Рабочая программа элективного курса по алгебре 11 класс
рабочая программа по алгебре (11 класс) по теме

Беляева Людмила Юрьевна

Пояснительная записка.

Содежание

Календарно-тематическое планирование 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_11_kl_zamechatelnye_neravenstva.docx32.15 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

      Предлагаемый элективный курс является предметно-ориентированным и предназначен для реализации в 10-11 классах общеобразовательной школы для расширения теоретических и практических знаний учащихся. Решение уравнений, содержащих параметры, - один из труднейших разделов школьного курса.

       Данный курс представляется особенно актуальным и современным, так как расширяет и систематизирует знания учащихся, готовит их к более осмысленному пониманию теоретических сведений.

Программа данного курса составлена на основе книг: Гомонов С.А. Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения. 10-11 классы. Элективные курсы. Учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2005; Гомонов С.А. Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения. 10-11 классы. Методические рекомендации.- М.: Дрофа, 2005

Программа 10-11 классов очень сильно отличается от программы вступительных экзаменов: в школе в течение двух  последних лет изучают элементы математического анализа, который школьники плохо осваивают, а этот материал практически не входит в программу вступительных экзаменов. Поступить в ВУЗ нашим выпускникам становится трудно не только в силу экономических и социально-политических условий, но и по причине несоответствия знаний выпускника, которого добросовестно учили по программе, и уровнем вступительных экзаменов в вуз.

     Элективный курс «Замечательные неравенства» рассчитан на 35 часов для учащихся 11 классов, которым интересна математика и ее приложения, и которым захочется глубже и основательнее познакомиться с ее методами и идеями.

     Неравенства играют фундаментальную роль в большинстве разделов современной математики, без них не может обойтись ни физика, ни математическая статистика, ни экономика. Предлагаемый курс освещает намеченные, но совершенно не проработанные в общем курсе школьной математики  вопросы, начиная от доказательства простейших числовых неравенств, до обоснования «замечательных» неравенств Коши-Буняковского, Чебышева и Иенсона. Навыки в использовании этих неравенств необходимы всякому ученику, желающему хорошо подготовиться к решению задач самого высокого уровня.

     Цель курса: изучение избранных классов неравенств с переменными и научное обоснование методов их получения, а также практическое применение изученного теоретического материала.

     Задачи курса:

     - рассмотреть примеры на установление истинности числовых неравенств и основные          методы  решения данных задач;

     - рассмотреть частные случаи неравенства Коши, их обоснование и применение;

     - рассмотреть метод математической индукции и его применение к доказательству  неравенств;

     - познакомить учащихся с неравенством Коши для произвольного числа переменных;

     - доказать неравенство Коши-Буняковского и показать его применение для решения задач;

     - познакомить учащихся с неравенством Чебышева и некоторыми его обобщениями;

     - дать представление о математике как общекультурной ценности на примерах применения неравенств в математической статистике, экономике, для решения некоторых классов задач оптимизационного характера без применения средств дифференциального исчисления.

     Данный элективный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, использует целый ряд межпредметных связей.

     Формы контроля.

Текущий контроль:  практическая работа, практическая работа на компьютере, использование интерактивной доски.   

Тематический контроль: тест (на компьютере).

Итоговый контроль: итоговый тест.

Особенности курса:

Краткость изучения материала.

Практическая значимость.

Нетрадиционные формы изучения материала.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Выполнение практических занятий имеет целью закрепить у учащихся теоретические знания и развить практические навыки и умения в области алгебры, и успешной сдачи ЕГЭ по математике.

Принципы, на которых базируется курс:

        ● Преемственность обучения.

        ●         Наглядность .

        ●  Научность.

        ●  Активность обучения.

        ●  Посильность и дифференциация.

        ●  Самостоятельность.

Методическое обеспечение учебного процесса.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся.

Метод

Прием

Метод словесной передачи информации и слухового восприятия

Объяснение, прослушивание и запись материала занятия

Метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия

Интерактивная доска

Методы передачи информации с помощью практической деятельности

Работа с тестами, поиск ответов теста, использование компьютера.

Методы стимулирования и мотивации ученика

Эмоциональные – свободный выбор заданий, вариантов, создание ситуации успеха.

Познавательные – выполнение творческих заданий, создание проблемных ситуаций.

Организационные формы обучения

         ● Фронтальные.

         ●  Парные.

         ●  Индивидуальные.

Характер общения учителя с учащимися

Использование элементов «педагогики сотрудничества»

Используемые технологии

         ● Проблемное обучение.

         ●  Дифференцированное обучение.

         ● Применение ИКТ.

 Виды контроля

         ● Индивидуальный

         ● Периодический

         ● Итоговый

Формы контроля

        ●Ответы на теоретические вопросы по изучаемой теме с использованием интерактивной доски.

        ● Выполнение самостоятельных тестовых работ (обучающих, развивающих) с использованием компьютера.

        ● Наблюдение активности учащихся на занятиях.

Учебно–тематический план

Название темы

Кол-во

часов

Виды деятельности

и формы проведения

Виды и точки

контроля

Числовые неравенства и их свойства

 Основные методы установления истинности числовых неравенств с переменными.

Основные методы решения задач на установление истинности неравенств с переменными.

Неравенство Коши-Буняковского и его применение для решения задач.

Неравенства подсказывают методы их обоснования.

Средние степенные величины.

Неравенство Чебышева и некоторые его обобщения.

Генераторы замечательных неравенств.

Применение неравенств.

1

2

4

2

4

6

2

11

3

Решение теста.

Лекция. Практикум на компьютере.

Лекция. Практикум

Решение теста.

Лекция. Практикум

Лекция. Практикум

Лекция. Практикум

Лекция. Практикум

Лекция. Практикум

Практикум

Решение теста.

Входной

Тематический

Текущий

Текущий

Текущий

Текущий

Текущий

Текущий

Тематический

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

     1. Числовые неравенства и их свойства

     Понятие положительного и отрицательного числа, число нуль. Основные законы сложения и умножения действительных чисел. Свойства суммы и произведения положительных чисел. Понятие «больше» для действительных чисел, его геометрическая интерпретация и  свойства. Понятия «меньше», « не больше», «не меньше» для действительных чисел и их свойства. Числовые неравенства.

     2. Основные методы установления истинности числовых неравенств с переменными.

     Сравнение двух чисел – значений числовых выражений « по определению», путем сравнения их отношения с единицей, путем сравнения их степеней, путем сравнения их с промежуточными числами ( числом), метод введения вспомогательной функции, метод использования «замечательных» неравенств.

     3. Основные методы решения задач на установление истинности неравенств с переменными.

     Частные случаи неравенства Коши, их обоснование и применение. Неравенство-следствие. Равносильные неравенства. Равносильные задачи на доказательство или опровержение неравенств. Методы установление истинности неравенств с переменными: метод «от противного», метод анализа, метод усиления и ослабления, метод подстановки, метод использования тождеств, метод введения вспомогательных функций, метод понижения степеней выражений, образующих левую и правую части неравенств.

     4. Метод математической индукции и его применение к доказательству неравенств. Неравенство Коши для произвольного числа переменных.

    Индукция вообще и в математике в частности. Система аксиом  Дж. Пеано. Схема применения принципа математической индукции. Некоторые модификации метода математической индукции. Две теоремы о сравнении соответствующих членов двух последовательностей с помощью сравнения  разности или отношения двух соседних членов одной последовательности с разностью  или отношением двух членов другой последовательности. Примеры. Неравенство Коши для произвольного числа переменных. Некоторые неравенства, эквивалентные неравенству Коши.

     5. Неравенство Коши-Буняковского и его применение для решения задач.

     Формулировка и обоснование теоремы, устанавливающей соотношение Коши-Буняковского  и дающая критерий реализации этого соотношения в варианте равенства. Геометрическая интерпретация неравенства Коши-Буняковского.  Векторный  вариант записи этого неравенства.

     6. Неравенства подсказывают методы их обоснования.

     Метод Штурма. Использование симметричности, однородности цикличности левой и правой частей неравенств. Геометрические неравенства, устанавливающие соотношения между длинами сторон треугольника.

     7. Средние степенные величины.

     Средние величины в школьном курсе математики, физики. Многообразие «средних» .Среднее арифметическое, среднее геометрическое и соотношение между ними в случае двух параметров. Геометрическая интерпретация. Четыре средние линии трапеции.

     8. Неравенство Чебышева и некоторые его обобщения.

     Неравенство Чебышева: простейший вариант и его обобщение, порожденное понятием одномонотонной  последовательности. Неравенства, обобщающие как неравенство Чебышева, так и неравенство Коши-Буняковского.

     9. Генераторы замечательных неравенств.

     Свойства квадратичной функции – источник простейших неравенств. Неравенство треугольника. Свойства одномонотонных последовательностей – источник замечательных неравенств. Неравенство Иенсона.

     10. Применение неравенств.

     Задача Дидоны ( упрощенный вариант) и другие задачи на оптимизацию. Поиск наибольшего и наименьшего значений функции с помощью замечательных неравенств.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

     В результате изучения курса учащиеся должны

     - иметь ясное представление о положительных, отрицательных числах и о числе нуль, а также свойствах, связанных с операциями арифметического сложения и умножения действительных чисел;

     - знать и уметь использовать понятия «не больше» и « не меньше» для действительных чисел, применять такие свойства ряда элементарных функций, как возрастание и убывание, свойства числовых неравенств;

     - уметь применять переходы к сравнению дополнений до единицы и к сравнению расстояний до ближайшего целого числа, а также переход к алгебраическим выражениям;

     - знать и уметь использовать для сравнения значений числовых выражений свойство монотонности  степенной функции;

     - знать неравенство Коши и уметь применять его для решения задач;

     - владеть понятиями неравенство с переменными, решение неравенства, неравенство-следствие, система неравенств, совокупность неравенств, выполнять геометрическую интерпретацию понятий;

     - применять такие методы установления истинности неравенств, как метод синтеза и метод анализа, метод «от противного» и метод использования тождеств;

     - уметь доказывать неравенство Коши для трех и четырех переменных, применять неравенство Коши для обоснования неравенств с переменными;

     - знать метод перебора всех вариантов и уметь применять его при доказательстве неравенств с переменными;

     - иметь представление о системе аксиом Пеано; наизусть знать аксиому математической индукции;

     - иметь представление о нескольких вариантах метода математической индукции и уметь их использовать при решении задач;

     - знать и уметь доказывать неравенство Коши-Буняковского двумя способами (методом вспомогательной функции и с помощью тождества Лагранжа); уметь применять неравенство при решении задач;

     - иметь ясное представление о методе Штурма доказательства неравенств с переменными;

     - знать определение симметрической функции и симметрического неравенства; уметь использовать для доказательства неравенства его симметричность;

     - знать общее определение средней величины произвольного конечного числа действительных чисел; иметь представление о применении в физике средних величин;

     - знать и уметь использовать среднее арифметическое взвешенное при решении задач;

     - знать и уметь доказывать теорему о соотношении между четырьмя средними в случае двух переменных;

     -знать неравенство Чебышева, его доказательство и простейшие обобщения, уметь применять в решении задач;

     - знать и уметь использовать основные свойства линейной и квадратичной функций для обоснования и получения неравенств с переменными;

     - знать неравенство треугольника и теорему косинусов и уметь использовать их для обоснования и получения неравенств.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Гомонов С.А. Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения. 10-11 классы. Элективные курсы. Учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2005
  2. Гомонов С.А. Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения. 10-11 классы. Методические рекомендации.- М.: Дрофа, 2005
  3. Элективные курсы в профильном обучении под редакцией А.Г.Каспржака. Образовательная область «Математика». Министерство образования РФ.- Национальный фонд подготовки кадров.- М.:Вита-Пресс, 2004

 

Тематическое планирование

№ урока

Название темы и темы уроков

количество часов

Дата проведения

методы, формы организации УВП, в том числе формирование компетентностей

содержание, форма, дата контроля по формированию ЗУНов и компетентностей

1

Некоторые понятия и свойства, считающиеся известными.

1

объяснительно –иллюстративный метод словесный,

наглядный

практическая самостоятельная деятельность

работа в группах  

  форма  традиционная

фронтальные формы

парные

групповые

индивидуальные

закрепление знаний

практическая самостоятельная деятельность

практикум взаимоконтроль при работе в группах самоконтроль самостоятельная работа проверочная работа тестирование

2

Понятия «больше» и «меньше» для действительных чисел.

1

3

Числовые неравенства.

1

4

Простейшие свойства числовых неравенств.

1

5

Основные методы установления истинности числовых неравенств. Или как узнать «Что больше?»

1

6

Основные методы установления истинности числовых неравенств с переменными.

1

7

Частные случаи неравенства Коши, их обоснование и применение.

1

8

Неравенство Коши для произвольного числа переменных.

1

9

Неравенство Коши – Буняковского и его применение к решению задач.

1

10

Метод математической индукции и его применение к доказательству неравенств.

1

11

Метод перебора всех вариантов.

1

12

Метод математической индукции.

1

13

Неравенства подсказывают методы их обоснования.

1

14

Решение рациональных неравенств.

1

15

Решение дробно-рациональных неравенств.

1

16

Решение неравенств заменой функции.

1

17

Четыре основные замены.

1

18

Обобщённый метод интервалов.

1

19

Средние степенные величины.

1

20

Средние арифметическое, геометрическое, гармоническое и квадратичное в случае двух и больше числовых параметров.

1

21

Четыре вида равносильных замен при решение неравенств содержащих модули.

1

22

Восемь видов неравенств содержащих модули.

1

23

Решение неравенств.

1

24

Решение неравенств повышенной сложности.

1

25

Решение неравенств повышенной сложности содержащих модули.

1

26

Решение простейших тригонометрических неравенств.

1

27

Решение неравенств.

1

28

Решение тригонометрических неравенств.

1

29

Схемы преобразования равносильности преобразования неравенств.

1

30

Решение неравенств с использованием схем преобразования равносильности для неравенств.

1

31

Тестовые задания по ЕГЭ решение неравенств повышенной сложности.

1

32

Решение тестовых заданий по ЕГЭ решение неравенств повышенной сложности.

1

33

Применение неравенств.

1

34,35

Применение неравенств в финансовой математике.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по алгебре 11 класс

Рабочая программа по алгебре 11 класс "Решение уравнений и неравенств"...

Рабочая программа элективного курса по алгебре для учащихся 7 класса "Задачи на проценты"

Элективный курс для учащихся 7 класса по алгебре "Задачи на проценты" разработан мной в 2011г. Предлагаемый  курс  « Задачи на проценты »  своим  содержанием  сможет...

Рабочая программа элективного курса по алгебре для 9 класса на тему "Процентные расчёты на каждый день"

Предлагаемый  курс  «Процентные  вычисления на  каждый  день»  демонстрирует  учащимся  применение  математического   аппарата к  реше...

Рабочая программа элективного курса по алгебре "Теория и практика решения задач повышенной трудности.11 класс"

Целью данного курса является более глубокое усвоение учебного материала по курсам «Алгебра и начала анализа, 10-11», а также приобретение новых знаний, необходимых для поступления в высшие учебн...

Рабочая программа элективного курса по алгебре и началам анализа для учащихся 11-го класса "Практикум по алгебре»

Рабочая программа элективного курса по алгебре и началам анализа  для учащихся 11-го класса "Практикум по алгебре»...

Рабочая программа элективный курс по алгебре 10 класс

Данный элективный курс изучается один час в неделю....