Конспект урока по математике "Задачи на движение по реке"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Урок по математике. Задачи на движение по реке. Самоанализ урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_zadachi_na_dvizhenie_po_reke.docx | 35.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Задачи на движение по реке».
Цели урока:
- Обучающая: систематизация знаний по теме, создание разных условий контроля усвоения знаний и умений;
- Развивающая: формирование умений применять полученные знания в новой ситуации, развитие математического мышления;
- Воспитательная: привлечение к активной деятельности самостоятельной работы, развитие интереса к предмету.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Ход урока
- Организационный момент.
- Мотивация учебной деятельности и объявление темы, целей урока.
Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие - экспедицию к необитаемым островам. Класс разбивается на 4 команды(группы). У нас есть великолепный корабль, но пока у него нет имени, а без имени корабль не может выйти в море. И я думаю вы мне поможете определить его название, выполнив первое задание.
Задание № 1.
Цель первого задания подвести учащихся к теме урока. Учащимся предлагается выполнить перевод величин выраженных в в км/ч -м/мин – и минуты в часы
км/ч – м/мин | Минуты в часы | |||
1 команда | Т | 6 | К | 24 |
2 команда | И | 3,6 | 0 | 300 |
3 команда | В | 4,2 | Я | 210 |
4 команда | И | 54 | Р | 42 |
70 | 900 | 0,4 | 100 | 5 | 0.7 | 60 | 3,5 |
При выполнении 1-го задания каждая команда находит свои правильные ответы в таблице и расшифруют название корабля "Виктория”. Благодаря правильно подобранному заданию учащиеся без труда формулируют и тему и цели урока.
- Систематизация и обобщение знаний, умений и навыков.
На наш корабль нужны самые опытные команды и сейчас мы выясним, какая команда таковой является.
Чтобы успешно работать в дальнейшем, вам необходимо правильно ответить на следующие вопросы
- На путь из А в В корабль затратил 1ч 40 минут, а из В в А -2 ч. В каком направлении течет река? Ответ: из А в В
- Что такое собственная скорость катера? Ответ: скорость катера в стоячей воде (озере, пруду)
- Что такое скорость течения? Ответ: На какое расстояние относит река предмет за единицу времени.
- Как определить скорость катера по течению реки ?Ответ: как сумму скорости собственной и течения
- Как определить скорость катера против течения Ответ: как разность скоростей собственной и течения
- Как определить скорость движения плота по реке Ответ: как скорость течения реки.
- Что называют процентом Ответ: сотая часть числа
Команды готовы отправиться в экспедицию, но необходимо определить маршрут «Форватер»,так называется то место на воде, где корабль может плыть. Для этого необходимо заполнить таблицу.
Задание №2 Заполняет каждый ученик самостоятельно с дальнейшей проверкой. У учителя есть буйки с правильными ответами которые вставляются в таблицу.
Vтеч | Vсоб | V по теч | V пр теч |
3,4 | 19,2 | ||
18,3 | 16 | ||
27,4 | 23,2 | ||
4,5 | 24,7 | ||
2 | 17 | ||
19 | 15 |
Ну теперь мы совершенно готовы к путешествию. Но путешествие будет долгим и нам необходимо пополнить запасы пресной воды, для этого нам нужно зайти в бухту. Близко к берегу на нашем корабле не подойти, поэтому давайте спустим шлюпку на воду и 1 человек отправится на берег. Давайте определим сколько ему понадобится времени, чтобы преодолеть путь туда и обратно? Давайте все вместе решим эту задачу.
Задача № 1.
Расстояние между двумя причалами равно 3 км. За сколько времени шлюпка проплывёт путь от одного причала до другого и обратно, если собственная скорость шлюпки 5 км/ч, а скорость течения составляет 20% скорости лодки?
Vсоб=5 км/ч |
- 5:100*2= 1(км/ч) - Vтеч
- 3: (5+1) = 0,5(ч) – t движение по течению
- 3: (5-1) = 0,75(ч) - t движение проив течения
- 0,5 + 0,75 = 1,25(ч) – общее время в пути
Мы продолжаем наше путешествие дальше.
А тем временем перед нами оказалась рифы. Чтобы их преодолеть необходимо решить следующую задачу. Какая команда сделает это быстрее?. Если задача решена не правильно, то корабль разобьется о рифы.
Задача № 2.
Лодка проплывает расстояние 16км. по озеру за 2 часа. Такое же расстояние плот проплывает по реке за 8 часов. Сколько времени затратит лодка на тот же путь, идя по течению реки?
- 16:2 = 8 (км) проходит лодка за 1 час – Vсоб.
- 16:8 = 2(км) течение относит плот за 1 час – Vтеч.
- 8+2= 10 (км) проплывет лодка по течению реки за час - Vпо теч.
- 16:10 = 1,6 (ч) –проплывет лодка весь путь по течению реки.
Мы подходим к острову. Близится вечер, скоро солнце скроется за горизонтом, до заката осталось 2 час и 48 минут. Вот уже виднеется маяк, который освещает нам путь. А от маяка до дома 6 км, успеем ли мы за время до заката солнца преодолеть этот путь и вернуться домой. Собираем совет команд и решим задачу вместе. Каждая команда предлагает свои пути решения. (Приложение. Задача 3).
Задача № 3.
Скорость корабля против течения в 4 раза больше скорости течения. Какое расстояние пройдёт корабль за 2ч 48 мин., двигаясь по течению, если в стоячей воде он пройдёт за то же время 56 км?
- 56:2,8 = 20(км/ч) - Vсоб.
- 2ч48мин = 2 48/60 = 2,8 ч
Пусть х км\ч скорость течения, тогда 4х км\ч Vпо теч. (4х + х) км\ч – Vсоб или по условии задачи 20 км\ч.
Модель:4х+х=20
х=4
4 км\ч - Vтеч
- 4 + 20 = 24 (км\ч) - Vпр теч.
- 2,8 *24 = 67,2 (км)
Мы успели до заката солнца добраться домой. Экспедиция подошла к концу, но я думаю это не последнее наше путешествие. А чтобы отправиться в следующую экспедицию нам нужно много готовиться, поэтому запишем домашнее задание.
Жизнь – это море, плыть желаешь, построй корабль из добрых дел.
Вы сегодня молодцы работали слаженно и дружно . Все участники сегодня получат отметки
Домашнее задание: №1787,1788,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме "Задачи на движение по реке"
Методическая разработка урока по УМК Петерсон "Математика5". В уроке представлены все основные типы задач на движение по реке. В разработке представлены все концепции, заложенные в программе развивающ...
Математика,5 класс.Конспект урока по теме"Задачи на движение"
Конспект урока математики в 5 классе по теме "Задачи на движение" с учетом требований ФГОС ....
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ «Задачи на движение» 6 класс 2013 – 2014 уч. год
Повторить понятие, что такое движение, обобщить знания о зависимости между величинами: скорость, время, расстояние, совершенствовать умения решать задачи на движение, совершенствовать навыки устного и...
Урок по математике "Задачи на движение"
Конспект урока по математике для 5 класса ФГОС "Задачи на движение"...
методическая разработка урока по математике "Задачи на движение"
сформировать у учащихся умение решать различные типы задач на движение и научить применять эти знания в жизни...
Конспект урока по математике "Задачи на движение"
Течнологическая карта урока по математике в 5 классе....
Конспект урока по математике "Задачи на движение"
Течнологическая карта урока по математике в 5 классе....