Урок изучения нового «Формула разности квадратов» (7 класс)
план-конспект занятия по алгебре (7 класс) по теме
Разработка конспекта урока: Урок изучения нового
«Формула разности квадратов»
Учебник: 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреж-дений/ [Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, С.В. Сидоров и д.р.] – 17-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 224 с. Глава IV «Разложение многочленов на множители», §21 – Формула разности квадратов.
Тип урока: урок изучения нового
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_k_uroku.docx | 34.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка конспекта урока: Урок изучения нового
«Формула разности квадратов»
Учебник: 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреж-дений/ [Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, С.В. Сидоров и д.р.] – 17-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 224 с. Глава IV «Разложение многочленов на множители», §21 – Формула разности квадратов.
Тип урока: урок изучения нового
Учебная задача: В совместной деятельности с учащимися вывести формулу разности квадратов и выявить виды задач, решаемых на основе этой формулы
Диагностируемые цели:
В результате урока ученики:
- знают: словесную формулировку и символическую запись формулы разности квадратов.
- умеют: формулировать правило разложения разности квадратов на множители; применять формулу разности квадратов для решения задач.
- понимают: для решения каких видов задач применяется формула разности квадратов.
Методы обучения: частично-поисковые, репродуктивный метод.
Форма работы: фронтальная.
Средства обучения: традиционные, презентация.
Структура урока:
- Мотивационно - ориентировочный этап (10 минут)
- Содержательный этап (32 минуты)
- Рефлексивно – оценочный этап (3 минуты)
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |
Мотивационно – ориентировочный этап | ||
Актуализация: Идёт фронтальная устная работа, учитель ведёт беседу с учениками. | ||
- Возведите в квадрат: 1) 0,2m 2) 5y3 3) (2/7)xy2 | Решение: 1) 0,04m2 2) 25y6 3) (4/49) x2y4 | |
- Представьте в виде квадрата одночлена: 1) 9b2 2) 0,16m10 3) (16/25)x4y6. | Решение: 1)(3b)2 2)(0,4m5)2 3) (4/5 x2y3)2 | |
Прочитайте выражения 1) а - в 2) х + 13у 3) (а – 10в)(а+10в) 4) а2 - (10в) 2 | Ответы: 1)разность чисел а и в 2)сумма чисел х и 13у 3)произведение разности чисел а и 10в на сумму этих чисел. 4)Разность квадрата первого числа а и квадрата второго числа 10в | |
Мотивация: - Разложите многочлен на множители устно: 1) 41х·у2+82х2·у - Сформулируйте правило. 2) 5а2 – 5ах – 7а +7х - Сформулируйте правило 3) а2 – в2 Возникает проблемная ситуация Выполните умножение: (а-b)(a+b) - Что получаем? - Сегодня мы «открыли» новый способ разложения на множители и новую формулу. Эта формула называется формулой разности квадратов двух чисел | Решение: 1)Вынесем общий множитель за скобку: 41ху(у+2х) - Чтобы разложить многочлен на множители способом вынесением общего множителя за скобки нужно: Найти этот общий множитель, и вынести его за скобку Воспользуемся способом группировки 5а2 – 5ах – 7а +7х = (5а2 – 5ах) –( 7а -7х)= = 5а(а-х)-7(а-х) = (а-х)(5а-7) - Чтобы разложить многочлен на множители способом группировки нужно объединить члены многочлена в такие группы, которые имеют общий множитель в виде многочлена, и вынести этот общий множитель за скобки Учащиеся думают, что нельзя разложить на множители (а-b)(a+b)= а2 +ав - ав –в2 = а2 – в2 - Получили, что (а-b)(a+b)= а2 – в2 | |
Учебная задача урока: целью нашего урока будет: учится пользоваться этой формулой для разложения многочлена на множители и решения других задач. |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |
Содержательный этап | ||
Итак, мы умножили сумму двух чисел на их разность и получили: (a+b)(a-b) = a2-b2. Полученную формулу: (a+b)(a-b) = a2-b2 или a2-b2 = (a+b)(a-b) называют формулой разности квадратов и читается она так: 1) Произведение разности и суммы двух чисел равно разности квадратов этих чисел. Т.к. с помощью этой формулы можно в дальнейшем быстро умножать сумму и разность двух чисел, то она относиться к формулам сокращённого умножения. 2)Разность квадратов двух чисел равна произведению разности и суммы этих чисел. Рассмотрим, какие примеры решаются на основе данной формулы: № 1. Разложите многочлен на множители: А) 4b4 – c2 1.Cначала представим 4b4 и c2 в виде квадратов одночленов: (2b2)2 и (c)2 2. Подставим (2b2)2 и (c)2 в 4b4 – c2, получим : 4b4 – c2 = (2b2)2 – (c)2 3. Воспользуемся формулой разности квадратов: (2b2)2 – (c)2 = (2b2 – c) (2b2 + c) Проанализируем решённый пример. Какое правило разложения двучлена на множители можно сформулировать на основе данной формулы? Б) а2 – с3 | - прочитайте полученное выражение? Чтобы разложить двучлен на множители на основе формулы разности квадратов, нужно выделить квадрат первого числа, квадрат второго числа, проверить стоит ли между ними знак «-» и воспользоваться формулой. Не можем разложить на множители с помощью формулы разности квадратов. | |
352. 1) 25х2 – 9 3) 64у2 – 36х2 | Решение: 1) 25х2 – 9 = (5х)2 – 32 = (5х-3)(5х – 3) 3) 64у2 – 36х2 = (8у)2 – (6х)2 = = (8у-6х)(8у+6х). | |
353. 1) (1/9) у2-(16/25)х2 -Прочитайте запись? 3) 0,25а2 – 0,49 в2 | Решение: 1) (1/9) у2-(16/25)х2 = ((1/3)у)2 – ((4/5)х)2 = = ((1/3)у –(4/5)х) ((1/3)у +(4/5)х) 3) 0,25а2 – 0,49 в2 = (0,5а)2 – (0,7в)2 = = (0,5а-0,7в)(0,5а+0,7в) | |
354. 1) 36х2у2 – 1 3) х2у4 – 16 | Решение: 1) 36х2у2 – 1 = (6ху)2 – 1 = (6ху-1)(6ху+1) 3) х2у4 – 16 = (ху2)2 – 42 = (ху2 – 4)(ху2 +4) | |
355. 1) а4 – в4 3) а4 – в 8 | Решение: 1) а4 – в4 = (а2)2 – (в2)2 = (а2 –в2)(а2+в2) 3) а4 – в 8 = (а2)2 – (в4)2 = (а2 – в4)(а2+в4) | |
356.Выполнить умножение 1) (2в+а)(2в – а) Почему воспользовались формулой разности квадратов? 3) (у+6х)(6х-у) | Решение: 1) (2в+а)(2в – а) = (2в)2 – а2=4в2 – а2 -Перед нами произведение суммы чисел 2в и а на их разность. 3) (у+6х)(6х-у) = (6х)2 – у2=36х2 – у2 | |
357. 1) (с2+d2)(c2-d2) 3)(x4 – y3)(y3+x4) | Решение: 1) (с2+d2)(c2-d2) = ((c2)2-(d2)2) = c4 – d4 3) (x4 – y3)(y3+x4) = (x4)2 – (y3)2= = x8 – y6 | |
358. 1)(3а2+4в3)(3а2-4в3) 3)(0,2t3+0,5p4)(0,5p4 – 0,2t3) | Решение: 1) (3а2+4в3)(3а2-4в3) = (3a2)2 – (4b3)2= = 9a4 – 16b6 3) (0,2t3+0,5p4)(0,5p4 – 0,2t3) = = (0,5p4)2 - (0,2t3)2=? | |
№ 2. Вычислите 98·102 Почему воспользовались формулой разности квадратов? 359. 1) 48·52 3)43·37 | Решение: 98·102 = (100-2)·(100+2) = 1002 - 22= 10000 – 4 = 9996 -потому что представили числа 98 и 102 в виде суммы и разности, с одинаковым слагаемым. 1) 48·52 = (50+2)(50-2) = 502 – 22 = 2500 – 4 = 2495 3) 43·37 = (40-3)(40+3) = 402 – 32 = 1600 – 9 = 1591 | |
360. 1) 47·33 3) 84·76 | Решение: 1) 47·33= (40+7)(40-7) = 402 – 72 = 1600 – 49 = 1551 3) 84·76 = (80+4)(80 -4) = 802 – 42 = 6400 – 16 = 6384 | |
363. 1)472 – 372 - Почему можем воспользоваться формулой? 3)50,72 – 50,62 5)(6 )2 – (5 )2 | Решение: 1) 472 – 372= (47-37)(47+37) = 10·84 = 840 Потому что у нас есть разность квадратов двух чисел, и она будет равна произведению разности этих чисел на их сумму. 3) 50,72 – 50,62= (50,7 – 50,6)(50,7 +50,6) = =10·101,3 = 1013 5) (6 )2 – (5 )2 = (6 - 5 ) (6 + 5 ) = 1·12 =12. | |
364. 1)(х-1)(х+1) = х2 -2(х-3) 3)(2х +3)(2х+3) – 4(х-1)(х+1) = 49 | Решение: 1) (х-1)(х+1) = х2 -2(х-3) х2 – 1 = х2 – 2х+6 -1-6 = -2х 2х=7 х = 7/2 3) (2х +3)(2х+3) – 4(х-1)(х+1) = 49 4х2 +12х+9 -4х2+4 = 49 12х=49-9-4 12х = 36 х=3 |
Рефлексивно – оценочный этап | |
- какова была цель урока? - достигли ли мы её? -как мы её достигли? Какие примеры решали на основе этой формулы? | учится пользоваться формулой разности квадратов для разложения многочлена на множители и решения других задач. - Да. -Решали задания и примеры, где нужно было разложить многочлен на множители, при этом пользовались формулой разности квадратов. Также вычисляли с помощью этой формулы сложные числовые примеры. Решали алгебраические уравнения. |
Домашняя работа: номера 351 – 360 ( под цифрами 2,4)+ выучить правило |
351. 2) (1/9)а2в2; 0,25х2у2; 0,16 m4; 0,81n6 | Решение: 2) (1/9)а2в2 = ((1/3) ав)2 0,25х2у2 = (0,5ху)2 0,16 m4 = (0,4m2)2 0,81n6 = (0,81n3)2 |
352. 2) 4a2 – 9 4) 81a2 – 16b2 | Решение: 2) 4a2 – 9 = (2а)2 – 32 = (2а – 3)(2а +3) 4) 81a2 – 16b2 = (9а)2 – (4в)2 = (9а – 4в)(9а +4в) |
353. 2) (4/9)а2 – (1/16)в2 4) 0,09х2 – 0,16у2 | Решение: 2) (4/9)а2 – (1/16)в2 = ((1/3)а)2 – ((1/4)в)2 = ((1/3)а – (1/4)в)((1/3)а – (1/4)в) 4) 0,09х2 – 0,16у2 = (0,3х)2 – (0,4у)2 = (0,3х – 0,4у)(0,3х+0,4у) |
354. 2) 81а6 – 49в4 4) 25а2 – 9в6 | Решение: 2) 81а6 – 49в4 = (9а3)2 – (7в2)2 = (9а3 – 7в2)(9а3+7в2) 4) 25а2 – 9в6 = (5а)2 – (3в3)2 = (5а – 3в3)(5а+3в3) |
355. 2) а4 – в8 4) в4 - 81 | Решение: 2) а4 – в8 = (а2)2 – (в4)2 = (а2 – в4)(а2 +в4) 4) в4 – 81 = (в2)2 – 92 = (в2 – 3)(в2 +3) |
356. 2) (с+3d)(c – 3d) 4) (3m-2n)(2n +3m) | Решение: 2) (с+3d)(c – 3d) = с2 – 9в2 4) (3m-2n)(2n +3m) = 9m2 – 4n2 |
357. 2)(a2+b3)(a2 – b3) 4) (m3 – n3)(m3+n3) | Решение: 2) (a2+b3)(a2 – b3) = а4 – в6 4) (m3 – n3)(m3+n3) = m6 – n6 |
358. 2)(2m4-5n2)(5n2 +2m4) 4) (1,2a2 – 0,3b2)(1,2a2 +0,3b2) | Решение: 2) (2m4-5n2)(5n2 +2m4) = 4m8 – 25n4 4) (1,2a2 – 0,3b2)(1,2a2 +0,3b2) = 1,44a4 – 0,09b4) |
359. 2) 68·72 4) 47·53 | Решение: 2) 68·72 = (70-2)(70+2) = 4900 – 4 = 3896 4) 47·53 = (50 – 3)(50+3) = 2500 – 9 = 2491 |
360. 2) 44·36 4) 84·76 | Решение: 2) 44·36 = (40+4)(40-4) = 1600 – 16 = 1584 4) 84·76 = (80+4)(80-4) = 6400 – 16 = 6384 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по теме "Формула разности квадратов"
подробный конспект урока...
Применение формул разности квадратов и квадрата суммы и разности для разложения на множители
Дидактический материал с ответами для самопроверки...
Презентация к уроку алгебры в 7 классе по теме: "Формула разности квадратов".
Урок изучения нового материала...
Технологическая карта урока алгебры в 7 классе по теме «Формула разности квадратов» (ФГОС)
Тема урока: Формула разности квадратов.Тип урока: Урок открытия новых знаний.Цель урока: Овладение умением применять формулу разности квадратов пр...
Урок в 7 классе "Формула разности квадратов"
Тип урок: урок открытия новых знаний...
Методическая разработка дистанционного урока в 7 классе на тему "Формула разности квадратов. Разложение разности квадратов на множители"
Тип урока: урок открытия новых знанийЦели урока: Рассмотреть формулу разности квадратов двух выражений;Рассмотреть еще один способ разложения многочлена на множителиРассмотреть использование формул со...
Конспект открытого урока по теме"Формула разности квадратов"
Конспект открытого урока по теме "Формула разности квадратов" с применением Сингапурской технологии обучения....