Урок алгебры «Уравнения в курсе алгебры»
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему
Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме, совершенствование умений и навыков решения уравнений с одной переменной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок алгебры «Уравнения в курсе алгебры»
в 9 классе по теме «Итоговое повторение»
Основные цели урока:
Образовательные: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме, совершенствование умений и навыков решения уравнений с одной переменной.
Развивающие: развитие внимательности, собранности и аккуратности; развитие умения работать самостоятельно и в парах, ставить перед собой цель и делать выводы, выполнять безошибочно необходимые арифметические вычисления.
Воспитательные: воспитание чувства ответственности, культура труда, аккуратности.
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, экран, раздаточный дифференцированный материал.
План урока:
- Организационный момент. Постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач.
- Повторение теоретического материала блока через многократное повторение и примеры теста; классификация способов решения уравнений.
- Выполнение учащимися самостоятельной работы (3 уровня сложности);
- Итоги урока, постановка домашнего задания.
Ход урока:
1) Сообщение темы и цели урока. Сегодня у нас урок-повторение по теме: «Уравнения в курсе алгебры» (Презентация, слайд 1). Н.Е.Жуковский сказал: «В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии». Сегодня на уроке мы ещё раз увидим всю красоту такой математической структуры как уравнения. Ведь уравнения - одна из сквозных тем всего курса математики, проходящая красной линией с 1 по 11 класс. И нет в математике ничего изящнее, чем красиво решённое уравнение.
2) Повторение теоретического материала.
- Устно повторим основные понятия по нарастающей схеме: уравнение; корень уравнения; решить уравнение; равносильные уравнения; степень уравнения.
- Установите соответствие (слайд 2):
Уравнение | значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство | |
Корень уравнения | значит найти все его корни или доказать, что корней нет | |
Решить уравнение | это максимальный или наибольший показатель степени переменной, присутствующей в уравнении. Чтобы ее определить, достаточно обратить внимание на значение степеней имеющихся переменных. | |
Равносильные уравнения | уравнения, имеющие одно и то же множество корней | |
Степень уравнения | равенство, содержащее переменную |
Тест (слайды 3-7)
1. Укажите номера целых уравнений:
1) х2(5х3 – 2х2) + 8 – 5х5 + х3 = 0
2) +
= 4
3) = 0
4) =
2. Определите степень уравнения х4(х + 2) – х5 – 2х4 + 6х = 0
1) 4-я степень
2) 5-я степень
3) 1-я степень
4) степень уравнения определить невозможно
3. Корнями какого уравнения являются числа -2; 0; 2:
1) х3 – 4х = 0
2) х(х2 – 4х + 4) = 0
3) х3 – 2х = 0
4) х3 – 4х + 4 = 0
4. Для уравнения (х + 3)2 – 6х + 5х2 = 1 выберите ему равносильное:
1) 6х2 + 12х + 8 = 0
2) 6х2 – 8 = 0
3) 6х2 + 8 = 0
4) 6х2 – 6х + 8 = 0
5. Определите вид уравнения:
2х4 – 5х2 = 3
1) квадратное
2) биквадратное
3) кубическое
4) нельзя определить, не хватает данных.
Сделать классификацию способов решения уравнений (слайд 8).
- Прежде чем перейти к практикуму по решению целых уравнений, используя опорный конспект и уравнения, нужно определить способ решения этого уравнения.
1) x3 +10x = 0
2) (х – 2)( x2 - 8x) = 0
3) 6x4 + 3x2 - 5= 0
4) (x2 - 5х)(x2 - 5х + 10) = 0
5) x2 = х – 2
6)2 x4 + 3 x3 - 8 x2 – 12х = 0
7) (2 - )(4 -
= 0
Рекомендуемый способ решения:
- Разложение на множители (вынесение общего множителя);
- Равенство произведения нулю;
- Биквадратное уравнение, замена переменной;
- Введение новой переменной;
- Применить графический способ решения;
- Разложение на множители способом группировки.
- Внимание на экран, проверим решение теста.
Решение уравнения с одной переменной графическим способом.
- Графический способ решения уравнений вида имеет следующую схему (слайд 9):
Чтобы графически решить уравнение f(x) = g(x), нужно
Рассмотреть две функции y = f(x) и y = g(x),
Построить график функции y = f(x);
Построить график функции y = g(x) в той же системе координат;
Найти абсциссы точек пересечения графиков функций, которые являются корнями уравнения f(x) = g(x);
Используя данную схему, решим графически уравнения =
,
= -1,5x + 2,5.
3) Самостоятельное решение уравнений по отработке умений и навыков. Он включает в себя 3 основных обязательных уровня и один дополнительный уровень, задания идут по нарастающей. Цели дойти до конца всем - нет. У каждого своя программа. Для кого-то успешный 2 уровень - это уже очень хорошо, а для другого ученика - это только ступенька, чтобы подняться ещё выше.
Уровень 1. Служит своеобразной стартовой площадкой для дальнейшего решения уравнений более высокой степени. Следует решить уравнения из таблицы, проверить результат и если вы успешно справились, то перейти к следующему заданию.
уравнение | задание | ответ |
(х+5)(3х-6) = 0 | решить уравнение | |
х3- 6х = 0 | указать количество корней | |
x2 - 6x + 8 = 0 | решить уравнение |
Уровень 2. Решить уравнения, сделав замену переменных.
Цель: Закрепить способ решения уравнений, используя замену переменных.
уравнение | задание | ответ |
(х² + 6х)² –5 (х² + 6х) = 24 | найти количество корней уравнения | |
(х² + 3х) ² + 2(х² + 3х) – 120 = 0 | найти произведение корней уравнения |
Уровень 3. Решение биквадратных уравнений.
Цель: Закрепить способ решения биквадратных уравнений.
уравнение | задание | ответ |
х4 – 2х2 – 3 = 0 | найти сумму корней уравнения | |
4х4 – 5х2 + 1 = 0 | укажите количество целых корней уравнения |
Уровень 4. Решить уравнения высшей степени.
Цель: Закрепить разные способы решения уравнений высших степеней
уравнение | задание | ответ |
(х2 + 2х)(х2 + 3х + 2) = 0 | найти наименьший корень уравнения | |
х5 + х4 – 6х3 – 6х2 + 5х + 5 = 0 | решить уравнение | |
(х2 – 1)(х2 + 1) – 5(х2 - 1) = 0 | определить вид уравнения, указать количество корней |
Критерии оценивания: за каждое верное решение уравнения 1 балл.
Оценка «5» - 9-10 баллов; «4» - 7-8 баллов; «3» -5-6 баллов; «2» - менее 5баллов
4)Итог урока.
- Итак, сегодня на уроке мы обобщили такую важную тему, как решение уравнений. Конечно, школьная линия уравнений на этом не заканчивается, но полученные знания найдут своё применение при сдаче ГИА и в дальнейшем при изучении математики. А теперь давайте, ребята обобщим то, о чём мы говорили.
- Какой степени были уравнения?
- Вспомните способы решения уравнений.
Домашнее задание: Алгебра. 9 класс. Ч. 2. А.Г. Мордкович стр. 176 № 2, 4, 9, 15.
Оцените урок. В конце записей поставьте оценку за урок
- Я доволен уроком, мне все понравилось, я всё понял(а).
- Мне понравился урок, но в моих знаниях есть пробелы.
Продолжи предложение
- Какие виды уравнений вызвали затруднения и требуют повторения…
- В каких знаниях уверен…
- Над чем следовало бы ещё поработать…
Литература:
- Алгебра 7-9. Тесты./А.Г. Мордкович, Е.Е. Тульчинская, М. Мнемозина, 2007.
- Высоцкий И.Р. ОГЭ 2016. Математика 3 модуля. Основной государственный экзамен 50 вариантов типовых текстовых заданий/ Высоцкий И.Р., Рослова Л.О., Кузнецова Л.В., Смирнов В.А., Хачатурян А.В., Местаков С.А., Гордин Р.К., Трепалин А.Т., Семенов А.В., Захаров П.И.; под ред. Ященко И.В. – М.:Издательство «Экзамен», 2016. – 295 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
8 класс урок алгебры "Уравнения сводящиеся к квадратным"
Урок совершенствования и систематизации знанийФорма проведения: экскурсия по достопримечательностям Бурятии...
8 класс урок алгебры "Уравнения сводящиеся к квадратным"
Урок совершенствования и систематизации знанийФорма проведения: экскурсия по достопримечательностям Бурятии...

Презентация к урокам алгебры. "Итоговое повторение курса алгебры за 8 класс"
На последних уроках в конце учебного года, как правило, рассматриваются вопросы повторения тем, изученных в течении года. Цель ресурса – повторить материал прошедшего учебного года. Презентация предпо...

элективный курс "уравнения в курсе алгебры" 11 класс
программа элективного курса расчитана на 35 часов, для подготовки к ЕГЭ...

Методические особенности обучения учащихся решению уравнений в курсе алгебры 8 класса
Данный материал содержит методические особенности обучения учащихся решению уравнений в курсе алгебры 8 класса....

Обобщающий урок: "Квадратные уравнения" 8 класс алгебра
Презентация к уроку с историческими фактами, кроссворды, кретерии оценки работы....