«Процентные расчеты на каждый день» 8-й класс
рабочая программа по алгебре (8 класс) на тему
Программа и рабочая программа факультатива по алгебре для 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa._8_klass._doc.doc | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
Факультативный курс
«Процентные расчеты на каждый день»
8-й класс
Пояснительная записка
Факультатив «Процентные расчеты на каждый день» рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Рассматриваемые вопросы предназначены для дополнения знаний обучающихся, полученных ими на уроках. Преподавание курса строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление обучающихся.
Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда обучающиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторное обращение к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. В тоже время, текстовые задачи на проценты включены в материалы ГИА и ЕГЭ. Практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у обучающихся. В настоящее время понимание процентов и умение производить процентные расчеты, необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, экономическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Предлагаемый курс «Процентные расчеты на каждый день» демонстрирует обучающимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства; ориентирует обучающихся на обучение по естественнонаучному и социально-экономическому профилю. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса обучающихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.
Цели курса:
– сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;
– способствовать интеллектуальному развитию обучающихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.
Задачи курса:
– сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
– обучить решению основных задач на проценты с применением формул сложных процентов;
– привить обучающимся основы экономической грамотности;
– помочь школьнику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Предлагаемый курс предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. Логический анализ содержания темы «Проценты» позволил выделить группы задач, которые и составили основу изучаемого курса. Каждой группе задач предшествует небольшая историческая и теоретическая справка. Кроме того, рассматриваются задачи с практическим содержанием, а именно такие задачи, которые связаны с применением процентных вычислений в повседневной жизни (это задачи на нахождении скидки, уплаты штрафа, распродажи товаров, расчета заработной платы). Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных примеров расчета процентов в реальной банковской ситуации. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения.
Основные формы организации учебных занятий: рассказ, беседа, семинар.
..Блочное построение курса дает возможность обучающимся, пропустившим по каким-либо причинам часть курса, спокойно подключиться к работе над другим разделом.
Программа может быть эффективно использована в 8–9-х классах с любой степенью подготовленности, а также способствует развитию познавательных интересов, экономической грамотности, мышления учащихся, предоставляет возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения и дальнейшей специализации. Минимальные требования к оснащению учебного процесса: раздаточный материал для проведения практических работ.
В результате изучения курса обучающиеся должны:
– понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины;
– уметь соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях: 50 % – 1/2; 20 % – 1/5; 25 % – 1/4 и т. д.);
– знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
– производить прикидку и оценку результатов вычислений;
– при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, использовать приемы, рационализирующие вычисления.
Тематическое планирование
Наименование раздела курса | Количество часов | Форма контроля |
Вводное занятие. Понятие процента. | 1 | |
Проценты. Основные задачи на проценты. | 5 |
|
Проценты и уравнения. | 4 | Тест. |
Процентные расчеты в жизненных ситуациях. | 6 | Проверка самостоятельно решенных задач. |
Задачи на смеси, сплавы, концентрацию. | 5 | Проверка самостоятельно решенных задач. |
Проценты и банковские операции. | 3 | Практическая работа. |
Формула «сложных процентов» | 3 | Практическая работа. |
Задачи с литературными сюжетами. | 3 | Защита проекта. |
Решение задач по всему курсу. | 3 | Проверка самостоятельно решенных задач. |
Заключительное занятие. Деловая игра «Проценты в нашей жизни» | 1 |
|
Содержание программы
Вводное занятие. Понятие процента.
История появления процентов; понятие процента.
Проценты. Основные задачи на проценты.
Основные задачи на проценты: нахождение процента от числа, нахождение числа по его проценту, нахождение процента одного числа от другого.
Форма занятий: объяснение, практическая работа.
Метод обучения: лекция, беседа, объяснение.
Форма контроля: самостоятельная работа.
Проценты и уравнения.
Решение задач на составление уравнения с применением нахождения процента от числа.
Форма контроля: тест.
Процентные расчеты в жизненных ситуациях.
Показ широты применения в жизни процентных расчетов. Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня и др. Выполнение тренировочных упражнений.
Форма занятий: объяснение, практическая работа.
Метод обучения: выполнение тренировочных задач.
Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Задачи на смеси, сплавы, концентрацию.
Усвоение обучающимися понятий концентрации вещества, процентного раствора. Формирование умения работать с законом сохранения массы. Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты.
Форма занятий: комбинированные занятия.
Метод обучения: рассказ, объяснение, выполнение практических заданий.
Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Проценты и банковские операции.
Решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов. Простые и сложные проценты. Срок кредита. Учетная ставка. Оформление векселей. Дисконт. Вычисление процентной ставки. Решение задач.
Форма занятий: комбинированные занятия.
Метод обучения: рассказ, объяснение, выполнение практических заданий.
Формы контроля: практическая работа.
Формула «сложных процентов»
Формула начисления «сложных процентов»
Формула простого процентного роста.
Решение задач на применение этих формул.
Форма занятий: комбинированные занятия.
Метод обучения: рассказ, объяснение, выполнение практических заданий.
Формы контроля: практическая работа.
Задачи с литературными сюжетами.
Различные истории, связанные с процентными вычислениями, встречаются в ряде художественных произведений, в исторических документах и преданиях.
Методы занятий: беседа, творческие задания.
Форма контроля: защита проекта
Решение разнообразных задач по всему курсу.
Форма занятий: практическая работа.
Методы занятий: беседа, творческие задания.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Заключительное занятие.
Форма занятия: деловая игра «Проценты в нашей жизни». Игра позволит ориентировать обучающихся на прикладное применение математических знаний в профессиональной деятельности, в неформальной обстановке произвести диагностику качества знаний обучающихся по данной теме, создать условия, в которых обучающиеся могут испытать себя как будущего профессионала, проявить свои деловые качества: умение «презентовать» себя на рынке труда, умение руководить коллективом, инициативность, выносливость, смелость.
Форма занятий: урок - деловая игра
Литература для учителя:
- Барабанов, О.О. Задачи на проценты как проблемы словоупотребления // Математика в школе. – 2003. – № 5. – С. 50–59.. Никольский, С. Н., Потапов, М. К., Решетников, Н. Н. Алгебра в 7 классе: методические материалы. – М.: Просвещение, 2002.
- Башарин, Г. П. Элементы финансовой математики. – М.: Математика (приложение к газете «Первое сентября»). – № 27. – 1995.
- Водинчар, М. И., Лайкова, Г. А., Рябова, Ю. К. Решение задач на смеси, растворы и сплавы методом уравнений // Математика в школе. – 2001. – № 4.
- Глейзер, Г. И. История математики в школе (4–6 кл.): пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.
- Канашева, Н. А. О решении задач на проценты // Математика в школе. – № 5. –1995.
- Левитас, Г. Г. Об изучении процентов в 5 классе // Математика в школе. – № 4. – 1991.
- Симонов, А. С. Сложные проценты // Математика в школе. – 1998. –№6.
- Симонов, А. С. Проценты и банковские расчеты // Математика в школе. – 1998. – №
- Шевкин, А. В. Текстовые задачи. – М.: Изд. отд. УНЦ ДО МГУ, 1997.
- Шорина, С. П. Обоснование старинного способа решения задач на смеси // Математика в школе. – 1997. – № 6.
Литература для обучающихся:
- Виленкин, Н. Л. За страницами учебника математики. – М.: Просвещение, 1989. – С. 73.
- Виленкнн, Н. Л., Жохов, В. И., Чесноков, А. С., Шварцбурд, С. И. Математика 6. – М.: Дрофа, 2000.
- Денищева, Л. О., Бойченко, Е. М., Глазков, Ю. А. и др. Готовимся к единому государственному экзамену. Математика. – М.: Дрофа, 2003.
- Егерев, В. К. и др. Сборник задач по математике для поступающих во втузы / под ред. М. И. Сканави. – М.: Высшая школа, 1988.
- Перельман, Я. И. Занимательная алгебра. – М., 1967.
- Сборник задач по математике для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 1989.
- Соболь, Б. В., Виноградова, И. Ю., Рашидова, Е. В. Пособие для подготовки к единому государственному экзамену и централизованному тестированию по математике. – 3-е изд.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
- Цыпкин, А. Г., Пинский, А. И. Справочное пособие по методам решения задач по математике для средней школы / под ред. В. Л. Благодатских. – М.: Наука, 1984.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗУЧЕНИЮ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«Процентные расчеты на каждый день»
(8 класс)
Пояснительная записка к рабочей программе
Предмет – алгебра
Класс – 8 «А»
Уровень – базовый
Всего часов на изучение программы - 34ч
Из них: теоретические занятия – 34 ч
Количество часов в неделю- 1 ч
Программа: «Процентные расчеты на каждый день», автор - составитель Гурушкина Н.В.
Рабочая программа составлена на основе программы «Процентные расчеты на каждый день» с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования по математике.
Календарно – тематическое планирование
на 2014 – 2015 учебный год
Наименование раздела программы | № урока | Тема урока | Элементы содержания | Дата проведения | |
план | факт | ||||
Вводное занятие. Понятие процента. | 1 | Вводное занятие. Понятие процента. | История появления процентов; понятие процента. Выражение числа в процентах, процентов в виде десятичной дроби. | 02.09 | |
Проценты. Основные задачи на проценты. | 2 - 6 | Нахождение процента от числа. | Основные задачи на проценты: нахождение процента от числа, нахождение числа по его проценту, нахождение процента одного числа от другого. | 09.09 | |
Нахождение числа по его проценту. | 16.09 | ||||
Сколько процентов одно число составляет от другого. | 23.09 | ||||
Увеличение на p%. Уменьшение на q%. | 30.09 | ||||
Увеличение на p%. Уменьшение на q%. | 07.10 | ||||
Проценты и уравнения. | 7 - 10 | Алгоритм решения задач методом составления уравнений. | Чтение задачи. Выделение известных и неизвестных величин. Установление связи между условием и вопросом. Моделирование. Введение неизвестного. Выражение через это неизвестное других величин. Установление равенства. Составление уравнения. Решение уравнения. Формулировка ответа. Проверка. | 14.10 | |
Системы двух уравнений с двумя переменными. | Решение задач с помощью систем уравнений. Методы решения систем двух уравнений с двумя переменными. | 21.10 | |||
Системы трех уравнений с тремя переменными. | Решение задач с помощью систем уравнений. | 28.10 | |||
Решение задач с помощью систем уравнений. | 11.11 | ||||
Процентные расчеты в жизненных ситуациях. | 11 - 16 | Распродажа. | Понятия «скидка», «распродажа» | 18.11 | |
Бюджет. Зарплата. | Понятие «бюджет». Задачи на вычисление примерных доходов и расходов семьи. | 25.11 | |||
Тарифы. | Понятия тарифы и штрафы. | 02.12 | |||
Штрафы. Пеня. | Понятия «пеня», «штрафы». | 09.12 | |||
Проценты в политике. | 16.12 | ||||
Проценты в экономике. | 23.12 | ||||
Задачи на сплавы, смеси, концентрацию. | 17 - 21 | Растворы. Концентрация. | Процентное содержание, процентный раствор. Концентрация. | 13.01 | |
Растворы. Концентрация. | Понятие объемной (массовой) концентрации. Решение задач, связанных с понятиями «концентрация», процентное содержание. | 20.01 | |||
Смеси и сплавы. | Решение задач на смеси и сплавы. | 27.01 | |||
Смеси и сплавы. | 03.02 | ||||
Старинный способ решения. | 10.02 | ||||
Проценты и банковские операции. | 22 - 24 | Задачи, связанные с банковскими расчетами. | Начальный капитал, прибыль. Особенности вкладов. | 17.02 | |
Применение процентов в банковской сфере. | Процент прибыли, конечный капитал. | 24.02 | |||
Кредит, ссуда или сберегательный вклад? | Банковские операции. | 03.03 | |||
Формула «сложных процентов» | 25 - 27 | Правило начисления «сложных процентов» | Формула начисления «сложных процентов», формула простого процентного роста. Решение задач на применение этих формул. | 10.03 | |
Задачи на сложные проценты. | Текстовые задачи с практическим содержанием. | 17.03 | |||
Задачи на сложные проценты. | 07.04 | ||||
Задачи с литературными сюжетами. | 28 - 30 | Задачи с историческими сюжетами. | Решение сюжетных задач. | 14.04 | |
Задачи с литературными сюжетами. | 21.04 | ||||
Старинные задачи на проценты. | 28.04 | ||||
Решение задач по всему курсу. | 31 - 33 | Задачи на проценты математического конкурса «Кенгуру» | Решение расчетных задач всех видов. | 05.05 | |
Задачи на проценты на ГИА. | Решение задач КИМов ГИА по математике. | 12.05 | |||
Задачи на проценты на ЕГЭ. | Решение задач КИМов ЕГЭ по математике. | 19.05 | |||
Итоговое занятие. | 34 | Итоговое занятие. | Деловая игра «Проценты в нашей жизни» | 26.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса по выбору "Процентные расчеты на каждый день" 9 класс
Рабочая программа для курса по выбору по математике «Процентные расчеты на каждый день» для 9 класса разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного...
Рабочая программа по элективному курсу для 8-9 класса "Процентные расчеты на каждый день"
На изучение данной темы в курсе математике отводится малое количество времени. Данный курс позволяет изучить тему более глубоко. Элективный курс показывает на сколько важна тема "Проценты" в ре...
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО МАТЕМАТИКЕ «Процентные расчеты на каждый день» ДЛЯ 8 КЛАССА
программа факультатива по математике "Процентные расчеты на каждый день" для 8 класса на 34 часа...
Рабочая программа по элективному курсу в 9 классе "Процентные расчеты на каждый день"
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по элективному курсу "Процентные расчеты на каждый день" для работы в 9 классе....
Факультативный курс "Процентные расчеты на каждый день", 7 класс
Факультативный курс расчитан на 34 часа, затрагивает различные задачи, направленные на практическую деятельность....
Рабочая программа по элективному курсу математики для 9 класса" Процентные расчеты на каждый день" ,"Модуль"
Модуль«Процентные расчёты на каждый день».Программа данного курса состоит из 18 часов и включает в себя прикладные задачи из разделов экономики, химии, физики, обусловлена она непрод...