Факультативный курс "Процентные расчеты на каждый день", 7 класс
календарно-тематическое планирование по алгебре (7 класс) на тему
Факультативный курс расчитан на 34 часа, затрагивает различные задачи, направленные на практическую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа
Бутурлиновского муниципального района
Воронежской области 397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71
тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31, эл. адрес: but-school@mail.ru
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО учителей от _____ 201_ года № 1 ___________ _________ подпись руководителя МО Ф.И.О. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________________ подпись Ф.И.О. __________ 201_ года | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора школы __________ Штельцер И.Е. №______ от _________ 201__г . |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По __факультативному курсу по математике «Процентные расчеты на каждый день»___
(указать учебный предмет, курс)
Уровень образования (класс) __основное общее образование, 7 в класс____
(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)
Количество часов __ 34
Учитель __Критинина О.М._________________________________________________
Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по математике (www.mon.gov.ru, 2005 год) и в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений по алгебре «Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.-2-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2009»
_____________________________________________________________________________
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Факультативный курс для подготовки учащихся 7 класса посвящен одному из очень важных в современной жизни математических понятий - понятию процента.
Курс расширяет базовый курс математики и позволяет учащимся осознать практическую ценность математики, проверить свои способности к математике.
Вопросы, рассматриваемые в курсе, тесно примыкают к основному курсу и позволят удовлетворить познавательную активность учащихся. Кроме того, данный факультативный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности по математике и осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, способствует выработке у учащихся содержательного понимания смысла термина «процент», значительно расширяет круг задач, решаемых с его применением. Курс позволяет показать учащимся широту применения в жизни такого простого и известного математического аппарата, как процентные вычисления. При решении задач очевидны межпредметные связи с химией, физикой, экономикой, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся.
Задачи финансовой математики представляют в настоящее время интерес не только для будущих финансистов и экономистов, но и для всех людей. В жизни каждый из нас ежедневно встречается с ценами на товары и услуги. С такими задачами приходится иметь дело при оформлении в банке сберегательного вклада или кредита, покупке товара в рассрочку, при выплате пени, налогов, страхования. И именно школьная математика в ответе за то, чтобы эти встречи не оборачивались для людей финансовыми потерями. Не маловажным является тот факт, что такие задачи выразительно демонстрируют практическую ценность математики.
Одновременно с этим, содержание курса даёт возможность каждому ученику активно включиться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя.
При подготовке и проведении занятий факультативного курса рекомендуется применять исследовательский и деятельностный подход, с тем, чтобы способствовать процессу самоопределения учащихся и помочь им адекватно оценить себя, не занизив уровень самооценки. В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который предоставляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал. Кроме того, такая методика проведения занятий обеспечивает системное включение ребенка в процесс самостоятельного построения новых знаний и позволяет осуществлять уровневую дифференциацию.
Цель курса: расширить представления учащихся о процентных вычислениях за счет обогащения жизненного опыта разнообразным спектром задач; способствовать осознанному выбору профиля дальнейшего обучения; повысить уровень компетентности.
Задачи курса
1. Ознакомить учащихся с историей возникновения процента.
2. Показать учащимся применение процентов в различных жизненных ситуациях (распродажа, тарифы, штрафы, голосование).
3. Познакомить учащихся с некоторыми банковскими операциями, при выполнении которых требуется применить проценты.
4. Показать учащимся методы решения задач на сплавы, смеси, растворы с помощью процентов.
5. Привить учащимся основы экономической грамотности.
6. Развивать способности учащихся к математической деятельности.
7. Предоставить учащимся возможность проанализировать свои способности к математической деятельности.
8. Обогатить жизненный опыт учащихся методами решения задач с помощью
процентов.
Содержание курса
Тема 1. Понятие процента, история возникновения.
Понятие процента. История возникновения. Процентные отношения (сколько процентов составляет А от В; на сколько процентов А больше, чем В; на сколько процентов А меньше, чем В).
Тема 2. Проценты в жизненных ситуациях.
Применение процентов при решении задач о распродажах, тарифах, штрафах и голосовании. Представленные задачи часто могут быть решены разными способами. Важно, чтобы каждый ученик самостоятельно выбрал свой способ решения, наиболее ему удобный и понятный. При решении задач предполагается использование калькулятора - всюду, где это целесообразно. Решение задач.
Тема 3. Проценты и банковские операции.
Простые и сложные проценты. Срок кредита. Учетная ставка. Оформление векселей. Дисконт. Вычисление процентной ставки. Решение задач.
Тема 4. Задачи на смеси, сплавы и растворы.
Концентрация вещества. Процентное содержание. Допущения, используемые при решении задач данного типа. Решение задач.
Тема 5. Итоговое занятие.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения факультативных занятий у учащихся закрепятся знания, связанные с содержанием программы школьного курса математики; улучшатся вычислительные навыки и навыки работы с величинами, учащиеся получат навыки самостоятельной и творческой работы с дополнительной математической литературой.
Исторический материал позволит повысить интерес учащихся к изучению математики, сформирует положительное эмоциональное отношение к учебному предмету, расширит математический кругозор учащихся, что способствует развитию их интеллектуальных и творческих способностей.
Предлагаемые факультативные занятия, отвечая образовательным, воспитательным и развивающим целям обучения, усилят прикладную направленность преподавания математики. Таким образом, программа факультативных занятий, отвечая образовательным, воспитательным и развивающим целям обучения, имея большую информационную насыщенность, даёт возможность познакомить учащихся с интересным занимательным математическим материалом, который окажется полезным не только для расширения их знаний по математике, но и для развития познавательных интересов и творческой активности. Факультативный курс имеет и пропедевтическую направленность, его изучение позволит учащимся сформировать представления о своих возможностях в области математики.
Учебно-тематический план курса.
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | История возникновения процента. | 2 |
Понятие процента. | ||
2. | Проценты в жизненных ситуациях | 10 |
3. | Проценты и банковские операции | 10 |
4. | Задачи на смеси, сплавы и растворы | 11 |
6. | Итоговое занятие | 1 |
Учебно-методическое обеспечение курса.
- Барабанов 0.0. Задачи на проценты как проблема нормы словоупотребления. \\ Математика в школе, № 5, 2003.
- Барабанов 0.0. Конкурсный экзамен по математике. Формулы успеха. - Ковров, 1998.
- Денишева Л.О., Миндюк М.Б., Седова Е.А. Дидактические материалы по алгебре началам анализа. Пособие для учащихся 10-11 классов. - М.: Издательский дом «ГЕНЖЕР», 1995.
- Захарова А.Е. Несколько задач про «цены». \\ Математика в школе, №8, 2002.
- Петров В. А. Элементы финансовой математики на уроках.\\ Математика в школе, №8,2002.
- Сборник задач по математике для поступающих в вузы (с решениями). В двух книгах. Книга 1. Алгебра / Под ред. М.И.Сканави. - 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век»: Мир и образование, 2001.
- Симонов А.С. Экономика на уроках математики. - М.: Школа - Пресс, 1999.
- Спивак В.А. Тысяча и одна задача по математике: Кн. для учащихся 5-7 кл. / А.В.Спивак. - М.: Просвешение, 2002.
- Фирсова М.М. Урок решения задач с экономическим содержанием,\\ Математика в школе,№8,2002.
- Ю.Студенецкая В.Н., СагателоваJI.C. Сборник элективных курсов - Волгоград: Учитель,2007
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа
Бутурлиновского муниципального района
Воронежской области 397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71
тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31, эл. адрес: but-school@mail.ru
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ Васильченко В.Д. подпись Ф,И,О, ________________2016 года |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Факультативного курса по математике «Процентные расчеты на каждый день»___
Класс_ 7 в класс_________________________________________________________
Учитель __Критинина О.М._______________________________________________
Количество часов __ 34 часа; в неделю ___1___час
Учитель __Критинина О.М._________________________________________________
Планирование составлено на основе рабочей программы, согласованной МО учителей физики, математики, информатики, утвержденной приказом №155 от 29.08.2016г.
2016
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Содержание материала | Количество уроков | Дата | |
По плану | По факту | |||
1 | История возникновения процента | 1 | ||
2 | Понятие процента | 1 | ||
3 | Вычисление процентов на распродажах. Решение задач. | 1 | ||
4 | Вычисление процентов на распродажах. Решение задач. | 1 | ||
5 | Вычисление процентов при штрафах. Решение задач. | 1 | ||
6 | Вычисление процентов при штрафах. Решение задач. | 1 | ||
7 | Вычисление процентов при голосовании. Решение задач. | 1 | ||
8 | Вычисление процентов при голосовании. Решение задач. | 1 | ||
9 | Вычисление процентов при повышении коммунальных услуг. Решение задач. | 1 | ||
10 | Вычисление процентов при повышении коммунальных услуг. Решение задач. | 1 | ||
11 | Вычисление процентов при повышении коммунальных услуг. Решение задач. | 1 | ||
12 | Вычисление процентов при повышении коммунальных услуг. Решение задач. | 1 | ||
13 | Знакомство с банковскими операциями. | 1 | ||
14 | Простые и сложные проценты. Решение задач. | 1 | ||
15 | Простые и сложные проценты. Решение задач. | 1 | ||
16 | Простые и сложные проценты. Решение задач. | 1 | ||
17 | Простые и сложные проценты. Решение задач. | 1 | ||
18 | Кредит и проценты. Решение задач. | 1 | ||
19 | Кредит и проценты. Решение задач. | 1 | ||
20 | Кредит и проценты. Решение задач. | 1 | ||
21 | Вклады и проценты. Решение задач. | 1 | ||
22 | Вклады и проценты. Решение задач. | 1 | ||
23 | Решение задач на сплавы, растворы и концентрацию. | 1 | ||
24 | Решение задач на сплавы, растворы и концентрацию. | 1 | ||
25 | Решение задач на сплавы, растворы и концентрацию. | 1 | ||
26 | Решение задач на сплавы, растворы и концентрацию. | 1 | ||
27 | Решение задач на сплавы, растворы и концентрацию. | 1 | ||
28 | Решение задач на сплавы, растворы и концентрацию. | 1 | ||
29 | Решение задач на сплавы, растворы и концентрацию. | 1 | ||
30 | Решение задач на сплавы, растворы и концентрацию. | 1 | ||
31 | Решение задач на сплавы, растворы и концентрацию. | 1 | ||
32 | Решение задач на сплавы, растворы и концентрацию. | 1 | ||
33 | Решение задач на сплавы, растворы и концентрацию. | 1 | ||
34 | Итоговое занятие. | 1 |
Учебно-методическое обеспечение курса.
- Барабанов 0.0. Задачи на проценты как проблема нормы словоупотребления. \\ Математика в школе, № 5, 2003.
- Барабанов 0.0. Конкурсный экзамен по математике. Формулы успеха. - Ковров, 1998.
- Денишева Л.О., Миндюк М.Б., Седова Е.А. Дидактические материалы по алгебре началам анализа. Пособие для учащихся 10-11 классов. - М.: Издательский дом «ГЕНЖЕР», 1995.
- Захарова А.Е. Несколько задач про «цены». \\ Математика в школе, №8, 2002.
- Петров В. А. Элементы финансовой математики на уроках.\\ Математика в школе, №8,2002.
- Сборник задач по математике для поступающих в вузы (с решениями). В двух книгах. Книга 1. Алгебра / Под ред. М.И.Сканави. - 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век»: Мир и образование, 2001.
- Симонов А.С. Экономика на уроках математики. - М.: Школа - Пресс, 1999.
- Спивак В.А. Тысяча и одна задача по математике: Кн. для учащихся 5-7 кл. / А.В.Спивак. - М.: Просвешение, 2002.
- Фирсова М.М. Урок решения задач с экономическим содержанием,\\ Математика в школе,№8,2002.
- Ю.Студенецкая В.Н., СагателоваJI.C. Сборник элективных курсов - Волгоград: Учитель,2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса по выбору "Процентные расчеты на каждый день" 9 класс
Рабочая программа для курса по выбору по математике «Процентные расчеты на каждый день» для 9 класса разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного...

Рабочая программа по элективному курсу для 8-9 класса "Процентные расчеты на каждый день"
На изучение данной темы в курсе математике отводится малое количество времени. Данный курс позволяет изучить тему более глубоко. Элективный курс показывает на сколько важна тема "Проценты" в ре...

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО МАТЕМАТИКЕ «Процентные расчеты на каждый день» ДЛЯ 8 КЛАССА
программа факультатива по математике "Процентные расчеты на каждый день" для 8 класса на 34 часа...

«Процентные расчеты на каждый день» 8-й класс
Программа и рабочая программа факультатива по алгебре для 8 класса...

Рабочая программа по элективному курсу в 9 классе "Процентные расчеты на каждый день"
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по элективному курсу "Процентные расчеты на каждый день" для работы в 9 классе....
Рабочая программа по элективному курсу математики для 9 класса" Процентные расчеты на каждый день" ,"Модуль"
Модуль«Процентные расчёты на каждый день».Программа данного курса состоит из 18 часов и включает в себя прикладные задачи из разделов экономики, химии, физики, обусловлена она непрод...