Конспект урока «Исследование функции с помощью производной»
план-конспект урока по алгебре (11 класс)
Данный урок имеет практическую направленность, основное внимание уделяется формированию умения с помощью производной исследовать функции на экстремумы и уметь находить наибольшее и наименьшее значения функции.
Цель урока состоит в том, чтобы подвести учащихся к понимаю важности производной в курсе математики.
Для достижения цели определены задачи:
• обобщить и систематизировать теоретические знания по теме «Исследование функции с помощью производной»; отработать умения и навыки при решении упражнений, предлагаемых на ГВЭ;
• формировать навыки самоконтроля, самооценки, развитие способностей к самостоятельному выявлению и исправлению ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа: умение фиксировать собственные затруднения, выявлять их причину, строить и реализовывать проект выхода из затруднения; развитие коммуникативных навыков, а также развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия
• воспитывать чувство ответственности, культуры общения, уважения друг к другу, уверенности в себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
Тема «Исследование функции с помощью производной»
11 класс
Цель урока:
- обобщить знания и умения учащихся по теме «Исследование функции с помощью производной»
- формировать навыки самоконтроля, самооценки
- воспитывать интерес к изучению математики, ценностное отношение к полученным знаниям.
Оборудование: интерактивная доска, презентация PowerPoint, рабочие листы учащихся
План проведения урока:
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя.
- Задание на сосредоточенность, внимание, память.
- Проверка домашнего задания.
- Актуализация знаний учащихся.
- Фронтальная работа. Исследование графика функции
- Работа у доски.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
- Организационный момент. Учитель организует детей, сообщает тему урока.
- Вступительное слово учителя:
Эпиграф:
«Математике должно учиться в школе еще с той целью,
чтобы познания здесь приобретаемые, были достаточными
для обыкновенных потребностей в жизни»
Н.И.Лобачевский
Как и многие разделы математики, дифференциальное исчисление возникло из необходимости решения практических задач. В основном источником дифференциального исчисления явились задачи двух видов: на нахождение наибольших и наименьших значений величин, т.е. задач на нахождение экстремумов, на вычисление скоростей. Задачи на нахождение максимума и минимума встречаются еще в «Началах» Евклида. В 1629 году математик Пьер Ферма, уже владел методом определения максимумов и минимумов. Огромный вклад в развитие теории дифференциального исчисления внесли И.Ньютон, Г.Лейбниц, братья Бернулли.
Голландский ученый Х.Гюйгенс написал Лопиталю о широте методов дифференциального исчисления: «Я вижу с удивлением и восхищением обширность и плодовитость нового метода. Куда бы ни обратил я взор, я замечаю для него новые приложения, я предвижу его бесконечное развитие и прогресс»
И он не ошибся, теория экстремумов функций и сегодня находит многочисленные практические применения в решении задач производства и экономики, связанных с оптимальным использованием сырья и времени.
В ходе изучения темы «Исследование функций с помощью производной» какие знания Вы приобрели? На какие вопросы при анализе функции помогает отвечать ее производная?
- Находить стационарные точки
- Находить промежутки возрастания и убывания функции (монотонность функции)
- Находить точки максимума, и точки минимума (экстремумы)
- Наибольшее и наименьшее значение функции.
Сегодня на уроке мы будем исследовать свойства функции
- аналитически (по формуле) с помощью производной;
- по графику функции;
- по графику производной функции;
В этой теме мы используем математику как международный язык. График – на любом языке остаётся всего лишь картинкой, главное уметь его прочитать. Мы используем математику как инструмент для изучения других наук.
А работать мы будем под девизом: «Знания имей отличные, исследуя функции различные».
Оценочный лист:
Фамилия, Имя | Д/з (максимально 6 баллов) | Устная работа (максимально 5 баллов) | Исследование графика функции (максимально 5 баллов) | Письменная работа | Итоговая отметка |
- Задание на сосредоточенность, внимание, память.
2x + 4 = 0 х2 + 2х + 4 = 0 2 х+1 = 0
а) фигура;
б) цвет;
в) вид уравнения.
Я покажу вам три геометрические фигуры, вы рассматриваете их в течение 1 минуты. После этого вы должны определить:
а) вид геометрической фигуры;
б) цвет формулы;
в) вид уравнения.
Например, ответ: ромб, оранжевый, биквадратное.
По результатам данного теста можно судить о том насколько вы готовы к проведению урока.
- Проверка домашнего задания.
Исследуем свойства графика и мы можем ответить на множество вопросов о свойствах функции, хотя графика самой функции не представлено!
- Найдем точки, в которых f /(x)=0 (это нули функции). (-5; 0; 3; 6)
- По этой схеме мы можем дать ответы на многие вопросы тестов.
Исследуйте функцию у =f (x) на экстремум и укажите количество ее точек минимума.
(4 точки экстремума, 2 точки минимума).
- Найдите точку экстремума функции у =f (x) на отрезке [– 6; –1]
Обучащиеся оценивают выполненную ими домашнюю работу.
«Кто смолоду делает и думает сам, тот становиться потом, надежнее, крепче, умнее»
В. Шукшин.
|
На доске:
- Актуализация знаний обучающихся.
При выполнении домашнего задания, Вы отвечали на вопросы, используя график производной функции.
Сегодня мы посмотрим эту тему и под другими углами зрения.
Наша задача: научиться ориентироваться в разнообразии заданий, связанных с графиками функций и их производных, а также исследовать свойства функции аналитически (по формуле), с помощью ее производной.
Сначала повторим основные теоретические положения.
Задание 1. Выберите правильный ответ.Проверка теоретического материала. Отвечать должны только да или нет.
^ – верно, _ – неверно, есть ошибка.
1. В точке возрастания функции её производная больше нуля. (Верно).
2. Если производная функции в некоторой точке равна нулю, то в этой точке имеется экстремум! (Неверно).
- Если производная функции в некоторой точке не существует, то это - критическая точка.
- Наибольшее и наименьшее значения функции на некотором отрезке наблюдаются или в точках экстремумов, или на концах отрезка. (Верно).
- Критическая точка является точкой экстремума. (Неверно)
- Точка экстремума является критической точкой. (Верно)
Проверка:
Количество правильных ответов = количество баллов
- Фронтальная работа. Исследование графика функции. Презентация
На следующем этапе урока обучающиеся отвечают на вопросы, исследуя график функции
|
На доске:
- Работа у доски
|
На доске:
- Итоги урока.
Подсчитайте количество баллов, поставьте себе отметку.
Критерии:
9-10 баллов – оценка 5
7-8 баллов – оценка 4
5-6 баллов – оценка 3
0-4 балла – оценка 2.
Обучающиеся сдают листы оценивания.
Рефлексия.
Отметьте утверждение, с которым Вы согласны:
Я работал(а) в полную силу своих возможностей, чувствовал(а) себя уверенно | |
Я работал(а) хорошо, но не полную силу, испытывал(а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно | |
У меня не было желания работать, то есть сегодня не мой день |
Я хочу вам пожелать, чтобы у вас была только положительная производная, чтобы знания ваши только возрастали. Спасибо за урок.
- Домашнее задание (дифференцированное):
Скоро вам предстоит сдача экзамена по математике. В ходе подготовки к экзамену вы рассмотрели задания по теме «Геометрический смысл производной», «Наибольшее и наименьшее значения функции» и др. Прототипы заданий по этим темам вы можете увидеть на сайте «ФИПИ».
Илья, Света, перед вами рабочий лист с заданиями из Открытого банка задач.
Лена, Тоня, Кирилл! Вы самостоятельно выбираете задания из Открытого банка заданий, которые соответствуют теме и задачам сегодняшнего урока. Ограничение по времени выполнения – 20 минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Исследование функций с помощью производной и построение графиков» (10 класс, алгебра и начала анализа)
Урок- практикум по алгебре и началам анализа по теме «Исследование функций с помощью производной и построение графиков» можно и...
Методические разработки к уроку "Алгебра и начала анализа" по теме: "Исследования функции с помощью производной" 11 класс
Урок-практикум с использованием компьютера (презентация).Цели: Совершенствовать умения в исследовании функции, построение ее графика;Развивать навыки самоконтроля....
Конспект урока "Исследование функции с помощью производной"
Технология учебных циклов...
Сценарий урока 10 класса по теме "Исследование функции с помощью производной." Решение задач
Цель урока : Совершенствование навыка решения задач по теме.Форма проведениея урока: Урок - практикум.Особенностью урока является возможность сосавить индивидуальный план работы для у...
Учебно-методическая разработка урока алгебры на тему "Исследование функций с помощью производной" (для учащихся 10 классов)
Развернутый план откртого урока -зачета по теме "Производная" в 10 классе.Предлагаются многочисленные графические материалы для проведения тестирования и ответов у доски вдифференцированной форме....
Метод. разработка по теме «Выпуклость и вогнутость функции. Исследование функции с помощью производной и построение графиков этих функций».
Метод. разработка по теме «Выпуклость и вогнутость функции. Исследование функции с помощью производной и построение графиков этих функций»....
Технологическая карта урока по алгебре в 11 классе на тему:"Исследование функции с помощью производной и построение графика»
Исследование функции с помощью производной и построение графика...