Урок " Арифметическая и геометрическая прогрессии"
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему
повторительно - обобщающий урок по данной теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_arifmeticheskaya_progressiya.doc | 154.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок « Арифметическая и геометрическая прогрессии»
Цель урока:
1.Обучающая: коррекция, углубление и контроль знаний.
2.Развивающая: способствовать развитию умений обобщать, систематизировать, выделять главное, применять полученные знания в незнакомой ситуации, находить рациональные методы решения.
3. Воспитывающая: способствовать развитию потребности ребят к знаниям, интереса к предмету, упорства в достижении цели.
Эпиграф:
« Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи,
причем не только стандартного вида, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности.
Д. Пойа.
Ход урока.
Учитель: Закончился 20- ый век.
Куда стремится человек?
Изучен космос и моря,
Строенье звезд и вся земля.
Но математиков зовет
Известный лозунг
«Прогрессио – движение вперед».
I этап. Мотивационно-ориентировочный: разъяснить учащимся цель учебной деятельности.
Учитель: Сегодня у нас повторительно- обобщающий урок по теме
« Арифметическая и геометрическая прогрессии». На уроке вы должны повторить определения прогрессий, формулы и с помощью их решать успешно задачи. Увидеть тесную связь использования прогрессий в окружающей жизни.
II этап. Повторительный. Актуализация опорных знаний :
1. Заполни таблицу: ( слайд 2)
Прогрессия | ||
Прогрессии | Арифметическая аn | Геометрическая bn |
Определение | an+1 =an+d | bn+1=bn *q, b≠0, q≠0 |
Формула n-го члена прогрессии | an=a1+(n-1)d | bn=b1*qn-1 |
Сумма n первых членов прогрессии | Sn= Sn= | Sn= Sn= |
Характеристическое свойство | an= | bn= |
2. Разминка ( решение задач) ( слайд 3)
1) Дано: - арифметическая прогрессия, .
Найдите:
Решение: d = a2 –a1= 4+2=6, a7= -2+ 6*6= 34,
Sn= .
Ответ : 48
2) Дано : - геометрическая прогрессия, .
Найдите: .
Решение: q =b2 / b1 = 2 , b4 = 2*(2)3 = 2* 8 = 16
,или , или
III этап. Основной. Контроль и оценка промежуточных результатов.
Учитель: О прогрессиях и их сумах знали древнегреческие учёные. Отдельные факты об арифметической и геометрической прогрессиях мы рассматривали на прошлых уроках. Но прогрессии встречаются не только в математике, но и в окружающем нас мире , в жизни и быту. И я предлагаю вам следующие задачи, взятые из сборника по подготовке к ГИА. ( слайд 4)
1. Юноша подарил девушке в первый день 3 цветка, а в каждый последующий день дарил на 2 цветка больше, чем в предыдущий день. Сколько денег он потратил на цветы за две недели, если один
цветок стоит 10 рублей?
Решение:
Составим арифметическую прогрессию: 3,5,7,9 ,…,
, , ? , ?
1)а 14 = а1 + (n-1)d , а 14 =3 + 13· 2 = 29
2) (цветка)-подарил юноша за две недели.
3)Т.к. один цветок стоит 10 руб., то: 224·10=2240 (руб)-потратил на цветы юноша за две недели.
Ответ:2240 рублей.
Учитель: Сегодня многие банки предлагают своим клиентам разные сберегательные услуги, которые выглядят очень заманчиво. Если у вас есть сбережения, то непременно приходится решать вопрос – куда вложить деньги, как их можно сохранить и приумножить.
2..Банк предлагает 10% годовых по вкладу . Чему станет равен вклад
В 10000 рублей через 3 года ? ( слайд 5)
Решение: Пусть вы положили в банк 10000 рублей.
Тогда сумма вклада будет составлять в
1год 10000 + 10000⋅ 0,1 = 10000 ⋅1,1 = 11000руб.
2 год 11000 + 11000 ⋅ 0,1 = 10000 ⋅ (1,1)2 = 12100 руб.
3 год 12100 + 12100* 0,1 = 10000* (1,103 =13310 руб.
Используя формулу сложных процентов получим за 3 года руб.
Ответ : 13310 рублей.
Применение прогрессий в биологии и медицине. ( слайд 6)
3. Известно, что бактерия в питательной среде через каждые полчаса делится на две. Сколько бактерий может образоваться из одной бактерии за 10 часов?
Решение: Бактерия была одна, следовательно, b 1 = 1. Она делится на две, значит q=2, а так как время деления полчаса, то за 10 часов произойдет 20 делений и нам нужно найти b 21
По формуле bп= b1 ·qn-1 , b 21 = 1·220 =1048576 ≈ 1,05·106
Ответ: 10,5·106
Физкультминутка
Коль писать мешает нос,
Значит это сколиоз
Вас сгибает над тетрадкой,
Позвоночник не в порядке,
Мы ему сейчас поможем:
Значит, дружно с места встанем
Руки за голову сложим,
Повороты влево-вправо,
И наклоны влево-вправо
Ручки к солнцу потянули,
Мы назад ещё прогнулись,
Повращаем мы плечами,
Чтоб они не подкачали.
Улыбнулись всем, кто рядом.
Вот! Уже другой порядок!
А теперь повыше нос:
Нам не страшен сколиоз.
Сядем ровно, ручки – в руки,
Продолжаем путь в науке.
IV. А, сейчас ребята, вы будете работать индивидуально на местах.
Задания первому варианту:
- В арифметической прогрессии а1=4, d =3. Назовите а3. (10)
- Дана геометрическая прогрессия. Найдите в3, если в1 =6, q =2. (24)
- Чему равна сумма первых трех членов арифметической прогрессии, если а1 =7, а2 =15. (77)
- Дана геометрическая прогрессия. b5 = 9, = 4. Найдите . (6)
- 2; 1;…бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Найдите ее сумму. (4)
Задания второму варианту:
- В геометрической прогрессии в1= 9, q = . Найдите в3. (1)
- Дана арифметическая прогрессия. Найдите а4, если а2 = 5, d =3. (14)
- В геометрической прогрессии 2; 6; … Найдите сумму трех первых членов. (26)
- В арифметической прогрессии а4 = 7, а6 =13. Найдите а5. (10)
- Найдите сумму бесконечно убывающей прогрессии, у которой в1 = 4, q = 0,5. (8)
ОТВЕТЫ ( слайд 7)
Решение самостоятельной работы ( слайд 8)
Вариант 1.
- В арифметической прогрессии а1=4, d =3. Назовите а3. (10)
Решение: ,
2.Дана геометрическая прогрессия. Найдите в3, если в1 =6, q =2. (24)
Решение: ,
3.Чему равна сумма первых семи членов арифметической прогрессии, если а1 =7, а2 =15. (77)
Решение: ,
4.Дана геометрическая прогрессия. b5 = 9, = 4. Найдите . (6)
Решение: по характеристическому свойству ,
- 2; 1;…бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Найдите ее сумму. (4,5)
Решение: , =0,5 ; ,
Вариант 2.
1.В геометрической прогрессии в1 = 9, q = . Найдите в3. (1)
Решение: ,
2.Дана арифметическая прогрессия. Найдите а4, если а1 = 5, d =3. (14)
Решение: ,
3.В геометрической прогрессии 2; 6; … Найдите сумму трех первых членов. (26)
Решение: .
,
4.В арифметической прогрессии а4 = 7, а6 =13. Найдите а5. (10)
Решение: по характеристическому свойству ,
5. Найдите сумму бесконечно убывающей прогрессии, у которой
в1 = 4, q = 0,5. (8)
Решение: ,
Учитель: Прошу обменяться листочками с соседом по парте и сверить ответы в листах с ответами на слайде и оценить ( каждый правильный ответ 1 балл) и выставить оценки на листе.
А теперь обратите внимание на слайд (демонстрируется решение задач по вариантам ) и найдите ошибки у себя в решении. Поднимите руки те, кто получил « 5», «4», «3». А теперь сдайте листы учителю.
IV этап: Заключительный. Подведение общих итогов.
1. В ходе урока вы повторили определения прогрессий, формулы.
2. Применили знания к решению задач в различных областях из сборника по подготовке к ГИА
3. Выставили оценки с помощью взаимоконтроля,
По итогам самоконтроля я выставлю оценки.
V этап: Домашнее задание, как обычно из сборника ГИА
Стр. 216- 217, № 246, № 266
"Прогрессио - движение вперёд!"
Урок сегодня завершён,
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд
К прогрессу в жизни приведут.
(Слайд 9)
Литература:
1.Глейзер Г.И.История математики в школе.-М.,Просвещение,1992г.
2.МакарычевЮ.Н .и др.Алгебра 9. – М., Просвещение 2008г.
3.Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики .- М., Просвещение ,1990г.
4.Газета «Математика»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
9 класс Урок "Арифметическая и геометрическая прогрессии"
Урок "Арифметическая и геометрическая прогрессии" - это конспект урока обобщения. На уроке повторяются вопросы теоретического материала и формулы, сравнение арифметической и геометрич...
Презентация урока "Арифметические и геометрические прогрессии"
Урок "Арифметические и геометрические прогрессии" изучают в 9 классе. Презентация данного урока помогает поднять интерес к обучению, способствует развитию навыков вычисления арифметических и геометрич...
Конспект урока: «Арифметическая и геометрическая прогрессии» (алгебра, 9 класс)
Обобщение и систематизация знаний по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессия", развитие математического мышления учащихся и вычислительных навыков, воспитание интереса к математике...
Конспект урока "Арифметическая и геометрическая прогрессии"
Цель урока: сформировать представление об арифметической и геометрической прогрессии; вывести формулу n-го члена арифметической и геометрической прогрессии, закрепить при решении...
Презентация к уроку: "Арифметическая и геометрическая прогрессия"
Данный урок является обобщением и закреплением темы: "Арифметическая и геометрическая прогрессия".Цель урока: Ззакрепить навыки способов задания последовательностей; по...
урок "Арифметическая и геометрическая прогрессии"
Разработка урока 9 класс "Арифметическая и геометрическая прогрессия" в заданиях ОГЭ...
Урок: Арифметическая и геометрическая прогрессии.
Обобщающий урок....