Открытый урок для 9 класса по теме: "Системы уравнений с двумя переменными" к учебнику: Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова
план-конспект урока по алгебре (9 класс) по теме
Урок открытия новой учебной информации по теме: "Системы уравнений с двумя переменными" к учебнику Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова "Алгебра 9" с презентацией и тестом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
парабола прямая гипербола кубическая парабола окружность Установите соответствие
парабола прямая гипербола кубическая парабола окружность Установите соответствие
x y 0 1 1 -4
x y 0 1 1
x y 0 1 1 3 3
x y 0 1 1 3 2
x y 0 1 1 2
x y 0 1 1
Сколько решений имеет система уравнений?
x y 0 1 1 3 3 A (x 1 ; y 1 ) B (x 2 ; y 2 ) D (x 4 ; y 4 ) C (x 3 ; y 3 )
Решите систему уравнений.
x y 0 1 1 4 2 Ответ: (0; 0); (4; 2).
Ответы к проверочной работе Номер вопроса Вариант 1 Вариант 2 1 1 1 2 2 4 3 4 2 4 1а 1д 2в 2в 3б 3б 4д 4г 5г 5а
Способы решения системы уравнений с двумя переменными Преимущества Недостатки Графический способ Способ подстановки Способ сложения
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Видновская средняя общеобразовательная школа № 2»
Урок по алгебре по теме:
«Системы уравнений с двумя переменными»
9 класс
Учебник: Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова «Алгебра 9»
Учитель: Смирнова Т.Ю.
Девиз урока: «Три пути ведут к знанию:
путь размышления – это путь самый благородный,
путь подражания – это путь самый легкий
и путь опыта – это путь самый горький».
Конфуций.
Тема урока: Системы уравнений с двумя переменными.
Цели урока:
Образовательные: расширить представление обучающихся о системах уравнений с двумя переменными и на основе приобретенных знаний сформировать умение решать их графическим способом, сформулировать алгоритм решения систем уравнений графическим способом.
Развивающие: развивать у учащихся мыслительную деятельность, а именно наблюдение, анализ, классификация, обобщение.
Воспитательные: формировать учебную деятельность (мотивацию, понимание цели, учебных действий, действий контроля и оценки).
Задачи урока:
- Выявить уровень усвоения полученных знаний.
- Создать условия для самооценки своих возможностей и выбора цели в деятельности.
- Развивать навыки индивидуальной и самостоятельной работы;
- Побуждать к само-, взаимоконтролю.
- Вызывать потребность в обосновании своих высказываний.
Тип урока: урок открытия новой учебной информации.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска.
Ход урока
- Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте. Садитесь.
2. Актуализация знаний. (фронтальный опрос)
Учитель: Принято, что человек свой день обычно начинает с зарядки, т.е. с разминки. Проведем разминку и мы.
Все мы знакомы из курса алгебры с системами уравнений с двумя переменными. Как вы думаете, что надо четко знать, чтобы хорошо решать системы уравнений?
Вопросы | Ответы |
1.Что называется решением уравнения с двумя переменными? | Решением уравнения с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая это уравнение в верное равенство. |
2.Что мы называем графиком уравнения с двумя переменными? | Графиком уравнения с двумя переменными называется множество точек координатной плоскости, координаты которых обращают уравнение в верное равенство. |
3. Сколько пар решений может иметь система уравнений? | Одну. Две, несколько пар чисел. |
4. Установите соответствие. окружность кубическая парабола гипербола прямая парабола | |
5. Назовите, что является графиком следующих функции? (слайды 1-7) а) б) в) д) е) ж) |
1) парабола 2) гипербола 3) окружность с центром (0;0) и r = 4. 4) прямая . 5) прямая 6) две прямые. |
3. Проверка домашнего задания (выборочно). ВЗАИМОКОНТРОЛЬ (работа в парах).
Учитель: Теперь в путь! Чтобы продвинуться вперед, надо показать знания.
«Попытайтесь заменить запоминание ПОНИМАНИЕМ!»
(Колмогоров Андрей Николаевич)
Сейчас проверим эти знания (открыли тетради с домашней работой).
Назовите способы решения систем уравнений, встреченных в домашней работе (из сборника ОГЭ):
№ 851 способ сложения Ответ: (1,9; 1,5) | № 852 способ сложения, способ подстановки Ответ: (0,2; -0,8) |
№855 способ сложения, способ подстановки Ответ: (0; -5); (1; -6) | №858 способ подстановки Ответ: (6; 2); (-2; -6) |
№863 способ подстановки Ответ: (-4; 3); (-3; 4) |
Оцените решение систем уравнений в домашней работе.
4. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Создается проблемная ситуация: можно ли решить системы уравнений из домашней работы другим способом?
Учащиеся пытаются соотнести уравнения и графики уравнений.
Учитель ставит перед учениками учебную задачу: сформулировать алгоритм решения систем уравнений графическим способом и научиться применять его при выполнении заданий.
5. Изучение новой темы.
Учитель: Записываем число, классная работа, тема урока: «Системы уравнений с двумя переменными».
Все мы знаем, что правильно выбранный способ решения часто позволяет существенно упростить решение, поэтому все изученные нами способы решения всегда нужно держать в зоне своего внимания.
Решим систему уравнений №855 из домашней работы, используя не алгебраический язык, а геометрический. В его основе – графики уравнений.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
- Что является графиком каждого уравнения? (график 1-е уравнения – прямая; график 2-го уравнения - парабола)
- Сколько нужно взять точек, чтобы построить прямую?
- Как построить параболу?
Учащиеся в тетрадях записывают решение системы.
Учитель: Давайте сформулируем алгоритм графического способа решения систем уравнений (фронтальная работа с классом).
Алгоритм графического способа решения систем уравнений.
1) Построить график каждого уравнения системы (в одной системе координат).
2) Найти значения координат точек пересечения построенных графиков.
3) Записать ответ: координаты точек пересечения графиков.
Учитель: Ответьте еще на один вопрос: Как графический способ используется для вопроса о числе решений систем уравнений с двумя переменными? (Сколько у графиков общих точек – столько решений имеет система).
6. Физкультминутка (гимнастика для глаз).
7. Закрепление в знакомой или измененной ситуации
Учитель: Решим графически систему уравнений (слайды 8-9).
Пример 1 (из учебника, с.177). Ученик у доски решает.
Ответ: (2,6; 1,6); (-2,6; -1,6); (1,6; 2,6); (-1,6; -2,6).
Далее обучающиеся выполняют задания разного уровня сложности.
Задание уровня А.
№442.
№443.
Задание уровня Б.
- Решим графически систему уравнений (слайд 10-11)
- №454 (в)
8. Проверочная работа в форме теста (с последующей проверкой). САМОКОНТРОЛЬ.
Вариант1.
№1. Решением какого уравнения является пара чисел (1; 0)
а) х2+у = 1; б) ху+3 = х; в) х(у+2) = 0.
1) а 2) б 3) в
№ 2. Окружность, изображенная на рисунке, задана уравнением
Используя этот рисунок, определите, какая из систем уравнений не имеет решения?
1) 2) 3) 4)
№3. Сколько решений имеет система уравнений, изображенная на графике:
1) одно; 2)два; 3) три; 4) нет решений.
№ 4. Выберите правильное соответствие уравнений и графиков уравнений
1) а) Гипербола (1 и 3 четверти)
2) б) Окружность
3) в) Прямая
4) г) Парабола (ветви направлены вверх)
5) д) Гипербола (2 и 4 четверти)
е) Парабола (ветви направлены вниз)
Вариант 2.
№1. Решением какого уравнения является пара чисел (0; 1)
а) х + у = 1; б) ху - 2 = х; в) у(х-3) = 0.
1) а 2) б 3) в
№2. Окружность, изображенная на рисунке, задана уравнением
Используя этот рисунок, определите, какая из систем уравнений не имеет решения?
1) 2) 3) 4)
№3. Сколько решений имеет система уравнений, изображенная на графике
1) одно; 2)два; 3) три; 4) нет решений
№4. Установить соответствие
1) а) Гипербола (1 и 3 четверти)
2) б) Окружность
3) в) Прямая
4) г) Парабола (ветви направлены вверх)
5) д) Гипербола (2 и 4 четверти)
е) Парабола (ветви направлены вниз)
По окончании проверочной работы обучающиеся проверяют свои ответы (слайд 12) и сдают работы учителю.
9. Домашнее задание:
п.3.5 (изучить, разобрать примеры 1, 2), обязательно: № 440, № 444 (б, в), сборник ОГЭ №1583-1586; дополнительно: № 452 (б, г), № 453 (б, г), №454 (б).
Сделать выводы о преимуществах и недостатках каждого способа решения систем уравнений с двумя переменным, заполнив таблицу (таблица у каждого на парте).
Способы решения системы уравнений с двумя переменными | Преимущества | Недостатки |
Графический способ | ||
Способ подстановки | ||
Способ сложения |
10. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Какая задача состояла перед нами в начале урока?
- Можно ли считать, что мы ее решили?
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что понравилось?
- Что было трудным?
- Кто хорошо понял алгоритм решения систем уравнений способом группировки и может рассказать его?
Всем спасибо за сотрудничество и активность, желаю успешного выполнения домашнего задания.
Приложение 1
Проверочная работа в форме теста.
Вариант1.
№1. Решением какого уравнения является пара чисел (1; 0)
а) х2+у = 1; б) ху+3 = х; в) х(у+2) = 0.
1) а 2) б 3) в
№ 2. Окружность, изображенная на рисунке, задана уравнением
Используя этот рисунок, определите, какая из систем уравнений не имеет решения?
1) 2) 3) 4)
№3. Сколько решений имеет система уравнений, изображенная на графике:
1) одно; 2)два; 3) три; 4) нет решений.
№ 4. Выберите правильное соответствие уравнений и графиков уравнений
1) а) Гипербола (1 и 3 четверти)
2) б) Окружность
3) в) Прямая
4) г) Парабола (ветви направлены вверх)
5) д) Гипербола (2 и 4 четверти)
е) Парабола (ветви направлены вниз)
Вариант 2.
№1. Решением какого уравнения является пара чисел (0; 1)
а) х + у = 1; б) ху - 2 = х; в) у(х-3) = 0.
1) а 2) б 3) в
№2. Окружность, изображенная на рисунке, задана уравнением .
Используя этот рисунок, определите, какая из систем уравнений не имеет решения?
1) 2) 3) 4)
№3. Сколько решений имеет система уравнений, изображенная на графике
1) одно; 2)два; 3) три; 4) нет решений
№4. Установить соответствие
1) а) Гипербола (1 и 3 четверти)
2) б) Окружность
3) в) Прямая
4) г) Парабола (ветви направлены вверх)
5) д) Гипербола (2 и 4 четверти)
е) Парабола (ветви направлены вниз)
Приложение 2
Способы решения системы уравнений с двумя переменными | Преимущества | Недостатки |
Графический способ | ||
Способ подстановки | ||
Способ сложения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентации к урокам алгебры в 7 классе по теме "Системы линейных уравнений с двумя неизвестными".
Презентации сделаны к урокам алгебры в 7 классе по теме "Системы линейных уравнений с двумя неизвестными". Эти презентации могут быть как частью урока, так и монтировать целый ур...
разработка урока алгебры в 7 классе по теме "Системы линейных уравнений с двумя переменными"
Представленный урок алгебры в 7 классе по учебнику Ю.Н.Макарычева идр. разработан с позиции системного подхода на основе современных психолого-педагогических и методических концепций, где ...
Урок в 7 классе по теме :"Системы линейных уравнений с двумя переменными"
Урок-исследование....
Урок алгебры в 7 классе по теме «Системы линейных уравнений с двумя неизвестными».
Урок закрепления темы "Системы линейных уравнений с двумя неизвестными" - 10 урок в теме. На уроке применяются коллективная, групповая, индивидуальная, дифференцированная формы работы....
Урок алгебры в 7 классе по теме "Системы линейных уравнений с двумя переменными"
Урок алгебры в 7 классе по теме "Системы линейных уравнений с двумя переменными". Технологическая карта урока и презентация к уроку....
Урок алгебры в 7 классе по теме «Системы линейных уравнений с двумя неизвестными»
Урок закрепления темы "Системы линейных уравнений с двумя неизвестными" - 10 урок в теме. На уроке применяются коллективная, групповая, индивидуальная, дифференцированная формы работы....
Урок алгебры в 7 классе по теме: Системы линейных уравнений с двумя переменными
Учитель: Серен-оол С.А.Тип урока: урок изучения нового материалаУМК: Макарычев Ю.Н.Класс: 7...