Межпредметные связи в урочной и внеурочной деятельности музея-гостиной «А.С.Пушкин»
статья по теме
Межпредметные связи в урочной и внеурочной деятельности музея-гостиной «А.С.Пушкин». Беляева Т.В.
ГБОУ №1467, Москва
На современном этапе образования и воспитания школьный музей - это особое пространство, где в полной мере реализуются возможности музейной педагогики. Задача учителя заключается в том, чтобы научить ребенка распознавать историко-культурные смыслы и ценностные значения предметных реалий, представленных в экспозициях музея и находящихся за ее пределами.
Основные принципы музейной педагогики: предметность, наглядность, эмоциональность, интерактивность - помогают разглядеть себя и следы жизни своих предков, ощутить свою сопричастность происходящему. Лишь осознание, что ты и твоя культура произошли из всего представленного перед тобой, позволяет не остаться равнодушным к образам экспозиции, выставки, к особой ауре музейного предмета. Советом музея-гостиной. «А.С. Пушкин» претворяется в жизнь основная задача: укрепление национальных корней посредством приобщения учащихся к великой русской культуре, в центре которой стоит А.С. Пушкин. Одной из важных задач является углубленное изучение жизненного и творческого пути поэта; воспитание глубокого интереса и любви к его поэзии; воспитание бережного отношения к русскому языку как основе нации. Также решается задача по выявлению одаренных детей, развитию творческих способностей учащихся; привитию навыков научно-исследовательской деятельности.
Читать далее
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhpredmetnye_svyazi_v_urochnoy_i_vneurochnoy_deyatelnosti_muzeya-gostinoy_a.s.pushkin.docx | 20.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Межпредметные связи в урочной и внеурочной деятельности музея-гостиной «А.С.Пушкин»
Беляева Т.В.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднее общеобразовательное школа №1467, Москва
На современном этапе образования и воспитания школьный музей - это особое пространство, где в полной мере реализуются возможности музейной педагогики. Задача учителя заключается в том, чтобы научить ребенка распознавать историко-культурные смыслы и ценностные значения предметных реалий, представленных в экспозициях музея и находящихся за ее пределами.
Основные принципы музейной педагогики: предметность, наглядность, эмоциональность, интерактивность - помогают разглядеть себя и следы жизни своих предков, ощутить свою сопричастность происходящему. Лишь осознание, что ты и твоя культура произошли из всего представленного перед тобой, позволяет не остаться равнодушным к образам экспозиции, выставки, к особой ауре музейного предмета. Советом музея-гостиной. «А.С. Пушкин» претворяется в жизнь основная задача: укрепление национальных корней посредством приобщения учащихся к великой русской культуре, в центре которой стоит А.С. Пушкин. Одной из важных задач является углубленное изучение жизненного и творческого пути поэта; воспитание глубокого интереса и любви к его поэзии; воспитание бережного отношения к русскому языку как основе нации. Также решается задача по выявлению одаренных детей, развитию творческих способностей учащихся; привитию навыков научно-исследовательской деятельности.
Музей-гостиная представляет собой методико-консультативный, учебно-творческий центр школы, является центром работы по сохранению и развитию пушкинского наследия, культурных традиций Отечества, родного края. Одним из направлений деятельности музея являются экскурсии, уроки для учащихся нашей школы, экскурсии для подшефных детских садов, учащихся других школ, жителей Ново-Переделкино. В музее проводятся не только уроки, экскурсии, но и вечера, конкурсы чтецов, турниры, встречи с поэтами, артистами. Собранная пушкинская библиотека помогает в написании исследовательских работ, рефератов, проектов, в создании альманаха. При музее - гостиной действуют «Клуб пушкинистов«, кружок «Юные экскурсоводы».
А учащиеся кружка под руководством учителей изобразительного искусства и технологий создают экспонаты для музея. Тесно сотрудничает с музеем – гостиной Театральная студия: готовим совместно сценарии различных театрализованных мероприятий. В 2010 году стали Лауреатами Международной программы творчества юных «Племя младое, незнакомое – век 21»в Пскове, участвовали в Гала-концерте «Виват, мой Пушкин!» и 43 Всероссийском празднике Пушкинской поэзии в Пушкиногорье, неоднократно участвовали в Международной Пушкинской весне в школе ЦО №345.
В музее-гостиной стало традицией встречать поэтов Клуба Ново – Переделкино, а также артистов театров. Начальное звено школы и подшефный детский сад проводят вместе балы, инсценировки сказок по произведениям А.С. Пушкина, конкурсы чтецов. На протяжении 5-х лет в музее проходили городские, международные конференции, семинары с учителями лауреатами Пушкинской премии. В 2009году в нашем музее состоялась встреча с участниками IV Международного Форума пушкинистов из 40 стран мира.
Исходя из накопленного опыта, традиций в урочной и внеурочной работе, литературный музей-гостиная «А.С. Пушкин» интегрирован в учебно-воспитательный процесс. Как один из учебных предметов литература связана с рядом других учебных дисциплин, устанавливая взаимосвязь с которыми, литература не только обогащает и углубляет знания школьников, но и благотворно влияет на усвоение смежных дисциплин.
Традиционно на уроках литературы используется связь и с изобразительным искусством, поскольку литература отражает те вечные вопросы, которые волновали и художников слова. Лучшие иллюстрации к пушкинским произведениям занимают достойное место в экспозиции музея.
Одним из эффективных средств постижения специфики литературы как искусства слова - это возможность включать уроки музыки в уроки изучения биографии писателя, разбора литературного текста. В музее ребята исполняют стихи, получившие музыкальную интерпретацию в песне, романсе.
Принцип интерактивности предполагает приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью культуры, языка, истории через предметный мир. Используется музейный предмет в музее-гостиной на разных уроках, например, прялка на уроке немецкого языка по сказкам Братьев Гримм.
Все экспозиции музея, выставки, витрины с типичными предметами 1 половины 19 века и раритетными книгами помогают предметнику активизировать работу с учащимися. Каждый музейный экспонат нам дорог, но есть такие предметы, которые представляют особую ценность, например, книга »Статьи Белинского», прижизненное издание критика. Книги, редкие издания о жизни и творчестве поэта, находящиеся в музейной библиотеке, стали предметом исследования учащихся. Исследовательская работа приучает школьников к самостоятельной работе с текстом, обогащает читательский опыт, помогает сформировать оценочные позиции.
Особое место в применении межпредметных связей в музейной педагогике занимает компьютер. Информационные технологии активизируют восприятие, понимание и использование музейных ценностей, например, например, когда ко всем исследовательским работам учащиеся представляют компьютерную версию или когда учащиеся проводят виртуальные экскурсии.
Очень часто в музее на материале одной выставки или экспозиции разворачивается разнообразная учебная деятельность с детьми разных возрастов и уровней развития: это, например, в 9ых классах обзорные уроки-экскурсии с элементами театрализации, посвященные жизни и творчеству Пушкина.
Есть уроки-экскурсии по отдельным экспозициям для учащихся 5-8 классов с использованием некоторых музейных предметов, тематические экскурсии для детей 1-4 классов, как например, »Няня в жизни поэта». По-другому проходят экскурсии для детей 6-7 лет из подшефного детского сада, например, «Сказки А.С. Пушкина», где в роли сказочных героев выступают сами дети. После такой экскурсии дети надолго запомнят имя поэта и его сказки.
Использование межпредметных связей происходит не только в урочной, но и во внеурочной работе. Данная деятельность разнообразна: от узнавания сущности каких-то предметов до соотнесения этой информации с известными фактами. Это подтверждает деятельность риторов, которые являются членами «Клуба пушкинистов» и участвуют в работе городской экспериментальной площадки »Пушкинское слово». Основная цель площадки - использование элементов риторики на всех предметах. На занятиях кружка риторы узнают новое о художественно-изобразительных средствах, учатся использовать их в собственных работах, переделывают произведения одного жанра в другой, подбирают к разным афоризмам аргументы за и против, учатся выразительно читать ораторский текст.
Итогом деятельности риторов является участие их в городском конкурсе риторов. При подготовке к конкурсу риторы используют не только исследовательские умения и знания по литературе, но и знания по истории, русскому языку, изобразительному искусству. Совместно с учениками словесники разрабатывают сценарий домашнего задания, тема которого предлагается Пушкинским институтом буквально за 10 дней, жанр выступления – любой. Предлагаем вам посмотреть домашнее задание – приветствие наших риторов на конкурсе этого года, на котором мы заняли 3 место. Но прежде позвольте закончить свое выступление, чтобы потом больше не занимать ваше внимание:
Итак, музей-гостиная » А.С.Пушкин» - это в первую очередь не музей-выставка, а музей-кабинет, музей - досуговый центр, музей-мастерская, полный интерактивных элементов: все можно приводить в действие, воспроизводить действия, создавать тот или иной предмет.
А использование межпредметных связей дает возможность: 1) глубже изучить тему, повысить интерес к другим предметам; 2) воспитать в учащемся общую культуру, развить творческие способности; 3) дает возможность развить исследовательскую деятельность как индивидуальную, так и групповую; 4) учит работать самостоятельно, добывать нужную информацию со справочной литературой.
Таким образом, в соответствии с основными программами ФГОСА межпредметные связи средствами музейной педагогики помогают формировать процесс личности путем приобщения ее к культурно-историческим ценностям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект«Осуществление межпредметных связей биологии с литературой на уроках и во внеурочной деятельности»
Тема проекта актуальна, т.к.ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.Культурный человек не может счит...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Данная статья помогает учителям понимать важность межпредметных связей...
Методическая разработка по теме : "Межпредметные связи как средство формирования культуроведческой компетенции учащихся на уроках литературы , русског языка и во внеурочной деятельности.""
Интеграция предметов- это не просто соединение их частей и элементов, это взаимопроникновение, объединение на основе общего подхода. Стремление к эффективности учебного процесса заст...
Доклад на МО по физике по теме: «Реализация межпредметных связей через урочную и внеурочную деятельность».
Доклад на МО по физике о межпредметных связей на уроке и во внеурочное время.По теме: «Реализация межпредметных связей через урочную и внеурочную деятельность»....
Формирование мотивации к изучению математики посредством реализации межпредметных связей на уроках математики и во внеурочной деятельности
Мир представляет собой гигантскую систему, тоже состоящую из сложнейших систем. Однако, у систем любой природы много общего. Если знать это общее, то мы окажемся в очень выгодной ситуации, когда мы до...