Урок по теме "Различные способы решения квадратных уравнений"
план-конспект урока по алгебре (8 класс)
Цель: рассмотреть различные способы решения квадратных уравнений и научиться их применять.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt.docx | 45.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 города Иркутска»
Учитель математики: Степанова Раиса Георгиевна
Урок по теме "Различные способы решения квадратных уравнений"
Цель: рассмотреть различные способы решения квадратных уравнений и научиться их применять.
Планируемые результаты:
Предметные УУД
Освоить и использовать на практике алгоритм решения квадратных уравнений. Научить распознавать квадратные уравнения, решать их различными способами, переходить от словесной формулировки задачи к алгебраической модели.
Метапредметные УУД
- Коммуникативные УУД: рассуждать и делать выводы, слушать и слышать других, выражать и отстаивать свою позицию в соответствие с нормами родного языка, вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- Регулятивные УУД: сличать способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживать отклонения и отличия от эталона, составлять план и последовательность действий;
- Познавательные УУД: учащиеся научаться соотносить знания полученные по данной теме в 8 классе со знаниями, полученными в 9 классе, проверить умения решать и составлять неполные квадратные уравнения, развивать познавательные интересы, развивать умения обобщать, сравнивать, анализировать, устанавливать логические связи.
Личностные УУД
Воспитание чувств ответственности за свои поступки; формирование учебной мотивации и способности к волевому усилию, развитие интереса к изучаемой дисциплине; формирование волевых качеств, коммуникабельности ,обьективной оценки своих достижений, ответственности.
Задачи:
- Формировать навык применения различных способов к решению квадратных уравнений.
- Развивать логическое мышление, умение анализировать и делать выводы; познавательный интерес к предмету через систему задач.
- Воспитать чувство ответственности за выполненную работу перед коллективом.
Подготовка к уроку:
Группе учащихся из 5 человек предлагается работать над одной из тем:
- Общие способы решения квадратных уравнений.
- Графический способ решения квадратных уравнений.
- Метод "коэффициентов". Метод "переброски".
- Как решали квадратные уравнений в древности?
- Франсуа Виет- французский учёный.
Через неделю учитель заслушивает готовые доклады, вносит коррективы. В ходе урока ребята озвучивают тексты своих докладов.
Оборудование и материалы к уроку.
- Компьютер(количество компьютеров равно количеству групп в классе) и мультимедийный комплекс.
- Стенды с материалами по теме урока.
- Доступ к сети Интернет для выполнения упражнений в режиме он-лайн.
- Интерактивные упражнения, созданные в сервисе по производству собственных дидактических материалов Learningapps.org!
- Презентация «Различные способы решения квадратных уравнений».
- Технология дифференцированного обучения
Основные этапы урока.
Организационный момент.
Когда уравненье решаешь, дружок,
Ты должен найти у него корешок.
Значение буквы проверить несложно,
Поставь в уравненье его осторожно.
Коль верное равенство выйдет у вас,
То корнем значенье зовите тотчас.
О.Севостьянова
Сегодня мы проводим урок по теме "Квадратные уравнения". Нам предстоит узнать различные способы решения квадратных уравнений и научиться их применять.
1. Вступительное слово учителя.
Квадратные уравнения - это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Квадратные уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических, показательных, логарифмических, иррациональных и трансцендентных уравнений и неравенств.
В школьном курсе математики изучаются формулы корней квадратного уравнений, с помощью которых можно решать любые квадратные уравнения. Однако имеются и другие способы решения квадратных уравнений, которые позволяют быстро и рационально решать многие уравнения.
2. Сообщения учащихся.
Обратимся к истории: когда впервые встретились квадратные уравнения и как их решали.
Доклад по теме: Как решали квадратные уравнения в древности?
Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени ёщё в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков и с земляными работами военного характера, а также с развитием астрономии и самой математики. Квадратные уравнения умели решать около 2000 лет до нашей веры вавилоняне. Применяя современную алгебраическую запись, можно сказать, что в их клинописных текстах встречаются, кроме неполных, и такие, например, полные квадратные уравнения:
Правило решения этих уравнений, изложенное в вавилонских текстах, совпадает с современным, однако неизвестно, каким образом дошли вавилоняне до этого правила. Почти все найденные до сих пор клинописные тексты приводя только задачи с решениями, изложенными в виде рецептов, без указаний относительно того, каким образом они были найдены. Несмотря на высокий уровень развития алгебры в Вавилонии, в клинописных текстах отсутствуют понятие отрицательного числа и общие методы решения квадратных уравнений.
В Древней Индии задачи на квадратные уравнения встречаются уже в 499 г. Там были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. В одной из старинных индийских книг говорится по поводу таких соревнований следующее: "Как солнце блеском своим затмевает звезды, так ученый человек затмит славу другого в народных собраниях, предлагая и решая алгебраические задачи.
Задача знаменитого индийского математика Бхаскары:
Обезьянок резвых стая
Всласть поевши, развлекаясь.
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась.
А 12 по лианам.....
Стали прыгать, повисая.
Сколько было обезьянок,
Ты скажи мне, в этой стае?
(учащийся приводит решение этой задачи на доске)
Формулы решения квадратных уравнений в Европе были впервые изложены в 1202 г. итальянским математиком Леонардом Фибоначчи.
Общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единому каноническому виду х2+вх+с=0 , было сформулировано в Европе лишь в 1544 г. Штифелем.
Вывод формулы решения квадратного уравнения в общем виде имеется у Виета, однако Виет признавал только положительные корни. Лишь в 17 в. благодаря трудам Декарта, Ньютона и других ученых способ решения квадратных уравнений принимает современный вид.
Вопрос учителя: дайте определение квадратного уравнения.
Уравнение вида ax2+bx+c=0, где a, b, c - действительные числа, причем a не равно 0, называют квадратным уравнением.
Доклад учащегося по теме: "Общие методы решения квадратных уравнений".
Слово учителя:
Корни квадратного уравнения находятся по формулам:
Фронтальная беседа: ученики делают запись в тетради:
Выражение D = b2- 4ac называют дискриминантом квадратного уравнения.
- Если D < 0, то уравнение не имеет действительных корней;
- Если D = 0, то уравнение имеет один действительный корень;
- Если D > 0, то уравнение имеет два действительных корня.
В случае, когда D = 0, иногда говорят, что квадратное уравнение имеет два одинаковых корня.
Доклад о жизни и научных трудах математика Ф.Виета (пользуясь слайдами презентации).
Доклад учащегося по теме: Метод "переброски".
Доклад учащегося по теме: Метод "коэффициентов"
Далее следует доклад "Графический способ решения квадратных уравнений".
3. Практическая работа:
Класс делится на группы по 4 человека. В каждой группе есть консультант, который помогает учащимся, у которых возникают трудности при решении квадратных уравнений.
Задание1: Решить квадратные уравнения по общим формулам.
1. 2х2-5х+2=0,
2. 6х2+5х+1=0,
3. 2х2-3х+2=0,
4. 4х2-12х+9=0.
На выполнение этой работы даётся 7 минут. По истечении времени один ученик из каждой группы (учащиеся меняются) идёт к компьютеру и проверяет свои ответы по интерактивному упражнению, расположенному по следующему адресу: http://learningapps.org/display?v=4g6gp5gj. Ставится оценка всей группе.
Задание 2: Решите приведённые квадратные уравнения, используя теорему, обратную теореме Виета:
- х2+10х+9=0,
- х2+7х+12=0,
- х2-10х-24=0,
- х2-16х+60=0,
- х2+5х-14=0.
На выполнение этой работы даётся 5 минут. По истечении времени один ученик из каждой группы (учащиеся меняются) идёт к компьютеру и проверяет свои ответы по интерактивному упражнению, расположенному по следующему адресу: http://learningapps.org/display?v=7u2828p3..Ставится оценка всей группе.
Задание 3: Решите уравнения методом «переброски»:
1. 2х2-9х+9=0,
2. 10х2-11х+3=0,
3. 3х2+11х+6=0,
4. 4х2+12х+5=0,
5. 3х2+х-4=0.
На выполнение этой работы даётся 5 минут. По истечении времени один ученик из каждой группы (учащиеся меняются) идёт к компьютеру и проверяет свои ответы по интерактивному упражнению, расположенному по следующему адресу http://LearningApps.org/watch?v=aognx12a .Ставится оценка всей группе.
Задание 4: Решить уравнения методом "коэффициентов".
1.5х2-7х+2=0;
2.3х2+5х-8=0;
3.11х2+25х-36=0;
4.11х2+27х+16=0;
5.939х2+978х+39=0.
На выполнение этой работы даётся 5 минут. По истечении времени один ученик из каждой группы (учащиеся меняются) идёт к компьютеру и проверяет свои ответы по интерактивному упражнению, расположенному по следующему адресу: http://LearningApps.org/watch?v=g2jjk1jt.Ставится оценка всей группе.
Задание №5: Решить биквадратные уравнения:
1.х4-13х2+36=0;
2.х4-3х2-28=0;
3. х4-24х2-25=0;
3.4х4-5х2+1=0.
На выполнение этой работы даётся 5 минут. По истечении времени один ученик из каждой группы (учащиеся меняются) идёт к компьютеру и проверяет свои ответы по интерактивному упражнению, расположенному по следующему адресу http://LearningApps.org/watch?v=f1edi5jj. Ставится оценка.
4. Выставление оценок учащимся.
Оценив каждое из пяти заданий, учитель ставит общую оценку за работу на уроке. Докладчики получают дополнительную оценку за подготовку докладов и выступление на уроке.
5. Подведение итогов урока.
Подбирая материал к этому уроку, изучая дополнительную литературу, я и мои докладчики открыли для себя много интересного и нового о квадратных уравнениях, чего нельзя прочитать в учебнике. В наше время невозможно представить себе решение как простейших, так и сложных задач не только в математике, но и в других точных науках, без применения решения квадратных уравнений.
Надеюсь и вы открыли для себя что-нибудь новое.
6. Домашнее задание:
Подобрать по 2 уравнения к каждому из предложенных способов и решить их.
Литература:
- Ю.Н.Макарычев и другие "Алгебра - 8".
- Материалы газеты "Математика", приложение к "1 сентября".
- Г.И.Глейзер "История математики в школе" (для учащихся 7-8 классов). Пособие для учителей. - М. Просвещение,1982
- Энциклопедический словарь юного математика. - 2-е изд., испр и доп. - М. Педагогика, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры "Способы решения квадратных уравнений" 8 класс
Урок – обобщения и систематизации знаний, на котором школьники сами находят способы решения квадратного уравнения, изучаемых на уроках алгебры в разное учебное время; обсуждают их решение, учатся крит...
Урок алгебры в 8 классе. Рациональные способы решения квадратных уравнений
В ходе урока учащиеся знакомятся с нестандартными (не входящими в программу) способами решения квадратных уравнений. Путем проб учащиеся приходят к выводу, что эти способы являются во многих случаях р...
План–конспект урока по алгебре в 8 классе «Графический способ решения квадратных уравнений»
разработка урока по алгебре для 8 класса на тему «Графический способ решения квадратных уравнений»...
Презентация к открытому уроку по теме "Шесть способов решения квадратных уравнений"
Данная презентация иллюстрирует материал открытого урока по алгебре "Шесть способов решения квадратных урвнений"....
Урок обобщающего разноуровневого повторения в 9 классе Тема урока: "Способы решения квадратных уравнений"
Урок разработан для учащихся 9 класса МОУ СОШ №1.Анализ результатов диагностических краевых работ показывает, что в каждой краев...
Урок алгебры в 8 классе по теме "Способы решения квадратных уравнений"
Конспект урока по теме "Способы решения квадратных уравнений"...
Решение задач по теме «Графические способы решения квадратных уравнений»
Цель урока: закрепить графический способ решения квадратных уравнений при решении задач практического содержания, формировать умения строить математические модели, совершенствование навыков пост...
- Мне нравится (1)