Урок по теме "Графический способ решения систем уравнений"
презентация к уроку алгебры (9 класс) по теме

Урок  по теме "Графический способ решения систем уравнений"  можно провести в классах, где достаточно знают и умеют работать по программе EXSEL.  С целью этого урока является расширить знания учащихсяпо данной теме и развивать мыслительную деятельность, наблюдение и т.д. В ходе урока используются мультимейдийный проектор, карточки. Разнообразные этапы урока снимут усталость и заинтересуют более слабых учащихся, смотивируют и создадут хороший психологический климат на уроке. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Девиз:«Три пути ведут к знанию:

 путь размышления – это путь самый благородный,

путь подражания – это путь самый легкий

и путь опыта – это путь самый горький».

                                                      Конфуций.

Графический способ решения систем уравнений с двумя переменными

 (9 класс)

Цель урока:

Образовательные: расширить знания о системах уравнений с двумя переменными и на основе приобретенных знаний  сформировать умение решать их графическим способом.

Развивающие: развивать у учащихся мыслительную деятельность, а именно наблюдение, анализ, классификация, обобщение.

Воспитательные:  формировать учебную деятельность (мотивацию, понимание цели,  учебных действий, действий контроля и оценки).

Средства обучения: компьютер, проектор, программа построения и исследования графиков функций

Advanced Grapher, программа Exsel, программа графопостроитель.

Задачи урока:

  1. Выявить уровень усвоения полученных знаний;
  2. Создать условия для самооценки своих возможностей и выбора цели в деятельности;
  3. Развивать навыки индивидуальной и самостоятельной работы;
  4. Побуждать к само-, взаимоконтролю;
  5. Вызывать потребность в обосновании своих высказываний.

Психологическая установка

  1. Продолжаем отрабатывать навыки решения систем уравнений;
  2. Формируем математическую интуицию;
  3. На уроке можем ошибаться, сомневаться, консультироваться.
  4. Каждый учащийся сам себе дает установку.

Оборудование: проектор, экран, доска, карточки с заданием тестов, индивидуальные оценочные листы, бланки ответов.

Ход урока

I этап. Организационная часть

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Актуализация знаний. Урок у нас сегодня необычный. Все мы знакомы с курса алгебры с системами уравнений с двумя неизвестными.  Давайте вспомним: Что такое система уравнений?

(слайд 1) – тема урока

(слайд 2)

Из данных определений выберите верный ответ:

Определение1. Система уравнений – это два уравнения, которых нужно решить.

Определение 2. Система уравнений – это некоторое количество уравнений, объединенных фигурной скобкой, что означает все уравнения должны выполняться одновременно.

Определение 3. Система уравнений – это некоторое количество уравнений, объединенных фигурной скобкой, которых нужно  решить отдельно.

Мы с вами знаем несколько способов решения систем уравнений. Какие?

а) Графический способ; б) Способ сложения; в) Иллюстративный способ;

г) Способ подстановки;

(слайд 3)

Постановка цели урока. Этот способ решения можно встретить везде в нашей повседневной жизни. Например, в нашей аудитории у присутствующих можно узнать некоторые данные и сделать наглядное представление этих данных, то есть мы сегодня рассмотрим какой способ?

(графический)

Так какие же данные можно изобразить графически в данной аудитории? (рост, вес и.т.д.)

Значит тема нашего урока? (Графический способ решения систем уравнений)

Значит цель нашего урока какая? (ответы учащихся)

(слайд 4)

Мы с вами определили цель урока и каждый перед собой ставит свои задачи нашего урока. Прежде чем приступить к решению основной задачи, разгадаем кроссворд (слайд 5)

        

Перед вами листки оценивания вашей работы на уроке. После каждого задания нужно проставить баллы, которые вы наберете в различных заданиях.

Задание 1 (слайд 6)

Тест

1 вопрос. Какая  точка находится во второй четверти координатной плоскости?

    1) А(3; 7);     2)  В(-5; 4);       3) С(-3; -6);       4) Д(1; -6).

2 вопрос. Решением какого уравнения является пара чисел (1;0)      а) х2+у = 1;  б) ху+3 = х;  в) у(х+2) = 0. 

                                1) а         2) б       3) в

  

3 вопрос.  Окружность изображенная  на рисунке задана уравнением х2 + у2 = 16.

Используя этот рисунок, определите, какая из систем уравнений не имеет решения?

1)  х2 + у2 = 16    2)  х2 + у2 = 16               3)  х2 + у2 = 16              4)  х2 + у2 = 16

      у= -4                     у = х + 7                          у = 3 – 2х                       у = 3х

 4 вопрос.  Укажите координаты центра окружности и радиус: х2+(у-5)2=9 .

                                1) (0; -5)       2) ( 5; 0)       3) (0; 5)     4) (0; -5)

5 вопрос. Сколько решений имеет система уравнений , изображенная на графике:

                                  1) одно;      2)два;       3) три;      4) нет решений.

 

6 вопрос. Выберите правильное соответствие уравнений и графиков уравнений

1) ху = 4                                       а) Гипербола (1 и 3 четверти);

2) у = х -3                         б)  Окружность;

3) х 2 + у2 =9                         в) Прямая;

4) у = - 8/х                         г) Парабола (ветви направлены вверх);

5) у = х2 + 2                         д) Гипербола (2 и 4 четверти);

                                е) Парабола (ветви направлены вниз);

А теперь проверьте свои ответы (слайд 7)

Сколько баллов набрали, занесите в оценочный лист.

Давайте сделаем из рассмотренного примера выводы (слайд 8).

Чтобы решить систему двух уравнений с двумя неизвестными, нужно:

  1. Построить в одной системе координат графики уравнений, входящих в систему;
  2. Определить координаты всех точек пересечений графиков (если они есть);
  3. Координаты этих точек и будут решениями системы.

Помните о двух вещах!

1. Если точек пересечения графиков нет, то система решений не имеет;

2. Координаты точек пересечения определяются приблизительно, поэтому и решения могут получиться приблизительными;

Чтобы проверить точность полученных решений, их нужно подставить в уравнения системы!

И так мы с вами закончили повторение. А теперь приступим к решению задач. Прежде чем решить задачи нам надо в группах определиться с экспертами. В каждой группе выбираем эксперта, который поможет нам поставить баллы в наши оценочные листы.

2 задание. Рассмотрим несколько задач на графический способ решения уравнений

1 задача. На спартакиаде Дети Азии одноклассники Ньургун и Бэргэн соревновались между собой на дистанции 1 км. Через какое время Ньургун догонит Бэргэнэ, если уравнение движения Бэргэнэ  х1 = 6+2t, а у Ньургуна  х2 = 0,5t2? А как изменится время, если Бэргэн будет двигаться по уравнению х1 = |6+2t|?(слайд 9).

Эту работу мы с вами проделаем с помощью Программы Exsel. (помощь учащимся)

2 задача. Уровень радиации в Японии после катастрофы на атомной электростанции в «Фукусиме» изменяется по закону у = 8/x на промежутке времени от 0 до 24 часов. Работники следили за уровнем радиации по прибору и должны были прийти к уровню, который задается по закону у = -x + 8. Сколько раз  работники станции зафиксируют нормальный уровень радиации? (слайд 10).

Мы эту работу сделаем на Программе Advanced Grapher. (помощь учащимся)

3 задача. Космическая орбита вблизи Земли двигается по закону у= |x2 + a|. Навигатор с Земли установлен по линии у = 2x. Сколько раз максимально навигатор будет улавливать звуки с Земли. При каком значении навигатор будет улавливать звук 1 раз? (слайд 11).

 

Мы эту работу сделаем на Программе обучающего  диска «Уравнения с параметрами».

3 задание. Задание исследовательского характера. Контроль знаний.

А теперь перед вами непростая задачка. Представьте себе, что вы ученые. И так задание первое (слайд 12,13).

1. Придумайте графики функций, которые бы имели более пяти точек пересечения и придумайте названия к этим функциям и почему они так называются?

2. При каком значении параметра а график функции у = х^3 – a/х будет возрастающей?

4 задание. Проверка полученных знаний.

По группам выдвигают свои гипотезы. И показывают полученные графики функций.

Учащиеся проставляют количество баллов в оценочный лист. Оценивают свою работу на уроке.


3 задание. Домашнее задание (слайд 14)

Ознакомиться с другими оригинальными видами графиков.

Это - множество Жюлиа.  Здесь - комплексное число, соответствующее точке . Множество Жюлиа - это множество таких точек, что отображения вида

не отображают их в окрестность бесконечности. На картинках эти точки окрашены лиловым цветом (и точки, достаточно близкие к ним).

Здесь изображено множество Мандельброта (окрашено лиловым цветом). Картинка получается с помощью той же процедуры, что и выше. Различие состоит в том, что начальное значение для точки z берётся всегда равным нулю, а точке с координатами на картинке соответствует комплексный параметр b = x + y i.

"Да это же просто триадная кривая Кох," - скажете вы. Это действительно триадная кривая Кох. Но зато получена она из последовательности Морса с помощью другого алгоритма.

  1. (Приведённая здесь картинка в 2,5 раза меньше оригинала). Вот так вот!

  1. Знаете ли вы, что такое последовательность Морса? Сейчас объясню. Пишем цифру 0. Потом приписываем в конец написанной последовательности уже написанные к этому моменту цифры, но вместо каждой цифры 0 пишем цифру 1 и наоборот. Эту процедуру повторяем до бесконечности. Полученная последовательность цифр
  2. 0110100110010110...
  3. и называется последовательностью Морса. Картинка получается, если выбрать такие значения (+1 означает поворот на 45o против часовой стрелки, и т.д.)

Здесь изображены линии уровня собственной функции оператора Лапласа. Такие собственные функции имеют вид

Картинка построена для случая n=5.
Кстати, не кажется ли вам эта картинка трехмерной?

Рефлексия (слайд 15)

Продолжи предложение

  1. сегодня я узнал (а)…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял(а) задания…
  5. я понял (а), что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал (а), что…
  8. я приобрел (а)…
  9. я научился(ась)…
  10. у меня получилось …
  11. я смог(ла)…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

В конце урока выставляются оценки по результатам оценочного листа.

Действия при решении задачи №1.

Задача: На спартакиаде Дети Азии одноклассники Ньургун и Бэргэн соревновались между собой на дистанции 1 км. Через какое время Ньургун догонит Бэргэнэ, если уравнение движения Бэргэнэ  х1 = 6+2t, а у Ньургуна  х2 = 0,5t2? А как изменится время, если Бэргэн будет двигаться по уравнению х1 = |6+2t|?

  1. Открыть файл «Задача 1» на рабочем столе программы Exsel.
  2. Ввести функции на строке 10 значение t от -3 до 7 с шагом 1.
  3. Выделить выделенную таблицу с помощью мастера диаграмм  построить графики функций.
  1. Выбрать в стандартных графики (далее-далее-готово)
  1. Ответить на 1 вопрос задачи. Через какое время догонит? ( 1 балл)
  2. Ответить на 2 вопрос задачи, когда Бэргэн будет двигаться по уравнению х1 = |6+2t| (1 балл)
  3. Сделать вывод. ( 1 балл)

Действия при решении задачи №2.

Задача: Уровень радиации в Японии после катастрофы на атомной электростанции в «Фукусиме» изменяется по закону у = 8/x на промежутке времени от 0 до 24 часов. Работники следили за уровнем радиацией по прибору и должны были прийти к уровню, который задается по закону у = -x + 8. Сколько раз  работники станции зафиксируют нормальный уровень радиации?

  1. Открыть свернутую программу Advanced Grapher на рабочем столе.
  2. Открыть ГРАФИКИ – ДОБАВИТЬ ГРАФИК на верхней панели
  3. Ввести функцию у = 8/x
  4. Повторить и ввести функцию у = -x + 8
  5. Правой мышью на экране вывести горизонтальные и вертикальные линии (1 балл)
  6. Ответить на вопрос задачи: внести функции  вычисления – пересечения на верхней панели
  7. Записать ответы, учитывая условие задачи. (2 балла)

Действия при решении задачи №3.

Задача: Космическая орбита вблизи Земли двигается по закону у= |x2 + a|. Навигатор с Земли установлен по линии у = 2x. Сколько раз максимально навигатор будет улавливать звуки с Земли. При каком значении навигатор будет улавливать звук 1 раз?

  1. Открыть свернутую программу «Алгебраические задачи с параметрами» на рабочем столе.
  2. Перед вами графики данной задачи. Используя их, ответьте на вопросы задачи.

(до 4 баллов)

  1. Ответы запишите.

Действия при решении задачи на контроль

При каком значении параметра а график функции у = х^3 – a/х будет возрастающей?

  1. Открыть программу «Адгебраические задачи с параметрами
  2. Открыть графопостроитель
  3. Изменить график функции
  4. Ответить на вопрос используя правую панель изменения параметра
  5. Записать ответ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Графический способ решения систем уравнений

Слайд 2

Определения: Определение1. Система уравнений – это два уравнения, которых нужно решить. Определение 2. Система уравнений – это некоторое количество уравнений, объединенных фигурной скобкой, что означает все уравнения должны выполняться одновременно. Определение 3. Система уравнений – это некоторое количество уравнений, объединенных фигурной скобкой, которых нужно решить отдельно.

Слайд 3

Способы решения систем уравнений а) Графический способ; б) Способ сложения; в) Иллюстративный способ; г) Способ подстановки

Слайд 4

Цель урока: Р асширить знания о системах уравнений с двумя переменными и на основе приобретенных знаний сформировать умение решать их графическим способом .

Слайд 5

А Р Г У М Е Н Т П Р А А Б А Л О Г Е Р И П Б О Л А В Н И З Т Ь С О Н Ж У Р К О И Е С К Ч И Ф А Р Г Й 1.Независимая переменная. 1 2. График квадратичной функции. 2 3. Направление ветвей параболы при а < 0. 3 4. График обратной пропорциональности. 4 5. График уравнения: х 2 +у 2 = R . 5 6. Способ решения систем уравнений. 6 Решите кроссворд:

Слайд 6

Тест: 1 вопрос. Какая точка находится во второй четверти координатной плоскости? 1) А(3; 7); 2) В(-5; 4); 3) С(-3; -6); 4) Д(1; -6). 2 вопрос. Решением какого уравнения является пара чисел (1;0) а) х 2 +у = 1; б) ху+3 = х; в) у(х+2) = 0. 1) а 2) б 3) в 3 вопрос. Окружность изображенная на рисунке задана уравнением х 2 + у 2 = 16. Используя этот рисунок, определите, какая из систем уравнений не имеет решения? 1) х 2 + у 2 = 16 2) х 2 + у 2 = 16 3) х 2 + у 2 = 16 4) х 2 + у 2 = 16 у= -4 у = х + 7 у = 3 – 2х у = 3х 4 вопрос. Укажите координаты центра окружности и радиус: х 2 +(у-5) 2 =9 . 1) (0; -5) 2) ( 5; 0) 3) (0; 5) 4) (0; -5) 5 вопрос. Сколько решений имеет система уравнений , изображенная на графике: 1) одно; 2)два; 3) три; 4) нет решений. 6 вопрос. Выберите правильное соответствие уравнений и графиков уравнений 1) ху = 4 а) Гипербола (1 и 3 четверти); 2) у = х -3 б) Окружность; 3) х 2 + у 2 =9 в) Прямая; 4) у = - 8/х г) Парабола (ветви направлены вверх); 5) у = х 2 + 2 д) Гипербола (2 и 4 четверти); е) Парабола (ветви направлены вниз); у х 0 1 у х 0 1

Слайд 7

Ответы: 1) 2 2) 3 3) 2 4) 3 5) 4 6) 1- а, 2- в, 3 – б, 4 – д, 5 - г Макс. балл - 6

Слайд 8

Памятка Выводы: Чтобы решить систему двух уравнений с двумя неизвестными, нужно: Построить в одной системе координат графики уравнений, входящих в систему; Определить координаты всех точек пересечений графиков (если они есть); Координаты этих точек и будут решениями системы. Помните о двух вещах! 1. Если точек пересечения графиков нет, то система решений не имеет; 2. Координаты точек пересечения определяются приблизительно, поэтому и решения могут получиться приблизительными; Чтобы проверить точность полученных решений, их нужно подставить в уравнения системы!

Слайд 9

Задача 1. На спартакиаде Дети Азии одноклассники Ньургун и Бэргэн соревновались между собой на дистанции 1км. Через какое время Ньургун догонит Бэргэнэ, если уравнение движения Бэргэнэ х1 = 6+2 t , а у Ньургуна х2 = 0,5 t 2? А как изменится время, если Бэргэн будет двигаться по уравнению х1 = |6+2 t |?

Слайд 10

Уровень радиации в Японии после катастрофы на атомной электростанции в «Фукусиме» изменяется по закону у = 8/ t на промежутке времени от 0 до 24 часов. Работники следили за уровнем радиации по прибору и должны были прийти к уровню, который задается по закону у = - t + 8. Сколько раз работники станции зафиксируют нормальный уровень радиации? Задача 2.

Слайд 11

Космическая орбита вблизи Земли двигается по закону у= | x^2 + a |. Навигатор с Земли установлен по линии у = 2 x . Сколько раз максимально навигатор будет улавливать звуки с Земли. При каком значении навигатор будет улавливать звук 1 раз? Задача 3.

Слайд 12

Придумайте графики функций которые бы имели более пяти точек пересечения и придумайте названия к этим функциям и почему они так называются?

Слайд 13

При каком значении параметра а график функции у = х^3 – a /х будет возрастающей?

Слайд 14

Домашнее задание.

Слайд 15

Для составления «картины» деятельности на уроке продолжите следующие предложения: сегодня я узнал (а)… было интересно… было трудно… я выполнял(а) задания… я понял (а), что… теперь я могу… я почувствовал (а), что… я приобрел (а)… я научился(ась)… у меня получилось … я смог(ла)… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы решения систем уравнений

Данная презентация может быть использована на серии уроков при объяснении нового материала по теме "Решение систем уравнений" (алгебра 7 класс). Её можно также использовать при обобщающем повторении п...

Интегрированный урок алгебры и информатики в 9-м классе по теме: "Графический способ решения систем уравнений"

Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний по темам: Графический  способ решения систем уравнений в системе ЭТ (Microsoft Excel). Оборудование и материалы: 12 ПК (установлена операцио...

Методическая разработка урока алгебры в 7 классе "Различные способы решения систем линейных уравнений" способы решения систем уравнений

Урок алгебры в 7 классе направлен на обобщение и систематизацию различных способов решения систем уравнений: метода сравнения, сложения, подстановки, графического метода, метода Крамера, выбора рацион...

Технологическая карта урока алгебры в 9 классе по теме: "Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными. Графический способ решения систем уравнений"

1. Разработка технологической карты урока алгебры в 9 классе по теме: "Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными. Графический способ решения систем уравнений.2. Технологическая ...