Урок по теме "Различные способы решения квадратных уравнений"
презентация к уроку по алгебре (8 класс)
Цель: рассмотреть различные способы решения квадратных уравнений и научиться их применять
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stepanova_r.g.pptx | 278.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Когда уравненье решаешь, дружок, Ты должен найти у него корешок. Значение буквы проверить несложно, Поставь в уравненье его осторожно. Коль верное равенство выйдет у вас, То корнем значенье зовите тотчас . О.Севостьянова
12 февраля 1535 года между Фиори и Н.Тартальей состоялся научный поединок, на котором Тарталья одержал блестящую победу. Он за два часа решил все предложенные Фиори 30 задач, в то время как сам Фиори не решил ни одной задачи Тартальи. Итак, Тарталья решил за два часа 30 задач. Сколько уравнений 2-ой степени вы сможете решить за один урок? Никколо Тарталья
ах 2 +вх+с=0, а ≠0. D =в 2 -4ас D < 0 , то квадратное уравнение решений не имеет D =0 , то х 1,2 = - D> 0 , то х 1 = х 2 = Первый способ:
Задание 1: Решите квадратные уравнения : 1. 2х 2 -5х+2=0, 2. 6х 2 +5х+1=0, 3. 2х 2 -3х+2=0, 4. 4х 2 -12х+9=0 . х 1 = ½, х 2 =2. х 1 = -½, х 2 = -⅓. решений нет. х 1 =1,5, х 2 =1,5.
Уравнение, вида х 2 + p х+ q =0 , называется приведённым. Его корни можно найти по теореме, обратной теореме Виета: х 1 +х 2 =- p , х 1 ∙х 2 = q . Например, уравнение х 2 -3х+2=0 имеет корни х 1 =2, х 2 =1 так как х 1 +х 2 =3, х 1 ∙х 2 =2. Второй способ:
Знаменитый французский учёный Франсуа Виет(1540-1603) был по профессии адвокатом. Свободное время он посвящал астрономии. Занятия астрономией требовали знания тригонометрии и алгебры. Виет занялся этими науками и вскоре пришёл к выводу о необходимости их усовершенствования, над чем и проработал ряд лет. Благодаря его труду, алгебра становится общей наукой об алгебраических уравнениях, основанной на буквенном исчислении. Поэтому стало возможным выражать свойства уравнений и их корней общими формулами.
Виет сделал много открытий, но сам он больше всего ценил зависимость между корнями и коэффициентами квадратного уравнения, которая теперь называется «теоремой Виета». Франсуа Виет отличался необыкновенной работоспособностью. Очень занятый при дворе французского короля, он находил время для математических работ, чаще всего за счёт отдыха. Иногда, увлёкшись каким-нибудь исследованиями, он проводил за письменным столом по трое суток подряд.
Задание 2. Решите приведённые квадратные уравнения по теореме, обратной теореме Виета. х 2 +10х+9=0, х 2 +7х+12=0, х 2 -10х-24=0, х 2 -16х+60=0, х 2 +5х-14=0. х 1 =-9,х 2 =-1. х 1 =-4,х 2 =-3. х 1 =12,х 2 =-2. х 1 =10,х 2 =6. х 1 =-7,х 2 =2.
Решить квадратное уравнение можно способом «переброски». Этот способ применяют, когда можно легко найти корни уравнения, используя теорему Виета и, что самое важное, когда дискриминант - точный квадрат. Например: Решим уравнение 2х 2 -11х+15=0. «Перебросим» коэффициент 2 к свободному члену, в результате получим уравнение: у 2 -11у+30=0. По теореме, обратной теореме Виета у 1 = 5,у 2 = 6. тогда х 1 =у 1 /2, х 2 =у 2 /2; т.е. х 1 =2,5 , х 2 =3. Третий способ:
Задание 3: Решите уравнения, используя метод «переброски»: 1. 2х 2 -9х+9=0, 2. 10х 2 -11х+3=0, 3. 3х 2 +11х+6=0, 4. 4х 2 +12х+5=0, 5. 3х 2 +х-4=0. х 1 = 1 ,5 , х 2 = 3 . х 1 =0,5 ,х 2 =0,6. х 1 =-3,х 2 =- . х 1 =-2,5,х 2 =-0,5. х 1 =- ,х 2 =1 .
Пусть дано квадратное уравнение ах 2 +вх+с=0, где а≠0. 1. Если а+в+с=0(т.е.сумма коэффициентов уравнения равна нулю), то х 1 =1,х 2 =с/а. Например: 345х 2 -137х-208=0 (345-137-208=0), значит, х 1 = 1,х 2 = - 208/345. 2.Если а-в+с=0 (или в=а+с ), то х 1 =-1,х 2 = - с/а. Например, 313х 2 +326х+13=0 (326=313+13), значит х 1 =-1,х 2 =-13/313. Четвёртый способ:
1. 5х 2 -7х+2=0; 2. 3х 2 +5х-8=0; 3. 11х 2 +25х-36=0; 4. 11х 2 +27х+16=0; 5. 939х 2 +978х+39=0 . Задание 4: Решите квадратные уравнения методом «коэффициентов»: х 1 =1,х 2 = . х 1 =1,х 2 =- . х 1 =1,х 2 =- . х 1 =-1,х 2 =- . х 1 =-1,х 2 =- .
Задание 5: Решите биквадратные уравнения: 1. х 4 -13х 2 +36=0; 2. х 4 -14 х 2 - 32 =0; 3. 4х 4 -5х 2 +1=0; 4. х 4 -24х 2 +25=0. х 1 =3,х 2 =-3,х 3 =2,х 4 =-2 х 1 = -4 ,х 2 = 4 х 1 =1,х 2 =1,х 3 =½, х 4 =-½ x 1 =5 ; х 2 =-5
Итак, Тарталья решил за два часа 30 задач Фиори, а вы, ученики 8 класса, за 40 минут решили … уравнений. Надо учесть, что итальянские математики искали пути решения уравнений n -ой степени самостоятельно, а вы используете плоды их труда. Возможны варианты: -проигрыш; -выигрыш; -дружеская ничья.
Домашнее задание: Из учебника подобрать по два уравнения к каждому из предложенных способов и решить их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры "Способы решения квадратных уравнений" 8 класс
Урок – обобщения и систематизации знаний, на котором школьники сами находят способы решения квадратного уравнения, изучаемых на уроках алгебры в разное учебное время; обсуждают их решение, учатся крит...
Урок алгебры в 8 классе. Рациональные способы решения квадратных уравнений
В ходе урока учащиеся знакомятся с нестандартными (не входящими в программу) способами решения квадратных уравнений. Путем проб учащиеся приходят к выводу, что эти способы являются во многих случаях р...
План–конспект урока по алгебре в 8 классе «Графический способ решения квадратных уравнений»
разработка урока по алгебре для 8 класса на тему «Графический способ решения квадратных уравнений»...
Презентация к открытому уроку по теме "Шесть способов решения квадратных уравнений"
Данная презентация иллюстрирует материал открытого урока по алгебре "Шесть способов решения квадратных урвнений"....
Урок обобщающего разноуровневого повторения в 9 классе Тема урока: "Способы решения квадратных уравнений"
Урок разработан для учащихся 9 класса МОУ СОШ №1.Анализ результатов диагностических краевых работ показывает, что в каждой краев...
Урок алгебры в 8 классе по теме "Способы решения квадратных уравнений"
Конспект урока по теме "Способы решения квадратных уравнений"...
Решение задач по теме «Графические способы решения квадратных уравнений»
Цель урока: закрепить графический способ решения квадратных уравнений при решении задач практического содержания, формировать умения строить математические модели, совершенствование навыков пост...