Урок по теме "Графический способ решения систем уравнений"
презентация к уроку алгебры (9 класс) по теме
Урок по теме "Графический способ решения систем уравнений" можно провести в классах, где достаточно знают и умеют работать по программе EXSEL. С целью этого урока является расширить знания учащихсяпо данной теме и развивать мыслительную деятельность, наблюдение и т.д. В ходе урока используются мультимейдийный проектор, карточки. Разнообразные этапы урока снимут усталость и заинтересуют более слабых учащихся, смотивируют и создадут хороший психологический климат на уроке.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Девиз:«Три пути ведут к знанию:
путь размышления – это путь самый благородный,
путь подражания – это путь самый легкий
и путь опыта – это путь самый горький».
Конфуций.
Графический способ решения систем уравнений с двумя переменными
(9 класс)
Цель урока:
Образовательные: расширить знания о системах уравнений с двумя переменными и на основе приобретенных знаний сформировать умение решать их графическим способом.
Развивающие: развивать у учащихся мыслительную деятельность, а именно наблюдение, анализ, классификация, обобщение.
Воспитательные: формировать учебную деятельность (мотивацию, понимание цели, учебных действий, действий контроля и оценки).
Средства обучения: компьютер, проектор, программа построения и исследования графиков функций
Advanced Grapher, программа Exsel, программа графопостроитель.
Задачи урока:
- Выявить уровень усвоения полученных знаний;
- Создать условия для самооценки своих возможностей и выбора цели в деятельности;
- Развивать навыки индивидуальной и самостоятельной работы;
- Побуждать к само-, взаимоконтролю;
- Вызывать потребность в обосновании своих высказываний.
Психологическая установка
- Продолжаем отрабатывать навыки решения систем уравнений;
- Формируем математическую интуицию;
- На уроке можем ошибаться, сомневаться, консультироваться.
- Каждый учащийся сам себе дает установку.
Оборудование: проектор, экран, доска, карточки с заданием тестов, индивидуальные оценочные листы, бланки ответов.
Ход урока
I этап. Организационная часть
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Актуализация знаний. Урок у нас сегодня необычный. Все мы знакомы с курса алгебры с системами уравнений с двумя неизвестными. Давайте вспомним: Что такое система уравнений?
(слайд 1) – тема урока
(слайд 2)
Из данных определений выберите верный ответ:
Определение1. Система уравнений – это два уравнения, которых нужно решить.
Определение 2. Система уравнений – это некоторое количество уравнений, объединенных фигурной скобкой, что означает все уравнения должны выполняться одновременно.
Определение 3. Система уравнений – это некоторое количество уравнений, объединенных фигурной скобкой, которых нужно решить отдельно.
Мы с вами знаем несколько способов решения систем уравнений. Какие?
а) Графический способ; б) Способ сложения; в) Иллюстративный способ;
г) Способ подстановки;
(слайд 3)
Постановка цели урока. Этот способ решения можно встретить везде в нашей повседневной жизни. Например, в нашей аудитории у присутствующих можно узнать некоторые данные и сделать наглядное представление этих данных, то есть мы сегодня рассмотрим какой способ?
(графический)
Так какие же данные можно изобразить графически в данной аудитории? (рост, вес и.т.д.)
Значит тема нашего урока? (Графический способ решения систем уравнений)
Значит цель нашего урока какая? (ответы учащихся)
(слайд 4)
Мы с вами определили цель урока и каждый перед собой ставит свои задачи нашего урока. Прежде чем приступить к решению основной задачи, разгадаем кроссворд (слайд 5)
Перед вами листки оценивания вашей работы на уроке. После каждого задания нужно проставить баллы, которые вы наберете в различных заданиях.
Задание 1 (слайд 6)
Тест
1 вопрос. Какая точка находится во второй четверти координатной плоскости?
1) А(3; 7); 2) В(-5; 4); 3) С(-3; -6); 4) Д(1; -6).
2 вопрос. Решением какого уравнения является пара чисел (1;0) а) х2+у = 1; б) ху+3 = х; в) у(х+2) = 0.
1) а 2) б 3) в
3 вопрос. Окружность изображенная на рисунке задана уравнением х2 + у2 = 16.
Используя этот рисунок, определите, какая из систем уравнений не имеет решения?
1) х2 + у2 = 16 2) х2 + у2 = 16 3) х2 + у2 = 16 4) х2 + у2 = 16
у= -4 у = х + 7 у = 3 – 2х у = 3х
4 вопрос. Укажите координаты центра окружности и радиус: х2+(у-5)2=9 .
1) (0; -5) 2) ( 5; 0) 3) (0; 5) 4) (0; -5)
5 вопрос. Сколько решений имеет система уравнений , изображенная на графике:
1) одно; 2)два; 3) три; 4) нет решений.
6 вопрос. Выберите правильное соответствие уравнений и графиков уравнений
1) ху = 4 а) Гипербола (1 и 3 четверти);
2) у = х -3 б) Окружность;
3) х 2 + у2 =9 в) Прямая;
4) у = - 8/х г) Парабола (ветви направлены вверх);
5) у = х2 + 2 д) Гипербола (2 и 4 четверти);
е) Парабола (ветви направлены вниз);
А теперь проверьте свои ответы (слайд 7)
Сколько баллов набрали, занесите в оценочный лист.
Давайте сделаем из рассмотренного примера выводы (слайд 8).
Чтобы решить систему двух уравнений с двумя неизвестными, нужно:
- Построить в одной системе координат графики уравнений, входящих в систему;
- Определить координаты всех точек пересечений графиков (если они есть);
- Координаты этих точек и будут решениями системы.
Помните о двух вещах!
1. Если точек пересечения графиков нет, то система решений не имеет;
2. Координаты точек пересечения определяются приблизительно, поэтому и решения могут получиться приблизительными;
Чтобы проверить точность полученных решений, их нужно подставить в уравнения системы!
И так мы с вами закончили повторение. А теперь приступим к решению задач. Прежде чем решить задачи нам надо в группах определиться с экспертами. В каждой группе выбираем эксперта, который поможет нам поставить баллы в наши оценочные листы.
2 задание. Рассмотрим несколько задач на графический способ решения уравнений
1 задача. На спартакиаде Дети Азии одноклассники Ньургун и Бэргэн соревновались между собой на дистанции 1 км. Через какое время Ньургун догонит Бэргэнэ, если уравнение движения Бэргэнэ х1 = 6+2t, а у Ньургуна х2 = 0,5t2? А как изменится время, если Бэргэн будет двигаться по уравнению х1 = |6+2t|?(слайд 9).
Эту работу мы с вами проделаем с помощью Программы Exsel. (помощь учащимся)
2 задача. Уровень радиации в Японии после катастрофы на атомной электростанции в «Фукусиме» изменяется по закону у = 8/x на промежутке времени от 0 до 24 часов. Работники следили за уровнем радиации по прибору и должны были прийти к уровню, который задается по закону у = -x + 8. Сколько раз работники станции зафиксируют нормальный уровень радиации? (слайд 10).
Мы эту работу сделаем на Программе Advanced Grapher. (помощь учащимся)
3 задача. Космическая орбита вблизи Земли двигается по закону у= |x2 + a|. Навигатор с Земли установлен по линии у = 2x. Сколько раз максимально навигатор будет улавливать звуки с Земли. При каком значении навигатор будет улавливать звук 1 раз? (слайд 11).
Мы эту работу сделаем на Программе обучающего диска «Уравнения с параметрами».
3 задание. Задание исследовательского характера. Контроль знаний.
А теперь перед вами непростая задачка. Представьте себе, что вы ученые. И так задание первое (слайд 12,13).
1. Придумайте графики функций, которые бы имели более пяти точек пересечения и придумайте названия к этим функциям и почему они так называются?
2. При каком значении параметра а график функции у = х^3 – a/х будет возрастающей?
4 задание. Проверка полученных знаний.
По группам выдвигают свои гипотезы. И показывают полученные графики функций.
Учащиеся проставляют количество баллов в оценочный лист. Оценивают свою работу на уроке.
3 задание. Домашнее задание (слайд 14)
Ознакомиться с другими оригинальными видами графиков.
Это - множество Жюлиа. Здесь - комплексное число, соответствующее точке . Множество Жюлиа - это множество таких точек, что отображения вида
не отображают их в окрестность бесконечности. На картинках эти точки окрашены лиловым цветом (и точки, достаточно близкие к ним).
Здесь изображено множество Мандельброта (окрашено лиловым цветом). Картинка получается с помощью той же процедуры, что и выше. Различие состоит в том, что начальное значение для точки z берётся всегда равным нулю, а точке с координатами на картинке соответствует комплексный параметр b = x + y i.
"Да это же просто триадная кривая Кох," - скажете вы. Это действительно триадная кривая Кох. Но зато получена она из последовательности Морса с помощью другого алгоритма.
- (Приведённая здесь картинка в 2,5 раза меньше оригинала). Вот так вот!
- Знаете ли вы, что такое последовательность Морса? Сейчас объясню. Пишем цифру 0. Потом приписываем в конец написанной последовательности уже написанные к этому моменту цифры, но вместо каждой цифры 0 пишем цифру 1 и наоборот. Эту процедуру повторяем до бесконечности. Полученная последовательность цифр
- 0110100110010110...
- и называется последовательностью Морса. Картинка получается, если выбрать такие значения (+1 означает поворот на 45o против часовой стрелки, и т.д.)
Здесь изображены линии уровня собственной функции оператора Лапласа. Такие собственные функции имеют вид
Картинка построена для случая n=5.
Кстати, не кажется ли вам эта картинка трехмерной?
Рефлексия (слайд 15)
Продолжи предложение
- сегодня я узнал (а)…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял(а) задания…
- я понял (а), что…
- теперь я могу…
- я почувствовал (а), что…
- я приобрел (а)…
- я научился(ась)…
- у меня получилось …
- я смог(ла)…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
В конце урока выставляются оценки по результатам оценочного листа.
Действия при решении задачи №1.
Задача: На спартакиаде Дети Азии одноклассники Ньургун и Бэргэн соревновались между собой на дистанции 1 км. Через какое время Ньургун догонит Бэргэнэ, если уравнение движения Бэргэнэ х1 = 6+2t, а у Ньургуна х2 = 0,5t2? А как изменится время, если Бэргэн будет двигаться по уравнению х1 = |6+2t|?
- Открыть файл «Задача 1» на рабочем столе программы Exsel.
- Ввести функции на строке 10 значение t от -3 до 7 с шагом 1.
- Выделить выделенную таблицу с помощью мастера диаграмм построить графики функций.
- Выбрать в стандартных графики (далее-далее-готово)
- Ответить на 1 вопрос задачи. Через какое время догонит? ( 1 балл)
- Ответить на 2 вопрос задачи, когда Бэргэн будет двигаться по уравнению х1 = |6+2t| (1 балл)
- Сделать вывод. ( 1 балл)
Действия при решении задачи №2.
Задача: Уровень радиации в Японии после катастрофы на атомной электростанции в «Фукусиме» изменяется по закону у = 8/x на промежутке времени от 0 до 24 часов. Работники следили за уровнем радиацией по прибору и должны были прийти к уровню, который задается по закону у = -x + 8. Сколько раз работники станции зафиксируют нормальный уровень радиации?
- Открыть свернутую программу Advanced Grapher на рабочем столе.
- Открыть ГРАФИКИ – ДОБАВИТЬ ГРАФИК на верхней панели
- Ввести функцию у = 8/x
- Повторить и ввести функцию у = -x + 8
- Правой мышью на экране вывести горизонтальные и вертикальные линии (1 балл)
- Ответить на вопрос задачи: внести функции вычисления – пересечения на верхней панели
- Записать ответы, учитывая условие задачи. (2 балла)
Действия при решении задачи №3.
Задача: Космическая орбита вблизи Земли двигается по закону у= |x2 + a|. Навигатор с Земли установлен по линии у = 2x. Сколько раз максимально навигатор будет улавливать звуки с Земли. При каком значении навигатор будет улавливать звук 1 раз?
- Открыть свернутую программу «Алгебраические задачи с параметрами» на рабочем столе.
- Перед вами графики данной задачи. Используя их, ответьте на вопросы задачи.
(до 4 баллов)
- Ответы запишите.
Действия при решении задачи на контроль
При каком значении параметра а график функции у = х^3 – a/х будет возрастающей?
- Открыть программу «Адгебраические задачи с параметрами
- Открыть графопостроитель
- Изменить график функции
- Ответить на вопрос используя правую панель изменения параметра
- Записать ответ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определения: Определение1. Система уравнений – это два уравнения, которых нужно решить. Определение 2. Система уравнений – это некоторое количество уравнений, объединенных фигурной скобкой, что означает все уравнения должны выполняться одновременно. Определение 3. Система уравнений – это некоторое количество уравнений, объединенных фигурной скобкой, которых нужно решить отдельно.
Способы решения систем уравнений а) Графический способ; б) Способ сложения; в) Иллюстративный способ; г) Способ подстановки
Цель урока: Р асширить знания о системах уравнений с двумя переменными и на основе приобретенных знаний сформировать умение решать их графическим способом .
А Р Г У М Е Н Т П Р А А Б А Л О Г Е Р И П Б О Л А В Н И З Т Ь С О Н Ж У Р К О И Е С К Ч И Ф А Р Г Й 1.Независимая переменная. 1 2. График квадратичной функции. 2 3. Направление ветвей параболы при а < 0. 3 4. График обратной пропорциональности. 4 5. График уравнения: х 2 +у 2 = R . 5 6. Способ решения систем уравнений. 6 Решите кроссворд:
Тест: 1 вопрос. Какая точка находится во второй четверти координатной плоскости? 1) А(3; 7); 2) В(-5; 4); 3) С(-3; -6); 4) Д(1; -6). 2 вопрос. Решением какого уравнения является пара чисел (1;0) а) х 2 +у = 1; б) ху+3 = х; в) у(х+2) = 0. 1) а 2) б 3) в 3 вопрос. Окружность изображенная на рисунке задана уравнением х 2 + у 2 = 16. Используя этот рисунок, определите, какая из систем уравнений не имеет решения? 1) х 2 + у 2 = 16 2) х 2 + у 2 = 16 3) х 2 + у 2 = 16 4) х 2 + у 2 = 16 у= -4 у = х + 7 у = 3 – 2х у = 3х 4 вопрос. Укажите координаты центра окружности и радиус: х 2 +(у-5) 2 =9 . 1) (0; -5) 2) ( 5; 0) 3) (0; 5) 4) (0; -5) 5 вопрос. Сколько решений имеет система уравнений , изображенная на графике: 1) одно; 2)два; 3) три; 4) нет решений. 6 вопрос. Выберите правильное соответствие уравнений и графиков уравнений 1) ху = 4 а) Гипербола (1 и 3 четверти); 2) у = х -3 б) Окружность; 3) х 2 + у 2 =9 в) Прямая; 4) у = - 8/х г) Парабола (ветви направлены вверх); 5) у = х 2 + 2 д) Гипербола (2 и 4 четверти); е) Парабола (ветви направлены вниз); у х 0 1 у х 0 1
Ответы: 1) 2 2) 3 3) 2 4) 3 5) 4 6) 1- а, 2- в, 3 – б, 4 – д, 5 - г Макс. балл - 6
Памятка Выводы: Чтобы решить систему двух уравнений с двумя неизвестными, нужно: Построить в одной системе координат графики уравнений, входящих в систему; Определить координаты всех точек пересечений графиков (если они есть); Координаты этих точек и будут решениями системы. Помните о двух вещах! 1. Если точек пересечения графиков нет, то система решений не имеет; 2. Координаты точек пересечения определяются приблизительно, поэтому и решения могут получиться приблизительными; Чтобы проверить точность полученных решений, их нужно подставить в уравнения системы!
Задача 1. На спартакиаде Дети Азии одноклассники Ньургун и Бэргэн соревновались между собой на дистанции 1км. Через какое время Ньургун догонит Бэргэнэ, если уравнение движения Бэргэнэ х1 = 6+2 t , а у Ньургуна х2 = 0,5 t 2? А как изменится время, если Бэргэн будет двигаться по уравнению х1 = |6+2 t |?
Уровень радиации в Японии после катастрофы на атомной электростанции в «Фукусиме» изменяется по закону у = 8/ t на промежутке времени от 0 до 24 часов. Работники следили за уровнем радиации по прибору и должны были прийти к уровню, который задается по закону у = - t + 8. Сколько раз работники станции зафиксируют нормальный уровень радиации? Задача 2.
Космическая орбита вблизи Земли двигается по закону у= | x^2 + a |. Навигатор с Земли установлен по линии у = 2 x . Сколько раз максимально навигатор будет улавливать звуки с Земли. При каком значении навигатор будет улавливать звук 1 раз? Задача 3.
Придумайте графики функций которые бы имели более пяти точек пересечения и придумайте названия к этим функциям и почему они так называются?
При каком значении параметра а график функции у = х^3 – a /х будет возрастающей?
Домашнее задание.
Для составления «картины» деятельности на уроке продолжите следующие предложения: сегодня я узнал (а)… было интересно… было трудно… я выполнял(а) задания… я понял (а), что… теперь я могу… я почувствовал (а), что… я приобрел (а)… я научился(ась)… у меня получилось … я смог(ла)… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы решения систем уравнений
Данная презентация может быть использована на серии уроков при объяснении нового материала по теме "Решение систем уравнений" (алгебра 7 класс). Её можно также использовать при обобщающем повторении п...
Интегрированный урок алгебры и информатики в 9-м классе по теме: "Графический способ решения систем уравнений"
Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний по темам: Графический способ решения систем уравнений в системе ЭТ (Microsoft Excel). Оборудование и материалы: 12 ПК (установлена операцио...
Урок по теме "Графический способ решения систем уравнений"
Урок по алгебре в 7 классе....
Разработка урока по теме "Графический способ решения систем уравнений второй степени"
Разработка урока содержит план урока и презентацию...
Методическая разработка урока алгебры в 7 классе "Различные способы решения систем линейных уравнений" способы решения систем уравнений
Урок алгебры в 7 классе направлен на обобщение и систематизацию различных способов решения систем уравнений: метода сравнения, сложения, подстановки, графического метода, метода Крамера, выбора рацион...
Графическое решение неравенств c одной переменной. Графический способ решения систем уравнений.
Алгебра. Повторение. Подготовка к ГИА. 9 класс....
Технологическая карта урока алгебры в 9 классе по теме: "Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными. Графический способ решения систем уравнений"
1. Разработка технологической карты урока алгебры в 9 классе по теме: "Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными. Графический способ решения систем уравнений.2. Технологическая ...