Рабочая программа по учебному предмету "Математика" (модуль «Алгебра») для 10-х классов
рабочая программа по алгебре (10 класс) на тему
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения алгебре и началам анализа:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение математических знаний и умений;
- овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
- освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной) и профессионально-трудового выбора.
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_r.p._algebra_10_klass.docx | 59.34 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ «СОШ» г. Котовска
от 02.09.2013г. № 224
М.П.
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА
методическим советом
муниципального бюджетного
общеобразовательного
учреждения
«Средняя общеобразовательная школа»
г. Котовска Тамбовской области
Протокол № 1 от 30.08.2013 г.
Рабочая программа
по учебному предмету "Математика" (модуль «Алгебра»)
для 10-х классов
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа»
города Котовска Тамбовской области
на 2013 – 2015 годы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учетом особенностей региона, муниципального образования, образовательного учреждения.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения алгебре и началам анализа:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение математических знаний и умений;
- овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
- освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной) и профессионально-трудового выбора.
.
Изучение математики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Планируется использование новых педагогических технологий в преподавании предмета.
Основой целью является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса алгебры и начал анализа.
При изучении алгебры и начал анализа в старшей школе осуществляется переход от методики поурочного планирования к модульной системе организации учебного процесса. Модульный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодолеть традиционную логику изучения математического материала: от единичного к общему и всеобщему и от фактов к процессам и закономерностям. В условиях модульного подхода возможна совершенно иная схема изучения математических процессов «все общее – общее – единичное».
Специфика целей и содержания изучения алгебры и начал анализа существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира учащегося, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
1.2 Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Закон «Об образовании» » от 10.07.1992 № 3266-1, ст.ст.9,32
- Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента Государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 года № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования»;
- Закон Тамбовской области от 4 июня 2007 г. N 212-З
"О региональном компоненте государственного образовательного
стандарта начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования Тамбовской области"
5) Приказ управления образования и науки Тамбовской области от 05.06.2009 № 1593 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
1.3. Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.
Рабочая учебная программа базового курса по алгебре и началам анализа для 10 -11 классов составлена по модульному принципу (модуль «Алгебра», модуль «Геометрия») на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, на основе нового федерального Базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования России от 09.03.2004г. №1312 и на основе авторских программ линии Мордкович А. Г.. Содержание программы соотнесено с примерной программой по математике для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и школ с базовым изучением математики (авт. Г.М.Кузнецова), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Дрофа, 2002г.
1.4Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.
Программа давно используется учителями региона и даёт стабильно высокие результаты на ГИА и ЕГЭ. Она построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса, предусматривает прочное усвоение материала.
1.5. Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.
Изменения связаны с фактическим количеством часов в учебном году (некоторые темы объединены) и включением в программу административных контрольных срезов в рамках ВШК.
1.6 Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Назначение математического образования можно охарактеризовать с двух сторон: практической, связанной с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности и духовной, связанной с мышлением человека, с овладения определенным методом познания и преобразованием мира математическим методом.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники,
восприятие научных знаний, интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. С другой стороны математическое образование вносит свой вклад в формирование общей
культуры человека, способствует эстетическому воспитанию, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идей симметрии.
Таким образом, без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека.
Роль математики в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека определяет цели и задачи обучения математике в общеобразовательной школе:
- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения
- в конкретной практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, доля продолжения образования;
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных
- для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
- формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры,
понимания значимости математики для общечеловеческого прогресса.
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума математического образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к математике.
В процессе реализации рабочей программы решаются не только задачи общего математического образования, но и дополнительные, направленные на:
- использование личностных особенностей учащихся в процессе обучения;
- формирование у учащихся математического стиля мышления.
В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельностного подхода, системности.
Модуль «Алгебра и начала анализа» характеризуется содержательным раскрытием понятий, утверждений и методов, относящихся к началам анализа, выявлением их практической значимости. При изучении вопросов анализа широко используются наглядные соображения. Уровень строгости изложения определяется с учетом общеобразовательной направленности изучения начал анализа и согласуется с уровнем строгости приложений изучаемого материала в смежных дисциплинах. Характерной особенностью данного модуля является систематизация и обобщение знаний учащихся, закрепление и развитие умений и навыков учащихся, полученных в курсе алгебры, что осуществляется как при изучении нового материала, так и при проведении обобщающего повторения.
Модулю «Геометрия» также присущи систематизирующий и обобщающий характер изложений, направленность на закрепление и развитие умений и навыков, полученных в основной школе. При доказательстве теорем и решении задач активно используются изученные в курсе планиметрии свойства геометрических фигур, применяются геометрические преобразования, векторы и координаты. Высокий уровень абстрактности изучаемого материала, логическая строгость систематического изложения соединяются с привлечением наглядности на всех этапах учебного процесса и постоянным обращением к опыту учащихся.
Принципиальным положением организации математического образования становится дифференциация обучения в школе. При этом достижение уровня обязательной подготовки становится непременной обязанностью ученика в его учебной работе. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играют задачи. В обучении математики они являются и целью, и средством обучения и математического развития школьников. Организуя решение задач, следует иметь в виду, что теоретический материал осознается и
осваивается преимущественно в процессе решения задач, организуя их решение, целесообразно использовать дифференцированный подход к учащимся, основанный на достижении обязательного уровня подготовки. Это способствует нормализации нагрузки
школьников, обеспечивая их посильной работой, и формирует у них положительное отношение к учебе. В школе математика является опорным предметом средней школы: она обеспечивает изучение других дисциплин, прежде всего предметов естественно-научного цикла, в частности физики, основ информатики и вычислительной техники, химии.
Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой подготовки школьников. При изучении отдельных тем курса математики возможна опора на знания, полученные обучающимися на других предметах.
При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики», вводится линия «Начала математического анализа» . В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
- систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры,
- расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
- расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
- развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления.
Цели.
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
овладение математическими знаниями и умения
1.7Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.
Согласно действующему в школе учебному плану и с учетом направленности классов в 10 классе базового уровня предполагается обучение в объеме 84 часов (3 часа в неделю в 1 полугодии и 2 часа в неделю во 2 полугодии)
Структура программы соответствует структуре учебника: А. Г. Мордкович, Л.О. Денищева и др. «Алгебра и начала анализа» учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2010год.
1.8. Формы организации образовательного процесса.
Проблемное обучение, технология проектов; формы организации учебной деятельности: коллективная (урок, лекция, семинар, конференция), групповая (спецпрактикум, групповое занятие, учебное исследование, проектирование), индивидуальная (консультации, исследовательская работа, собеседование, индивидуальные планы работы).
1.9. Технологии обучения.
- Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов.
- Технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
- Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
- Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления класса на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
- Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.
- Информационно-коммуникационные технологии.
- Игровые технологии.
- Здоровьесберегающие технологии: использование кабинета истории, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН, отсутствие монотонных, неприятных звуков, шумов, раздражителей и т.д., использование различных наглядных средств, средств ТСО, мультимедиа-комплексов, компьютера в соответствии с требованиями САНПиН, активное внедрение оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствие условий в классе для проведения таких форм работы, особенно для дыхательных упражнений, наблюдение за посадкой учащихся; чередование поз в соответствии с видом работы.
- Технология разноуровневого обучения.
- Технология обучения как учебного исследования.
- Технология обучения в сотрудничестве.
- Метод проектов.
- Технологии оценивания достижений учащихся. .
1.10. Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций Математическое образование играет важную роль в формировании и развитии общеучебных умений и навыков рамках информационно – коммуникативной деятельности.
Целевой ориентир в уровне сформированности ключевых компетенций соответствует целям изучения математики в средней школе, заложенным в программе А.Г.Мордковича: овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественноит
1.11 Виды и формы контроля.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные,
классные и внеклассные.
Формы контроля:
самостоятельная работа, контрольная работа, тестирование,
зачёт, работа по карточке.
Виды организации учебного процесса:
самостоятельные работы, контрольные работы, зачёт, мультимедиа лекции, практикумы.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится при помощи повторительно – обобщающих уроков. Промежуточная аттестация предусмотрена в виде тестирования.
1.12 Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года (ступени) в соответствии с требованиями, установленным федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения
Планируемый уровень подготовки определён в Требованиях к уровню подготовки обучающихся 10 класса (см. раздел 4), которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
1.13 Информация об используемых учебниках
1. Александрова, Л. А. Алгебра и начала анализа. 10 класс: самостоятельные работы / Л. А. Александрова. – М.: Мнемозина, 2009.
2. Денищева, Л. О. Алгебра и начала анализа. 10–11 классы: тематические тесты и зачеты / Л. О. Денищева, Т. А. Корешкова. – М.: Мнемозина, 2008.
3. Математика. Подготовка к ЕГЭ-2011. Вступительные испытания / под ред. Ф. Ф. Лысенко. – Ростов н/Д.: Легион, 2010.
4. Мордкович, А. Г. Алгебра и начала анализа. 10–11 классы: учебник / А. Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2010.
5. Мордкович, А. Г. Алгебра и начала анализа. 10–11 классы: задачник / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина, Е. Е. Тульчинская. – М.: Мнемозина, 2010.
6. Мордкович, А. Г. Алгебра и начала анализа. 10–11 классы: контрольные работы / А. Г. Мордкович, Е. Е. Тульчинская. – М.: Мнемозина, 2009.
7. Саакян, С. М. Задачи по алгебре и началам анализа. 10–11 классы / С. М. Саакян, А. М. Гольдман, Д. В. Денисов. – М.: Просвещение, 1990.
2.Основное содержание(84 ч.)
Числовые функции (5ч)
Функции. Область определения и множество значений. График функции. Построение графиков функций, заданных различными способами. Свойства функций: монотонность, четность и нечетность. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях.
Обратная функция. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции.
Основная цель:
– формирование представлений о целостности и непрерывности курса алгебры основной школы на материале о числовых функциях;
– овладение умением обобщения и систематизации знаний учащихся по числовым функциям курса алгебры основной школы;
– развитие логического, математического мышления и интуиции, творческих способностей в области математики
Знать, понимать: Способы задания функции: аналитический, графический, табличный. Свойства функций: монотонность, ограниченность, четность, алгоритм исследования ,условия существования обратной функции.
Уметь: задавать функции любым способом; составлять алгоритм исследования функции на монотонность; строить обратную функцию.
Тригонометрические функции (23ч)
Числовая окружность. Длина дуги единичной окружности. Числовая окружность на координатной плоскости. Синус и косинус. Тангенс и котангенс. Тригонометрические функции числового аргумента. Тригонометрические функции углового аргумента. Формулы приведения. Функция у = sin х, ее свойства и график. Функция у = cos х, ее свойства и график. Периодичность функций у = sin х, у = cos х. Построение графика функций у = mf(x) и у = f(kx) по известному графику функции у = f(x). График гармонического колебания. Функции у = tg х и у = ctg х, их свойства и графики.
Основная цель:
– формирование представления о числовой окружности, о числовой окружности на координатной плоскости;
– формирование умения находить значение синуса, косинуса, тангенса и котангенса на числовой окружности;
– овладение умением применять тригонометрические функции числового аргумента, при преобразовании тригонометрических выражений;
– овладение навыками и умениями построения графиков функций y = sin x,
y = cos x, y = tg x, y = ctg x;
– развитие творческих способностей в построении графиков функций
y = m f(x), y = f(k x), зная y = f(x)
Знать, понимать: как можно на единичной окружности определять длины дуг. как вычислять значения синуса, косинуса, тангенса и котангенса градусной и радианной меры угла, используя табличные значения. формулы перевода градусной меры в радианную меру и наоборот.
Уметь: найти на числовой окружности точку, соответствующую данному числу; заполнять и оформлять таблицы, отвечать на вопросы с помощью таблиц вычислять синус, косинус числа; совершать преобразования простых тригонометрических выражений, зная основные тригонометрические тождества; работать по заданному алгоритму выводить некоторые свойства синуса, косинуса упрощать выражения, используя основные тригонометрические тождества и формулы приведения.
Тригонометрические уравнения (9ч)
Первые представления о решении тригонометрических уравнений. Арккосинус. Решение уравнения cos t = а. Арксинус. Решение уравнения sin t = а. Арктангенс и арккотангенс. Решение уравнений tg х = a, ctg х = а.
Простейшие тригонометрические уравнения. Два метода решения тригонометрических уравнений: введение новой переменной и разложение на множители. Однородные тригонометрические уравнения.
Основная цель:
– формирование представлений о решении тригонометрических уравнений на числовой окружности, об арккосинусе, арксинусе, арктангенсе и арккотангенсе;
– овладение умением решения тригонометрических уравнений методом введения новой переменной, разложения на множители;
– формирование умений решения однородных тригонометрических уравнений;
– расширение и обобщение сведений о видах тригонометрических уравнений.
Знать, понимать: методы решения тригонометрических уравнений, формулы для решения тригонометрических ур авнений.
Уметь: Решать тригонометрические уравнения различными методами
Преобразование тригонометрических выражений(11 ч)
Синус и косинус суммы и разности аргументов. Формулы двойного аргумента. Формулы понижения степени. Преобразование сумм тригонометрических функций в произведение. Преобразование произведений тригонометрических функций в суммы.
Основная цель:
– формирование представлений о формулах синуса, косинуса, тангенса суммы и разности аргумента, формулы двойного аргумента, формулы половинного угла, формулы понижения степени;
– овладение умением применение этих формул, а также формулы преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и формулы преобразования произведения тригонометрических функций в сумму;
– расширение и обобщение сведений о преобразовании тригонометрических выражений с применением различных формул.
Знать, понимать :как преобразовывать тригонометрические выражения, применяя различные формулы.
Уметь: расширять и обобщать сведения о преобразовании тригонометрических выражений, применяя различные формулы; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности
Производная (28 ч)
Определение числовой последовательности и способы ее задания. Свойства числовых последовательностей.
Определение предела последовательности. Свойства сходящихся последовательностей. Вычисление пределов последовательностей. Сумма бесконечной геометрической прогрессии.
Предел функции на бесконечности. Предел функции в точке. Приращение аргумента. Приращение функции.
Задачи, приводящие к понятию производной. Определение производной. Алгоритм отыскания производной. Формулы дифференцирования. Правила дифференцирования. Дифференцирование функции у = f(kx + т).
Уравнение касательной к графику функции. Алгоритм составления уравнения касательной к графику функции у = f(x).
Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы. Построение графиков функций. Применение производной для отыскания наибольших и наименьших значений величин.
Основная цель:
– формирование умений применения правил вычисления производных и вывода формул производных элементарных функций;
– формирование представления о понятии предела числовой последовательности и функции;
– овладение умением исследования функции с помощью производной, составлять уравнения касательной к графику функции.
Знать, понимать : понятие о производной функции, физическом и геометрическом смысле производной основные формулы производной, общий вид уравнения касательной к графику, алгоритм исследования функции на монотонность и на экстремумы, алгоритм отыскания наибольших и наименьших значений величин.
Уметь: считать приращение аргумента и функции, вычислять простейшие пределы, находить производные суммы, разности, произведения, частного; производные основных элементарных функций, составлять уравнения касательной к графику, исследовать простейшие функции на монотонность и на экстремумы, строить графики простейших функций. Исследовать функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций .
3.Учебно-тематический план
№ урока | Тема главы, урока | Количество часов |
1-4 | Вводное повторение | 4 |
| Числовые функции | 5 |
5-6 | Определение числовой функции и способы ее задания | 2 |
7-8 | Свойства функций | 2 |
9 | Обратная функция | 1 |
Тригонометрические функции | 23 | |
10-11 | Числовая окружность | 2 |
12-13 | Числовая окружность на координатной плоскости | 2 |
14 | Контрольная работа №1 | 1 |
15 | Синус и косинус | 1 |
16 | Тангенс и котангенс | 1 |
17 | Тригонометрические функции числового аргумента | 1 |
18-19 | Тригонометрические функции углового аргумента | 2 |
20-21 | Формулы приведения | 2 |
22 | Контрольная работа №2 | 1 |
23-24 | Функция y = sin x, ее свойства | 2 |
25-26 | Функция y = cos x, ее свойства | 2 |
27 | Периодичность функций y = sin x, y = cos x | 1 |
28-29 | Преобразование графиков тригонометрических функций | 2 |
30-31 | Функции y = tg x, y = ctg x, | 2 |
32 | Контрольная работа №3 | 1 |
Тригонометрические уравнения | 9 | |
33-34 | Арккосинус. Решение уравнения | 2 |
35-36 | Арксинус. Решение уравнения | 2 |
37 | Арктангенс и арккотангенс. Решение уравнения tg x = a, | 1 |
38-40 | Тригонометрические уравнения | 3 |
41 | Контрольная работа №4 | 1 |
Преобразование тригонометрических выражений | 11 | |
42-43 | Синус и косинус суммы и разности аргументов | 2 |
44-45 | Тангенс суммы и разности аргументов | 2 |
46-47 | Формулы двойного | 2 |
48-50 | Преобразование сумм тригонометрических функций в произведения | 3 |
51 | Контрольная работа №5 | 1 |
52-53 | Преобразование произведений тригонометрических функций | 2 |
Производная | 28 | |
54 | Числовые последовательности и их свойства.Предел последовательности | 1 |
55 | Сумма бесконечной геометрической прогрессии | 1 |
56-58 | Предел функции | 3 |
59-61 | Определение производной | 3 |
62-64 | Вычисление производных | 3 |
65 | Контрольная работа №6 | 1 |
66-67 | Уравнение касательной к графику функции | 2 |
68-70 | Применение производной для исследования функций | 3 |
71-73 | Построение графиков функций | 3 |
74 | Контрольная работа №7 | 1 |
75-76 | Применение производной для отыскания наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке | 2 |
77-79 | Применение производной для отыскания наибольших и наименьших значений величин | 3 |
80 | Контрольная работа №8 | 1 |
81-82 | Обобщающее повторение курса алгебры и начала анализа за 10 класс | 2 |
83-84 | Итоговая контрольная работа | 2 |
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения алгебры и начала анализа на базовом уровне ученик должен
Знать, понимать:
– значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
– значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа;
– универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
– вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
АЛГЕБРА
уметь:
– выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
– проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы и тригонометрические функции;
– вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы;
ФУНКЦИИ И ГРАФИКИ
уметь:
– определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
– строить графики изученных функций;
– описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
– решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
уметь:
– вычислять производные элементарных функций, используя справочные материалы;
– исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики тригонометрических функций с использованием аппарата математического анализа;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;
УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА
уметь:
– решать простейшие тригонометрические неравенства, уравнения, их системы;
– составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
– использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
– изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для построения и исследования простейших математических моделей;
владеть компетенциями:
– учебно-познавательной;
– ценностно-ориентационной;
– рефлексивной;
– коммуникативной;
– информационной;
– социально-трудовой.
Литература и средства обучения
За основу взяты учебники, допущенные Министерством Образования РФ.
1. Александрова, Л. А. Алгебра и начала анализа. 10 класс: самостоятельные работы / Л. А. Александрова. – М.: Мнемозина, 2009.
2. Денищева, Л. О. Алгебра и начала анализа. 10–11 классы: тематические тесты и зачеты / Л. О. Денищева, Т. А. Корешкова. – М.: Мнемозина, 2008.
3. Математика. Подготовка к ЕГЭ-2011. Вступительные испытания / под ред. Ф. Ф. Лысенко. – Ростов н/Д.: Легион, 2010.
4. Мордкович, А. Г. Алгебра и начала анализа. 10–11 классы: учебник / А. Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2010.
5. Мордкович, А. Г. Алгебра и начала анализа. 10–11 классы: задачник / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина, Е. Е. Тульчинская. – М.: Мнемозина, 2010.
6. Мордкович, А. Г. Алгебра и начала анализа. 10–11 классы: контрольные работы / А. Г. Мордкович, Е. Е. Тульчинская. – М.: Мнемозина, 2009.
7. Саакян, С. М. Задачи по алгебре и началам анализа. 10–11 классы / С. М. Саакян, А. М. Гольдман, Д. В. Денисов. – М.: Просвещение, 1990.
А также дополнительные пособия:
для учащихся:
1. Математика: тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к ЕГЭ и к другим формам выпускного и вступительного экзаменов / сост. Г. И. Ковалева, Т. И. Бузулина, О. Л. Безрукова, Ю. А. Розка. – Волгоград: Учитель, 2009.
2. Математика. ЕГЭ-2010: учебно-тренировочные тесты / под ред. Ф. Ф. Лысенко. – Ростов н/Д. : Легион, 2009.
3. Математика. ЕГЭ-2011: учебно-тренировочные тесты: в 2 ч. / под ред. Ф. Ф. Лысенко. – Ростов н/Д.: Легион, 2010.
4. Математика. ЕГЭ-2009. 10–11 классы: тематические тесты: в 2 ч. / под ред. Ф. Ф. Лысенко. – Ростов н/Д.: Легион, 2009.
5. Энциклопедия для детей. В 15 т. Т.11. Математика / под ред М. Д. Аксенова. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 1998.
для учителя:
1. Башмаков, М. И. Математика. Практикум по решению задач: учебное пособие для 10–11 классов / М. И. Башмаков. – М.: Просвещение, 2005.
2. Ивлев, Б. И. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 11 класса / Б. И. Ивлев, С. И. Саакян, С. И. Шварцбурд. – М., 2010.
3. Лукин, Р. Д. Устные упражнения по алгебре и началам анализа / Р. Д. Лукин, Т. К. Лукина, И. С. Якунина. – М., 1989.
4. Математика: еженедельное приложение к газете «Первое сентября».
5. Математика в школе: ежемесячный научно-методический журнал.
6. Математика: тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к ЕГЭ и к другим формам выпускного и вступительного экзаменов / сост. Г. И. Ковалева, Т. И. Бузулина, О. Л. Безрукова, Ю. А. Розка. – Волгоград: Учитель, 2009.
7. Мордкович, А. Г. Алгебра и начала анализа. 10–11 классы: методическое пособие для учителя / А. Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2010.
8. Учебно-тренировочные тематические тестовые задания с ответами по математике для подготовки к ЕГЭ: в 3 ч. / Г. И. Ковалева. – Волгоград, 2004.
9. Шамшин, В. М. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по математике / В. М. Шамшин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
1. CD «1С: Репетитор. Математика» (КиМ);
2. CD «АЛГЕБРА не для отличников» (НИИ экономики авиационной промышленности);
3. CD «Математика, 5–11».
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет-ресурсов:
http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/
Тестирование online: 5–11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/
Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/
Путеводитель «В мире науки» для школьников:
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса по алгебре 8 класс.(Ю.Н.Макарычев)
Календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа учебного курса по алгебре 10 класс.(А.Н.Колмогоров)
Календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа учебного курса по алгебре для 7 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования (базовый уровень) С учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и в соответствии с
Данная рабочая программа рассчитана на 136 учебных часов (4 часа в неделю)...
Рабочая программа учебного курса по алгебре для 7 класса
Рабочая программа учебного курса по алгебре для 7 класса разработана на основе: - федерального компонента государственного стандарта основного общего образованияпо математике и базисн...
Рабочая программа учебного элективного курса «Алгебра плюс: Элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» (10-11 класс, профильный уровень)
Рабочая программа элективного учебного курса «Алгебра плюс: Элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» для учащихся 10-11 класса составлена на основе авторской программы А.Н. Землякова, ка...
Рабочая программа учебного курса по алгебре для 8-го класса
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса. Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общ...
Рабочая программа учебного курса по алгебре для 8-го класса.
Настоящая программа по алгебре для 8 класса составлена на основеФЗ №273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.федерального компонента государственного стандарта основного общего обр...