Рабочая программа элективный курс по алгебре 10 класс
элективный курс по алгебре (10 класс) на тему
Данный элективный курс изучается один час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_elekt_kurs_resh.zadach.doc | 172 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Суховская средняя общеобразовательная школа
Пролетарского района Ростовской области
х. Сухой, ул.Пионерская 28, Пролетарский район, Ростовская область, 347552, тел. 8(86374) 9-32-99
эл. почта: suhoischool@yandex.ru,
«СОГЛАСОВАНО»
Протокол заседания методического совета
МБОУ Суховской СОШ
от «___»______________2016г.
________________Л.А.Соснина
«СОГЛАСОВАНО»
зам. директора по УВР
______________ С.А.Пучкова
____.____. 2016 г
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ
Суховской СОШ
Приказ от __________ № ____
_________Балабина А.Г.
Рабочая программа
по алгебре и началам анализа элективный курс (базовый уровень) 10 класс
Уровень образования среднее общее
Количество часов – 1 ч в неделю
Учитель: Балабина Алла Григорьевна, 1 – квалификационная категория.
Программа разработана на основе: «Примерной программы для общеобразовательных учреждений по алгебре и началам анализа в 10-11 классах» (составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2009 г)
2016-2017 учебный год.
РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данный курс представляется особенно актуальным, так как, отведённого для изучения математики времени, не хватает для детального разбора и самостоятельного решения заданий, входящих в материалы ЕГЭ.
Данный курс предназначен для учащихся 10класса, проявляющих повышенный интерес к математике, а также для тех, кто хочет успешно сдать ЕГЭ по математике.
Курс рассчитан в первую очередь на учащихся, обладающих прочными знаниями по математике и способных к творческому и осмысленному восприятию материала.
Программа курса расширяет возможность совершенствования умений учащихся решать задачи повышенной сложности, знакомит с различными способами их решения, т. е. углубляет знания учащихся.
Программа элективного курса направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи.
ЦЕЛЬ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА:
- познакомить учащихся с разными типами задач и различными способами их решения;
- подготовка учащихся к ЕГЭ по математике;
- повышение уровня их математической культуры.
ЗАДАЧИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА:
- создать условия для подготовки учащихся к ЕГЭ;
- развивать познавательные интересы и способности самостоятельно добывать знания;
- расширение и углубление знаний учащихся по решению текстовых задач.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯЗАНЯТИЙ:
- беседы;
- лекции (изложение теоретических вопросов учителем);
- практические занятия;
- семинары.
Одной из возможных форм проведения данных элективных занятий является разделение всего изучаемого материала на блоки по темам. Каждый блок изучается циклом: лекция → практические, семинарские занятия → самостоятельное выполнение заданий, обсуждение → подведение итогов.
Организационно-педагогические основы обучения
Программа рассчитана на 1один год.
Режим работы: 1 раз в неделю по 1 часу.
Всего в течение года 34 часа.
После рассмотрения полного курса учащиеся должны иметь следующие результаты обучения:
- уметь определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы;
- уметь применять полученные математические знания в решении жизненных задач;
- уметь использовать дополнительную математическую литературу;
- находить наиболее рациональные способы решения текстовых задач;
- применять полученные знания на уроках математики и в решении жизненных задач.
РАЗДЕЛ 2. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Данная программа призвана помочь учащимся развить умения и навыки в решении задач, научить грамотному подходу к решению текстовых задач. Курс содержит различные виды арифметических задач. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к решению практических задач.
Изучение данного курса актуально в связи с тем, что рассмотрение вопроса решения текстовых задач не выделено в отдельные блоки учебного материала. Решение задач встречается в разных темах и не указываются основные общие способы их решения, как правило, не выделяются одинаковые взаимосвязи между компонентами задачи. К тому же, недостаточно внимания уделяется решению задач на проценты, которые рассматриваются в 5 классе и затем встречаются в экзаменационных работах за курс основной и средней (полной) общей школы.
Арифметические способы решения текстовых задач позволяют развивать умение анализировать задачные ситуации, строить план решения с учётом взаимосвязей между известными и неизвестными величинами (с учётом типа задачи), истолковывать результат каждого действия в рамках условия задачи, проверять правильность решения с помощью обратной задачи, то есть формулировать и развивать важные общеучебные умения.
Использование алгоритмов, таблиц, рисунков, общих приемов дает возможность ликвидировать у большей части учащихся страх перед текстовой задачей, научить распознавать типы задач и правильно выбирать прием решения.
Обучение математике в средней школе направлено на достижение следующих целей:
В направлении личностного развития:
- формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
В метапредметном направлении:
- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
- в предметном направлении:
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ п/п | Содержание учебного материала | Кол-во часов |
I. | Вводное занятие. | 1 |
II. | Текстовые задачи и техника их решения. | 1 |
III. | Задачи на составление уравнений. | 5 |
IV. | Задачи на движение. | 5 |
V. | Задачи на работу. | 5 |
VI. | Задачи на проценты. | 6 |
VII. | Задачи на смеси, сплавы, растворы. | 5 |
VIII. | Разные виды текстовых задач. | 6 |
IX. | Итоговое занятие. | 1 |
Основное содержание курса.
Вводное занятие 1. (1 час)
Цель: - Знакомство учащихся с факультативным курсом, с требованиями факультатива.
Первое занятие проводится в форме беседы с учащимися.
I. Перед началом курса провести индивидуальные собеседования с каждым учащихся по вопросам:
- Если бы у тебя был выбор, стал(а) ли бы ты посещать этот курс?
- Чем тебя мог бы привлечь этот курс?
- Что бы хотел(а) получить от данного курса?
- Влияет ли выбор курса на выбор твоей будущей профессии?
Общая схема организации работы на занятиях может быть описана следующими вопросами:
- Что я об этом уже знаю?
- Чего не знаю, не понимаю?
- Какую проблему буду решать?
- Как должен(на) действовать что бы получить результат?
- Что буду делать сначала, что потом?
- Что мне мешает решить эту проблему?
II. Знакомство учащихся с темами спецкурса.
III. Знакомство с формами и планируемым объёмом самостоятельных работ, семинарских занятий.
Тема . Текстовые задачи и техника их решения.
Цель: - выработать умение применять накопленный теоретический материал при решении текстовых задач.
- углубить знания учащихся о текстовых задач и технике их решения.
План работы: понятие текстовой задачи, виды текстовых задач и их примеры, этапы решения текстовой задачи, схема поиска решения задач. (Приложение № 1), решение текстовых задач арифметическими приёмами (по действиям), решение текстовых задач методом составления уравнения или систем.
Тема: Задачи на составление уравнений. (5 часов)
Цель: - показать решение задач с помощью рациональных уравнений, учить учащихся решать задачи на составление уравнений; - развивать наблюдательность, умение слушать и слышать.
План работы:
Понятие уравнения. Как решаются уравнения. Основные правила решения уравнений. Что значит решить уравнение. Алгоритм решения задач с помощью уравнений. Решение задач на составление уравнений.
Учащиеся должны знать и уметь: решать системы уравнений, знать что такое уравнение, решать уравнения, алгоритм решения задач на составление уравнение, составлять уравнение по условию задачи.
Цель: - способствовать выработке навыков и умений в решении задач на составление систем уравнений; - развивать логическое мышление, внимательность.
План работы: решения задач с помощью систем уравнений.
Учащиеся должны знать и уметь:решать системы уравнений, алгоритм решения задач на составление систем уравнений, составлять системы уравнений по условию задачи.
Тема: Задачи на движение. (5 часов)
Цель: - способствовать выработке навыков и умений в решении задач на составление уравнений; - развивать логическое мышление.
- Повторение: что такое движение? - Приведите примеры на движение?
- В задачах на движение по реке приходится иметь дело с собственной
скоростью в стоящей воде (), скоростью течения реки (), скоростью по течению реки () и скоростью против течения реки ().
Например, задача 1. Скорость катера по течению 21,8 км/ч, а против течения 17,2 км/ч. Найдите собственную скорость катера и скорость течения реки.
Решение:
(км/ч) – скорость течения реки.
(км/ч) – собственная скорость катера.
- Решение задач.
Задача 1. Моторная лодка прошла против течения 84 км и вернулась обратно, затратив на обратный путь на 1 час меньше, чем при движении против течения. Найдите скорость (в км/ч) лодки в неподвижной воде, если скорость течения равна 1 км/ч.
Ответ:13 км/ч.
Задача 2. Стрекоза и муха двигаются по прямой. Стрекоза догоняет муху, их скорости равны 1,2 м/с и 30 м/с. Через сколько секунд расстояние между насекомыми сократится с 6,5 м до 20 см?
Ответ: 7 секунд.
Задача 3. Лодка за одно и тоже время может проплыть 36 км по течению реки или 20 км против течения. Найдите собственную скорость лодки, если скорость течения реки 2 км/ч.
Ответ: 7 км/ч.
Задача 4. Моторная лодка проходит расстояние между двумя пунктами А и В по течению реки за 2 ч, а плот – за 8 ч. Какое время затратит моторная лодка на обратный путь?
Ответ: 4 ч.
Тема: Задачи на работу. (5 часов)
Цель: - ввести понятие работы, и алгоритм решения задач на работу;
- развивать вычислительные навыки учащихся.
План работы:
Понятие работы. Виды задач на работу. Формулы для вычисления задач на работу. Алгоритм решения задач на работу. Решение задач на работу.
Учащиеся должны знать и уметь: определять вид задачи, алгоритм решения задач на работу,решать задачи на работу.
Тема: Задачи на проценты. (6 часов)
Цель: - повторить понятие процента, и виды задач на проценты; - развивать самостоятельность, умение говорить.
План работы:
- Организационный момент.
- Вводное слово. (Что такое процент? Из истории процента).
Слово процент от латинского слова pro centum, что буквально означает «за сотню» или «со ста».
Задачи на проценты делятся на 3 типа:
- Задачи на нахождение процентов от числа.
Чтобы найти данное число процентов от числа, нужно проценты записать десятичной дробью, а затем число умножить на эту десятичную дробь.
Например, 5% = 0,05, 23% = 0,23, 130% = 1,3 и т. д.
Чтобы найти 18% от числа 245.
1 способ: 245 : 100 = 2,45 2 способ: 18% = 0,18
2,45 ∙ 18% = 44,1 0,18 ∙ 245 = 44,1
- Задачи на нахождение числа по процентам.
Чтобы найти, сколько процентов одно число составляет от другого, нужно разделить первое число на второе и полученную дробь записать в виде процентов.
Например: Найти число, зная, что 18% его составляют 14,4.
1 способ: 14,4 : 18 = 0,8 2 способ: 18% = 0,18
0,8 ∙ 100 = 80 14,4 : 0,18 = 80
- Задачи на нахождение процентного содержания.
Если дано, сколько процентов от искомого числа составляет данное число, то чтобы найти искомое число, нужно заменить проценты десятичной дробью и разделить на эту дробь данное число.
Например: Сколько процентов 75 составляет число 15.
15 : 75 = 0,2 = 20%
Для решения задач на проценты необходимо хорошо уяснить соответствие между увеличением (уменьшением) на данное число процентов и увеличением (уменьшением) в данное число раз (см. Приложение № 5)
Общие формулы решения задач на проценты (см. Приложение № 6)
- Решение задач.
- После повышения цены на 30% книга стала стоить 52 рубля. Сколько стоила книга до повышения цены?
Ответ: 40 рублей
- В лицее 260 учащихся, из которых 10% неуспевающих. После отчисления некоторого числа неуспевающих, их процент снизился до 6,4%. Сколько учащихся отчислено?
Ответ: 10 учащихся
- Итог урока.
Тема: Задачи на смеси, сплавы, растворы(5 час).
Цель: - выявить степень усвоения учащимися изученного материала, способствовать выработке навыков самостоятельной работы.
План работы:
Решение задач на сплавы, смеси и растворы.
Учащиеся должны знать и уметь:
- решать задачи на сплавы, растворы и смеси.
- алгоритм решения задач на смеси, сплавы и растворы.
Тема: Разные виды текстовых задач. (6 час).
Тема. Итоговое занятие. (1 час).
РАЗДЕЛ 4. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | |
1. | 1. | Вводное занятие. | 1 | 3.09 | |
2. | 2. | Текстовые задачи и техника их решения. | 1 | 10.09 | |
3 – 7 | Задачи на составление уравнений. 5 | ||||
3. | Задачи на составление уравнений. | 1 | 17.09 | ||
4. | Задачи на составление систем уравнений. | 1 | 24.09 | ||
5. | Решение задач на составление уравнений. | 1 | 1.10 | ||
6. | Решение задач на составление систем уравнений. | 1 | 8.10 | ||
7. | Решение задач на составление уравнений и систем уравнений. | 1 | 15.10 | ||
8 – 12 | Задачи на движение. 5 | ||||
8. | Движение по реке. | 1 | 22.10 | ||
9. | Задачи на движение в противоположных направлениях. | 1 | 12.11 | ||
10. | Задачи на движения навстречу друг другу. | 1 | 19.11 | ||
11. | Задачи на движение в одном направлении. | 1 | 26.11 | ||
12. | Решение задач на движение. | 1 | 3.12 | ||
13 – 17 | Задачи на работу. 5 | ||||
13. | Понятие работы. Алгоритм решения задач на работу | 1 | 10.12 | ||
14. | Понятие производительности. | 1 | 17.12 | ||
15. | Задачи на совместную работу. | 1 | 24.12 | ||
16. | Задачи на бассейн, заполняемый одновременно разными трубами. | 1 | 14.01 | ||
17. | Решение задач на работу. | 1 | 21.01 | ||
18 - 23 | Задачи на проценты. 6 | ||||
18. | Понятие процента. Различные виды задач на проценты | 1 | 28.01 | ||
19. | Решение задач на применение основных понятий о процентах. | 1 | 4.02 | ||
20. | Формулы расчета процентов. | 1 | 11.02 | ||
21. | Проценты в окружающем мире. | 1 | 18.02 | ||
22. | Проценты в банковской системе. | 1 | 25.02 | ||
23. | Разные задачи на проценты. | 1 | 4.03 | ||
24 - 28 | Задачи на смеси, сплавы, растворы. 5 | ||||
24. | Понятие концентрации. | 1 | 11.03 | ||
25. | Задачи на концентрацию, сплавы. | 1 | 18.03 | ||
26. | Задачи на смеси, сплавы, растворы. | 1 | 25.03 | ||
27. | Задачи на смеси, сплавы, растворы. | 1 | 8.04 | ||
28. | Решение задач на смеси, сплавы, растворы. | 1 | 15.04 | ||
29 - 34 | Разные виды текстовых задач. 6 | ||||
29. | Задачи на смеси, сплавы и растворы. | 1 | 22.04 | ||
30. | Задачи на работу. | 1 | 29.04 | ||
31. | Задачи на движение. | 1 | 6.05 | ||
32. | Задачи на проценты. | 1 | 13.05 | ||
33. | Решение текстовых задач. | 1 | 20.05 | ||
34 | Решение текстовых задач. | 1 | 27.05 | ||
35. | Итоговое занятие 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по алгебре 11 класс
Рабочая программа по алгебре 11 класс "Решение уравнений и неравенств"...
Рабочая программа элективного курса по алгебре для учащихся 7 класса "Задачи на проценты"
Элективный курс для учащихся 7 класса по алгебре "Задачи на проценты" разработан мной в 2011г. Предлагаемый курс « Задачи на проценты » своим содержанием сможет...
Рабочая программа элективного курса по алгебре для 9 класса на тему "Процентные расчёты на каждый день"
Предлагаемый курс «Процентные вычисления на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к реше...
Рабочая программа элективного курса по алгебре "Теория и практика решения задач повышенной трудности.11 класс"
Целью данного курса является более глубокое усвоение учебного материала по курсам «Алгебра и начала анализа, 10-11», а также приобретение новых знаний, необходимых для поступления в высшие учебн...
Рабочая программа элективного курса по алгебре 11 класс
Пояснительная записка.СодежаниеКалендарно-тематическое планирование...
Рабочая программа элективного курса по алгебре и началам анализа для учащихся 11-го класса "Практикум по алгебре»
Рабочая программа элективного курса по алгебре и началам анализа для учащихся 11-го класса "Практикум по алгебре»...
Рабочая программа элективного курса по алгебре и началам анализа для учащихся 11-го класса "Практикум по алгебре»
Программа рассчитана на 34 часа ...