Презентация.Алгебра 11 класс. Предел последовательности.
презентация к уроку по алгебре (11 класс) по теме
Урок 1,2 по теме «Предел последовательности» по учебнику:Алгебра и начала математического анализа. 11 класс : А45 учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый и профил. уровни / [Ю. М. Колягин, М. В. Ткачева, Н. Е. Федорова, М. И. Шабунин]; под ред. А. Б. Жижченко. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2010.— 336 с.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: ввести понятие предела последовательности; рассмотреть свойства сходящихся последовательностей.
Числовые последовательности Кратко последовательность обозначают символом {Х n } или (Х n ), при этом Х n называют членом или элементом этой последовательности, n —номером члена Х n . Числовая последовательность —это функция, область определения которой есть множество N всех натуральных чисел. Множество значений этой функции, т. е. совокупность чисел Х n, n € N, называют множеством значений последовательности. Множество значений последовательности может быть как конечным, так и бесконечным.
Множество значений последовательности {(-1)"} состоит из двух чисел 1 и -1, а множества значений последовательностей { n ² } и {1/n} — бесконечны. Последовательность, у которой существует предел, называют сходящейся . Последовательность, не являющуюся сходящейся, называют расходящейся ; иначе говоря, последовательность называют расходящейся, если никакое число не является ее пределом.
Предел числовой последовательности. Рассмотрим две числовые последовательности: : 2, 4, 6, 8, 10, …, ,…; : 1, , , , , … , … Изобразим члены этих последовательностей точками на координатных прямых. Обратите внимание как ведут себя члены последовательности.
Замечаем, что члены последовательности как бы «сгущаются» около точки 0, а у последовательности таковой точки не наблюдается. Но, естественно, не всегда удобно изображать члены последовательности, чтобы узнать есть ли точка «сгущения» или нет.
Определение 1. Пусть a - точка прямой, а r - положительное число. Интервал (a-r, a+r ) называют окрестностью точки a , а число r - радиусом окрестности . Геометрически это выглядит так:
Теперь можно перейти к определению точки «сгущения», которую математики назвали « пределом последовательности ». Например: (-0.1, 0.5) – окрестность точки 0.2, радиус окрестности равен 0. 3.
Определение 2 . Число называют пределом последовательности , если в любой заранее выбранной окрестности точки содержатся все члены последовательности, начиная с некоторого номера. Пишут: . Читают: стремится к . Либо пишут: . Читают: предел последовательности при стремлении к бесконечности равен .
Сходящиеся и расходящиеся последовательности. Последовательность, у которой существует предел, называют сходящейся . Последовательность, не являющуюся сходящейся, называют расходящейся ; иначе говоря, последовательность называют расходящейся, если никакое число не является ее пределом.
Теорема 1 Если последовательность { X n } является возрастающей(или неубывающей) и ограничена сверху, т. е. X n≤M для всех n , то она имеет предел. Теорема 2 Если последовательность { X n } является убывающей (или невозрастающей) и ограничена снизу, т. е. X n ≥ M для всех n , то она имеет предел.
Пример: Существует ли номер , начиная с которого все члены последовательности попадают в окрестность точки радиуса , если 1. Решение.
Определение: Число a называют пределом числовой последовательности a 1 , a 2 , … a n , … если для любого положительного числа ε найдется такое натуральное число N , что при всех n > N выполняется неравенство | a n – a | < ε . Условие того, что число a является пределом числовой последовательности a 1 , a 2 , … a n , … , записывают с помощью обозначения и произносят так: «Предел a n при n , стремящемся к бесконечности, равен a ».
Пример 1 . Для любого числа k > 0 справедливо равенство: Пример 2 . Для любого числа k > 0 справедливо равенство: Пример 3 . Для любого числа a такого, что | a | < 1, справедливо равенство: Пример 4 . Для любого числа a такого, что | a | > 1, справедливо равенство: Пример 5 . Последовательность: – 1 , 1 , – 1 , 1 , … , заданная с помощью формулы общего члена a n = (– 1) n , предела не имеет. Предел числовой последовательности
На уроке: №1(1,3), №4(1)
Домашнее задание. §1стр. 44 №1(2,4) №2(2,4,6) №4(2)
Предел последовательности. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс : А45 учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый и профил. уровни / [Ю. М. Колягин, М. В. Ткачева, Н. Е. Федорова, М. И. Шабунин]; под ред. А. Б. Жижченко. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2010.— 336 с. Урок 2. МБОУ СОШ №103. г.Нижнего Новгорода. Учитель : Лукьянова Е.Ю.
Цель урока. Рассмотреть свойства пределов числовых последовательностей; Сформировать умения вычисления пределов.
Свойства пределов числовых последовательностей Рассмотрим две последовательности a 1 , a 2 , … a n , … , и b 1 , b 2 , … b n , … . Если при существуют такие числа a и b , что и , то при существуют также и пределы суммы, разности и произведения этих последовательностей, причем
Если, выполнено условие, то при существует предел дроби
Пример 6 . Найти предел последовательности
Решение . Сначала преобразуем выражение, стоящее под знаком предела, воспользовавшись свойствами степеней : Вынося за скобки «самое большое» слагаемое в числителе дроби и «самое большое» слагаемое в знаменателе дроби, а также, используя cвойства пределов последовательностей и результат примера 3 , получаем Ответ .
Пример 7 . Найти предел последовательности
Решение . Вынося за скобки «самое большое» слагаемое в числителе дроби и «самое большое» слагаемое в знаменателе дроби, а также, используя cвойства пределов последовательностей и результат примера 1 , получаем Ответ .
Пример 8 . Найти предел последовательности
Решение . Сначала преобразуем выражение, стоящее под знаком предела, приводя дроби к общему знаменателю: : Вынося за скобки «самое большое» слагаемое в числителе дроби и «самое большое» слагаемое в каждой из скобок знаменателя дроби, а также, используя cвойства пределов последовательностей и результат примера 1 , получаем
Ответ .
Пример 9 . Найти предел последовательности
Решение . В рассматриваемом примере неопределенность типа возникает за счет разности двух корней, каждый из которых стремится к . Для того, чтобы раскрыть неопределенность, домножим и разделим выражение, стоящее под знаком предела, на сумму этих корней и воспользуемся формулой сокращенного умножения «разность квадратов» . .
Вынося за скобки «самое большое» слагаемое в числителе дроби и «самое большое» слагаемое из-под каждого корня в знаменателе дроби, а также, используя cвойства пределов последовательностей и результат примера 1 , получаем Ответ .
Пример 10 . Найти предел последовательности
Решение . Замечая, что для всех k = 2, 3, 4, … выполнено равенство , получаем Ответ . 1 .
На уроке: №5(1,3,5) №6(1,3)
Домашнее задание: №5(2,4,6) №6(2,4),стр.52
Практические задания 1. Запишите окрестность точки радиуса в виде интервала, если: 2. Окрестностью какой точки и какого радиуса является интервал: 3. Принадлежит ли точка окрестности точки радиуса , если:
Итоговое практическое задание Существует ли номер , начиная с которого все члены последовательности попадают в окрестность точки радиуса : 2. Постройте график последовательности и составьте, если это возможно, уравнение горизонтальной асимптоты графика:
Итоговое практическое задание 3. Найдите - й член геометрической прогрессии , если: 4. Вычислить:
Важно! Для любого натурального показателя m и любого коэффициента k справедливо соотношение.
Рефлексия : (Обучающиеся ставят звезду на картинку, которая соответствует их усвоению материала и внутреннему восприятию урока (Эффект множественного клонирования)) узнал новое буду использовать расскажу друзьям было интересно
Итог урока. - Сегодня на уроке мы познакомились с понятием предела числовой последовательности, правилами вычисления пределов последовательностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация алгебра 10 класс "Тригонометрические неравенства"
Эта презентация поможет наглядно показать принцип решения простейших тригонометрических неравенств. Обязательны устные комментарии...
Конспект занятия на тему «Понятие предела. Предел последовательность. Вычисление пределов»
Конспект занятия на тему «Понятие предела. Предел последовательность. Вычисление пределов»...
Презентация: Алгебра 10 класс "Решение тригонометрических уравнений"
Основные способы решения тригонометрических уравнений....
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя ТЕМА: «ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ. ПОНЯТИЕ О ПРЕДЕЛЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ»
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей СПО работающих на 1 курсе....
Числовая последовательность, способы ее задания, вычисления членов последовательности. Предел последовательности. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия
Числовая последовательность, способы ее задания, вычисления членов последовательности. Предел последовательности. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия...
Презентация к уроку алгебры (10 класс) "Предел последовательности"
Презентация к уроку алгебры и начала анализа (10 класс) "Предел последовательности"...
Презентация Алгебра 7 класс "Преобразование многочлена в квадрат двучлена"
Презентация Алгебра 7 классПреобразование многочлена в квадрат двучлена...