Рабочая программа элективного курса по алгебре 11 класс
рабочая программа по алгебре (11 класс) по теме
Пояснительная записка.
Содежание
Календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_11_kl_zamechatelnye_neravenstva.docx | 32.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемый элективный курс является предметно-ориентированным и предназначен для реализации в 10-11 классах общеобразовательной школы для расширения теоретических и практических знаний учащихся. Решение уравнений, содержащих параметры, - один из труднейших разделов школьного курса.
Данный курс представляется особенно актуальным и современным, так как расширяет и систематизирует знания учащихся, готовит их к более осмысленному пониманию теоретических сведений.
Программа данного курса составлена на основе книг: Гомонов С.А. Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения. 10-11 классы. Элективные курсы. Учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2005; Гомонов С.А. Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения. 10-11 классы. Методические рекомендации.- М.: Дрофа, 2005
Программа 10-11 классов очень сильно отличается от программы вступительных экзаменов: в школе в течение двух последних лет изучают элементы математического анализа, который школьники плохо осваивают, а этот материал практически не входит в программу вступительных экзаменов. Поступить в ВУЗ нашим выпускникам становится трудно не только в силу экономических и социально-политических условий, но и по причине несоответствия знаний выпускника, которого добросовестно учили по программе, и уровнем вступительных экзаменов в вуз.
Элективный курс «Замечательные неравенства» рассчитан на 35 часов для учащихся 11 классов, которым интересна математика и ее приложения, и которым захочется глубже и основательнее познакомиться с ее методами и идеями.
Неравенства играют фундаментальную роль в большинстве разделов современной математики, без них не может обойтись ни физика, ни математическая статистика, ни экономика. Предлагаемый курс освещает намеченные, но совершенно не проработанные в общем курсе школьной математики вопросы, начиная от доказательства простейших числовых неравенств, до обоснования «замечательных» неравенств Коши-Буняковского, Чебышева и Иенсона. Навыки в использовании этих неравенств необходимы всякому ученику, желающему хорошо подготовиться к решению задач самого высокого уровня.
Цель курса: изучение избранных классов неравенств с переменными и научное обоснование методов их получения, а также практическое применение изученного теоретического материала.
Задачи курса:
- рассмотреть примеры на установление истинности числовых неравенств и основные методы решения данных задач;
- рассмотреть частные случаи неравенства Коши, их обоснование и применение;
- рассмотреть метод математической индукции и его применение к доказательству неравенств;
- познакомить учащихся с неравенством Коши для произвольного числа переменных;
- доказать неравенство Коши-Буняковского и показать его применение для решения задач;
- познакомить учащихся с неравенством Чебышева и некоторыми его обобщениями;
- дать представление о математике как общекультурной ценности на примерах применения неравенств в математической статистике, экономике, для решения некоторых классов задач оптимизационного характера без применения средств дифференциального исчисления.
Данный элективный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, использует целый ряд межпредметных связей.
Формы контроля.
Текущий контроль: практическая работа, практическая работа на компьютере, использование интерактивной доски.
Тематический контроль: тест (на компьютере).
Итоговый контроль: итоговый тест.
Особенности курса:
Краткость изучения материала.
Практическая значимость.
Нетрадиционные формы изучения материала.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Выполнение практических занятий имеет целью закрепить у учащихся теоретические знания и развить практические навыки и умения в области алгебры, и успешной сдачи ЕГЭ по математике.
Принципы, на которых базируется курс:
● Преемственность обучения.
● Наглядность .
● Научность.
● Активность обучения.
● Посильность и дифференциация.
● Самостоятельность.
Методическое обеспечение учебного процесса.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся.
Метод | Прием |
Метод словесной передачи информации и слухового восприятия | Объяснение, прослушивание и запись материала занятия |
Метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия | Интерактивная доска |
Методы передачи информации с помощью практической деятельности | Работа с тестами, поиск ответов теста, использование компьютера. |
Методы стимулирования и мотивации ученика
Эмоциональные – свободный выбор заданий, вариантов, создание ситуации успеха.
Познавательные – выполнение творческих заданий, создание проблемных ситуаций.
Организационные формы обучения
● Фронтальные.
● Парные.
● Индивидуальные.
Характер общения учителя с учащимися
Использование элементов «педагогики сотрудничества»
Используемые технологии
● Проблемное обучение.
● Дифференцированное обучение.
● Применение ИКТ.
Виды контроля
● Индивидуальный
● Периодический
● Итоговый
Формы контроля
●Ответы на теоретические вопросы по изучаемой теме с использованием интерактивной доски.
● Выполнение самостоятельных тестовых работ (обучающих, развивающих) с использованием компьютера.
● Наблюдение активности учащихся на занятиях.
Учебно–тематический план
№ | Название темы | Кол-во часов | Виды деятельности и формы проведения | Виды и точки контроля |
Числовые неравенства и их свойства Основные методы установления истинности числовых неравенств с переменными. Основные методы решения задач на установление истинности неравенств с переменными. Неравенство Коши-Буняковского и его применение для решения задач. Неравенства подсказывают методы их обоснования. Средние степенные величины. Неравенство Чебышева и некоторые его обобщения. Генераторы замечательных неравенств. Применение неравенств. | 1 2 4 2 4 6 2 11 3 | Решение теста. Лекция. Практикум на компьютере. Лекция. Практикум Решение теста. Лекция. Практикум Лекция. Практикум Лекция. Практикум Лекция. Практикум Лекция. Практикум Практикум Решение теста. | Входной Тематический Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий Тематический |
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1. Числовые неравенства и их свойства
Понятие положительного и отрицательного числа, число нуль. Основные законы сложения и умножения действительных чисел. Свойства суммы и произведения положительных чисел. Понятие «больше» для действительных чисел, его геометрическая интерпретация и свойства. Понятия «меньше», « не больше», «не меньше» для действительных чисел и их свойства. Числовые неравенства.
2. Основные методы установления истинности числовых неравенств с переменными.
Сравнение двух чисел – значений числовых выражений « по определению», путем сравнения их отношения с единицей, путем сравнения их степеней, путем сравнения их с промежуточными числами ( числом), метод введения вспомогательной функции, метод использования «замечательных» неравенств.
3. Основные методы решения задач на установление истинности неравенств с переменными.
Частные случаи неравенства Коши, их обоснование и применение. Неравенство-следствие. Равносильные неравенства. Равносильные задачи на доказательство или опровержение неравенств. Методы установление истинности неравенств с переменными: метод «от противного», метод анализа, метод усиления и ослабления, метод подстановки, метод использования тождеств, метод введения вспомогательных функций, метод понижения степеней выражений, образующих левую и правую части неравенств.
4. Метод математической индукции и его применение к доказательству неравенств. Неравенство Коши для произвольного числа переменных.
Индукция вообще и в математике в частности. Система аксиом Дж. Пеано. Схема применения принципа математической индукции. Некоторые модификации метода математической индукции. Две теоремы о сравнении соответствующих членов двух последовательностей с помощью сравнения разности или отношения двух соседних членов одной последовательности с разностью или отношением двух членов другой последовательности. Примеры. Неравенство Коши для произвольного числа переменных. Некоторые неравенства, эквивалентные неравенству Коши.
5. Неравенство Коши-Буняковского и его применение для решения задач.
Формулировка и обоснование теоремы, устанавливающей соотношение Коши-Буняковского и дающая критерий реализации этого соотношения в варианте равенства. Геометрическая интерпретация неравенства Коши-Буняковского. Векторный вариант записи этого неравенства.
6. Неравенства подсказывают методы их обоснования.
Метод Штурма. Использование симметричности, однородности цикличности левой и правой частей неравенств. Геометрические неравенства, устанавливающие соотношения между длинами сторон треугольника.
7. Средние степенные величины.
Средние величины в школьном курсе математики, физики. Многообразие «средних» .Среднее арифметическое, среднее геометрическое и соотношение между ними в случае двух параметров. Геометрическая интерпретация. Четыре средние линии трапеции.
8. Неравенство Чебышева и некоторые его обобщения.
Неравенство Чебышева: простейший вариант и его обобщение, порожденное понятием одномонотонной последовательности. Неравенства, обобщающие как неравенство Чебышева, так и неравенство Коши-Буняковского.
9. Генераторы замечательных неравенств.
Свойства квадратичной функции – источник простейших неравенств. Неравенство треугольника. Свойства одномонотонных последовательностей – источник замечательных неравенств. Неравенство Иенсона.
10. Применение неравенств.
Задача Дидоны ( упрощенный вариант) и другие задачи на оптимизацию. Поиск наибольшего и наименьшего значений функции с помощью замечательных неравенств.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса учащиеся должны
- иметь ясное представление о положительных, отрицательных числах и о числе нуль, а также свойствах, связанных с операциями арифметического сложения и умножения действительных чисел;
- знать и уметь использовать понятия «не больше» и « не меньше» для действительных чисел, применять такие свойства ряда элементарных функций, как возрастание и убывание, свойства числовых неравенств;
- уметь применять переходы к сравнению дополнений до единицы и к сравнению расстояний до ближайшего целого числа, а также переход к алгебраическим выражениям;
- знать и уметь использовать для сравнения значений числовых выражений свойство монотонности степенной функции;
- знать неравенство Коши и уметь применять его для решения задач;
- владеть понятиями неравенство с переменными, решение неравенства, неравенство-следствие, система неравенств, совокупность неравенств, выполнять геометрическую интерпретацию понятий;
- применять такие методы установления истинности неравенств, как метод синтеза и метод анализа, метод «от противного» и метод использования тождеств;
- уметь доказывать неравенство Коши для трех и четырех переменных, применять неравенство Коши для обоснования неравенств с переменными;
- знать метод перебора всех вариантов и уметь применять его при доказательстве неравенств с переменными;
- иметь представление о системе аксиом Пеано; наизусть знать аксиому математической индукции;
- иметь представление о нескольких вариантах метода математической индукции и уметь их использовать при решении задач;
- знать и уметь доказывать неравенство Коши-Буняковского двумя способами (методом вспомогательной функции и с помощью тождества Лагранжа); уметь применять неравенство при решении задач;
- иметь ясное представление о методе Штурма доказательства неравенств с переменными;
- знать определение симметрической функции и симметрического неравенства; уметь использовать для доказательства неравенства его симметричность;
- знать общее определение средней величины произвольного конечного числа действительных чисел; иметь представление о применении в физике средних величин;
- знать и уметь использовать среднее арифметическое взвешенное при решении задач;
- знать и уметь доказывать теорему о соотношении между четырьмя средними в случае двух переменных;
-знать неравенство Чебышева, его доказательство и простейшие обобщения, уметь применять в решении задач;
- знать и уметь использовать основные свойства линейной и квадратичной функций для обоснования и получения неравенств с переменными;
- знать неравенство треугольника и теорему косинусов и уметь использовать их для обоснования и получения неравенств.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Гомонов С.А. Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения. 10-11 классы. Элективные курсы. Учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2005
- Гомонов С.А. Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения. 10-11 классы. Методические рекомендации.- М.: Дрофа, 2005
- Элективные курсы в профильном обучении под редакцией А.Г.Каспржака. Образовательная область «Математика». Министерство образования РФ.- Национальный фонд подготовки кадров.- М.:Вита-Пресс, 2004
Тематическое планирование
№ урока | Название темы и темы уроков | количество часов | Дата проведения | методы, формы организации УВП, в том числе формирование компетентностей | содержание, форма, дата контроля по формированию ЗУНов и компетентностей |
1 | Некоторые понятия и свойства, считающиеся известными. | 1 | объяснительно –иллюстративный метод словесный, наглядный практическая самостоятельная деятельность работа в группах форма традиционная фронтальные формы парные групповые индивидуальные закрепление знаний | практическая самостоятельная деятельность практикум взаимоконтроль при работе в группах самоконтроль самостоятельная работа проверочная работа тестирование | |
2 | Понятия «больше» и «меньше» для действительных чисел. | 1 | |||
3 | Числовые неравенства. | 1 | |||
4 | Простейшие свойства числовых неравенств. | 1 | |||
5 | Основные методы установления истинности числовых неравенств. Или как узнать «Что больше?» | 1 | |||
6 | Основные методы установления истинности числовых неравенств с переменными. | 1 | |||
7 | Частные случаи неравенства Коши, их обоснование и применение. | 1 | |||
8 | Неравенство Коши для произвольного числа переменных. | 1 | |||
9 | Неравенство Коши – Буняковского и его применение к решению задач. | 1 | |||
10 | Метод математической индукции и его применение к доказательству неравенств. | 1 | |||
11 | Метод перебора всех вариантов. | 1 | |||
12 | Метод математической индукции. | 1 | |||
13 | Неравенства подсказывают методы их обоснования. | 1 | |||
14 | Решение рациональных неравенств. | 1 | |||
15 | Решение дробно-рациональных неравенств. | 1 | |||
16 | Решение неравенств заменой функции. | 1 | |||
17 | Четыре основные замены. | 1 | |||
18 | Обобщённый метод интервалов. | 1 | |||
19 | Средние степенные величины. | 1 | |||
20 | Средние арифметическое, геометрическое, гармоническое и квадратичное в случае двух и больше числовых параметров. | 1 | |||
21 | Четыре вида равносильных замен при решение неравенств содержащих модули. | 1 | |||
22 | Восемь видов неравенств содержащих модули. | 1 | |||
23 | Решение неравенств. | 1 | |||
24 | Решение неравенств повышенной сложности. | 1 | |||
25 | Решение неравенств повышенной сложности содержащих модули. | 1 | |||
26 | Решение простейших тригонометрических неравенств. | 1 | |||
27 | Решение неравенств. | 1 | |||
28 | Решение тригонометрических неравенств. | 1 | |||
29 | Схемы преобразования равносильности преобразования неравенств. | 1 | |||
30 | Решение неравенств с использованием схем преобразования равносильности для неравенств. | 1 | |||
31 | Тестовые задания по ЕГЭ решение неравенств повышенной сложности. | 1 | |||
32 | Решение тестовых заданий по ЕГЭ решение неравенств повышенной сложности. | 1 | |||
33 | Применение неравенств. | 1 | |||
34,35 | Применение неравенств в финансовой математике. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по алгебре 11 класс
Рабочая программа по алгебре 11 класс "Решение уравнений и неравенств"...
Рабочая программа элективного курса по алгебре для учащихся 7 класса "Задачи на проценты"
Элективный курс для учащихся 7 класса по алгебре "Задачи на проценты" разработан мной в 2011г. Предлагаемый курс « Задачи на проценты » своим содержанием сможет...
Рабочая программа элективного курса по алгебре для 9 класса на тему "Процентные расчёты на каждый день"
Предлагаемый курс «Процентные вычисления на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к реше...
Рабочая программа элективного курса по алгебре "Теория и практика решения задач повышенной трудности.11 класс"
Целью данного курса является более глубокое усвоение учебного материала по курсам «Алгебра и начала анализа, 10-11», а также приобретение новых знаний, необходимых для поступления в высшие учебн...
Рабочая программа элективного курса по алгебре и началам анализа для учащихся 11-го класса "Практикум по алгебре»
Рабочая программа элективного курса по алгебре и началам анализа для учащихся 11-го класса "Практикум по алгебре»...
Рабочая программа элективного курса по алгебре и началам анализа для учащихся 11-го класса "Практикум по алгебре»
Программа рассчитана на 34 часа ...
Рабочая программа элективный курс по алгебре 10 класс
Данный элективный курс изучается один час в неделю....