закон использован? (Распределительный)
- Знание этого математического закона нам пригодится на урок?
- Прочитайте слово.
- Актуализация знаний.
- Какими величинами мы пользуемся при решении задач на движение?
- Обозначьте величины на схеме:
S
V
t
- Вспомните зависимость между этими величинами.
(Выставляем формулы)
- вывод: эти формулы помогут нам при решении задач.
3. Ситуация успеха. Решение простых задач.
- Начнем с карточки № 1.
- Прочитайте задачи. Используя схему и формулы, запишите только решение этих задач и наименования.
1) Проверка.
- Прочитайте 1 задачу.
- Объясните решение. Дайте полный ответ.
- Переверни формулу, которая помогла решить задачу (там решение).
- У кого также?
Аналогично проверяется решение 2 и 3 задач.
2) – Что общего в задачах, которые вы решали? (На движение, простые, о нашем крае).
- Вы отлично справились с заданием. Молодцы!
4. Решение составной задачи.
- В нашем Заполярном крае закончилась полярная ночь и начался лыжный сезон. Об этом будет наша следующая задача.
От дома до леса лыжники шли 2 ч со скоростью 12 км/ч, а по лесу они шли 4 ч со скоростью 9 км/ч. Какое расстояние прошли лыжники?
Беседа по содержанию.
- Запишите условие задачи разными способами:
1 вариант – с помощью схемы
?
12 км/ч 9 км/ч
2 ч 4 ч
2 вариант – с помощью таблицы
V | t | S | |
1 ч | 12 км/ч | 2 ч | ? |
2 ч | 9 км/ч | 4 ч | ? |
Проверка.
- Объясните, как вы показали условие задачи с помощью схемы?
- Сравните (проверьте) табличную запись условия.
- Какая форма записи помогает лучше представить условие задачи?
- Почему? (Видно направление движения)
Анализ задачи.
Составление плана решения задачи.
Решение задачи.
- Запишите решение с помощью выражения ( 1 ученик на листе)
Проверка.
- Объясните решение.
- А можно ли эту задачу решить другим способом?
5. Постановка учебной задачи.
- Рассмотрите схему.
12 км/ч 9 км/ч
t=3 ч
?
- Сравните её со схемой решённой нами задачи.
- Что общего? (2 лыжника, скорости)
- Чем отличаются? (Направление движения, место встречи)
- Как двигались лыжники в 1 задаче? (В одном направлении)
- А во второй? (Навстречу друг другу)
- Если они двигаются навстречу друг другу, как можно назвать такое движение? (Встречное)
- Чему же мы будем учиться сегодня на уроке? (Решать задачи на встречное движение)
6. Решение задачи.
- Прочитайте задачу:
Два лыжника вышли одновременно из двух поселков навстречу друг другу. Один шёл со скоростью 12 км/ч, а другой со скоростью 9 км/ч. Через 3 часа они встретились. Чему равно расстояние между поселками?
- Беседа по содержанию
(Проследим по схеме, что обозначает каждое число, и занесем данные в таблицу)
- Что мы не смогли показать в таблице? (Время движения)
- Давайте представим, как происходило движение. Двое из вас будут лыжниками.
- Как вы должны встать? (Напротив друг другу)
- Почему?
- Сколько вы будете двигаться навстречу друг другу? (До встречи)
- Что мы знаем о времени? (Встретились через 3 ч)
- Я буду отсчитывать часы, на какой счет вы должны встретиться?
- Начинаем движение. 1 ч, 2, 3ч.
- Сколько времени прошло до встречи? (3 ч)
- Сколько времени каждый из вас был в пути? (3 ч)
- О чем же говорит место встречи?
- Занесите данные в таблицу.
Решение задачи.
- Как будем находить расстояние?
- Запишите решение задачи выражением.
- Проверка (1 человек - на листе)
- Сравните способы решения первой и второй задачи.
- Подумайте, а можно ли эту задачу решить другим способом?
- Как?
- Почему? (Распределительный закон)
(12+9)*3=63 (км)
- Что обозначает эта сумма? (Сложение двух скоростей)
- Посмотрите на схему.
- Что сказано о движении лыжников? (Одновременно навстречу друг другу)
- Чему равна скорость 1 лыжника?
- Значит, сколько км он прошёл за 1 ч?
- А 2 лыжник?
- На сколько км сблизились лыжники за час?
- Как получить это число? (V1+V2)
- Как можно назвать сумму скоростей?
- Как мы находим скорость сближения?
- Запишите второй способ решения задачи.
- Какой способ рациональнее?
- Почему?
- Запишите решение задачи в общем виде.
S=(V1 + V2)*t
S=Vсбл.*t
- С какими задачами мы познакомились?
- Что узнали о них?
7. Закрепление.
- Эти выводы помогут нам разобраться в сложной ситуации, в которую попал ученик из другого класса. Детям задали задачу, текст которой был записан на листочках. Один ученик записал условие задачи в таблицу на другом листочке, решение записал на третьем, а ответ – на четвертом. Он потерял листок с условием и решением. Остались только листочки с ответом и таблицей.
- Помогите восстановить текст задачи.
- Составьте схему и запишите решение.
- Сверьте свой ответ с данным в ответом и сделайте вывод, правильно ли решена задача.
- Работать будете в парах.
Проверка.
1.Расскажите задачу по схеме.
2.Объясните решение.
3.Сделайте вывод, правильно ли решил ученик задачу.
- А кто из вас решил правильно?
- Итак, какую величину находили? (S)
- На следующих уроках будем находить другие величины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математика,5 класс.Конспект урока по теме"Задачи на движение"
Конспект урока математики в 5 классе по теме "Задачи на движение" с учетом требований ФГОС ....
Тема: "Два способа вычисления расстояния при решении задач на встречное движение".
Цель урока: 1.Познакомить учащихся со вторым способом вычисления расстояния при встречном движении; закрепить понятия о зависимости между тремя величинами: скоростью, временем и расстоянием.Повторять ...
Конспект урока по математике "Задачи на движение по реке"
Урок по математике. Задачи на движение по реке. Самоанализ урока....
Урок математики в 6 классе на тему: "Решение задач на встречное движение двух тел"
Урок содержит презентацию...
Конспект урока по математике в 5 классе по программе Н.Я.Виленкина, В.И. Жохова по теме «Применение знаний по теме «Шкалы и координаты» в ходе решения задачи-исследования движения объекта (подготовка введению задачи на встречное движение)»
Тип урока: урок открытия «новых знаний» (изучение и первичное закрепление ...
Конспект урока по теме «Задачи на движение»
Цель урока:- формировать умения записывать условие задачи в виде краткой записи и с помощью обозначений, формировать навык применения полученных знаний в жизненных ситуациях;- содействовать совершенст...
Подготовка к ОГЭ. Конспект урока "Решение текстовых задач на движение".
Разработка урока «Решение текстовых задач» (ОГЭ по математике: задачи на движение)...