Открытый урок для 9 класса по теме: "Системы уравнений с двумя переменными" к учебнику: Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова
план-конспект урока по алгебре (9 класс) по теме

Урок открытия новой учебной информации по теме: "Системы уравнений с двумя переменными" к учебнику Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова "Алгебра 9" с презентацией и тестом.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Графический способ решения систем уравнений с двумя переменными

Слайд 2

парабола прямая гипербола кубическая парабола окружность Установите соответствие

Слайд 3

парабола прямая гипербола кубическая парабола окружность Установите соответствие

Слайд 4

x y 0 1 1 -4

Слайд 5

x y 0 1 1

Слайд 6

x y 0 1 1 3 3

Слайд 7

x y 0 1 1 3 2

Слайд 8

x y 0 1 1 2

Слайд 9

x y 0 1 1

Слайд 10

Сколько решений имеет система уравнений?

Слайд 11

x y 0 1 1 3 3 A (x 1 ; y 1 ) B (x 2 ; y 2 ) D (x 4 ; y 4 ) C (x 3 ; y 3 )

Слайд 12

Решите систему уравнений.

Слайд 13

x y 0 1 1 4 2 Ответ: (0; 0); (4; 2).

Слайд 14

Ответы к проверочной работе Номер вопроса Вариант 1 Вариант 2 1 1 1 2 2 4 3 4 2 4 1а 1д 2в 2в 3б 3б 4д 4г 5г 5а

Слайд 15

Способы решения системы уравнений с двумя переменными Преимущества Недостатки Графический способ Способ подстановки Способ сложения



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Видновская средняя общеобразовательная школа № 2»

Урок по алгебре по теме:

«Системы уравнений с двумя переменными»

9 класс

Учебник: Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова  «Алгебра 9»

Учитель: Смирнова Т.Ю.


Девиз урока: «Три пути ведут к знанию:

 путь размышления – это путь самый благородный,

путь подражания – это путь самый легкий

и путь опыта – это путь самый горький».

                                                      Конфуций.

Тема урока: Системы уравнений с двумя переменными.

Цели урока:

Образовательные: расширить представление обучающихся о системах уравнений с двумя переменными и на основе приобретенных знаний  сформировать умение решать их графическим способом, сформулировать алгоритм решения систем уравнений графическим способом.

Развивающие: развивать у учащихся мыслительную деятельность, а именно наблюдение, анализ, классификация, обобщение.

Воспитательные:  формировать учебную деятельность (мотивацию, понимание цели,  учебных действий, действий контроля и оценки).

Задачи урока:

  • Выявить уровень усвоения полученных знаний.
  • Создать условия для самооценки своих возможностей и выбора цели в деятельности.
  • Развивать навыки индивидуальной и самостоятельной работы;
  • Побуждать к само-, взаимоконтролю.
  • Вызывать потребность в обосновании своих высказываний.

Тип урока: урок открытия новой учебной информации.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте. Садитесь.

2. Актуализация знаний. (фронтальный опрос)

Учитель: Принято, что человек  свой день обычно начинает с зарядки, т.е. с разминки. Проведем разминку и мы.

Все мы знакомы из курса алгебры с системами уравнений с двумя переменными. Как вы думаете, что надо четко знать, чтобы хорошо решать системы уравнений?

                      Вопросы

       Ответы

1.Что называется решением уравнения с двумя переменными?

Решением уравнения с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая это уравнение в верное равенство.

2.Что мы называем графиком уравнения с двумя переменными?

Графиком уравнения с двумя переменными называется множество точек координатной плоскости, координаты которых обращают уравнение в верное равенство.

3. Сколько пар решений может иметь система уравнений?

Одну. Две, несколько пар чисел.

4. Установите соответствие.

                                                         окружность

                                                кубическая парабола

                                                                гипербола

                                      прямая  

                                                                парабола

5. Назовите, что  является графиком следующих функции? (слайды 1-7)

  а)

  б)

  в)

  д)

  е)

  ж)

 

1) парабола  

2) гипербола  

3) окружность с центром (0;0) и r = 4.

4) прямая .

5) прямая

6) две прямые.

3. Проверка домашнего задания (выборочно). ВЗАИМОКОНТРОЛЬ (работа в парах).

Учитель: Теперь в путь! Чтобы продвинуться вперед, надо показать знания.

«Попытайтесь заменить  запоминание ПОНИМАНИЕМ!»    

                                                                                                            (Колмогоров Андрей Николаевич)

Сейчас проверим эти знания    (открыли тетради с домашней работой).

Назовите способы решения систем уравнений, встреченных в домашней работе (из сборника ОГЭ):

№ 851     способ сложения

Ответ: (1,9; 1,5)

№ 852      способ сложения,

                 способ подстановки

Ответ: (0,2; -0,8)

№855     способ сложения,

               способ подстановки

Ответ: (0; -5); (1; -6)

№858        способ подстановки

Ответ: (6; 2); (-2; -6)

№863      способ подстановки

Ответ: (-4; 3); (-3; 4)

         Оцените решение систем уравнений в домашней работе.

4.  Мотивация учебной деятельности учащихся.

Создается проблемная ситуация: можно ли решить системы уравнений из домашней работы другим способом?

Учащиеся пытаются соотнести уравнения и графики уравнений.

Учитель ставит перед учениками учебную задачу: сформулировать алгоритм решения систем уравнений графическим способом и научиться применять его при выполнении заданий.

5. Изучение новой темы.

Учитель: Записываем число, классная работа, тема урока: «Системы уравнений с двумя переменными».

Все мы знаем,  что правильно выбранный способ решения часто позволяет существенно упростить решение, поэтому все изученные нами способы решения всегда нужно держать в зоне своего внимания.

Решим систему уравнений №855 из домашней работы, используя не алгебраический язык, а геометрический. В его основе – графики уравнений.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

- Что является графиком каждого уравнения? (график 1-е уравнения – прямая; график 2-го уравнения - парабола)

- Сколько нужно взять точек, чтобы построить прямую?

- Как построить параболу?

Учащиеся в тетрадях записывают решение системы.

Учитель: Давайте сформулируем алгоритм графического способа решения систем уравнений  (фронтальная работа с классом). 

Алгоритм графического способа решения систем уравнений.

1) Построить график каждого уравнения системы (в одной системе координат).
2) Найти значения координат точек пересечения построенных графиков.
3) Записать ответ: координаты точек пересечения графиков.

 Учитель: Ответьте еще на один вопрос: Как графический способ используется для вопроса о числе решений систем уравнений с двумя переменными? (Сколько у графиков общих точек – столько решений имеет система).

6. Физкультминутка (гимнастика для глаз). 

7. Закрепление в знакомой или измененной ситуации

Учитель: Решим графически систему уравнений (слайды 8-9).

Пример 1 (из учебника, с.177). Ученик у доски решает.        

 

Ответ: (2,6; 1,6); (-2,6; -1,6); (1,6; 2,6); (-1,6; -2,6).

Далее обучающиеся выполняют задания разного уровня сложности.

      

Задание уровня А.

№442.

№443.

Задание уровня Б.

  1. Решим графически систему уравнений (слайд 10-11)

           

  1. №454 (в)

8. Проверочная работа в форме теста (с последующей проверкой). САМОКОНТРОЛЬ.

Вариант1.

№1. Решением какого уравнения является пара чисел (1; 0)    

 

       а)  х2+у = 1;    б) ху+3 = х;    в)  х(у+2) = 0. 

                                                                                                1) а         2) б       3) в

 

№ 2.  Окружность, изображенная  на рисунке, задана уравнением

Используя этот рисунок, определите, какая из систем уравнений не имеет решения?

1)      2)      3)        4)  

 №3. Сколько решений имеет система уравнений, изображенная на графике:

1) одно;      2)два;       3) три;      4) нет решений.

№ 4. Выберите правильное соответствие уравнений и графиков уравнений

1)                                       а) Гипербола (1 и 3 четверти)

2)                                   б)  Окружность

3)                               в) Прямая

4)                                     г) Парабола (ветви направлены вверх)

5)                                д) Гипербола (2 и 4 четверти)

                                          е) Парабола (ветви направлены вниз)

                                             Вариант 2.

№1. Решением какого уравнения является пара чисел (0; 1)    

        а)   х + у = 1;    б)  ху - 2 = х;      в)  у(х-3) = 0. 

                                                                                            1) а         2) б       3) в

№2.  Окружность, изображенная  на рисунке,  задана уравнением

Используя этот рисунок, определите, какая из систем уравнений не имеет решения?

1)      2)      3)       4)  

 №3. Сколько решений имеет система уравнений, изображенная на графике

1) одно;      2)два;       3) три;      4) нет решений

№4. Установить соответствие

1)                                      а) Гипербола (1 и 3 четверти)

2)                                    б)  Окружность

3)                                в) Прямая

4)                                  г) Парабола (ветви направлены вверх)

5)                                        д) Гипербола (2 и 4 четверти)

                                                        е) Парабола (ветви направлены вниз)

 

По окончании проверочной работы обучающиеся проверяют свои ответы (слайд 12) и сдают работы учителю.

9. Домашнее задание:

п.3.5 (изучить, разобрать примеры 1, 2), обязательно: № 440, № 444 (б, в), сборник ОГЭ №1583-1586; дополнительно: № 452 (б, г), № 453 (б, г), №454 (б).

Сделать выводы о преимуществах и недостатках каждого способа решения систем уравнений с двумя переменным, заполнив таблицу (таблица у каждого на парте).

Способы решения системы уравнений с двумя переменными

Преимущества

Недостатки

Графический способ

Способ подстановки

Способ сложения

10. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Какая задача состояла перед нами в начале урока?

- Можно ли считать, что мы ее решили?

-  Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что понравилось?

- Что было трудным?

- Кто хорошо понял  алгоритм решения систем уравнений способом группировки и может рассказать его?

Всем спасибо за сотрудничество и активность, желаю успешного выполнения домашнего задания.


Приложение 1

Проверочная работа в форме теста.

Вариант1.

№1. Решением какого уравнения является пара чисел (1; 0)    

 

       а)  х2+у = 1;    б) ху+3 = х;    в)  х(у+2) = 0. 

                                                                                                1) а         2) б       3) в

 

№ 2.  Окружность, изображенная  на рисунке, задана уравнением

Используя этот рисунок, определите, какая из систем уравнений не имеет решения?

1)      2)      3)        4)  

 №3. Сколько решений имеет система уравнений, изображенная на графике:

1) одно;      2)два;       3) три;      4) нет решений.

№ 4. Выберите правильное соответствие уравнений и графиков уравнений

1)                                       а) Гипербола (1 и 3 четверти)

2)                                   б)  Окружность

3)                               в) Прямая

4)                                     г) Парабола (ветви направлены вверх)

5)                                д) Гипербола (2 и 4 четверти)

                                          е) Парабола (ветви направлены вниз)

                                           


Вариант 2.

№1. Решением какого уравнения является пара чисел (0; 1)    

        а)   х + у = 1;    б)  ху - 2 = х;      в)  у(х-3) = 0. 

                                                                                            1) а         2) б       3) в

№2.  Окружность, изображенная  на рисунке,  задана уравнением  .

Используя этот рисунок, определите, какая из систем уравнений не имеет решения?

1)      2)      3)       4)  

 №3. Сколько решений имеет система уравнений, изображенная на графике

1) одно;      2)два;       3) три;      4) нет решений

№4. Установить соответствие

1)                                      а) Гипербола (1 и 3 четверти)

2)                                    б)  Окружность

3)                                в) Прямая

4)                                  г) Парабола (ветви направлены вверх)

5)                                        д) Гипербола (2 и 4 четверти)

                                                        е) Парабола (ветви направлены вниз)


Приложение 2

Способы решения системы уравнений с двумя переменными

Преимущества

Недостатки

Графический способ

Способ подстановки

Способ сложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации к урокам алгебры в 7 классе по теме "Системы линейных уравнений с двумя неизвестными".

Презентации  сделаны к урокам алгебры в 7 классе по теме "Системы линейных уравнений с двумя неизвестными". Эти презентации могут быть как частью урока, так и  монтировать целый ур...

разработка урока алгебры в 7 классе по теме "Системы линейных уравнений с двумя переменными"

Представленный урок алгебры в 7 классе по учебнику  Ю.Н.Макарычева идр. разработан с позиции системного подхода на основе современных психолого-педагогических  и методических концепций, где ...

Урок алгебры в 7 классе по теме «Системы линейных уравнений с двумя неизвестными».

Урок закрепления темы "Системы линейных уравнений с двумя неизвестными" - 10 урок в теме. На уроке применяются коллективная, групповая, индивидуальная, дифференцированная формы работы....

Урок алгебры в 7 классе по теме "Системы линейных уравнений с двумя переменными"

Урок алгебры в 7 классе по теме "Системы линейных уравнений с двумя переменными". Технологическая карта урока и презентация к уроку....

Урок алгебры в 7 классе по теме «Системы линейных уравнений с двумя неизвестными»

Урок закрепления темы "Системы линейных уравнений с двумя неизвестными" - 10 урок в теме. На уроке применяются коллективная, групповая, индивидуальная, дифференцированная формы работы....

Урок алгебры в 7 классе по теме: Системы линейных уравнений с двумя переменными

Учитель: Серен-оол С.А.Тип урока: урок изучения нового материалаУМК: Макарычев Ю.Н.Класс: 7...