урок "Арифметическая и геометрическая прогрессии"
план-конспект урока по алгебре (9 класс)

Салчак Лариса Дадар-ооловна

Разработка урока  9 класс "Арифметическая и геометрическая прогрессия" в заданиях ОГЭ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОГЭ – 2016 г. Модуль «Алгебра». № 6

Слайд 2

Повторительно – обобщающий урок по теме « Арифметическая и геометрическая прогрессии »

Слайд 3

Арифметическая прогрессия Какая последовательность называется арифметической прогрессией? Какой формулой можно записать арифметическую прогрессию? Как найти разность арифметической прогрессии? Какой формулой выражается n -ый член арифметической прогрессии? Как можно вычислить сумму n первых членов арифметической прогрессии?

Слайд 4

Повторение Арифметическая прогрессия – последовательность, каждый член которой больше предыдущего на одно и то же число.

Слайд 5

1. 2. В последовательности чисел первое число равен 6, а каждое следующее больше предыдущего на 4. Найдите пятнадцатое число.

Слайд 6

Модуль «Алгебра» № 6 Ответ: 24

Слайд 7

Модуль «Алгебра» № 6 Ответ: ⎕ ⎕⎕⎕

Слайд 8

Модуль «Алгебра» № 6 Ответ: ⎕ ⎕ ⎕ ⎕ 51 = 270-3n 3 n=270-51 n=255:3 n=85 n ∊N 1 23 = 270-3n 3 n=270-123 n=147:3 n=49 n ∊N 15 1 = 270-3n 3 n=270-151 n=119:3 n=39,66… n ∉N 15= 270-3n 3 n=270-15 n=219:3 n=73 n ∊N

Слайд 9

Модуль «Алгебра» № 6 Ответ: 5

Слайд 10

Модуль «Алгебра» Дана арифметическая прогрессия: -4; -1; 2; … . Найдите сумму первых шести её членов. № 6 Ответ: 21

Слайд 11

Модуль «Алгебра» № 6 Ответ: 20

Слайд 12

Геометрическая прогрессия Какая последовательность называется геометрической прогрессией? Какой формулой можно записать геометрическую прогрессию? Как найти знаменатель геометрической прогрессии? Какой формулой выражается n -ый член геометрической прогрессии? Как можно вычислить сумму n первых членов геометрической прогрессии?

Слайд 13

Повторение Геометрическая прогрессия – последовательность, каждый член которой больше предыдущего в одно и то же число.

Слайд 14

Модуль «Алгебра» Геометрическая прогрессия ( a n ) задана формулой . Како e из следующих чисел не является членом прогрессии: 1) 24 2) 72 3) 192 4) 384 ? № 6 Дано: ( a n ) , Решение: подставим поочередно данные числа в формулу n -го члена прогрессии и найдем n (порядковый номер). Если n – натуральное, то число является членом данной прогрессии. 3 ∙2 ⁿ =24 2 ⁿ =8 n=3 N 3 ∙2 ⁿ = 72 2 ⁿ = 24 n N 3 ∙2 ⁿ = 384 2 ⁿ = 138 n=7 N 3 ∙2 ⁿ = 192 2 ⁿ = 64 n =6 N Ответ: ⎕ ⎕ ⎕ ⎕

Слайд 15

Модуль «Алгебра» Геометрическая прогрессия ( b n ) задана условиями b ₁= , b n+1 =3b n . Найдите b 5 . № 6 Ответ: 40,5 Дано: ( b n ) , b ₁= , n= 5, b n+1 =3b n . Решение:

Слайд 16

Модуль «Алгебра» ( a n ) - геометрическая прогрессия: b 4 = -1, b 7 =27 . Найдите знаменатель этой прогрессии. № 6 Ответ: -3 Дано: ( a n ) , b 4 = -1, b 7 =27 . Решение: ⇒ ⇒ ⇒

Слайд 17

Модуль «Алгебра» Дана геометрическая прогрессия: , 1, 4. Найдите произведение первых пяти ее членов. № 6 Ответ: 1024. Дано: ( b n ): , 1, 4. Решение: ⇒

Слайд 18

Модуль «Алгебра» ( b n ) – геометрическая прогрессия, знаменатель которой равен 3, b ₁= . Найдите сумму первых пяти её членов. № 6 Ответ: Дано: ( b n ) , q= 3, b ₁= , n= 5. Решение:

Слайд 19

«ГИА-2016. Математика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов»/ под редакцией А. Л. Семенова, И. В. Ященко. – М.: Изд. «Национальное образование», 2016.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная _______школа с. Элегест им. Бавун-оола У.А.  Чеди-Хольского кожууна_____

Разработка

 

 открытого урока на тему


«Арифметическая  и  геометрическая  прогрессии»

 в 9 классе

Выполнила учитель

 Салчак Лариса Дадар-ооловна

Элегест - 2016

            Тема  урока:  Арифметическая  и   геометрическая  прогрессии.

Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать теоретические знания по теме;

Разобрать  типичные задания встречающихся в сборниках  для  подготовки к ГИА.

совершенствовать навыки нахождения п-го члена и суммы п-первых членов арифметической прогрессии с помощью формул;

  • Развивать познавательный интерес учащихся,  учиться видеть связь между математикой и окружающей жизнью;

     развивать грамотную математическую речь;

  • развитие навыков индивидуальной практической деятельности и умения работать в группе;
  • Воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов;

         воспитание духа здорового соперничества, дружелюбного отношения     друг к другу, чувства коллективизма

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический - индивидуальная и групповая работа,.

         Оснащение урока: компьютерная презентация «Алгебраическая  и  геометрическая  прогрессии», , дидактический раздаточный материал, справочник, сигнальные карточки красного и зеленого цветов

План  урока.

  1. Организационный  момент.(2 мин.)
  2. Обобщение и систематизация знаний учащихся по разделу

    «Числовые  последовательности» (35 мин.)  

                  1 этап. Устный опрос по теории (10 мин.).

                  2 этап. Проверка  знаний  теории «Какие из утверждений верны? « (5  мин.).

                  3 этап. Решение типичных заданий из КИМ ОГЭ  (15 мин.

                  4 этап. Развитие  памяти и логики (3 мин.).

                       5 этап. Познавательно – практический (2 мин.).

  1. Домашнее  задание (2 минуты).
  2. Рефлексия. Итоги  урока (2 минуты).

                                                 Ход  урока

  1. Организационный  момент.

Сообщить  учащимся  тему  и  задачи  урока.              

 Девиз урока  «Прогрессио – движение  вперед».

Разбить  учащихся  на  3 группы.  Группа вытягивает жребий 1. Арифметическая прогрессия  2. Геометрическая прогрессия       3. Числовые последовательности ( Эта группа будут экспертами в данном этапе. Если ответами групп согласны поднимают зеленные сигнальные карточки, а при неправильном ответе – красную. Они могут дополнить и исправить ошибку)

1 этап Опрос по теории

Слово команде «Арифметическая прогрессия» (Теоретический материал по теме А.П.)

Слово команде «Геометрическая прогрессия» (Теория по теме Г.П.)

 Команда «Числовые последовательности» оценивают ответы групп.

На экране слайд:

№ п/п

Прогрессии

Арифметическая (an)

Геометрическая
(b
n)

1

Определение

an+1= an+d

bn+1=bnq (q≠0, q≠1)

2

Формула n первых членов

an= a1+d(n-1)

bn=b1qn-1

3

Название

d – это разность

g – это знаменатель

3

Сумма n первых членов прогрессии

4

Свойства

Учитель: Задание «Какие из утверждений верны?» в данном этапе   работаете индивидуально.  На  карточке записаны  9  утверждений и формул. Выписываете номера верных утверждений, формул (учащимся  раздаются  карточки).

 2 этап. Какие из следующих утверждений, формул верны?

1. Геометрическая  прогрессия  называется  убывающей,  если  модуль  знаменателя  меньше  1.

2. Пятый   член  арифметической  прогрессии  находится  по  формуле:

а5=a1+4d

3. Чтобы  найти третий  член  арифметической   прогрессии  нужно  найти  среднее  арифметическое  второго  и  первого  членов.

4. Пятый   член  геометрической  прогрессии  находится  по  формуле:

в5=b1*q4

5. Чтобы  найти  сумму  пяти  первых  членов  геометрической  прогрессии:

S5= (b1(1-q5))/(1-q)

6. Сумма  двадцати  первых  членов  арифметической  прогрессии  находится  по  формуле: S20=(a1+a20)/2

7. Для  нахождения  разности  арифметической  прогрессии  можно  от  шестого  члена  вычесть  пятый.

8. Чтобы  найти  знаменатель  геометрической  прогрессии  можно четвертый член разделить на пятый

9. Чтобы найти третий член геометрической прогрессии можно найти  среднее  геометрическое  второго  и четвертого  членов.

На  доске  правильные  ответы.   124579  Работа  каждого  ученика  оценивается.

3 этап. Решение заданий из КИМ ОГЭ

 Устно 1. Последовательности заданы несколькими первыми членами. Одна из них — арифметическая прогрессия. Укажите ее. 1)  2) 1,2,4,8   3)   4)

Устно 2) Выписаны несколько  последовательных членов арифметической прогрессии

…; -6; х; -2;  0; … . Найдите  х.

 Устно 3) Выписаны несколько  последовательных членов геометрической прогрессии

…; -6; х; -24;  -48; … . Найдите  х.

  1.  (Демо - 2016) В последовательности чисел  первое число равен 6, а каждое следующее больше предыдущего  на 4. Найдите пятнадцатое число.

2.Найдите десятый член арифметической прогрессии 3; 1;….

 А. 21   Б. 20   В. - 15    Г. - 20  

3) . Найдите сумму одиннадцати первых членов арифметической прогрессии, если

 а1= - 5, d= - 3

 А. - 220  Б. -200    В. -150    Г. -100

4). Найдите первый член арифметической прогрессии, если разность равна 2, а двадцатый член этой  прогрессии равен.28.

  А.  -5;     Б, 4;     В. -10;    Г. 0

4 Этап Развитие памяти и логики

Запомните числа, записанные в квадрате (учитель демонстрирует на доске квадрат, закрывает его, учащиеся по памяти воспроизводят числа у себя в квадратах).

Проверка.  Кто заметил   закономерность?

13

19

25

7

6

31

1

43

37

5 этап Познавательно-практический

А теперь, рассмотрим еще одно свойство членов арифметической прогрессии. Оно, скорее всего, занимательное. Нам дана  “стайка девяти  чисел”

    3, 5, 7, 9, 11, 13, 15,17, 19.

   Она представляет собой арифметическую прогрессию. Кроме того, данная стайка чисел привлекательна способностью разместиться в девяти клетках квадрата так, что образуется магический квадрат с константой, равной  33.

-Знаете ли вы, что такое магический квадрат?

9

19

5

7

11

15

17

3

13


Квадрат, состоящий из 9 клеток, в него вписывают числа, так чтобы сумма чисел по вертикали, горизонтали диагонали была одним и тем же числом – constanta.

Замечание об арифметической прогрессии само по себе очень интересно. Дело в том, что из каждых девяти последовательных членов любой арифметической прогрессии натуральных чисел можно составить магический квадрат.

III.  Домашнее  задание (задачи)   Решить  3 задания из КИМ ОГЭ по теме

  1. Итоги  урока. Учитель  озвучивает  оценки  каждого  ученика. Благодарит  за  участие.

Учитель:

Урок  сегодня  завершен,

но  каждый  должен  знать:

познание, упорство, труд  

к  прогрессу  в  жизни  приведут!

Пояснительная  записка

        Обобщающий  урок  по  алгебре  в 9 классе  по  теме «Арифметическая  и  геометрическая  прогрессии». В  классе  16 учащихся: 2 занимаются  на  «4» и «5» , 3 учащихся -  на «4»,  2 учащихся – на «4» и «3», преобладающие «4». ( учащихся учатся на «3», из них 2 слабые.  Класс был разбит на 3 группы. Группы были распределены по уровню знаний равнозначно. Урок  проведен  в форме  игры,  где  учащиеся  были ознакомлены с  историческими  сведениями из области математики,   связанными  как с  темой  урока, так  и  со знаниями из других областей науки.  Урок  итоговый  по  теме, знания  учащихся  обобщаются  и  систематизируются, поэтому  были  использованы  все  формулы  и  определения  как  арифметической, так  и  геометрической  прогрессий.  На  главу «Числовые  последовательности»  рассчитано  12 часов. Учебник  «Алгебра 9», авторы Ю.Н.. Макарычев, .., издательство «Просвещение », 2014 г. Количество часов  в  неделю - 3,  количество  часов  в  год - 102. На  уроке  применяется  метод  личностно- ориентированного  обучения,  игровые  элементы.  Используется  мультимедийный проектор,  карточки. В  течение  урока на  всех  этапах  были  задействованы  все  учащиеся, которые  были  очень  активны,  так  как  оценивался  каждый  конкурс, никто  не  остался  равнодушным. Работа каждого  из  учеников групп была  оценена  положительной  оценкой.                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока на тему" Определение арифметической и геометрической прогрессий. Формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессий"

В технологии УДЕ (укрупненная дидактическая единица) при обучении математике одним из основных элементов является совместное и одновременное изучение родственных разделов. Арифметическая и геометричес...

Открытый урок алгебры в 9 классе. Тема: Геометрическая прогрессия. Сумма n- первых членов геометрической прогрессии.

Открытый урок алгебры в 9 классе.  Тема: Геометрическая прогрессия. Сумма n- первых членов геометрической прогрессии.Цели: 1.  Расширить и углубить знания о прогрессиях, продолжить форм...

Презентация к уроку алгебры в 9 классе по теме "Геометрическая прогрессия. Формула n-го члена геометрической прогрессии"

Презентация содержит подробный план урока, историческую справку, тренировочные задания и задания для первичного контроля знаний....

Конспект урока по теме: "Определение геометрической прогрессии. Формула n-ого члена геометрической прогрессии"

Конспект урока изучения нового материала. Поможет учащимся самостоятельно дать определение геометрической прогрессии, вывести формулу n-ого члена и доказать свойство членов геометрической прогрессии....

Урок алгебры в 9 кл по теме "Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии".

Конспект урока алгебры в 9 кл пе теме "Определение геометрической прогрессии. Формула n-  го члена геометрической прогрессии" по учебнику А.Г. Мордкович...