Презентация на тему " Геометрические способы решения алгебраических задач"
презентация к уроку (алгебра, 10 класс) по теме
Данная презентация предназначена для учеников 10-11 классов. В ней рассмотрены геометрические способы решения алгебраических задач. Данные способы позволяют решить задачи быстрее и решение более наглядное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferenciya.ppt | 788.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вычислите: Решение. Если использовать понятия косинуса и котангенса острого угла прямоугольного треугольника, теорему Пифагора и свойство биссектрисы треугольника, то задача решается почти мгновенно. На рис. 3 изображен треугольник АВС, , в котором ACB = 90°, ВС = 5, АВ = 13 и ВМ - биссектриса угла АВС. Следовательно, МС = 5х, АМ= 13х и АС= 12, отсюда . Тогда Вычислите Решение. Рассмотрим равнобедренный треугольник А B С, где АB= B С=41, ВМ АС, ВМ=40, CN AB (рис.4). Отрезок AM согласно теореме Пифагора имеет длину, равную 9. Видно, что Воспользовавшись подобием прямоугольных треугольников ANC и AMB , найдем ЗАДАЧА 3. ЗАДАЧА 4.
2. Алгебраические выражения. Часто в алгебре встречаются задания, в которых по заданным условиям на переменные, необходимо найти значение некоторого выражения, содержащего их. ЗАДАЧА 5 . Из условий , и для положительных х, у и z , не вычисляя их значений, указать значение выражения Решение . Привычное задание решить систему уравнений у учащихся затруднений не вызывает. Однако в данном случае нужно, не решая систему, ответить на вопрос, чему равно значение выражения ху + yz . По теореме, обратной теореме Пифагора, числа х, у и z являются соответственно длинами катетов и гипотенузы треугольника ABD с прямым углом D . А, рассмотрев второе уравнение системы, можно сделать вывод, что у, z и 4 также есть соответственно длины катетов и гипотенузы треугольника BCD с прямым углом D (рис. 6). Третье уравнение системы разрешает утверждать, что число у есть среднее пропорциональное чисел х и z, и по теореме, обратной теореме о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике, угол АВС — прямой. Теперь рассмотрим выражение ху + yz . Примечание . Для данной системы уравнений задания могут быть и другие. Например, найти значение выражения х + у + z или в каком отношении находятся числа х и у; z и у; х + z и у. Ответ: 12
. Для положительных х, у и z из условий не находя значения х, у и z, вычислите значение выражения ху + у z + zx. Решение. Запишем три условия задачи в виде системы уравнений По теореме, обратной теореме, Пифагора, числа и 5 являются длинами соответственно катетов и гипотенузы треугольника АОС с прямым углом АОС. Числа х, Задача 6. и 13 есть длины сторон треугольника АОВ с углом АОВ, равным 135°. Этот вывод можно сделать, используя теорему, обратную теореме косинусов. Аналогично, x , и 12 есть длины сторон треугольника ВОС с углом ВОС, равным 135°. На рис. 8 изображены эти треугольники. Поскольку 5 2 + 12 2 = 13 2 , то в треугольнике АВС ACB = 90°. Теперь найдем площади треугольников АОВ, АОС, ВОС, АВС. Видно, что значение выражения ху + yz + zx равно учетверенной площади треугольника ABC . Итак, xy + yz + zx =120 Ответ: 120
ЗАДАЧА 7 . Для положительных х, у и z, не вычисляя их значения из системы уравнений определите величину ху + 2у z + Зxz. Рассуждая так же, как и в задаче 8, получаем (рис. 9): Так как площадь треугольника AВС равна 6, то Ответ :
3. Системы уравнений. Решению систем уравнений в алгебре отводится достаточно большое внимание. Они встречаются и в Поэтому, тем более, интересен такой нестандартный подход к решению некоторых систем уравнений, рассмотренных в этом пункте. ЗАДАЧА 8 . Имеет ли система уравнений решения для х > 0, у > 0 и z> 0? рис.10 Допустим, что есть такая тройка положительных чисел х, у и z , удовлетворяющая каждому уравнению данной системы. Тогда возможна ее геометрическая интерпретация, как в задаче 8 (рис.10). Но такого треугольника АВС не может быть, так как не выполняется неравенство треугольника. Значит, система не имеет решений. Примечание. Для положительных x ,y и z данная система имеет решение, если в правой части третьего уравнения поставить число из промежутка (1; 25). Ответ: нет решений. вариантах ЕГЭ.
то Решите систему уравнений Решение. Нетрудно убедиться, что х и у положительны. Поскольку числа у, и х являются длинами соответственно катетов и гипотенузы треугольника АВС с прямым углом АСВ (рис. 11). Площадь этого треугольника 24 кв. ед., а его периметр 24 ед. Поэтому радиус окружности, вписанной в треугольник АВС, равен 2. Так как длина гипотенузы АВ равна сумме длин катетов АС и ВС без удвоенной длины радиуса вписанной в треугольник окружности, то Из второго уравнения системы получаем х = 10. Значит, у = 6 или у = 8. Ответ: (10; 6), (10; 8). ЗАДАЧА 9.
ЗАДАЧА 10. Решите систему уравнений Решение. Первое уравнение системы задает плоскость, второе — сферу. Если их изобразить, то очевидно, что 0<х<1, 0 < у < 1, 0 ЗАДАЧА 11 . Решите систему уравнений Решение. Уравнение x + y + z =3 - есть уравнение плоскости (рис. 12), пересекающей оси прямоугольной декартовой системы координат в , А(3;0;0), B(0;3;0), С(0; 0; 3). Уравнение есть уравнение сферы с центром в точке O (0; 0; 0) и радиусом R , равным Вычислим расстояние от точки О до плоскости AВС. Для этого рассмотрим тетраэдр ОАВС. Объем V тетраэдра равен где H = OD ( D — центр треугольника АВС). Этот объем можно найти иначе: Приравняв и , получаем H= . Это означает, что расстояние от точки О до плоскости АВС равно радиусу сферы, а значит, плоскость касается сферы. Следовательно, точка касания является центром треугольника АВС. Поскольку D ( x ; у; z ) — центр равностороннего треугольника АВС, где А(3; 0; 0), В(0; 3; 0), С(0;0;3), то x = y = z . Заменив у и z на х в уравнениях данной системы, получаем x =1. Ответ: (1; 1; 1). ЗАДАЧА 12. Решите систему уравнений Решение. Рассмотрим слагаемые левой части второго уравнения: Пусть это расстояние между точками М(х; у) и A (2;-1). Допустим, что это расстояние между точками М (х;у} и В(10; 5). Найдем расстояние между точками А(2; -1) и В(10;5): Итак, второе уравнение системы можно интерпретировать как равенство AM + ВМ = АВ. Это дает нам право утверждать, что точка М принадлежит отрезку АВ, т.е. 2 ≤ х ≤ 10 и -1 ≤ у ≤ 5 Составим уравнение прямой АВ, проходящей через точки А(2; -1) и B (10; 5). и Отсюда т.е. , или Зх — 4у = 10. Запишем новую систему: Значит, х = 6 и у = 2. Ответ: (6; 2). 4. Аналитический способ решения. Рассмотрим аналитический способ решения некоторых задач, рассмотренных выше, чтобы была возможность убедиться в том, что геометрический подход дает более быстрое, а главное, красивое решение этих задач. ЗАДАЧА 1. Рассмотрим аналитический способ решения. Решение . Обозначим: где Найдем Таким образом, учитывая условие, что получим, что k =1 и т.е. Ответ: ЗАДАЧА 2. Решим систему аналитически: Решение: Обозначим уравнение - (1), уравнение - (2). Заметим, что а Сделаем замену тогда уравнение (2) системы запишется в виде: Возведем обе части уравнения в квадрат, получим: Сделаем обратную замену: Получим систему: Поскольку мы не следили за равносильностью переходов, сделаем проверку: (1) - (2) - Ответ: (6;2).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме:"10 способов решения квадратных уравнений"
В презентации рассказывается о 10 способах решения квадратных уравнений....
Презентация по теме: Различные способы решение задач на смеси, сплавы, растворы
Часто при решении задач большую роль играет наглядный материал. Таким материалом и является данная презентация....
РЕШЕНИЕ АЛГЕБРАИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ.
Математика – предмет, изучающийся с первого по выпускной класс. Объем материала, терминов, которыми должен оперировать старшеклассник по математике, чрезвычайно велик. Необходимо знать и уметь применя...
Геометрические решения алгебраических задач
Многие математические задачи допускают несколько вариантов решения. Часто первый избранный бывает далеко не самым удачным. Нахождение «наиболее простых», оригинальных путей решения не­...
Урок № 31/9 Тема. Графические способы решения геометрических задач на плоскости. Деление отрезка, угла, дуги на равные части.
Рассмотрены деление отрезка на раввные части, деление углов, нахождение центра окружности делением хорд на равные части....
10 кл Технология ЭК (раздел Черчение) 26.12.22 г. Урок № 32/10 Тема. Графические способы решения геометрических задач. ПР Деление окружности на равные части.
Рассмотены деление окружности на 3 и 6 равных частей, 4 и 8, и на 7 равных частей. В качестве повторени темы учащиеся в группах оценивают чертежи 8-классников по заданной схеме....
Методическая разработка (презентация) на тему: "Табличный способ решения логических задач"
Презентация создана в помощь при разборе темы "Табличный способ решения логических задач". Содержит пример разбора решения задач и задачи для самостоятельного решения учениками....