Урок по теме "Решение квадратных уравнений", 8 класс
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Итоговый урок по теме
«Квадратные уравнения»
Цели:
- Обобщить и систематизировать материал по данной теме.
- Провести диагностику усвоения системы знаний и умений и ее применение для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.
- Содействовать рациональной организации труда; введением игровой ситуации снять нервно-психическое напряжение; развивать познавательные процессы, память, воображение, мышление, внимание, наблюдательность, сообразительность; выработать самооценку в выборе пути, критерии оценки своей работы и работы товарища; повысить интерес учащихся к нестандартным задачам, сформировать у них положительный мотив учения.
Содержание темы.
Данная тема по программе 8 класса по алгебре из Федерального комплекта.
Тип урока.
Урок обобщения и систематизации с дидактической игрой «Крестики – нолики».
Организационные формы общения.
Групповая, индивидуальная.
Структура урока.
- Мотивационная беседа с последующей постановкой цели (игровой замысел).
- Сообщение правил игры.
- Входной контроль – игровые действия, в процессе которых происходит актуализация опорных знаний.
- Игровые действия, в процессе которых раскрывается познавательное содержание; происходит воспроизведение и коррекция учебных знаний; проводится диагностика усвоения системы знаний и умений и ее применение для выполнения практических заданий стандарта с переходом на более высокий уровень.
- Итог игры, подведение итогов урока.
- Творческое домашнее задание.
- Рефлексия.
Ход урока.
I. Мотивационная беседа с учащимися.
II. Сообщение правил игры.
П р а в и л а и г р ы. Класс разбивается на 2 команды, которые решают задачи. С помощью жребия выбирается код команды – «крестик» или «нолик». Выигрывает та команда, которая набирает большее количество своих знаков. Команда, которая с очередным заданием справилась быстрее, имеет право выбора следующего конкурса. Непременное условие игры – начинать с конкурса «Вспомни».
Оформление. На экране расположена таблица с названием конкурсов, каждая графа которой содержит определенное задание.
Вспомни | Т | SOS |
! | Черный ящик | Тест – прогноз |
Реши задачу | Письмо из прошлого | Эрудит |
Если команда выиграла конкурс, то в таблице вместо названия конкурса проставляется код команды – «крестик» или «нолик», так участники могут следить за ходом игры.
III. Актуализация опорных знаний.
Входной контроль. Конкурс «Вспомни»
Заполнить таблицу, где а, в, с – коэффициенты квадратного уравнения
ах2 + вх + с = 0, D – дискриминант, N – число корней уравнения и х1 , х2 – корни этого уравнения.
Уравнения | а | в | с | D | N | х1, х2 | х1 + х2 | х1 * х2 |
2х2 = 0 | ||||||||
х2 + 4х = 0 | ||||||||
х2 - 9 = 0 | ||||||||
х2 + 5 = 0 | ||||||||
5х2 – 2 = 0 | ||||||||
х2 - 10х + 21 = 0 |
Уравнения | а | в | с | D | N | х1, х2 | х1 + х2 | х1 * х2 |
2х2 = 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 |
х2 + 4х = 0 | 1 | 4 | 0 | 25 | 2 | -4; 0 | -4 | 0 |
х2 - 9 = 0 | 1 | 0 | -9 | 36 | 2 | -3; 3 | 0 | -9 |
х2 + 5 = 0 | 1 | 0 | 5 | -20 | - | - | - | - |
5х 2– 2 = 0 | 5 | 0 | -2 | 40 | 2 | - 0,4; 0,4 | 0 | -0,4 |
х 2- 10х + 21 = 0 | 1 | -10 | 21 | 16 | 2 | 3; 7 | 10 | 21 |
IV. Игровые действия.
Следующие конкурсы проходят в таком порядке, в каком их выбирают команды, проставляя в таблице соответственно «крестик» или «нолик», поэтому структура урока может измениться в рамках игровых действий.
Конкурс «Т».
Каждой команде предлагается ответить на следующие вопросы:
- Определение квадратного уравнения.
- Виды квадратных уравнений.
- Что называется дискриминантом квадратного уравнения?
- От чего зависит количество корней квадратного уравнения?
- Каковы формулы для нахождения корней квадратного уравнения?
- Формулировка теоремы Виета.
Конкурс «SOS».
В этом конкурсе каждой команде предлагается выяснить следующее:
1. Какие уравнения называются биквадратными?
2. Сколько корней может иметь биквадратное уравнение?
3. Решите уравнение:
1) х4 – 5х2 + 6 = 0
2) х4 – 13х2 + 36 = 0
3) х4 + 81 = 0
4) х4 – 16 = 0
Конкурс «Тест – прогноз»
Каждой команде предлагается решить следующие уравнения.
Вариант 1 | Ответы к вар.1 | Вариант 2 | Ответы к вар.2 |
2х2 + 3х – 5 = 0 | 5х2 - 7х + 2 = 0 | ||
3х2 + 5х – 2 = 0 | 2х2 - 7х + 3 = 0 | ||
3х 2 + 2х – 5 = 0 | 5х2 - 3х – 2 = 0 | ||
10х 2 + 5х = 0 | 12х2 + 3х = 0 | ||
х 2 + 3 = 3 – х | х2 + 2 = х + 2 | ||
2х 2 – 8 = 0 | 3х2 – 75 = 0 | ||
5х + 2 = 2 – 2х2 | 2х2 + 3 = 3 – 7х | ||
х 2 - 6х = 4х – 25 | х2 + 2х = 16х – 49 |
Вариант 1 | Ответы к вар.1 | Вариант 2 | Ответы к вар.2 |
2х2 + 3х – 5 = 0 | 1 ; - 2,5 | 5х2 - 7х + 2 = 0 | 0,4 ; 1 |
3х2 + 5х – 2 = 0 | - 2 ; 1/3 | 2х2 - 7х + 3 = 0 | 0,5 ; 3 |
3х 2 + 2х – 5 = 0 | 1 ; - (1+2/3) | 5х2 - 3х – 2 = 0 | - 0,4 ; 1 |
10х 2 + 5х = 0 | 0 ; -1/2 | 12х2 + 3х = 0 | 0 ; - 1/4 |
х 2 + 3 = 3 – х | - 1 ; 0 | х2 + 2 = х + 2 | 0 ; 1 |
2х 2 – 8 = 0 | - 2 ; 2 | 3х2 – 75 = 0 | - 5 ; 5 |
5х + 2 = 2 – 2х2 | 0 ; - 2,5 | 2х2 + 3 = 3 – 7х | 0 ; - 3,5 |
х 2 - 6х = 4х – 25 | 5 | х2 + 2х = 16х – 49 | 7 |
Конкурс «Реши задачу».
Каждой команде предлагается задача.
Периметр прямоугольника равен 20 см. Найдите его стороны, если известно, что площадь прямоугольника равна 24 см2 .
Конкурс « ! »
Каждой команде предлагается составить приведенное квадратное уравнение, имеющее два совпадающих корня, равных 3 ( равных 6 ).
Конкурс «Письмо из прошлого».
Задачи на квадратные уравнения встречаются в трудах индийских математиков уже с V в.н.э. Вот одна из задач индийского математика ХII в. Бхаскары:
Обезьянок резвых стая,
Всласть поевши, развлекалась.
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась.
А двенадцать по лианам…
Стали прыгать, повисая…
Сколько ж было обезьянок,
Вы скажите, в этой стае?
Конкурс «Черный ящик»
Каждой команде предлагается решить уравнение.
Вариант 1 | Вариант2 |
(х2 –5х +7)2 - 2(х2–5х +7) – 3 = 0 | (х2 +3х -25)2 - 2(х2+3х -25) – 3 = 0 |
Конкурс «Эрудит»
Учитель делает сообщение о комплексных числах.
Рассмотрим уравнение х2 – 2х + 2 = 0.
Хотя оно имеет отрицательный дискриминант D = - 4, напишем чисто формально формулы для его корней:
х1 = х2 =
Упростив выражение, получим х1 = 1 + - 1 ; х2 = 1 - -1.
До сих пор мы считали, что выражения не имеют смысла, так как символу -1 не соответствует никакое действительное число. Однако этот символ оказался очень полезным в математике. Его обозначают буквой i : - 1 = i и называют мнимой единицей.
С помощью мнимой единицы i и действительных чисел можно составлять буквенные выражения.
Например, 1 + i; i2 + i3, 3 + 5i.
Для таких буквенных выражений создано счисление, подчиняющееся следующему правилу: эти выражения преобразуются как обычные буквенные выражения, однако при этом считают, что i = - 1.
Выражение а + вi, где а и в – действительные числа, а i – мнимая единица, называют комплексным числом.
Действительное число а есть частный случай комплексного числа а + вi при в = 0 : а + 0i = а.
Выражение вi, где в – действительное число, называют мнимым числом. Например, 3i, -i, -7i – мнимые числа. Мнимое число вi есть частный случай комплексного числа а + вi при а = 0 : 0 + вi = вi. Наконец, считают, что -7 = 7 * -1 = 7 *i.
Итак, выражение 1+ -1 и 1 - -1 представляют собой комплексные числа х1=1+i и х2= 1 – i.
Числа а + вi и а - вi называют сопряженными. Например, 3 + 2i и 3 – 2i есть сопряженные числа.
С введением комплексных чисел можно утверждать, что любое квадратное уравнение имеет два корня: действительные различные, если дискриминант положительный, действительные совпадающие, если дискриминант равен нулю, и комплексные (различные), если дискриминант отрицательный.
V. Итог урока.
Подводится итог игры, определяются победители, они и получают высший балл на уроке, а другая на балл ниже. Учителю дается право оценить индивидуально нескольких учащихся в зависимости от активности на уроке.
VI. Домашнее задание.
В качестве дополнения к домашнему заданию, которое дано в процессе урока, можно предложить не менее творческую работу, например: составить самостоятельно сценарий игры с соседом по парте, придумав новые конкурсы.
VII. Рефлексия.
В конце урока обязательно провести беседу с учащимися, в которой выяснить, что нового они узнали на уроке, понравилась ли им игра, что необходимо изменить, чтобы было еще интереснее.
Квадратные уравнения
Вспомни | Т | SOS |
! | Черный ящик | Тест – прогноз |
Реши задачу | Письмо из прошлого | Эрудит |
Конкурс «Вспомни»
Заполнить таблицу, где а, в, с – коэффициенты квадратного уравнения
ах2 + вх + с = 0, D – дискриминант, N – число корней уравнения и х1 , х2 – корни этого уравнения.
Уравнения | а | в | с | D | N | х1, х2 | х1 + х2 | х1 * х2 |
2х2 = 0 | ||||||||
х2 + 4х = 0 | ||||||||
х2 - 9 = 0 | ||||||||
х2 + 5 = 0 | ||||||||
5х2 – 2 = 0 | ||||||||
х2 - 10х + 21 = 0 |
Конкурс «Тест – прогноз»
Каждой команде предлагается решить следующие уравнения.
Вариант 1 | Ответы к вар.1 |
2х2 + 3х – 5 = 0 | |
3х2 + 5х – 2 = 0 | |
3х 2 + 2х – 5 = 0 | |
10х 2 + 5х = 0 | |
х 2 + 3 = 3 – х | |
2х 2 – 8 = 0 | |
5х + 2 = 2 – 2х2 | |
х 2 - 6х = 4х – 25 |
Конкурс «Черный ящик»
Каждой команде предлагается решить уравнение.
Вариант 1 |
(х2 –5х +7)2 - 2(х2–5х +7) – 3 = 0 |
Квадратные уравнения
Вспомни | Т | SOS |
! | Черный ящик | Тест – прогноз |
Реши задачу | Письмо из прошлого | Эрудит |
Конкурс «Вспомни»
Заполнить таблицу, где а, в, с – коэффициенты квадратного уравнения
ах2 + вх + с = 0, D – дискриминант, N – число корней уравнения и х1 , х2 – корни этого уравнения.
Уравнения | а | в | с | D | N | х1, х2 | х1 + х2 | х1 * х2 |
2х2 = 0 | ||||||||
х2 + 4х = 0 | ||||||||
х2 - 9 = 0 | ||||||||
х2 + 5 = 0 | ||||||||
5х2 – 2 = 0 | ||||||||
х2 - 10х + 21 = 0 |
Конкурс «Тест – прогноз»
Каждой команде предлагается решить следующие уравнения.
Вариант 2 | Ответы к вар.2 |
5х2 - 7х + 2 = 0 | |
2х2 - 7х + 3 = 0 | |
5х2 - 3х – 2 = 0 | |
12х2 + 3х = 0 | |
х2 + 2 = х + 2 | |
3х2 – 75 = 0 | |
2х2 + 3 = 3 – 7х | |
х2 + 2х = 16х – 49 |
Конкурс «Черный ящик»
Каждой команде предлагается решить уравнение.
Вариант2 |
(х2 +3х -25)2 - 2(х2+3х -25) – 3 = 0 |
Уравнения | а | в | с | D | N | х1, х2 | х1 + х2 | х1 * х2 |
2х2 = 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 |
х2 + 4х = 0 | 1 | 4 | 0 | 25 | 2 | -4; 0 | -4 | 0 |
х2 - 9 = 0 | 1 | 0 | -9 | 36 | 2 | -3; 3 | 0 | -9 |
х2 + 5 = 0 | 1 | 0 | 5 | -20 | - | - | - | - |
5х 2– 2 = 0 | 5 | 0 | -2 | 40 | 2 | - 0,4; 0,4 | 0 | -0,4 |
х 2- 10х + 21 = 0 | 1 | -10 | 21 | 16 | 2 | 3; 7 | 10 | 21 |
Вариант 2 | Ответы к вар.2 |
5х2 - 7х + 2 = 0 | 0,4 ; 1 |
2х2 - 7х + 3 = 0 | 0,5 ; 3 |
5х2 - 3х – 2 = 0 | - 0,4 ; 1 |
12х2 + 3х = 0 | 0 ; - 1/4 |
х2 + 2 = х + 2 | 0 ; 1 |
3х2 – 75 = 0 | - 5 ; 5 |
2х2 + 3 = 3 – 7х | 0 ; - 3,5 |
х2 + 2х = 16х – 49 | 7 |
Уравнения | а | в | с | D | N | х1, х2 | х1 + х2 | х1 * х2 |
2х2 = 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 |
х2 + 4х = 0 | 1 | 4 | 0 | 25 | 2 | -4; 0 | -4 | 0 |
х2 - 9 = 0 | 1 | 0 | -9 | 36 | 2 | -3; 3 | 0 | -9 |
х2 + 5 = 0 | 1 | 0 | 5 | -20 | - | - | - | - |
5х 2– 2 = 0 | 5 | 0 | -2 | 40 | 2 | - 0,4; 0,4 | 0 | -0,4 |
х 2- 10х + 21 = 0 | 1 | -10 | 21 | 16 | 2 | 3; 7 | 10 | 21 |
Вариант 1 | Ответы к вар.1 |
2х2 + 3х – 5 = 0 | 1 ; - 2,5 |
3х2 + 5х – 2 = 0 | - 2 ; 1/3 |
3х 2 + 2х – 5 = 0 | 1 ; - (1+2/3) |
10х 2 + 5х = 0 | 0 ; -1/2 |
х 2 + 3 = 3 – х | - 1 ; 0 |
2х 2 – 8 = 0 | - 2 ; 2 |
5х + 2 = 2 – 2х2 | 0 ; - 2,5 |
х 2 - 6х = 4х – 25 | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие "Решение квадратных уравнений" 8 класс
Цели урока:Образовательные: систематизировать и обобщить знания по теме.Развивающие: развивать математическую логику.Воспитательные: прививать интерес к изучению предмета математики.Тип урока: урок об...
Методическая разработка урока по теме "Квадратные уравнения"для 8 класса
Методическая разработка урока по теме "Квадратные уравнения"...
Урок обобщающего разноуровневого повторения в 9 классе Тема урока: "Способы решения квадратных уравнений"
Урок разработан для учащихся 9 класса МОУ СОШ №1.Анализ результатов диагностических краевых работ показывает, что в каждой краев...
Обобщающий урок по теме "Квадратные уравнения" 8 класс.
Обобщающий урок по алгебре в 8 классепо теме «Квадратные уравнения»....
разработка 1-2 уроков из цикла уроков по теме "Квадратные уравнения" в 8 классе физико – математического профиля
В данной работе представлены разработки 1-2 урока из цикла 16 уроков в 8 классе физико – математического профиля по теме «Квадратные уравнения» Уроки составлены соответственно программе для обще...
Конспект урока по теме: квадратные уравнения. Решение квадратных уравнений.
Урок в 8 классе по теме Учитель математики: Папшева Ю.А. Тема урока: Квадратные уравнения. Ре...
Конспект урока: «Неполные квадратные уравнения» Класс: 8 класс
Тема урока: «Неполные квадратные уравнения»УМК: Ю.Н. Макарычев и др.Тип урока: урок изучения нового материала.Технологии: технология сотрудничества, здоровьесберегающая , развив...