Рабочая программа по элективному курсу в 9 классе "Процентные расчеты на каждый день"
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему

Волкова Ольга Леонидовна

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по элективному курсу "Процентные расчеты на каждый день" для работы в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.elektiv_v_9_klasse.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ливенская средняя общеобразовательная школа №2»

Красногвардейского района

Белгородской области

Рассмотрена

На заседании ШМО

Протокол № 6

от 06.06.2015 г.

______Фомина О.А.

Согласована

Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Ливенская СОШ  №2»

________ М.Н.Пузикова

______________2015 г.

Утверждаю

Директор МБОУ «Ливенская СОШ №2»

______ М.А.Козлов

Приказ № 191

от 30.08.2015 г.

Рабочая программа

элективного курса по математике

 для 9 класса

«Процентные расчеты на каждый день»

Срок реализации программы

2015-2016учебный год

Разработала учитель математики

Волкова О.Л.

 2015 г.

Пояснительная записка

Элективный курс «Процентные расчеты на каждый день» для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки рассчитан на 34 часа и  состоит из четырёх модулей, которые представляют собой краткосрочные элективные курсы:  «Процентные расчеты на каждый день», «Квадратный трехчлен и его приложения», «Модуль», «Самый простой способ решения непростых неравенств»

Рабочая программа элективного курса составлена на основе сборника «Математика. 8-9 классы сборник элективных курсов издательство «Учитель». Волгоград». Рекомендовано Волгоградским государственным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования. Авторы-составители В.Н. Студенецкая, Л.С. Сагателова.

Программа 1 модуля элективного курса «Процентные расчеты на каждый день» в силу большой практической значимости вызывает интерес. Предлагаемый модуль «Процентные расчеты на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики. Выбор данного элективного курса обусловлен непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу своих возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. В школьных учебниках много задач на проценты, но в них нет компактного и четкого изложения теории этого вопроса. Практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.  

2 модуль элективного курса «Квадратный трехчлен и его приложения» поддерживает изучение основного курса математики, способствует лучшему усвоению базового курса математики и позволяет глубже познакомиться с ее методами и идеями. Предлагаемый курс освещает намеченные, но совершенно не проработанные в общем курсе школьной математики вопросы, которые необходимы каждому ученику, желающему хорошо подготовиться для успешной сдачи конкурсных экзаменов, а также будет хорошим подспорьем для успешных выступлений на математических олимпиадах.

3 модуль элективного курса «Модуль»  актуально решает вопрос дифференциации обучения математики, позволяющей, с одной стороны, обеспечить базовую математическую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.

Программа курса предполагает изучение таких вопросов, которые не входят в школьный курс математики основной школы, но необходимых при дальнейшем ее изучении. Рассматриваемая тема позволяет сделать достаточно полный обзор не только  изученных типов неравенств и их систем, а также других задач, решение которых сводится к решению неравенств и систем. Решение таких задач будет способствовать развитию логического мышления, приобретению опыта работы с заданием более высокой по сравнению с обязательным уровнем сложности, формированию математической культуры учащихся.

4 модуль «Самый простой способ решения непростых неравенств» поддерживает изучение основного курса математики, способствует лучшему усвоению базового курса математики и позволяет глубже познакомиться с ее методами и идеями. Предлагаемый модуль освещает намеченные, но совершенно не проработанные в общем курсе школьной математики вопросы, которые необходимы каждому ученику, желающему хорошо подготовиться для успешной сдачи конкурсных экзаменов, а также будет хорошим подспорьем для успешных выступлений на математических олимпиадах. Познавательный материал модуля будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности,  ориентацию на профессию, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения. Задания по данной теме включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы  ЕГЭ.

Дидактический материал подобран для учащихся с разным уровнем подготовки: от простых до конкурсных и олимпиадных задач.  На всех занятиях осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Формы организации учебных занятий: лекция, беседа, практическая работа, семинар.

Формы деятельности на занятиях: индивидуальная, фронтальная, парная (пары сменного состава), групповая.

 

Цель:

  • формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и  необходимых человеку для жизни в современном обществе и решения  практических проблем;
  • изучение нестандартных приемов решения задач на основе свойств квадратного трехчлена и графических соображений;
  • формирование знаний, умений и навыков на более высоком качественном уровне для решения задач более высокого уровня сложности;
  • создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.

Задачи:

  • формировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
  • формировать умение решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
  • формировать у учащихся основы экономической грамотности;
  • помочь ученику оценить свои возможности с точки зрения образовательной перспективы.
  • формировать умения учащихся решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным уровнем, сложности;
  •         формировать  математические умения на уровне свободного их использования;
  •         помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
  • научить учащихся преобразовывать выражения, содержащие модуль;
  • научить учащихся решать уравнения и неравенства, содержащие модуль;
  • научить строить графики, содержащие модуль;
  • помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
  • научить учащихся решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным уровнем, сложности;
  • помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;
  • формировать умение учащихся  работать с математической литературой;
  • выделять логические приемы мышления и способствовать их осмыслению, развитию образного и ассоциативного мышления;
  • обеспечить диалогичность процесса обучения математики;
  • помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

В результате изучения курса учащиеся будут:

 

  • понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины;
  • уметь соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях: 50%-1/2; 20%-1/5; 25%-1/4 и т.д.);
  • знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулы сложных процентов;
  • производить прикидку и оценку результатов вычислений; при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления;
  • оперировать понятиями: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджет,  дефицит,   профицит,  изменение тарифов, пеня, инфляция, спрос, цена, штраф,  процентный прирост, процентная ставка, платежи, налоги, прибыль, распродажа, скидка, бюджет, процентный прирост, сложный процентный прирост, концентрация вещества, процентный раствор.
  •  уверенно находить корни квадратного трехчлена, выбирая при этом рациональные способы решения;
  • преобразовывать  квадратный трехчлен (разложение на линейные множители, выделение квадрата двучлена);
  • уверенно владеть системой определений, теорем, алгоритмов по данной теме;
  • проводить самостоятельное исследование корней квадратного трехчлена;
  • решать типовые задачи с параметром, требующие исследования расположения корней квадратного трехчлена;
  • излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
  • применять изученные алгоритмы для решения соответствующих заданий;
  • преобразовывать выражения, содержащие модуль;
  • решать уравнения и неравенства, содержащие модуль;
  • строить графики элементарных функций, содержащих модуль;
  • свободно оперировать аппаратом алгебры при решении задач;
  • проводить тождественные преобразования алгебраических выражений;
  • решать неравенства и системы неравенств изученным методом.

   

Тематическое планирование

Наименование тем курса

Всего часов

В том  числе

лекция

практика

семинар

Проценты. Основные задачи на проценты.

2

0,5

0,5

1

Процентные вычисления в жизненных ситуациях.

2

1

1

Задачи на сплавы, смеси, растворы.  

2

0,5

0,5

1

Решение задач по всему курсу

2

1+1 деловая игра

Квадратный трехчлен

2

1

1

Исследование корней квадратного трехчлена

4

1

2

1

Решение разнообразных (дополнительных) задач по курсу

2

1

1

Модуль: общие сведения. Преобразование выражений, содержащих модуль.

1

0,5

0,5

Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль.

3

1

1

1

Графики функций, содержащих модуль.

2

1

1

Проверочная работа

1

Модуль в заданиях единого государственного экзамена

2

1

1

Общие теоретические положения метода интервалов при решении неравенств

1

0,5

0,5

Решение дробно-рациональных неравенств

1

0,5

0,5

Решение неравенств методом интервалов

2

0,5

1,5

Другой способ решения квадратного неравенства

2

0,5

0,5

Применение метода интервалов при решении задач

2

1

1

Контрольное тестирование

1

0,5

Всего

34

7,5

18

8,5

Календарно-тематическое планирование

элективного курса по математике для 9 класса 

«Процентные расчеты на каждый день»

№ п/п

Содержание материала

Примерные сроки

Фактические сроки

1

Проценты. Основные задачи на проценты.

2

Проценты. Основные задачи на проценты.

3

Процентные вычисления в жизненных ситуациях.

4

Процентные вычисления в жизненных ситуациях.

5

Задачи на сплавы, смеси, растворы.  

6

Задачи на сплавы, смеси, растворы.  

7

Решение задач.

8

Решение задач.

9

Квадратный трехчлен.

10

Квадратный трехчлен.

11

Исследование корней квадратного трехчлена.

12

Исследование корней квадратного трехчлена.

13

Исследование корней квадратного трехчлена.

14

Исследование корней квадратного трехчлена.

15

Решение разнообразных (дополнительных) задач по курсу.

16

Решение разнообразных (дополнительных) задач по курсу.

17

Модуль: общие сведения. Преобразование выражений, содержащих модуль.

18

Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль.

19

Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль.

20

Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль.

21

Графики функций, содержащих модуль.

22

Графики функций, содержащих модуль.

23

Проверочная работа

24

Модуль в заданиях единого государственного экзамена.

25

Модуль в заданиях единого государственного экзамена.

26

Общие теоретические положения метода интервалов при решении неравенств.

27

Решение дробно-рациональных неравенств.

28

Решение неравенств методом интервалов.

29

Решение неравенств методом интервалов.

30

Другой способ решения квадратного неравенства.

31

Другой способ решения квадратного неравенства.

32

Применение метода интервалов при решении задач.

33

Применение метода интервалов при решении задач.

34

Контрольное тестирование.

Критерии оценки и самооценки:

«отлично» - учащийся демонстрирует сознательное и ответственное отношение сопровождающееся интересом к учению; освоил теоретический материал курса, получил навыки в его применении при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными домашними заданиями продемонстрировал умение работать самостоятельно.

«хорошо» - учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет домашние задания прилежно; наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и о возрастании общих умений учащегося.

«удовлетворительно» - учащийся освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволило ему достаточно успешно выполнять простые задания.

Литература для учителя.

  1. Астров К. Квадратичная функция и ее применение. – М.: Педагогика, 1986.-108с.
  2. Барабанов О.О. Задачи на проценты как проблемы словоупотребления // Математика в школе.-2003.-№ 5.-С.5-59.
  3. Башарин Г.П. Начальная финансовой математики.- М.,1997.
  4. Башарин Г.П. Элементы финансовой математики.- М.: Математика (приложение к газете «Первое сентября»). - № 27.- 1995.
  5. Болтянский В.Г., Сидоров Ю.В., Шабунин М.И. Лекции и задачи по элементарной математике. – М.: Наука, 1987.
  6. Вавилов В.В., Мельников И.И., Олехник С.Н., Пасиченко П.И. Задачи по математике. Уравнения и неравенства: справочное пособие. – М.:Наука, 1987.
  7. Вигдорчик Е., Нежданова Т. Элементарная математика в экономике и бизнесе.-М., 1997.
  8. Водинчар М.И., Лайкова Г. А., Рябова Ю. К. Решение задач на смеси, растворы, сплавы методом уравнений // Математика в школе.-2001.- №4.
  9. Галицкий М.Л. и другие Сборник задач по алгебре для 8-9 классов: М.: Просвещение, 1992.
  10. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами. – 3-е изд.- М.: Илекса; Харьков: Гимназия, 1998. – С. 159-202.
  11. Гусев В.А. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах: книга для учителя. – М.: Прсвещение, 1984.
  12. Егерман Е. Задачи с модулем. 9-10 классы // Математика. - №23. -2004. –С. 18-20.
  13. Егерман Е. Задачи с модулем. 10-11 классы // Математика. - №25-26. -2004. –С. 27-33.
  14. Егерман Е. Задачи с модулем. 10-11 классы // Математика. - №27-28. -2004. –С. 37-41.
  15. Задания для подготовки к письменному экзамену по математике в 9 классе: пособие для учителя / Л.И.Звавич и др. – М.: Просвещение, 1999.
  16. Коршунова Е. Модуль и квадратичная функция // Математика. - №7. – 1998.
  17. Крамор В.С., Повторяем и систематизируем неполный курс алгебры и начала анализа. – М.: Просвещение: Владос, 1994.
  18. Математика: интенсивный курс подготовки к экзамену / О.Ю. Черкасов, А.Г. Якушев.- М.: Рольф, 1997.
  19. Никольский С.Н., Потапов М.К., Решетников Н.Н. Алгебра в 7 классе: методические материалы.- М.: Просвещение, 2002.
  20. Садыкина Н. Построение графиков и зависимостей, содержащих знак модуля // Математика. №33. – 2004. – С. 19-21.
  21. Симонов А.С. Проценты и банковские расчеты // Математика в школе.-1998. - №4.
  22. Симонов А.С. Сложные проценты // Математика в школе. – 1998.-№6
  23. Симонов А.Я. и др. Система тренировочных упражнений по математике.- М.: Просвещение, 1994.
  24. Скворцова М. Уравнения и неравенства с модулем. 8-9 классы // Математика. -№20. – 2004. – С.17.
  25. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения: справочник / С. Н. Олехник, М. К. Потапов, П.И. Пасечник.- М.: Факториал, 1997.
  26. Цыганов Ш. Десять правил расположения корней квадратного трехчлена // Математика. - № 18. – 2002. – С. 19-23.
  27. Цыганов Ш. Квадратный трехчлен и параметры // Математика. -№5. -1999. С.4-9.

Литература для ученика.

  1. Виленкин Н.Л., Жохов В.И., Чеснаков А. С., Шварцбурд С.И. Математика 6. –М.: Дрофа, 2000.
  2. Денищева Л.О., Бойченко Е.М., Глазков Ю.А. и др. Готовимся к единому государственному экзамену. Математика.- М.: Дрофа, 2003.
  3. Цыпкин А.Г., Пинский А.И. Справочное пособие по методам решения задач по математике длдя средней школы / под редакцией В.Л. Благодатских. – М.: Наука, 1984.
  4. Шарыгин И.Ф. Математический винегрет. – М., 1991.
  5. Шевкин А.В. Текстовые задачи. – М.: Просвещение, 1997.
  6. Аверьянов Д.И., Алтынов П.И., Баврин Н.Н. Математика: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. -2-е изд. – М.: Дрофа, 1999.- 864 с.
  7. Математика: алгебра-8. – М.: Открытый мир, 1998.-128с.
  8. Шарыгин Н.Ф. Учебное пособие для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1994. – 252с.
  9. Аверьянов Д.И., Алтынов П.И., Баврин Н.Н. Математика: Большой справочник

            для      школьников и поступающих в вузы. -2-е изд. – М.: Дрофа, 1999.- 864 с.

  1. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебраический тренажер. – М.: Илекса, 2001. – 320 с.
  2. Черкасов О.Ю., Якушев А.Г. Математика: интенсивный курс подготовки к экзамену. – 3-е изд. Исправл.  и допол. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1998. – 416 с.
  3. М.Л. Галицкий и другие Сборник задач по алгебре для 8-9 классов: М.: Просвещение, 1992.
  4. А.Я. Симонов и др. Система тренировочных упражнений по математике.- М.: Просвещение, 1994.
  5. В.С. Крамор, Повторяем и систематизируем неполный курс алгебры и начала анализа. – М.: Просвещение: Владос, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «Процентные расчеты на каждый день»

Данный элективный курс рассматривает один из разделов математики, связанный с темой «Проценты». Проведение данного курса обусловлено непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основно...

Рабочая программа по элективному курсу для 8-9 класса "Процентные расчеты на каждый день"

На изучение данной темы в курсе математике отводится малое количество времени. Данный курс позволяет изучить тему более глубоко. Элективный курс показывает на сколько важна тема "Проценты" в ре...

Рабочая программа по элективному курсу для 8 класса "Бизнес- курс за школьной партой"

Рабочая программа с календарно -темтическим планированием по элективному курсу для 8 класса  "Бизнес-курс за школьной партой"  в рамках предпрофильной подготовки....

Рабочие программы по литературе и русскому языку для 11 кл. Рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»

Представлены рабочие программы по литературе к учебнику под ред. В.П.Журавлёва и русскому языку к учебнику В.Ф.Грекова, а также  рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»...

Рабочая программа по элективному курсу математики для 9 класса" Процентные расчеты на каждый день" ,"Модуль"

Модуль«Процентные расчёты на каждый день».Программа данного курса состоит  из 18 часов и включает в себя прикладные задачи из разделов экономики, химии, физики, обусловлена она непрод...

Рабочая программа по элективному курсу "ОГЭ: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»

Данная программа элективного курса предназначена для 9 класса и рассчитана  на 35 часов. Она знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме....

Программа внеурочной деятельности по математике "Процентные расчеты на каждый день"

Программа расчитана на 8 - 9 класс для углубления знаний по математике...