Доклад на МО по физике по теме: «Реализация межпредметных связей через урочную и внеурочную деятельность».
материал по физике (7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
Доклад на МО по физике о межпредметных связей на уроке и во внеурочное время.По теме: «Реализация межпредметных связей через урочную и внеурочную деятельность».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад на МО по физике | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Ростошинская СОШ»
ДОКЛАД ПО ФИЗИКЕ
По теме: «Реализация межпредметных связей через урочную и внеурочную деятельность».
Подготовила учитель физики ВКК
Стебунова Ольга Анатольевна
2016-2017у.г.
«О, физика, наука из наук!
Все впереди! Как мало за плечами!
Пусть химия нам будет вместо рук,
Пусть будет математика очами.
Не разлучайте этих трех сестер
Познание всего в подлунном мире,
Тогда лишь будет ум и глаз остер
И знанья человеческие шире».
(М. Алигер)
При переходе на ФГОС второго поколения нельзя не учитывать, что современному обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Поэтому образование на данном этапе должно быть ориентировано на развитие личности.
При обучении учащихся связь физики с другими предметами призвана решать следующие задачи:
– служить основой для формирования научного миропонимания;
– прививать интерес к изучению предметов естественно-математического цикла;
– готовить учащихся к жизни, общественно полезному труду, развивать логическое мышление;
– формировать основы естественнонаучной картины мира и показать место человека в ней;
– знакомить с применением физических законов в практической деятельности человека с целью ускорения научно-технического прогресса;
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Межпредметные связи активизируют познавательную деятельность учащихся, побуждают мыслительную активность в процессе переноса, синтеза и обобщения знаний из разных предметов. Использование наглядности из смежных предметов, технических средств, компьютеров на уроках повышает доступность усвоения связей между физическими, химическими, биологическими, географическими и другими понятиями. Таким образом, межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций: методологическую, образовательную, развивающую, воспитывающую, конструктивную.
Межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций. Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.
Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.
Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся. Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении физике, учитель, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию. Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель физики совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения.
Межпредметные связи в школьном обучении – это дидактический эквивалент междунаучных связей.
При изучении различных разделов физики важно обеспечить преемственность с пропедевтическим курсом естествознания, взаимодействовать с параллельно изучаемыми предметами (химия, биология, математика, география и др.), включить проблемы экологии и отношения человека с природой и техникой.
Межпредметные связи – это важнейший принцип обучения. Данный принцип обеспечивает взаимосвязь естественно – научного и общественно – гуманитарного циклов и их связь с трудовым обучение учащихся. Межпредметные связи стимулируют лучшее усвоение материала, способствуют развитию мышления, повышают интерес к предмету, влияют на повышение качества знаний, формируют умение использовать учебную литературу, анализировать, сопоставлять факты из различных областей знаний. Реализация межпредметных связей в учебно-воспитательном процессе способствует его эффективности, единству взаимосвязей различных систем знаний и умений.
Межпредметные связи реализуются в различных формах организации учебной и внеучебной деятельности: на обобщающих уроках, уроках-лекциях, уроках конференциях, уроках путешествиях. На своих уроках я использую связь с такими дисциплинами как математика, химия, биология, история, литература.
Использование межпредметных связей обогащает методическое содержание урока, делает его творческим, способствует усилению интереса учащихся к изучаемым предметам, к избранной профессии. Преподаватели физики в данном случае располагают большими возможностями.
Раскроем взаимосвязь курса физики, например10 класса , с общественными, естественнонаучными и техническими предметами.
Курс физики 10 класса начинается с раздела «Механика». Первая глава этого раздела «Кинематика» знакомит обучающихся с понятиями: механическое движение, материальная точка. Эти понятия можно связать с изучением истории, например, встреча союзных армий на Эльбе, первая стыковка космических кораблей «Апполон» - «Союз» над Эльбой. Рассматривая тему «Положение тела в пространстве. Перемещение. Точка отсчета», необходимо использовать из математики знания системы координат, вектора и его модуля. При изучении графического представления движения используются знания линейной функции и её графика. Тема «Равноускоренное движение» позволяет напомнить обучающимся формулы площадей треугольника и трапеции, а также закрепить сложение и вычитание векторов. При изучении темы «Движение тел под действием силы тяжести» осуществляется межпредметная связь с физкультурой. Кадеты c большим интересом будут рассчитывать дальность и высоту полета, если их связать с движение мяча по параболе.
Следующая глава – «Динамика» очень тесно связана с математикой, так как здесь необходимы умения находить проекции векторов на координатные оси, а для этого нужно знать тригонометрические функции и соотношения в прямоугольном треугольнике. При решении задач на второй закон Ньютона обучающиеся применяют умение решать системы уравнений. Повторение способов решения таких уравнений упрощает обучение. Темы «Сила упругости. Закон Гука» и «Сила трения» учащимся будет интереснее изучать, если от преподавателя они услышат о том, что знание видов деформаций, упругость материалов, польза и вред трения применяются при практической работе на уроках слесарного дела. Изучение темы «Законы сохранения в механике» связано с географией, так как здесь можно говорить об энергоресурсах страны и их рациональном применении.
Второй раздел курса – «Молекулярная физика, тепловые явления» начинается с главы «Основы молекулярно – кинетической теории», в которой изучаются понятия: количество вещества, молярная масса, относительная молекулярная масса – общие для химии и физики. Недостатком является то, что в действующих школьных учебниках используются различные обозначения для одних и тех же величин.
При изучении газовых законов используются математические знания прямой и обратной пропорциональности, линейная функция, функция у= k/x и их графики.
Тема «Насыщенный и ненасыщенный пары. Влажность воздуха» имеет связь с географией; здесь имеет смысл говорить о погоде, атмосфере, предсказании погоды.
Большое значение имеют межпредметные связи при изучении третьего раздела – «Основы электродинамики». Первая глава этого раздела – «Электростатика» - знакомит обучающихся с разными типами электрических зарядов и силами их взаимодействия. Именно силами взаимодействия электрических зарядов объясняется строение атомов различных химических элементов, взаимодействие молекул вещества.
Для характеристики электрического поля используется векторная величина и обучающимся необходимо применять знания из математики: понятие вектора, его модуля, сложение и вычитание векторов, проекции вектора на координатные оси.
Глава «Законы постоянного тока» тесно связана с изучением предмета «Электротехника», с основами которого кадеты знакомятся в первом полугодии. Поэтому учитель физики может нацеливать обучающихся на то, что данная глава является фундаментальной для успешного усвоения раздела электротехники «Электрические цепи постоянного тока», с использованием которых связана разработка различных измерительных, контролирующих, и управляющих электронных устройств. Их роль особенно велика в измерительной технике и автоматике.
При изучении темы «Электрический ток в жидкостях» рассматриваются вопросы электролитической диссоциации и законы электролиза, которые уже изучены обучающимися в курсе химии.
Физику принято относить к точным наукам. И считается, что если прозвенел звонок на урок, то все постороннее - литература, искусство, поэзия - должно уступить место точному эксперименту и строгому доказательству. Но и физика, и литература отражают один и тот же реальный мир, хотя и различными средствами. Физика - в понятиях, законах, теориях, литература в образах, что зачастую гораздо ближе и понятнее ученикам. Поэтому, изучая тему «Электрический ток в газах», учителю можно обратиться к произведению Островского «Гроза», которое изучают в 10 классе.
Таким образом, установление межпредметных связей в школьном курсе физики способствует более глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса, формированию единства материального мира. Кроме того, они имеют огромное воспитательное значение и способствуют развитию творческих способностей.
Решение задач межпредметного содержания в курсе физики VII класса.
Одним из эффективных приемов осуществления межпредметных связей физики с другими предметами — решение задач межпредметного содержания. К такого рода задачам относятся упражнения, в которых используют знания и умения учащихся по двум или нескольким учебным предметам. Задачи межпредметного содержания на уроках физики можно использовать для связи теории с практикой, для формирования общенаучных понятий, для обобщения и систематизации знаний и навыков учащихся, для политехнического обучения и профориентации учащихся. Однако нельзя переоценивать роль таких задач в учебном процессе. При подборе такого рода задач учитель может использовать дидактические материалы, статьи из журнала «Физика в школе» и другой методической литературы. По своему содержанию эти задачи могут быть трех видов: расчетные, задачи-вопросы (на межпредметные связи физики с биологией, трудовым обучением, географией и др.), дидактические задания. К такого типа задачам можно отнести некоторые задания по работе с масштабами и картами.
Далее приведём примеры осуществления межпредметных связей на конкретных примерах:
Физика – история:
1. Масса прославленного в Великой Отечественной войне танка Т –34 равна 31,4 тонны. Длина той части гусеницы, которая соприкасается с полотном дороги равна 3,5 м, ширина 0,5 м. вычислите давление танка на грунт и сравните его с тем давлением, которое семиклассник производит на землю при ходьбе (р ≈ 36 кПа).
2. В кинофильме «Освобождение» показано, как во время Великой Отечественной войны при наступлении наших войск в белорусских лесах для проезда по заболоченным местам солдаты делали настил из хвороста, бревен, досок и другого подручного материала. С какой целью это делалось? Ответ. Чтобы увеличить площадь опоры транспорта и тем самым уменьшить давление, производимое на грунт; это позволяло проезжать по заболоченным местам.
Физика – литература:
1. Вот мое родное северное сияние! — сказал олень. — Гляди, как го-рит! И он побежал дальше, не останавливаясь ни днем, ни ночью Хлебы были съедены, ветчина тоже, и вот Герда очутилась в Лапландии.
Задача. Сколько времени (в часах и сутках) были в пути Олень и Герда, если они мчались со скоростью 10 м/с и преодолели путь в 1800 км? (О т в е т. 50 ч = 2 сут и 2 ч.)
2. Прочитайте отрывок из сказки «Золушка».
Последним подарком были туфельки из чистейшего хрусталя, какие и не снились ни одной девушке. Определите плотность хрусталя, если известно, что одна туфелька имела массу 403 г и объем 155 см3. Выразите плотность в кг/м3. (Ответ. 2600 кг/м3). О каком физическом теле в тексте идет речь? Укажите вещество, из которого оно сделано. (Ответ. Туфелька, хрусталь.)
3. Прочитайте отрывок из сказки «Приключения Незнайки».
— Почему рано? — удивился Незнайка.
— Уже можно лететь!
— Много ты понимаешь! Шар сначала нужно надуть теплым воздухом.
Найдите объем воздушного шара Незнайки, если известно, что плот-ность теплого воздуха 1,1 кг/м3, а для проведения операции «надувание шара» его потребуется 0,033 т. (О т в е т. 30 м3)
4. Буратино вытащил из кармана всех пиявок и положил туда золотой ключик. Задача. Определите массу золотого ключика, если его объем 5 см3. (Ответ. 96,6 г.)
Физика – техника:
1. Каково назначение насечек на губках тисков и плоскогубцев? Ответ. Чтобы создавать большие давления при малых действиях сил.
2. Какие физические явления и законы используются при заточке инстру-мента на точиле в учебной мастерской? Ответ. Давление; трение между твердыми телами.
3. Работая в учебной мастерской, вам приходилось закреплять винт, под-кладывая под него шайбу. Каково назначение шайбы? Ответ. Для увеличения площади опоры, что обеспечивает лучшее закрепление винта.
4. Какие простые механизмы используются в подъемном кране? Ответ: Рычаг, блок, ворот и др.; их сочетание.
5. Зачем используют противовес в подъемных кранах? Как это объяснить с точки зрения физики? Ответ. Чтобы при подъеме тяжелых грузов подъемный кран не опрокинулся. Это можно объяснить условием равновесия рычага.
6. Какие виды механической энергии используются при работе ветродвигателя? Ответ. Кинетическая энергия ветра.
7. Трактор «Кировец» трогается с места на первой передаче, а спустя 15 с водитель включает другую передачу. На графике изображена зависимость пути трактора от времени (cм. рис.). Определите по графику скорость трактора на первой передаче. Какой она стала после переключения скорости? Какой путь прошел трактор за 35с с начала движения? Какова его средняя скорость на этом пути?
8. Почему на горизонтальной дороге нагруженный автомобиль буксует меньше порожнего? Ответ: Сила трения прямо пропорциональна силе давления; она больше у нагруженного автомобиля, поэтому он меньше буксует.
Физика-геометрия:
Пример-Урок: «Законы геометрической оптики».
На материале данного урока можно рассказать об истории появления зеркал, разъяснить почему они сначала были достоянием знати, а потом появились и в домах простых людей Для углубления знаний обучающихся можно продемонстрировать явление полного отражения света, а потом рассказать, что данное явление связано с алмазом. Именно алмаз имеет наибольший показатель преломления света (n=2,4) и наименьший угол полного отражения. Свет входит в камень, а назад не выходит, весь камень горит и сверкает изнутри. Алмаз - самый красивый драгоценный камень, его любят модницы и ювелиры за это свойство, хотя у него есть и другие замечательные характеристики, например, твердость. Затем можно затронуть тему о способе создания искусственных камней. Показать материал о том, как и при каких условиях природа создала столь удивительный по красоте и полезный в плане медицины и промышленности материал. Затем можно продолжить рассказ о том, как всего в шести точках земного шара ученые научились выращивать алмазы за сутки при определенной технологии и химических условиях. Тема алмазов открывает большой материал в области химии(способ изготовления, кристаллическая решетка),в области применения(медицина, строительство, приборостроение), в области географии, истории , биологии, медицины и т. д.
Физика – биология:
1. Определите скорость движения в воде птицы чомги (из отряда по-ганок), которую охотники называют «нырком», так как она обладает изумительной способностью к нырянию, если известно, что она равномерно проплывает под водой за 3 мин примерно 500 м.
2. Догонит ли волк сайгака (парнокопытного животного семейства поло-рогих, обитающего в степях и полупустынях), если скорость волка 12,5 м/с, а сайгака 60 км/ч? Через какое время это произойдет?
3. Среднеазиатский кабан-секач, двигаясь равномерно со скоростью 8 м/с в течение 10 с, совершает такое же перемещение, как и другой кабан, но за 26 с. Какую скорость развивает второй кабан?
4. Во сколько раз площадь лап волка больше площади копыт сайгака, если его масса 38 кг, а сайгака 30 кг; давление волка на землю 16 кПа, а сайгака 50 к Па?
5. Как объяснить, что мухи легко перемещаются по потолку и не пада-ют?
6. «Летучая рыба», которая водится в тропических водах, может лететь до 150 м. Сколько времени бывает она в полете, если летит со скоростью 25 км/ч?
7. Зачем рыбный пузырь состоит из двух сообщающихся частей? Ответ. Перекачивая воздух в переднюю или заднюю камеру пузыря, рыба изменяет направление движения в вертикальной плоскости.
8. При выходе из воды животные встряхиваются. На каком законе физики основано освобождение их от воды? Ответ. На законе инерции.
9. Кета за сутки проходит вверх по Амуру 50 км. Определите среднюю скорость ее движения. Ответ. 0,58 м/с или 2 км/ч.
10. Кто быстрее перемещается—аист или почтовый голубь? Скорость полета аиста равна 60 км/ч, а голубя— 17 м/с. Ответ. Почтовый голубь.
11. Как с точки зрения физики можно объяснить отличие стеблей водорослей, которые растут в воде, от стеблей растений, растущих на берегу? Ответ. Подводные растения имеют более тонкие стебли, так как их «поддерживает» выталкивающая сила воды; они более гибки, чтобы не ломаться при быстром течении.
Физика – физическое воспитание:
1. Спортсмен поднял штангу массой 200 кг на высоту 2 м за 4 с. Какую мощность при этом он развил? Сравните её со средней мощность человека указанной в учебнике.
2. Для чего на уроках физкультуры при выполнении некоторых упражнений на снарядах ладони натирают магнезией, а подошвы — канифолью? Ответ. Для увеличения силы трения, уменьшения скольжения.
3. Во время тяжелой физической работы сердце человека сокращается до 150 раз в минуту. При каждом своем сокращении оно совершает работу, равную поднятию груза массой 0,5 кг на высоту 0,4 м. Определите мощность, развиваемую сердцем в этом случае. Ответ. 4,9 Вт.
Физика – география :
1. Лесник вышел из сторожки и 2 ч шел со скоростью 3,5 км/ч в южном направлении, затем 1,5 ч со скоростью 4 км/ч на запад, а оставшееся время 1ч 20 мин двигался на северо-восток со скоростью 3 км\ч. На каком расстоянии от сторожки оказался лесник.
2.За какое время пролетит самолет Ту-154 расстояние Москва — Свердловск, если этот многоместный лайнер обладает средней ско-ростью 800 км/ч? Расстояние измерьте по карте с использованием масштаба.
3. Казань от Москвы находится на расстоянии 750 км по азимуту 90°. Определите, с какой скоростью летел самолет, если он преодолел это расстояние за 1,5 ч.
4. Первая советская дрейфующая станция существовала 274 дня и прошла за это время по Северному Ледовитому океану примерно 2500 км. Какова была скорость ее дрейфа? Изобразите примерно графики пути и скорости.
5. Сколько времени потребуется самолету гражданской авиации Ил-86 («Аэробус») при перелете из Москвы в Калининград? Средняя скорость этого лайнера 900 км/ч. Расстояние между городами определите по географической карте.
6. Почему в море легче держаться на воде, чем в реке?
Ответ. Плотность соленой морской воды больше, чем пресной,— следовательно, больше и архимедова сила.
7. В прошлом году по географии вы учили, что атмосферное давление в приземном слое воздуха с высотой уменьшается «на 1 мм на каждые 10 м подъема». Почему эта закономерность справедлива только для приземного слоя воздуха? Как будет изменяться эта закономерность в зависимости от высоты? Ответ. Плотность атмосферы интенсивно уменьшается с высотой. В верхних разреженных слоях атмосферы для уменьшения давления на 1 мм рт. ст. потребуется подняться на высоту, значительно большую 10 м.
8. Почему большая часть сельскохозяйственных угодий на побережье Голландии отгорожена от океана дамбой? Ответ: Большая часть побережья Голландии лежит ниже уровня моря. Если дамб не будет, то по закону сообщаю-щихся сосудов вода зальет эти угодья.
9. С помощью дождемера определили, что высота слоя выпавших осадков равна 6 мм. Сколько воды (по массе) выпало на площадь в 1 га? Ответ: 6*104 кг.
Межпредметные связи в школьных олимпиадах.
Школьные физические олимпиады проходят в два тура: заочный и очный. При проведении заочной олимпиады тексты задач вывешивают на специальном стенде в кабинете физики. Решение задач и ответы на вопросы учащиеся опускают в специальный ящик (с указанием фамилии). Жюри после проверки полученных ответов подводит итоги олимпиады и сообщает их результаты. После этого проводят очный тур олимпиады.
В качестве примера приведем тексты, задач заочного и очного туров школьной олимпиады.
Заочная межпредметная олимпиада
1. Летчик утверждал, что, пролетев s км от некоторого пункта Земли точно на север, затем столько же километров на восток, а потом столько же километров на юг, он оказался над тем же самым пунктом Земли. Может ли так быть? Ответ. Может. Этот пункт — Южный полюс.
2. Какая из чаек находится выше над уровнем моря: сидящая на шпиле Исаакиевского собора, высота которого 101 м, или плавающая в Днепре в районе г. Смоленска? Ответ. Ленинград расположен выше уровня моря примерно на 2 м, а Смоленск — на 160 м. Значит, чайка была выше в г. Смоленске.
3. Как выгоднее взлететь самолету: по ветру или против ветра? Ответ. Выгоднее взлететь против ветра. Подъемная сила тем. больше, чем больше скорость самолета по отношению к окружающему воздуху. При взлете по ветру скорость самолета относительно воздуха равна разности скоростей относительно Земли и скорости ветра, а при взлете против ветра скорость самолета относительно воздуха равна сумме этих скоростей. Поэтому при взлете против ветра самолет отделится от Земли при меньшей скорости относительно Земли, а это выгоднее и безопаснее.
4. Почему трудно пить из опрокинутой бутылки, когда ее горлышко плотно охвачено губами? Ответ. По мере убывания воды в бутылке создается пониженное давление, и губы засасываются в горлышко, поэтому пить становится трудно.
5. Почему волосок лампы накаливания раскаляется добела, в то время как провода, подводящие ток, остаются холодными? Ответ. Сопротивление вольфрамового волоска лампы накаливания во много раз больше сопротивления подводящего провода.
6. Шариковые подшипники обладают меньшим трением, чем ролико-вые. Однако в настоящее время в больших цельнометаллических вагонах используют роликовые подшипники. Почему? О т в е т. Роликовые подшипники выдерживают значительно большие нагрузки (большая опорная площадь).
7. Укажите различие понятий «система отсчета» и «система коорди-нат». Ответ. Система отсчета — понятие физическое, а система координат — ма-тематическое. Система отсчета более широкое понятие, включающее тело отсчета, систему координат и время.
8. Пуля пролетает в первую секунду 340 м. Выстрел производится с танка вдоль дороги в тот момент, когда расстояние до цели составля-ет 340 м. Безветрие. Что раньше достигнет цели; пуля или звук вы-стрела. Ответ дайте для случаев, когда танк: 1) приближается к цели; 2) стоит на месте; 3) удаляется от цели. Скорость звука 340 м/с. Ответ. Скорость звука (как и скорость света) не зависит от скорости источника. Поэтому раньше достигнет цели: 1) пуля;- 2) одновременно; 3) звук.
9. Зачем, когда точат пилу, то одновременно и «разводят» ее, т. е. раздвигают зубья в противоположные стороны? Ответ. Пилу «разводят» для того, чтобы увеличить ширину пропила, иначе ее «заклинивает», так как на нее действуют большие силы перпендикулярно ее полотну и, как следствие,— большие силы трения.
10. Почему птицы без всякого вреда для себя могут садиться на провода линии электропередачи? Ответ. Токи в ветвях (участок провода между лапками и телом птицы являются ветвями) обратно пропорциональны сопротивлениям ветвей. Так как сопротивление тела птицы во много раз больше сопротивления толстого короткого участка провода, ,те через тело .итицы пройдет лишь незначительный ток.
11. Почему с Земли небо видно голубым, а с Луны — черным? Ответ. Атмосфера Земли рассеивает световые волны голубой части спектра, у Луны нет атмосферы.
12. Дно пруда не видно из-за блика отраженного света. Как можно погасить отраженный свет и увидеть дно? Ответ. Смотреть на дно пруда через поляроид.
Очная межпредметная олимпиада
1. Почему в радиолокации для измерения времени распространения радиоволн не используют механический секундомер? Ответ. Скорость радиоволн во много раз больше скорости переключения кнопки секундомера
2. Почему с физической точки зрения неразумно нагибаться, услышав звук летящей пули? Ответ. Скорость пули больше скорости звука.
3. Перегоревшую электрическую лампу нередко удается «заставить» светить снова путем встряхивания. Почему отремонтированная таким образом лампа светит ярче, чем до перегорания? Ответ. При ремонте уменьшается длина нити накаливания, а следовательно, и сопротивление.
4. В воде массой 100 г растворена соль массой 10 г. Какова процентная концентрация раствора? Ответ. 9%.
5. Для борьбы с грибковыми заболеваниями растений используют 0,8%-ный раствор сульфата меди в воде. Какое количество сульфата меди и воды потребуется для приготовления раствора объемом 10 л? Ответ. 80 г; 4,92*103м3.
6. Чтобы совершить кругосветное путешествие по экватору, нужно про-ехать 40 076 км. С какой скоростью должен летать над экватором самолет, чтобы Солнце постоянно светило в один и тот же иллюминатор? Ответ. Со скоростью вращения Земли.
7. Стальной корпус морских судов намагничивается а магнитном поле Земли. Плавающие а море мины взрываются при приближении такого судна. Чтобы уберечь корабль от мин, корпус судна обвивают кабелем с электрическим током. В чем суть такого способа защиты судна? Ответ. Магнитное поле корабля компенсируется магнитным полем тока, и взрыватель морской мины не срабатывает.
8. Из Владивостока в Москву была послана телеграмма 1 января 1986 г. в 3 ч. С момента отправления телеграммы до вручения ее адресату прошло 2 ч. Когда была вручена телеграмма а Москве? Ответ: Между Владивостоком и Москвой 7 часовых поясов. Когда во Владивостоке 24 ч 31 декабря 1985 г. (.0 ч 1 января 1986 г.), в Москве 17 ч 31 декабря. В момент отправления телеграммы в Москве было 20 ч, в момент ее вручения — 22 ч 31 декабря 1985 г.
9. Олимпийский аэростат "Мишка", наполненный гелием, имел вмести-мость 500 м3. Чтобы не мешать движению самолетов» он должен был подняться над Лужниками в Москве не выше 1500 м, где плотность воздуха при нормальных условиях на 20%, меньше, чем у поверхности Земли. Найдите массу оболочки аэростата. Оболочка герметична и нерастяжима. О т в е т: 380 кг.
10. Почему натянутая туго волейбольная сетка рвется при ударе мяча? Ответ. В натянутой туго сетке возникают большие силы натяжения, чем в натянутой слабо.
11. Каким образом осуществляется мягкая посадка космических аппаратов? Ответ. При включении тормозных двигателей при мягкой посадке струя газа выбрасывается по направлению движения космического аппарата, в результате чего возникает реактивная сила, уменьшающая скорость аппарата до нуля.
12. С какой целью в топливо реактивных двигателей добавляют окислитель, например жидкий кислород? Ответ. Топливо должно обладать большой скоростью горения, чтобы обеспечить выброс больших масс газов за единицу времени.
13. Почему, если во время электросварки сильно охладится катод, то электрическая дуга гаснет, а если охладится анод, то дуга продолжает гореть? Ответ. Катод является источником электронов и при его охлаждении может прекратиться термоэлектронная эмиссия.
14. При газовой сварке в баллоне с ацетиленом (С2 Н2) давление упало с p1=13МПа до р2 = 6МПа. Сколько процентов ацетилена израсходовано? Температуру считайте постоянной. Ответ.
15. С какой целью в летнее время землю вокруг стволов плодовых деревьев часто покрывают слоем перегноя или навоза? Ответ. Для уменьшения испарения воды в слое почвы, прилегающей к корневой системе растений.
16. Самое высокогорное озеро — озеро Хорпа — находится на Тибетском нагорье, на высоте около 4400 м над уровнем моря. Определите давление атмосферы на поверхности этого озера. Ответ. ≈488 гПа.
17. Как объяснить большое нагревание метеоритных камней, влетающих из межпланетного пространства в атмосферу Земли? Ответ. Метеоритные камни, обладая громадными скоростями нагреваются при трении о частицы воздуха.
18. Инфракрасное облучение зерна уничтожает жучков-вреди-телей. Почему жучки погибают, а зерно нет? Ответ. Жучки имеют черный цвет, поэтому интенсивно поглощают инфракрасное излучение и погибают.
19. Почему в дымоходе раскаленные частички угля несут на себе электрический заряд? Каков знак заряда? Ответ. Вследствие термоэлектронной эмиссии; заряд положительный.
Проведение внеклассных занятий межпредметного характера
Физико – географическая викторина "Вода и суша"
Викторина проводилась с целью углубления и расширения знаний о применении законов и методов физики в географических и геологических исследованиях. Как известно викторины проходят в форме вопросов и ответов. Вопросами в данном случае являлись задачи межпредметного характера прямо или косвенно связывающие физику и географию. Приведём текст этих задач.
1. Днем и ночью верным путеводителем является компас. Где и когда появился первый компас? В какую сторону горизонта он показывал? Какова его история? Ответ. Первый компас был изобретен в Китае. История его такова. Больше трех тысяч лет назад в столицу Китая с ценными подарками прибыли послы с Юга. Китайцы радушно приняли гостей и отпустили их с миром. Но они никак не могли найти дорогу на свою родину. Тогда китайцы подарили им интересного провожатого — Чана — деревянного человека с вытянутой вперед правой рукой. «Человек» был укреплен на передке тележки. Куда бы ни поворачивалась тележка, рука фигурки неизменно указывала на юг, так как внутри ее находился магнитный «камень». Это был прототип современного компаса — указатель юга.
2. Где находятся магнитные полюсы земли? Чему равно наклонение и склонение магнитной стрелки на магнитном полюсе Земли? Ответ. Северный магнитный полюс находится в Южном полушарии земли, а южный маг-нитный полюс — в Северном. На магнитных полюсах наклонение магнитной стрелки равно 90°, а склонение 0°.
3. Что такое геофизика? Какое отношение она имеет к физике? Ответ. Геофизика — совокупность наук, изучающих физические свойства Земли в целом и физические процессы, происходящие в ее твердой, жидкой и газообразной оболочках.
4. Какую научную информацию в геофизических исследованиях имеет космическая фотоинформация? Ответ. Фотоснимки Земли, полученные с по-мощью ИСЗ и космических аппаратов, подтвердили шарообразность Земли и др.
5. Всем известно, что обильный снегопад сопровождается заметным по-теплением. Как это объяснить? Ответ. Это объясняется тем, что каждый грамм воды, превращаясь в красивые снежинки, возвращает воздуху то же количе-ство теплоты (335 Дж), которое было поглощено.
6. Когда мы путешествовали по Африке, рассказывает турист, то от местных жителей слышали выражение «сухой дождь». Где это можно было слышать? Как надо понимать такое выражение? Ответ. В пустыне Сахара. Там иногда идут дожди, но их влага, испаряясь в сухом горячем воздухе, не достигает земли.
7. Какие приборы служат для регистрации землетрясений? Ответ. Сейсмографы.
8. Могут ли подводные корабли в океанских глубинах устанавливать между собой дальнюю радиосвязь? Ответ. Нет, так как в воде радиоволны быстро затухают.
9. Можно ли на большой глубине дышать через трубку, открытый конец которой находится на поверхности воды?
10. Может ли выталкивающая сила, действующая на подводную лодку, быть равной нулю? Ответ. Да, если подводная лодка опустится на мягкий илистый грунт и плотно прижмется к нему так, чтобы между ними не было воды.
11. Ребята попросили моряков рыболовецкой флотилии привезти для школьного аквариума несколько глубоководных рыб. Выполнима ли эта просьба?
12. Приборы для измерения на большой глубине укрепляют на поплавках. Можно ли делать эти поплавки из пробки? Ответ. Нет; на большой глубине пробка под действием давления воды сожмется настолько, что плотность поплавка станет больше плотности воды.
13. Могут ли подводные корабли освещать прожекторами предметы на больших расстояниях? Ответ. Нет; свет сильно поглощается водой.
14. Как аквалангист может определить в воде, где верх, а где низ, если он потерял ориентировку? Ответ. Необходимо бросить тяжелый предмет или пронаблюдать за движением воздушных пузырьков.
15. Почему вода в глубинах Северного Ледовитого океана не замерзает, хотя температура ее ниже нуля? Ответ. Температуру замерзания воды понижают растворенные в ней соли. Кроме того, вода в океанских глубинах находится под давлением в сотни тысяч Паскалей.
16. Почему в морской пучине всегда холодно? Ответ. Солнечные лучи не прогревают глубокие слои воды: тепловые (инфракрасные) лучи поглощаются почти всей водной поверхностью. Кроме этого, вода имеет сравнительно низкую теплопроводность.
17. Стенки гондолы батискафа имеют толщину около дециметра, а связанный с ней поплавок, заполненный бензином, изготовляют из легкого алюминиевого сплава толщиной всего в несколько миллиметров. Почему же давление воды в океанских глубинах не разрушает такой «хрупкий» поплавок? Ответ. В конструкции поплавка предусмотрены специальные трубки, через которые морская вода проникает внутрь поплавка <и обратно). Она компенсирует небольшое изменение объема бензина при изменении внешнего давления.
18. Почему поплавок батискафа не заполняется воздухом? Ответ. Воздух сжимается значительно сильнее бензина.
19. Почему для водолаза быстрый подъем очень опасен? Ответ. На глубине при большом давлении в крови человека растворяется много воздуха. При подъеме водолаза давление падает, и воздух начинает бурно выделяться из крови; его пузырьки могут закупорить сосуды, что приводит иногда к серьезным заболеваниям.
20. Какой наибольшей глубины погружения удалось достичь аквалангисту, водолазу, подводной лодке, батисфере, батискафу? Ответ. Предел погружения аквалангиста— 100 м, водолаза в легком скафандре— 150 м, а в жестком — 250 м, подводной лодки — 250—300 м, батисферы — 1400 м, батискафа —1134 м.
В ходе проведения мероприятия была отмечена высокая активность среди участвующих в викторине учеников, как учителями, так и нами студентами. Дети показали высокие знания, и на очень высоком уровне выделяли межпредметные связи физики и географии. Таким образом, можно сделать вывод о том, что, несмотря на несложность вопросов, у детей появились новые и углубились предыдущие знания по данным предметам.
Урок-игра "ФИЗИКИ И ЛИРИКИ"
Урок рассчитан на 40 мин, и его наиболее целесообразно проводить во внеурочное время. Это объясняется тем, что мероприятие носит скорее развлекательный характер, хотя и познавательного в нём немало. Необходимо продумать паузы между конкурсами. Перед проведением урока весь класс делится на 4 команды. Задание командам: выбрать капитанов и подобрать по две пословицы с физическим смыслом и уметь их объяснять (домашнее задание). Ведущие должны продумать так же о поздравлении победителей.
План урока:
• Вступительное слово учителя;
• Конкурс «объясни явление»;
• Проверка домашнего задания;
• Конкурс «физика в народных приметах погоды»;
• Проведение итогов, поздравлений победителей, утешительные призы для побежденных.
Вступительное слово учителя;
Мы попробуем сегодня совершить неслыханное чудо: совместить физику и лирику. В наши дни много говорят о влиянии искусства на творческие возможности человека. Действительно, занятия искусством часто помогали многим ученым в их работе. В науке так же, как и в искусстве существует понятие красоты. Истинное значение обладает эстетическими ценностями, заключает в себе совершенство, изящество. Подобные наблюдения обобщил Платон таким афоризмом: «Красота – сияние истины».
В технике красота машин и механизмов часто бывает связана с их на-дежностью, устойчивостью в работе. Существует своего рода постулат: наиболее целесообразные и функционально совершенные изделия являются и наиболее красивыми. Известный авиаконструктор О. Антонов сказал: «Мы прекрасно знаем, что красивый самолет летает хорошо, а некрасивый – плохо, а то и вообще не будет летать... Конструктор может идти от красоты к технике, от решений эстетических к решениям техническим».
Известно, что в научном творчестве особую роль играют два вида мыслительной деятельности: логическая и интуитивная. Как говорил французский ученый А. Пуанкаре: «Логика доказывает, а интуиция - творит». Исследования показывают, что принципиально новые технические, научные результаты часто вспыхивают интуитивно, в форме образов. Таким образом, искусство будит фантазию, питает воображение. Нередки случаи, когда художники предвосхищали выводы науки, а произведения искусства подсказывали исследователю новую тему.
Конкурс «Объясни явление».
Этот конкурс состоит из двух частей: 1-ая часть вопросов – надо выделить явление и рассказать об этом явлении, о котором идет речь в отрывке; 2-ая часть вопросов – надо ответить на вопросы, которые зачитываются после прослушивания отрывков из художественной литературы.
1.1 Чехов А. «Степь» ...Егорушка разбежался и полетел с полутора саженной высоты. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал, какая-то сила холодная и приятная на ощупь, подхватила и понесла его обратно наверх... (речь идет о выталкивающей силе, силе Архимеда; зависит от рода жидкости и объёма, погружаемой в воду части тела; легенда об Архимеде).
1.2 Катаев В. «Белеет парус одинокий» ...Ладони у Гаврика приятно горели. Весло опущенное в воду, казалось сломанным... (явление преломления – изменение направления распространения света при его прохождении через границу раздела двух сред; законы преломления света).
1.3 Серафимович А. «Лесная жизнь» ...Торопливо и обрадовано мальчик послюнил палец и, подняв стал медленно поворачивать. С той стороны, откуда неумолимо тянул ветерок, в пальце почувствовалось ощущение холода...(явление испарения – превращение жидкости в пар, происходящее с поверхности жидкости; зависит от рода жидкости, от температуры, от площади поверхности, с которой происходит испа-рение).
1.4 Толстой Л. «Черёмуха» ...Черемуха эта росла не кустом, а деревом, кудрявая и вся обсыпанная белым, душистым цветом. Издалека слышен был ее запах... (явление диффузии – явление самопроизвольного смешивания веществ; зависит от рода вещества, агрегатного состояния, от температуры).
2.1 Шолохов М. «Поднятая целина» ...Дед Щукарь объелся телятины и у него разболелся живот. Чтобы его вылечить, лекарка поставила ему на живот разогретую махотку. «Ой, живот мне порвет! Ой, родненькие ослабните!» - закричал дед. Но попытки оторвать край махотки оказались тщетными. Тогда Давыдов взял скалку и стукнул ею по дну махотки. Она рассыпалась, и воздух со свистом рванулся из-под черепков... Почему не удалось снять горшок и пришлось его расколотить? Правда ли, что воздух будет двигаться из-под черепков? (когда горшок остыл, воздух внутри горшка охладился, давление воздуха внутри него стало меньше атмосферного давления; воздух будет двигаться не из-под черепков, а в противоположном направлении).
2.2 Катаев В. «Белеет парус одинокий» ...Гаврик встал, сладко потянулся, закатал штаны и, зевая, вошел по щиколотку в воду. С ума он сошел что ли? Ноги и так озябли до синевы, а тут еще лезть в море, один вид которого вызывает озноб. Однако, мальчик хорошо знал, что делает. Вода только на вид казалась холодной. На самом деле она была очень теплой, гораздо теплее воздуха. Мальчик просто-напросто грел в ней ноги... Почему вода казалась теплее воздуха? В какое время: утром или вечером происходило то, о чем написано в отрывке? (у воды теплоемкость больше, чем у воздуха, чтобы ее нагреть надо большее количество тепла, поэтому, вода нагревается медленнее, но и также медленно остывает; дело происходило утром).
Пауза: «А вот, был такой случай».
В этой паузе, рассказываются интересные случаи, связанные с великими физиками. Например:
- Когда немецкий физик Рентген открыл Х-лучи, страну наполнили самые невероятные слухи об их могуществе. И вот ученый получил письмо с просьбой прислать ... несколько Х-лучей и инструкцию по их использованию. Оказалось, что у автора письма в грудной клетке застряла револьверная пуля, а для поездки к ученому у него не нашлось времени. Рентген был человеком с юмором и ответил так: «К сожалению, в настоящее время у меня нет Х-лучей к тому же посылка их дело очень сложное. Считаю, что мы можем поступить проще: пришлите мне вашу грудную клетку».
Проверка домашнего задания.
Команды задают по очереди друг другу пословицы, которые другая команда должна объяснить. Примеры: как камень в воду; большому кораблю – большое плавание; гвоздем море не нагреешь; коси коса пока роса, роса – долой и мы – домой; от грома и воде не уйдешь; как ни прыгает антилопа, а всё опускается на землю; клин клином вышибается.
Пауза: «А вот, был такой случай».
Альберт Эйнштейн любил фильмы с участием Чарли Чаплина и относился к большей симпатией к созданному им герою. Однажды он написал в письме к Чаплину: «Ваш фильм «Золотая лихорадка» понятен всем в мире, и вы непременно станете великим человеком. Эйнштейн». На это Чаплин ответил: «Я вами восхищаюсь ещё больше. Вашу теорию относительности никто в мире не понимает, а вы все-таки стали великим человеком. Чаплин».
Конкурс: «Физика в народных приметах погоды».
В этом конкурсе надо объяснить примету с физической точки зрения.
1. Соль мокнет – к дождю. (перед дождем влажность повышается, поэтому многие вещества, впитывающие в себя влагу из воздуха - сыреют).
2. Лучина трещит и мечет искры – к ненастью. (при повышенной влажности деревянные предметы отсыревают, при горении влага из древесины интенсивно испаряется, при этом, увеличиваясь в объёме, пар с треском разрывает древесные волокна).
3. Если в поле далеко раздается голос – будет дождь. (с повышением влажности изменяется плотность воздуха и его способность проводить звук).
Конкурс "Проверь при помощи эксперимента".
Существуют старинные практические правила, которыми люди пользова-лись в старину, не подозревая об их физическом смысле. Итак, решите 2 экспериментальные задачи:
1. Длина среднего шага взрослого человека равна половине расстояния от его глаз до ступней. Определите длину среднего шага одного из членов жюри.
2. Человек проходит в час столько километров, сколько шагов он делает в 3 секунды. С какой скоростью движется ученик 8-ого класса, если он идет шагом, а не бежит бегом.
В ходе мероприятия дети также активно, как и на физико-географической викторине участвовали в игре, отвечая на вопросы. По некоторым конкретным задачам возникали даже споры о правильности ответа команды противника. В целом мероприятие прошло успешно и подтолкнуло детей изучать физику не только в классе за партой, решая задачи и выводя формулы, но и просто, читая художественную литературу и выделяя в написанном физическое явление.
Межпредметные связи могут иметь разные цели и выполнять разные задачи. Связи с химией, биологией, географией, астрономией могут способствовать более глубокому и качественному усвоению физики.
Межпредметные связи с литературой, историей, искусством, музыкой можно использовать для создания на уроке эмоциональной атмосферы и развития образного мышления.
На уроках физики необходимо показывать межпредметную связь всякий раз ,тем ем самым повышая заинтересованность учащихся в более доскональном изучении материала.
Прогрессивные педагоги различных эпох - Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская - подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины мира, природы "в голове ученика", для создания истинной системы знаний и миропонимания.
Использование межпредметных связей обогащает методическое содержание урока, делает его творческим, способствует усилению интереса учащихся к изучаемым предметам, к избранной профессии. Преподаватели физики в данном случае располагают большими возможностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Межпредметные связи в урочной и внеурочной деятельности музея-гостиной «А.С.Пушкин»
Межпредметные связи в урочной и внеурочной деятельности музея-гостиной «А.С.Пушкин». Беляева Т.В. ГБОУ №1467, МоскваНа современном этапе образования и воспитания школьный музей - это ...
Реализация регионального компонента как одного из направлений патриотического воспитания через урочную и внеурочную деятельность по английскому языку.
Огромную роль в патриотическом становлении человека играет школа. Сегодня крайне необходимо говорить о важности формирования любви к Родине, к "малой" Родине, интереса к истории и культуре Росси...
Доклад на тему "Реализация межпредметных связей в преподавании географии"
Доклад на тему "Реализация межпредметных связей в преподавании географии"...
Доклад "Развитие речи обучающихся через урочную и внеурочную деятельность"
Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, ...
Реализация межпредметных связей через проектную деятельность в образовательной области «Технология» - статья
материалы по предмету Технология...
СТАТЬЯ. Реализация межпредметных связей через проектную деятельность.
Реализация межпредметных связей через проектную деятельность...
Реализация межпредметных связей через проектную деятельность школьников на уроках. Актуальность и значимость
Актуальность межпредметных связей заключается в том, что с помощью многосторонних межпредметных связей не только решаются задачи обучения, развития и воспитания, учащихся на качественно новом уровне, ...