Урок " Исследования функций"
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
2ой урок комплексного применения знаний и умений
Урок для 11 класса
по теме «Исследование функции». (Слайд 1)
Цели урока:
- Выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний свойств функции (область определения, четность, нечетность, промежутки знакопостоянства и монотонности) и умений по исследованию функции.
- Раскрыть возможность использования производной для нахождения промежутков выпуклости функции и точек перегиба.
- Развивать:
- умение обобщать, абстрагировать и конкретизировать знания при исследовании функции;
- навыки самоконтроля при выполнении самостоятельной работы.
- Способствовать воспитанию воли и настойчивости для достижения конечных результатов.
План урока:
1. Организационный момент. (4 минуты)
2. Актуализация знаний, умений, навыков. (21 минута)
3. Изучение нового материала. (6 минут)
4. Закрепление учебного материала. (8 минут)
5. Информация о домашнем задании. (2 минуты)
6. Подведение итогов урока. (4 минуты)
Оборудование:
Мультимедийный проектор, карточки для проведения рефлексии, оценочные листы, карточки с разноуровневым заданием, таблица с дифференцированным домашним заданием.
Используемые методы обучения:
Методы организации учебно-познавательной деятельности: наглядные, практические, квазиисследовательские. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: учебная дискуссия, эмоциональное воздействие. Методы контроля: письменный, самопроверка.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Сегодня на урок я пришла с настроением, которое у меня ассоциируется с солнышком. Покажите, пожалуйста, ваше настроение: если радостное и спокойное, то покажите солнце, с тревогой и печалью – солнце за тучей, пасмурное, хочется остаться дома – туча. Я надеюсь, что встреча с математикой ваше хорошее настроение укрепит.
Тема урока «Исследование функции». Цель занятия - выявить уровень овладения вами комплексом знаний по свойствам функции (область определения, четность, нечетность, периодичность, промежутки знакопостоянства и монотонности) и умений по исследованию функции и ликвидировать имеющиеся у вас пробелы. А при выполнении заданий вас ждёт сюрприз, а точнее небольшая проблема, для решения которой необходимо будет пополнить багаж ваших знаний. Мы изучим свойство функции, которое рассматривается в классах с углублённым изучением математики. Я верю вам интересно попробовать свои силы и доказать себе и другим, что вы можете подняться на новую ступеньку в своих знаниях.
В: Теме функция уделяется большое внимание в курсе математики, еще, наверное и потому, что функция, её график часто встречается в жизни, в профессиональной среде. Где в своей работе с этим встречается врач, юрист?
Урок будет проходить в форме парной работы, в каждой из предложенных групп заданий (их будет 5) ваша парта выбирает одно, под цифрой 1- задания стандартные, под цифрой 2 – творческие. После выполнения упражнения и последующей проверки вы оцениваете его в 1 балл, если у вас только идея решения или 2 балла, если задание выполнено полностью.
Оценочный лист Ф.И. | ||
Задания | Уровень | Баллы |
1. Область определения | ||
2. Четность, периодичность | ||
3. Точки пересечения с осями координат | ||
4. Монотонность, экстремумы | ||
5. Промежутки выпуклости, точки перегиба | ||
Итоговый результат | «3» - 5-6 баллов, «4» - 7-8 баллов, «5» - 9-10 баллов |
2. Актуализация знаний, умений, навыков.
Исследование функции (Слайд 3). Впервые обозначение для функции вида f(х) ввел Л. Эйлер (Слайд 10).
В: Назовите свойства функции, используемые для её исследования, желательно придерживаться того порядка, который определён учебником.
После повторения свойств предлагается задание для выполнения.
1. Область определения (Слайд 3)
I. 1. Какова область определения функции
I. 2. Почему не существует график функции
Проверка на слайде 4.
2. Четность, периодичность (Слайд 3)
II. 1. Является функция четной или нечетной?
II. 2. Определите период функции у = sin2x.
Проверка на слайде 6.
3. Точки пересечения с осями координат, знакопостоянство (Слайд 3)
III. 1. Может ли функция обращаться в нуль?
III. 1. В каких точках график функции у = х2 + 1 пересекает ось абсцисс?
Проверка на слайде 5.
4. Монотонность, экстремумы (Слайд 3)
IV. 1. Какая из данных функций убывает на всей числовой оси: а) у = -х3 + х б) у = х3 – х в) у = х3 + х г) у = -х3 – х2 д) у = -х3 - х
Проверка на слайде 7. | IV. 2. По графику производной некоторой функции укажите интервалы, на которых функция монотонно возрастает, убывает; назовите точки максимума, минимума, перегиба. |
Подведём промежуточный итог. Поднимите руки, кто набрал 7-8 баллов.
А у кого результат 5-6 баллов? Молодцы!
При рассмотрении физического смысла производной вы узнали, что первая производная от координаты по времени помогает находить скорость, а вторая ускорение. При исследовании функции тоже помогает производная. Как мы сейчас повторили, благодаря производной можно легко находить промежутки монотонности. А вот какое влияние оказывает на график функции вторая производная, мы попробуем установить далее.
3. Изучение нового материала. (Слайд 3)
Для того чтобы определить, как связаны между собой график функции и вторая производная, проведите небольшое исследование по следующей схеме: (Слайд 12). Все необходимые записи и вывод записать в тетради.
1. Рассмотрите функцию у=х3, постройте её график.
2. Найдите критические точки.
3. Проверьте их на экстремум.
4. Найдите вторую производную (производная от первой).
5. Определите знак второй производной слева и справа от критических точек.
6. Охарактеризуйте вид графика на этих промежутках.
7. Сделайте вывод, установив взаимосвязь между графиком функции и второй производной.
Предполагаемый вывод: Если на промежутке (а; в) вторая производная отрицательна, то на этом промежутке функция выпукла вверх, если же на промежутке (а; в) вторая производная отрицательна, то на этом промежутке функция выпукла вниз (вогнута).
4. Закрепление учебного материала.
V. 1. Исследовать функцию на выпуклость, вогнутость. (Слайд 8) | V.2. Имеет ли функция у =-х4 + 4х3 – 4х2 +4 точку перегиба на отрезке [1;2]? (Слайд 9) |
Выбирается любое задание и выполняется индивидуально каждым учащимся.
Два ученика выполняют задания с оборотной стороны доски для последующей проверки.
Творческое задание.
Указание: отыщите функцию в таблице, исходя из её “автобиографии”. Найдите область определения, нули функции, точку разрыва, промежуток возрастания и убывания.
Я – функция сложная, это известно,
Еще расскажу, если вам интересно,
Что точку разрыва и корень имею,
И есть интервал, где расти не посмею.
Во всём остальном положительна, право,
И это, конечно, не ради забавы.
Для чисел больших я стремлюсь к единице.
Найдите меня среди прочих в таблице.
5. Домашнее задание.
Предлагается на три уровня сложности. Один номер - стандарт, а одно задание нестандартное.
Я предлагаю тем, кто набрал до 5 баллов, выполнить сначала задания 1 уровня, у кого результат 6-7 баллов – 2 уровня, а остальные могут испытать свои силы при выполнении домашнего задания 3 уровня.
Домашнее задание 1 уровня | Домашнее задание 2 уровня | Домашнее задание 3 уровня | |
1. Исследовать и построить график функции а) у = (х+1)3(х-2) б) у = (х+2)2(х-2) 2. Нестандартное задание: составить формулу, задающую функцию, графиком которой была бы прямая с выколотой точкой. | 1. Исследовать и построить график функции а) б) 2. Нестандартное задание: составить формулу, задающую функцию, графиком которой была бы одна точка. | 1. Исследовать и построить график функции а) б) 2. Нестандартное задание: отыскать функции, описывающие реальные физические процессы, которые вы изучали на уроках физики, и исследуйте их. |
6. Итог урока.
В: Рассмотрите взаимосвязь между свойством функции и производной.
В: Как влияет знак второй производной на выпуклость функции?
Знаете ли вы, кто является основателем дифференциального исчисления?
Ньютон, Лейбниц. (Слайд 11) Математик Ролль писал об их изобретении: “Новая наука есть коллекция гениальных ошибок”.
Прошло более трёх столетий, и новая наука прочно вошла во все математические книги, а Роля мало кто помнит. Так вот творите, выдумывайте и фантазируйте. Быть может, в ваших силах придумать что-то новое в математике, что кому-то покажется ошибочным, а оценено будет потомками.
В: Будьте добры, покажите, пожалуйста, ваше настроение в конце нашего урока.
В: Поставьте себе оценку за урок по следующим критериям: «3» - 5 баллов,
«4» - 7 баллов,
«5» - 9 баллов
В: Оцените работу учителя на уроке по пятибалльной системе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка учебного занятия по теме" Применение производной к исследованию функций и построеннию графиков. Схема исследования функции"
Разработка учебного занятия по теме :" Применение производной к исследованию функций и построеннию графиков. Схема исследования функции". Урок является логическим продолжением изучаемого материала. Р...
Урок «Исследование функций с помощью производной и построение графиков» (10 класс, алгебра и начала анализа)
Урок- практикум по алгебре и началам анализа по теме «Исследование функций с помощью производной и построение графиков» можно и...
Конспект урока "Исследование функции с помощью производной"
Технология учебных циклов...
Материал к уроку-лекции "Исследование функции. Общая схема исследования"
В архиве содержится презентация и набор заданий для закрепления теоретического материала...
Урок "Исследование функции на монотонность и экстремумы" 10 класс
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к ЕГЭ и решению заданий В8 и В14. Проводится он в 10 классе....
Презентация к уроку: "Исследование функций"
Данная презентация может использоваться при проведении обобщающихся уроков по теме: "Исследование функций"...
Конспект урока «Исследование функции с помощью производной»
Данный урок имеет практическую направленность, основное внимание уделяется формированию умения с помощью производной исследовать функции на экстремумы и уметь находить наибольшее и наименьшее значения...