Конспект урока по теме «Задачи на движение»
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему
Цель урока:
- формировать умения записывать условие задачи в виде краткой записи и с помощью обозначений, формировать навык применения полученных знаний в жизненных ситуациях;
- содействовать совершенствованию умений решать задачи на движение по реке, обобщить и систематизировать знания о типах задач на движение, методах их решения;
- создать условия для развития логического мышления, для пробуждения интереса к самостоятельному решению задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_zadachi_na_dvizhenie_po_reke.doc | 459 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель : Мартынова Г.Н
Конспект урока по теме «Задачи на движение»
Место урока: третий урок в теме "Задачи на движение"
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: формирование УДД.
Оборудование : доска, проектор, на партах рабочие листы
(слайд2 )
Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!
Д. Пойя
Цель урока:
- формировать умения записывать условие задачи в виде краткой записи и с помощью обозначений, формировать навык применения полученных знаний в жизненных ситуациях;
- содействовать совершенствованию умений решать задачи на движение по реке, обобщить и систематизировать знания о типах задач на движение, методах их решения;
- создать условия для развития логического мышления, для пробуждения интереса к самостоятельному решению задач.
1. Организационный этап. Сегодня на уроке мы будем размышлять при решении математических задач и приобретем опыт, который нам поможет в дальнейшем при решении жизненных ситуаций.
2. Актуализация знаний.
Проверьте, как хорошо вы готовы к уроку. Предлагаю провести разминку в виде устного решения задач
(Слайд 3,4)
Почтовый голубь может доставить донесение на расстояние 144 км. Скорость голубя 48 км/ч. Через какое время может быть доставлено донесение? |
Расстояние 90 км лыжник прошёл за 9 часов, а обратно на тот же путь он затратил 10 часов. С какой скоростью шёл лыжник туда? Обратно? |
На участке дороги длиной 110 км стоит знак ограничения скорости до 60 км/ч. Нарушил ли его водитель? (если это расстояние он преодолел за 2ч)? Что узнать? Задача ли это? Почему? |
В мультфильме «Дюймовочка» есть такой кадр. Лист кувшинки поплыл по течению, и жаба никак не могла догнать Дюймовочку. Что в этой ситуации интересно? Объясните эту ситуацию. (Слайд ,5) |
Учитель: Что общего во всех 4 задачах?
К какому типу относятся все эти задачи? (задачи на движение)
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
1.Учитель: Чем отличается от остальных последняя задача? (движение по реке)
Очень часто человеку приходится совершать движения по воде: реке, озеру, морю.
Сначала он это делал сам, потом появились плоты, лодки, парусные корабли. С развитием техники пароходы, теплоходы, атомоходы пришли на помощь человеку. И всегда его интересовали длина пути и время, затраченное на его преодоление. Итак, какие задачи мы будем решать сегодня?(задачи на движение по реке )
Тема урока : Задачи на движение по реке
Цель урока : сформировать и развивать навык решения задач на движение по реке
2. Учитель: Как вы понимаете выражение:- «по течению»? (направление движения воды в реке и направление движения теплохода совпадают), - «против течения»?
- «собственная скорость»?
Давайте разберём несколько ситуаций, где используются эти понятия.
(Слайд 6,7, 8)
Воду в озере и в луже называют стоячей.
За счет чего может двигаться лодка в озере?
Это движение называют движением в стоячей воде.
Скорость лодки в стоячей воде называют собственной скоростью.
Задачи на пер
Vплота = ? (На озере.) | Vплота = ? Vтеч.реки = 2 км/ч |
Vтеч. реки = 2 км/ч Vмоторной лодки = 17 км/ч Vмоторной лодки по течению? | Vтеч. реки = 3 км/ч Vмоторной лодки = 17 км/ч Vмоторной лодки против течения? |
(Слайд 9,10,11)
Учитель:- Как вы понимаете выражение «по течению»? (Ученики: направление скоростей совпадают)
Учитель:- Из чего же будет складываться скорость катера при движении вниз по течению?
скорость по течению = собственная скорость катера+скорость течения
(V по теч=V соб+Vтеч)
Учитель:- Как вы понимаете выражение «против течения»? (Ученики: направление скоростей не совпадают)
Учитель: - Из чего же будет складываться скорость катера при движении против течению?
скорость против течения = собственная скорость – скорость течения
(V пр.теч=V собс.- Vтеч)
Учитель: Какая существует связь между данными скоростями? (Слайд 12)
V по теч. = Vсоб. + Vтеч.
Vпр. теч = Vсоб. – Vтеч.
Vсоб. = (Vпо теч. + Vпр. теч.) :2
Vтеч. = (Vпо теч. – Vпр. теч.) :2
Учитель: С какими типами задач мы познакомились? (движение по течению реки, движение против течения реки). А теперь вернемся к задаче про дюймовочку. Давайте объясним её с новой точки зрения.
4) Первичная проверка понимания.
Устно. 1 Скорость движения плота вниз по реке равна 4км в час. Буксир идёт против течения со скоростью 16км/ч. Найдите собственную скорость буксира.
(Слайд 13)
2. Устно Собственная скорость катера 21 км/ч, а скорость катера по течению 24км/ч. Найдите скорость течения и скорость катера против течения. На доске. (Слайд 14)
3. Самостоятельная работа (заполняют в рабочих листах, за каждое правильно найденное значение -1 балл)
Собственная скорость | Скорость течения | Скорость по течению. | Скорость против течения.. | |
1 | 12 км/ч | 4 км/ч | ||
2 | 25 км/ч | 28 км/ч | ||
3 | 24 км/ч | 20 км/ч | ||
4 | 5 км/ч | 17 км/ч | ||
5 | 3 км/ч | 16 км/ч |
проверка по готовому решению
Собственная скорость | Скорость течения | Скорость по течению. | Скорость против течения.. | |
1 | 12 км/ч | 4 км/ч | 16 | 8 |
2 | 25 км/ч | 3 | 28 км/ч | 22 |
3 | 24 км/ч | 4 | 28 | 20 км/ч |
4 | 12 | 5 км/ч | 17 км/ч | 7 |
5 | 19 | 3 км/ч | 22 | 16 км/ч |
Самопрооценивание по критериям
Физминутка.
(Слайд 16)
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Учится с тобою молодёжь
Развивать и волю, и смекалку.
5)Решение задач ( работа в группах )
Задание для 1 группы
Решить задачу
До места рыбалки вверх по реке 30 км. Скорость течения реки 2 км/ч. Собственная скорость лодки, в которой Дима и Никита отправились на рыбалку, - 8 км/ч. Сколько времени будет потрачено на то, чтобы добраться к месту рыбалки, и сколько времени уйдет на обратный путь?
Решение задачи 1 группы :
- 8-2=6(км/ч)-скорость лодки против течения
- 8+2=10(км/ч)-скорость лодки по течению
- 30:6 =5(ч) время движения до места рыбалки
- 30:10=3(ч)- время движения до места
Ответ:5ч и 3 ч
Задание для 2 группы
Решить задачу: Расстояние от Котовска до Тамбова по реке Цна 24 км . Успеют ли ребята вернуться назад к 14 часам, если они совершают прогулку от Котовска до Тамбова на катере, собственная скорость которого 10км/ч, скорость течения Цны -2 км/ч, и выехали из Котовска в 9 часов(примечание : остановки в Тамбове не было)
Решение задачи 2 группы :
1.10+2=12(км/ч)-скорость лодки по течению против течения
2.10-2=8(км/ч)-скорость лодки против течения
3. 24:12=2(ч)- время движения до Тамбова
4. 24:8 =3(ч) время движенияиз Тамбова до Котовска
5. 2+3=5(ч)- время движения до Тамбова и обратно
6.9+5=14(ч) – время приезда в Котовск
Ответ:успеет
Задание для 3 группы
- Подумайте, как связаны между собой скорость по течению и скорость против течения.
- решить задачу: Скорость водного мотоцикла по течению 20км/ч, а против течения -16км/. Найдите скорость реки и собственную скорость водного мотоцикла.
- Сделайте вывод о связи скорости по течению и скорости против течения со скоростью реки и собственной скоростью.
Решение задачи 3 группы :
1.(20-16):2=2(км/ч)-скорость течения реки
2.16+2=18(км/ч)-собственная скорость водного мотоцикла
Ответ: 2км/ч и 18км/ч
Вывод: скорость реки равна разности между скоростью по течению и скоростью против течения, деленной на 2,
а собственная скорость рана сумме скорстей по течению и против течения, деленной на 2
Задание для 4 группы Ребята, вчера мне в руки попало необычное письмо-просьба.
(Слайд 17)
«SOS!Помогите! Прошу вашей помощи! Я, Джек Воробей, на бригантине «Черная Жемчужина» плыву по течению реки Сан-Хуан. Скорость её течения 3км/ч. Навстречу мне, на фрегате «Летучий Голландец», плывет Дейви Джонс. В своей хижине Барбосс спрятал меч Кортеса, который мне очень нужен, но и Дейви Джонс охотится за ним. Сейчас «Черная Жемчужина» и «Летучий Голландец» на одинаковом расстоянии от хижины, 126 км. Подскажите, надо ли мне увеличить скорость и на сколько, чтобы успеть забрать меч раньше Дейви Джонса. Да, чуть не забыл собственная скорость «Черной Жемчужины» 15 км/ч, а «Летучего Голландца» 17 км/ч. С уважением Джек Воробей.»
Решение задачи 4 группы :
- 15+3=18(км/ч)- скорость «Черной Жемчужины»
- 17-3=14(км/я)- скорость «Летучего Голландца»
- 126:18=7(ч)- время движения до хижины «Черной Жемчужины»
- 126:14=9(ч) -время движения до хижины «Летучего Голландца»
- 7 меньше 9, значит Джек воробей успеет забрать меч раньше
Ответ: скорость увеличивать не надо
(Слайд 19)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- п13(часть2)№208, 207,211
- Придумайте и решите задачу на движение по реке. Оформите на альбомном листе.
Рефлексия. Сегодня на уроке:
Я узнал…
Я научился…
Я смогу…
Мне пригодится…
Мне понравилось…
1 группа
Индивидуальный лист ученика 5 класса
Ф.И.
Тема урока « » Дата 14.12.2017
Задание №1:заполни таблицу.
Собственная скорость | Скорость течения | Скорость по течению. | Скорость против течения.. | |
1 | 12 км/ч | 4 км/ч | ||
2 | 25 км/ч | 28 км/ч | ||
3 | 24 км/ч | 20 км/ч | ||
4 | 5 км/ч | 17 км/ч | ||
5 | 3 км/ч | 16 км/ч |
Задание №2. Решить задачу:
При решении задачи придерживайся следующей последовательности:
- Определи, как происходит движение: по течению или против течения, или и то и другое.
- Какие виды скоростей известны
- Какие величины на движение еще известны
- Какие величины еще надо определить для ответа на вопрос задачи
- Решите задачу
- Проанализируйте ответ
задача
До места рыбалки вверх по реке 30км. Скорость течения реки 2 км/ч. Собственная скорость лодки, в которой Дима и Никита отправились на рыбалку, - 8 км/ч. Сколько времени будет потрачено на то, чтобы добраться к месту рыбалки, и сколько времени уйдет на обратный путь?
Решение:
Рубрикатор оценивания задания №1 (группа №1)
За каждое верно поставленное значение скорости -1 балл
Баллы по критериям | Оценка по 5 балльной шкале | оценка |
9-10 | 5 | |
7-8 | 4 | |
5-6 | 3 | |
1-4 | 2 |
Рубрикатор оценивания задания 2
Критерий | Показатели | баллы |
Определение вида движения и известных величин, о которых идет речь в задаче (знать, понимать) | Затрудняется определить вид движения и известные величины | 0 |
Частично определяет вид движения и известные величины | 1 | |
Самостоятельно определяет вид движения и известные величины | 2 | |
Решение задачи на основе связи между величинами (анализ и синтез информации) | Затрудняется устанавливать связи между величинами | 0 |
Частично устанавливает связи между величинами | 1 | |
Самостоятельно устанавливает связи между величинами | 2 | |
Комментирование решения задачи. Анализ ответа на вопрос задачи (анализ и синтез информации) | Затрудняется комментировать решение задачи | 0 |
Частично комментирует решение задачи | 1 | |
самостоятельно комментирует решение задачи | 2 | |
Баллы по критериям | Оценка по 5 балльной шкале | оценка |
6 | 5 | |
5-4 | 4 | |
3-2 | 3 | |
0-1 | 2 |
2 группа
Индивидуальный лист ученика 5 класса
Ф.И.
Тема урока « » Дата 14.12.2017
Задание №1:заполни таблицу.
Собственная скорость | Скорость течения | Скорость по течению. | Скорость против течения.. | |
1 | 12 км/ч | 4 км/ч | ||
2 | 25 км/ч | 28 км/ч | ||
3 | 24 км/ч | 20 км/ч | ||
4 | 5 км/ч | 17 км/ч | ||
5 | 3 км/ч | 16 км/ч |
Задание №2. Решить задачу:
При решении задачи придерживайся следующей последовательности:
- Определи, как происходит движение: по течению или против течения, или и то и другое.
- Какие виды скоростей известны
- Какие величины на движение еще известны
- Какие величины еще надо определить для ответа на вопрос задачи
- Решите задачу
- Проанализируйте ответ
задача
Расстояние от Котовска до Тамбова по реке Цна 24 км . Успеют ли ребята вернуться назад к 14 часам, если они совершают прогулку от Котовска до Тамбова на катере, собственная скорость которого 10км/ч, скорость течения Цны -2 км/ч, и выехали из Котовска в 9 часов(примечание : остановки в Тамбове не было)
Решение:
Рубрикатор оценивания задания №1 (группа №2)
За каждое верно поставленное значение скорости -1 балл
Баллы по критериям | Оценка по 5 балльной шкале | оценка |
9-10 | 5 | |
7-8 | 4 | |
5-6 | 3 | |
1-4 | 2 |
Рубрикатор оценивания задания 2
Критерий | Показатели | баллы |
Определение вида движения и известных величин, о которых идет речь в задаче (знать, понимать) | Затрудняется определить вид движения и известные величины | 0 |
Частично определяет вид движения и известные величины | 1 | |
Самостоятельно определяет вид движения и известные величины | 2 | |
Решение задачи на основе связи между величинами (анализ и синтез информации) | Затрудняется устанавливать связи между величинами | 0 |
Частично устанавливает связи между величинами | 1 | |
Самостоятельно устанавливает связи между величинами | 2 | |
Комментирование решения задачи. Анализ ответа на вопрос задачи (анализ и синтез информации) | Затрудняется комментировать решение задачи | 0 |
Частично комментирует решение задачи | 1 | |
самостоятельно комментирует решение задачи | 2 | |
Баллы по критериям | Оценка по 5 балльной шкале | оценка |
6 | 5 | |
5-4 | 4 | |
3-2 | 3 | |
0-1 | 2 |
3 группа
Индивидуальный лист ученика 5 класса
Ф.И.
Тема урока « » Дата 14.12.17
Задание №1:заполни таблицу.
Собственная скорость | Скорость течения | Скорость по течению. | Скорость против течения.. | |
1 | 12 км/ч | 4 км/ч | ||
2 | 25 км/ч | 28 км/ч | ||
3 | 24 км/ч | 20 км/ч | ||
4 | 5 км/ч | 17 км/ч | ||
5 | 3 км/ч | 16 км/ч |
Задание №2. Решить задачу:
При решении задачи придерживайся следующей последовательности:
- Определи, как происходит движение: по течению или против течения, или и то и другое.
- Какие виды скоростей известны
- Какие величины на движение еще известны
- Какие величины еще надо определить для ответа на вопрос задачи
- Решите задачу
- Проанализируйте ответ
задача
1. Подумайте, как связаны между собой скорость по течению и скорость против течения.
2. решить задачу: Скорость водного мотоцикла по течению 20км/ч, а против течения -16км/. Найдите скорость реки и собственную скорость водного мотоцикла.
3. Сделайте вывод о связи скорости по течению и скорости против течения со скоростью реки и собственной скоростью.
Решение:
Рубрикатор оценивания задания №1 (группа №3)
За каждое верно поставленное значение скорости -1 балл
Баллы по критериям | Оценка по 5 балльной шкале | оценка |
9-10 | 5 | |
7-8 | 4 | |
5-6 | 3 | |
1-4 | 2 |
Рубрикатор оценивания задания 2
Критерий | Показатели | баллы |
Определение вида движения и известных величин, о которых идет речь в задаче (знать, понимать) | Затрудняется определить вид движения и известные величины | 0 |
Частично определяет вид движения и известные величины | 1 | |
Самостоятельно определяет вид движения и известные величины | 2 | |
Решение задачи на основе связи между величинами (анализ и синтез информации) | Затрудняется устанавливать связи между величинами | 0 |
Частично устанавливает связи между величинами | 1 | |
Самостоятельно устанавливает связи между величинами | 2 | |
Комментирование решения задачи. Анализ ответа на вопрос задачи (анализ и синтез информации) | Затрудняется комментировать решение задачи | 0 |
Частично комментирует решение задачи | 1 | |
самостоятельно комментирует решение задачи | 2 | |
Баллы по критериям | Оценка по 5 балльной шкале | оценка |
6 | 5 | |
5-4 | 4 | |
3-2 | 3 | |
0-1 | 2 |
4 группа
Индивидуальный лист ученика 5 класса
Ф.И.
Тема урока « » Дата 14.12.2017
Задание №1:заполни таблицу.
Собственная скорость | Скорость течения | Скорость по течению. | Скорость против течения.. | |
1 | 12 км/ч | 4 км/ч | ||
2 | 25 км/ч | 28 км/ч | ||
3 | 24 км/ч | 20 км/ч | ||
4 | 5 км/ч | 17 км/ч | ||
5 | 3 км/ч | 16 км/ч |
Задание №2. Решить задачу:
При решении задачи придерживайся следующей последовательности:
- Определи, как происходит движение: по течению или против течения, или и то и другое.
- Какие виды скоростей известны
- Какие величины на движение еще известны
- Какие величины еще надо определить для ответа на вопрос задачи
- Решите задачу
- Проанализируйте ответ
задача
Ребята, вчера мне в руки попало необычное письмо-просьба.
«SOS!Помогите! Прошу вашей помощи! Я, Джек Воробей, на бригантине «Черная Жемчужина» плыву по течению реки Сан-Хуан. Скорость её течения 3км/ч. Навстречу мне, на фрегате «Летучий Голландец», плывет Дейви Джонс. В своей хижине Барбосс спрятал меч Кортеса, который мне очень нужен, но и Дейви Джонс охотится за ним. Сейчас «Черная Жемчужина» и «Летучий Голландец» на одинаковом расстоянии от хижины, 126 км. Подскажите, надо ли мне увеличить скорость и на сколько, чтобы успеть забрать меч раньше Дейви Джонса. Да, чуть не забыл собственная скорость «Черной Жемчужины» 15 км/ч, а «Летучего Голландца» 17 км/ч. С уважением Джек Воробей.»
Решение:
Рубрикатор оценивания задания №1 (группа №2)
За каждое верно поставленное значение скорости -1 балл
Баллы по критериям | Оценка по 5 балльной шкале | оценка |
9-10 | 5 | |
7-8 | 4 | |
5-6 | 3 | |
1-4 | 2 |
Рубрикатор оценивания задания 2
Критерий | Показатели | баллы |
Определение вида движения и известных величин, о которых идет речь в задаче (знать, понимать) | Затрудняется определить вид движения и известные величины | 0 |
Частично определяет вид движения и известные величины | 1 | |
Самостоятельно определяет вид движения и известные величины | 2 | |
Решение задачи на основе связи между величинами (анализ и синтез информации) | Затрудняется устанавливать связи между величинами | 0 |
Частично устанавливает связи между величинами | 1 | |
Самостоятельно устанавливает связи между величинами | 2 | |
Комментирование решения задачи. Анализ ответа на вопрос задачи (анализ и синтез информации) | Затрудняется комментировать решение задачи | 0 |
Частично комментирует решение задачи | 1 | |
самостоятельно комментирует решение задачи | 2 | |
Баллы по критериям | Оценка по 5 балльной шкале | оценка |
6 | 5 | |
5-4 | 4 | |
3-2 | 3 | |
0-1 | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математика,5 класс.Конспект урока по теме"Задачи на движение"
Конспект урока математики в 5 классе по теме "Задачи на движение" с учетом требований ФГОС ....
Конспект урока по математике "Задачи на движение по реке"
Урок по математике. Задачи на движение по реке. Самоанализ урока....
Подготовка к ОГЭ. Конспект урока "Решение текстовых задач на движение".
Разработка урока «Решение текстовых задач» (ОГЭ по математике: задачи на движение)...
Конспект урока по теме Задачи на расчёт скорости движения в 6 классе коррекционной школы 8 вида
Конспект урока по теме Задачи на расчёт скорости движения в 6 классе коррекционной школы 8 вида....
Конспект урока по теме Задачи на расчёт времени движения в 6 классе коррекционной школы 8 вида
Конспект урока по теме Задачи на расчёт времени движения в 6 классе коррекционной школы 8 вида...
Конспект урока алгебры "Решение задач на движение с помощью уравнений"
Тема урока: «Решение задач с помощью уравнений»(математическая и читательская грамотность)Цель: содержательная: научиться составлять уравнения по условию задачи и решать их.деятельностная:...
Конспект урока по математике "Задачи на движение"
Течнологическая карта урока по математике в 5 классе....