РЕШЕНИЕ АЛГЕБРАИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ.
статья по алгебре по теме
Математика – предмет, изучающийся с первого по выпускной класс. Объем материала, терминов, которыми должен оперировать старшеклассник по математике, чрезвычайно велик. Необходимо знать и уметь применять такие методы для решения задач, которые позволят сэкономить время и будут наглядны, т.е. решение задачи будет выглядеть очевидным. Многие задачи алгебры очень трудно решить аналитическим путем. Поэтому любое представление условия задачи в виде рисунка или чертежа облегчает решение задачи. Многие задачи ЕГЭ из части 2 можно решить геометрическим методом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 68.52 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕШЕНИЕ АЛГЕБРАИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ.
Многие математические задачи допускают несколько вариантов решения. Часто первый избранный бывает далеко не самым удачным. Нахождение «наиболее простых», оригинальных путей решения нередко является результатом длительной и кропотливой работы. Умение решать задачу различными способами является одним из признаков хорошей математической подготовки.
Существуют способы решения алгебраических задач методами, основанными на наглядно-геометрических интерпретациях.
Необходимо сказать о том, что, например, алгебраические выводы у Евклида приводятся исключительно в геометрическом виде. Выражение вида √A вводится как сторона квадрата с площадью А, произведение ab — это площадь прямоугольника со сторонами а и b и т.д.
Этот набор методов было принято называть геометрической алгеброй.
Нелишне вспомнить крылатую фразу замечательного французского математика Софии Жермен (1776-1831), которая сказала: «Алгебра - не что иное, как записанная в символах геометрия, а геометрия — это просто алгебра, воплощенная в фигурах».
Геометрия — уникальный школьный предмет, внутри которого заложены богатейшие возможности развития логического мышления и пространственного воображения. Почему же этот потенциал, как правило, не используется на уроках алгебры? Зачастую алгебру и геометрию вообще воспринимают как два различных предмета, забывая о том, что это составляющие одного целого.
Математика – предмет, изучающийся с первого по выпускной класс. Объем материала, терминов, которыми должен оперировать старшеклассник по математике, чрезвычайно велик. Необходимо знать и уметь применять такие методы для решения задач, которые позволят сэкономить время и будут наглядны, т.е. решение задачи будет выглядеть очевидным. Многие задачи алгебры очень трудно решить аналитическим путем. Поэтому любое представление условия задачи в виде рисунка или чертежа облегчает решение задачи. Многие задачи ЕГЭ из части 2 можно решить геометрическим методом.
Геометрический метод состоит в том, что само доказательство или решение задачи направляется наглядным представлением. (В старинных индийских сочинениях бывало так, что доказательство сводилось к чертежу, подписанному одним словом «Смотри!».)
ПРИМЕРЫ
1. Решение тригонометрических задач
Многие тригонометрические задачи не решаются привычными для них методами или решаются очень сложно, а использование какого-нибудь геометрического приема дает короткое решение.
Пример1: выразить через все остальные аркфункции.
Решение: Так как
то можно рассматривать как радианную меру острого угла
прямоугольного треугольника, в котором противолежащий ему катет а = 7, гипотенуза с =√50
По теореме Пифагора другой катет равен:
Угол α можно рассматривать как арккосинус или арктангенс, или арккотангенс соответствующих чисел (рис. 4).
Пример 2. Вычислить arctg2+arctg3+arctg1
Определение: arctg а (арктангенс а) — это такое число из интервала тангенс которого равен а.
Решение: На основании этого определения arctg 1 = π/4 Что же такое arctg2 ?
Это число из интервала (-π/2:π/2) тангенс которого равен 2. Аналогично и arctg3.
Воспользуемся графической интерпретацией (рис.5). Из рисунка видно, что arctg2 = x1 , arctg3 = x2 . Ясно, что числа х1 и х2 иррациональные и указать их значения можно только приближенно. По рис. 6 видно, что arctg2= α, а аrctg3 = β. Однозначно определить ответ невозможно.
Использование геометрического подхода делает данную задачу практически устной.
Выполним следующие построения: arctg3 =
2. Решение систем уравнений
Решить систему уравнений:
Решение:
По теореме обратной теореме Пифагора, из уравнения х2 + у2 =32 , числа х и у являются катетами АBD ( D – прямой) с гипотенузой АВ = 3. Рассматривая второе уравнение у2 + z2 = 16, построим BDC, где у и z – катеты, а ВС = 4 – гипотенуза. Третье уравнение y2 = xz подсказывает, что число у есть среднее пропорциональное чисел х и z.
По теореме обратной теореме о пропорциональных отрезках <АВС = 900 АС = ( х + z ) = = 5, тогда
AB2 = AD • AC, 9 = х • 5, х =9/5
BC2 = DC • AC, 16 = z • 5, z = 16/5
BD2 = y2 = x • z = 9/5 • 16/5 и BD =12/5 = y.
Однако, такой прием дает потерю корней, легко убедиться, что х = ± 9/5; у = ± 12/5; z = ± 16/5.
Для данной системы задания могут быть и другие.
Например, чему равно значение выражения ху + уz ; х + у + z; х + у; х + z;
3.Решение текстовых задач на движение
Очень многие задачи на составление уравнений (или систем уравнений) можно решать графически. К ним относятся задачи на движение и на совместную работу. Решение задачи основывается на точных геометрических соотношениях.
Преимущество геометрического решения в его наглядности, так как чертёж помогает глубже понять условия задачи.
Пример1: Расстояние между двумя городами равно 450 км. Два автомобиля выходят одновременно навстречу друг другу. Один автомобиль мог бы пройти все расстояние за 9 часов, другой – вдвое быстрее. Через сколько часов они встретятся?
Читаем с чертежа ответ: 3 часа.
Пример 2: Два всадника выезжают одновременно из пунктов A и B навстречу друг другу. Один прибывает в B через 27 мин после встречи, а другой прибывает в A через 12 мин после встречи. За сколько минут проехал каждый всадник свой путь?
Решение: Рассмотрим две системы координат tAy и t’By’. На оси At откладываем время движения первого всадника, а на оси Bt’ - время движения второго всадника. Оси пройденного пути противоположно направлены, а длина отрезков AB в каждом случае равна пройденному пути. Отрезок AB1 – график движения первого всадника, а отрезок BA1 – график движения второго всадника (рис).
Точка O соответствует моменту их встречи. Время движения всадников до встречи обозначим t. Из геометрических соображений ясно, что полученные треугольники подобны.
Тогда из этого следует = , откуда t = 18. Таким образом, первый всадник проехал весь путь за 18 + 12 = 30(мин), а второй за 18+27 = 45(мин).
Ответ: 30 мин, 45 мин.
Данные навыки могут пригодиться на уроках физики, где часто практикуются графические подходы к решению задач на движение.
4. Решение конкурсных задач и задач ЕГЭ
Геометрическим методом хорошо решаются уравнения и
неравенства с параметрами, а также их системы
Пример1: При каком a система уравнений |x|+|y| =1
имеет ровно четыре решения? x2+y2=a
Решение: Построим линии, определяемые уравнениями системы.
r=√2/2. Четыре решения могут быть только в двух случаях,
когда a=R2=1, или a=r2=1/2.
Ответ:1;1/2.
Пример2: При каких значениях a система уравнений x2+y2=z;
x+y+z=a
имеет единственное решение?
Решение: Система имеет единственное решение тогда и только тогда, когда уравнение x2+y2+ x+y=a, полученное из системы x2+y2= z;
x+y+z=a имеет единственное решение.
Преобразуем полученное уравнение:
x2+y2+ x +y=(x2+x+0,25)+(y2+y+0,25)-0,25-0,25=a
(x+0,5)2+(y+0,5)2=0,5+a (*)
Итак, уравнение(*) задает на плоскости окружность с центром (-0,5;0,5) и радиусом R=√0,5+a.
1) Если 0,5+а <0, т.е. при а < -0,5, множество точек, задаваемых на плоскости уравнением(*), пусто, а следовательно, исходная система решений не имеет;
2)Если 0,5+а=0, т.е. при а=-0,5, уравнение(*) имеет единственное решение, т.к. и окружность вырождается в точку(-0,5;0,5);
3)Если 0,5+a>0,т.е. при a>-0,5, множество точек, задаваемых на плоскости уравнением (*), является окружностью с центром(-0,5;0,5) и R√0,5+а. В этом случае уравнение (*), а следовательно, и исходная система, имеет бесконечно много решений.
Ответ: а = - 0,5.
Пример 3: Вычислить (без калькулятора и таблиц) sin18.
Приведём геометрический способ решения (рис 14).
Рассмотрим сектор OAB окружности с центром в точке O и
радиуса 1,
Проведём хорду AB, на отрезке OB построим точку C так,
чтобы AC = AB, при этом =
Таким образом, , следовательно, OC = AC.
Пусть AB = x, СВ = 1-x.
Поскольку АС – биссектриса треугольника ОАВ, справедлива пропорция = , откуда
х2+х-1=0, (х>0), х=(√ 5-1)/2
По теореме косинусов:АВ2=ОА2+ОВ2 -2ОА*ОВ*cos<АОВ, х2=1+1 – 2cos360,
х= 2(1-cos360) = 2(1-cos2180+sin2180)= 2sin180
Тогда sin 180=(√ 5-1)/4
Ответ: (√ 5-1)/4
Преимущества решения задач геометрическим способом:
- При решении задачи этим методом четко определяется начало действия;
- Графическая иллюстрация облегчает проведение анализа, составления уравнений, помогает найти несколько способов решения;
- Расширяется область использования графиков, повышается графическая культура учеников;
- Совершенствуется техника решения уравнений (разделений переменных);
- Реализуются внутрипредметные (алгебра и геометрия) и межпредметные (математика и физика) связи.
Литература:
- Куликова Л. В., Литвинова С. А., За страницами учебника математики, М. - Глобус, 2008.
- Киселева Ю. С., Методическое пособие по теме: Использование геометрических методов
при решении алгебраических задач.
- Г.З Генкин, геометрические решения алгебраических задач– Математика в школе №7, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс«Интеграция арифметических, алгебраических и геометрических методов в решении задач».
Основная цель моего мастер-класса – показать многообразие подходов при решении одной задачи, развивать исследовательские навыки, формировать умение видеть рациональные способы решения, а т...
Презентация на тему " Геометрические способы решения алгебраических задач"
Данная презентация предназначена для учеников 10-11 классов. В ней рассмотрены геометрические способы решения алгебраических задач. Данные способы позволяют решить задачи быстрее и решение более нагля...

Применение тригонометрических подстановок при решении алгебраических задач 11 класс
Данный материал можно использовать в образовательной деятельности при проведении факультативных занятий, для подготовки обучающихся к олимпиадам, к конкурсным испытаниям....

Решение алгебраических задач с помощью скалярного произведения векторов.
Данная разработка может быть использована на факультативных занятиях в 11 классе. Содержит разнообразные задачи: иррациональные уравнения, неравенства, их системы, задания на отыскание наибольшего и н...

Геометрические решения алгебраических задач
Многие математические задачи допускают несколько вариантов решения. Часто первый избранный бывает далеко не самым удачным. Нахождение «наиболее простых», оригинальных путей решения не­...