План-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме: «Игра как средство активизации познавательной деятельности»
методическая разработка по алгебре (6 класс) на тему
Цель современного образования, в соответствии с государственным образовательным стандартом, заключается в воспитании компетентного выпускника, т.е. в создании условий для оптимального развития способностей к дальнейшему самообразованию и совершенствованию. Достижение данной цели возможно при овладении специальными приемами учебной деятельности, основой которой является познавательная активность. Школа должна научить выпускника находить пути к решению проблем, формировать у учащихся способность к творческому мышлению. Наряду с трудом и ученьем игра — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление по ведением. Она позволяет эффективно формировать личность, воспитывать нравственные качества, развивать творческие задатки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игра как средство активизации познавательной деятельности»
Содержание
Введение.
Глава1
Игра и её роль в развитие познавательной активности школьника .
1.1 Функция игры.
1.2 Классификация игр.
1.3 Дидактические возможности игры.
1.4 Этапы игры.
1.5 Функции учителя.
1.6 Результаты игры.
Глава 2.
Практическое применение дидактической игры в развитии познавательного интереса.
2.1 Анализ результатов эффективности игры.
2.2 Спектр использование игры на уроков.
ВВЕДЕНИЕ
Цель современного образования, в соответствии с государственным образовательным стандартом, заключается в воспитании компетентного выпускника, т.е. в создании условий для оптимального развития способностей к дальнейшему самообразованию и совершенствованию. Достижение данной цели возможно при овладении специальными приемами учебной деятельности, основой которой является познавательная активность. Школа должна научить выпускника находить пути к решению проблем, формировать у учащихся способность к творческому мышлению. Наряду с трудом и ученьем игра — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление по ведением. Она позволяет эффективно формировать личность, воспитывать нравственные качества, развивать творческие задатки
Глава 1.Игра и её роль в развитии школьника.
1.1 Функции игры.
Дидактов всех времён занимала проблема , как сделать процесс обучения непринуждённым, максимально соответствующим активной природе детства. Таким природосообразным средством стала игра А.С.Макаренко считал , что « … ребенок должен играть, даже когда делает . серьезное дело. Вся его жизнь – это игра ». Можно сказать, то игре в педагогической практике всегда придавались две функции: дидактическая, сводящиеся к обучению через принятую в игре условность, и социализация ребёнка.
Первым педагогом, увидевшим в игре универсальную сферу проявления и развития «Я» ребёнка, был Станислав Теофинович Шацкий. В эвристической практике он соединил идеи
активности и творчества. Их практическое воплощение породило оригинальную форму жизнедеятельности- театральную импровизацию, представляющую собой сюжетно – ролевую игру- тренинг для детей и взрослых .Идея воплощалась в сценарий, по которому распределялись роли, готовились декорации. По мере того, как приобретался опыт игры, сценарий всё менее детализировлся,а импровизация занимала всё больше место, стирались грани между зрителями и участниками действия. Театрализация становилась на некоторое время образом жизни всех членов педагогического сообщества..
Многолетняя практика использования игр в педагогических целях позволило накопить богатейший арсенал, однако феномен игры до настоящего времени не изучен полностью. Педагогике пока доступны лишь отдельные грани игры.
Педагогические игры достаточно разнообразны по:
- дидактическим целям;
- организационной структуре;
- возрастным возможностям их использования;
- специфике содержания.
2. По характеру педагогического процесса бывают:
- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические и другие.
3. По характеру игровой методики делятся на:
- предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры -драматизации.
4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.
Цель игры - побудить интерес к познанию, науке, книге, учению. И если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.
На детскую игру можно смотреть по-разному. Но есть законы, не подчиняющиеся ничьим желаниям. Согласно одному из них, если какая-то стадия развития не пройдена полностью, то следующая будет протекать искаженно. Детство — время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать недоигранное, вместо того, чтобы идти вперёд. Интересное дело, интересный урок способны захватить ребенка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Игра учит. Следовательно, это средство обучения.
К.Д.Ушинский писал: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание… в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».
1.2 Классификации игр
.
Стремление проникнуть в суть игры породили попытки классификации игр, используемых педагогических целях. Рассмотрим одно из возможных, разработанных С. А. Шмаковым классификаций. В основу её положены виды человеческой деятельности, которые игра отражает. Это- досуг, труд, познание. общение; психофизическая, интеллектуально- творческая, социальная деятельность.
- 1. Физические и психологические игры и тренинги:
-- двигательные(подвижные игры)
-- экстатические : доставляющие удовольствие играющим (ритмическая импровизация, раскачивание на качелях)
-- освобождающие: пантомимы , юмористические забавы.
-- лечебные.
* 2. Интеллектуально – творческие.
-- интеллектуальные:
Предметные игры дошкольников: творческие, в которых сюжет является формой интеллектуальной деятельности Это могут быть игры путешествия, игры- экскурсии по типу « Клуба знаменитых капитанов» или игры, посвящённые интеллектуальным упражнениям, как известные телеигры «Что?» . «Где?» « Когда?», « Поле чудес»
-- дидактические: основанные на материале учебного предмета, представляющие собой состязания в знаниях;
-- развивающие: отражающие профессиональную деятельность взрослых. Среди них выделяются строительные, технические, трудовые, конструкторские. Для таких игр, как правило, используют различное предметное обеспечение: конструкторы, дидактические материалы и т..д.
-- игры- тренинги ,направленные самопроверку личных возможностей, и на развитие внимания, быстроты реакции, наблюдательности.
-- Электронные, компьютерные, отражающие идеи электронных комплексов.
- 3. Социальные.
--сюжетно- ролевые( подражательные, игры- драматизации, театральные игры) Это форма моделирования социальных отношений, обогащённая свободной импровизацией. Сюжет в этих играх- предмет игрового изображения действительности В основе сюжета- идея созидательности, поиска и открытия, романтики профессии.
-- деловые игры: форма воссоздания предмета и социального содержания профессиональной деятельности. Известны организационно-деятельностные ,организационно- мыследеятельностные, ролевые, имитационные игры.
* 4. Комплексные, создающие разнородные творческие занятия, действия, игры, составляющие единый педагогический эффект. Им свойственен единый социальный сюжет , ведущая досуговая деятельность, обособление детей во времени и пространстве , разнообразие ролей, оптимальность пребывании в состоянии игры. Такие игры широко известны по литературным источникам, например, по повести А. Гайдара» Тимур и его команда».
Игровая технология выстраивается на трёх китах: имитация, импровизация, дух состязательности Условием игры и её атрибутом является смоделированная ситуация, воссоздающая реальные отношения и реальные условия. В этом случае создаются возможности для творчества детей, включения их в деятельность.
1.3 Дидактические возможности игры.
Дидактические возможности игровой технологии таковы:
-- учащиеся овладевают опытом деятельности и отношений, сходным с тем, который они могут получить в действительности;
-- дети получают возможность переноса знаний, опыта деятельности и отношений из учебной ситуации в реальную жизнь;
-- игры обеспечивают учебную среду, гибко реагирующую на потребности детей и стимулирующую принятие играющими решений;
-- игры позволяют « сжимать» учебное время, однако подготовка к ним может быть весьма продолжительной;
-- игра содержит в себе возможности открытия субъективного нового знания и смысла;
-- результат игры двойной: игровой и образовательный.
1.4 Этапы игры.
Учебный процесс на основе игры включает в себя обязательные этапы:
- Организация. На этом этапе сообщается изучаемая тема, характеризуются черты имитации, игровые правила, общий ход игры.
- Подготовка. На этом этапе разрабатывается сценарий, распределяются игровые роли, осваиваются роли осуществляются « прогон» игры в сокращённом виде.
- Игра: проведение игры как таковой.
- Обсуждение игры и итогов. На этом этапе даётся обзор событий игры и возникающих по ходу трудностей ,сопоставляется имитация с соответствующей областью реального мира, устанавливаются связи с учебным материалом.
1.5 Функции учителя.
В зависимости от степени подготовленности класса и этапов реализации технологии учитель может выполнять разные функции. Прежде всего , он проектировщик и сценарист, и разрабатывает условия игры, правила и её схему. Он может быть инструктором и знакомить детей с правилами и последствиями игровых действий. Так как игра – это форма жизнедеятельности, то правила большей частью усваиваются в самой игре, поэтому предварительный инструктаж сводится к минимуму. Руководитель - учитель организует игровую деятельность, распределяет роли, контролирует соблюдение игровых правил. В идеале учитель должен лишь поддерживать ход игры, но не вмешиваться в него. Учитель – тренер помогает полнее использовать возможности игры.
На завершающем этапе учитель выступает как ведущий , организующий поведение итогов.
1.6 Результаты игры.
Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние – важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора и элементов дискуссии, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.
Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии представляют собой ступени от игры-забавы к игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является – от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ.
Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра – это:
- эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;
- тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;
- стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
- способствует преодолению пассивности учеников;
- способствует усилению работоспособности учащихся.
Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь учителю приходит замечательное средство – игра.
В.А. Сухомлинский говорил, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Глава 2.Практическое применение дидактической игры в развитие познавательного интереса
2.1 Анализ результатов эффективности игры
Одним из условий, при котором игровые технологии эффективны, является желание детей играть. Из проведённых анкет следует:
– Игры на уроках нравятся всем учащимся без исключения
– Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта игра им интересна.
– Более предпочтительна для детей групповая форма игр.
– Большинство учащихся хотят в игре побеждать.
Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.
2.2 Спектр использования игры на уроках.
Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д. Игру или игровой момент можно провести и на различных этапах урока.
Вместо обычного вступления учителя можно предложить иное начало урока – разгадать (расшифровать) тему урока. Предложить учащимся загадку, ребус, рисунки, карточки с заданием.
- Расставьте карточки, начиная с самой большой. (сантиметр)
- Постройте пирамидку. (алфавит)
При знакомстве с числами первого десятка ребята с удовольствием играют в «Домино». Эта игра знакома им ещё с детского сада. Домино может быть различным: домино с картинками и цифрами, домино с фигурами и цифрами. Ребята могут работать вдвоём (карточки у каждого на столе) или всем классом (работа у доски с большими карточками).
Интересным игровым упражнением для ребят являются магические квадраты, игровое упражнение «Реши правильно и прочти». На доске находятся плакаты с цифрами и буквами. Ученик решает столбик примеров, а рядом с ответом записывает букву, ему соответствующую. Работу можно провести со всем классом, группой учащихся, индивидуально.
Для развития интеллектуальной мыслительной деятельности учащихся на уроках применяю «Решите ребусы», «Решите анаграммы», «Пятый лишний» и «Назовите одним словом».
А вот ученики постарше увлекаются играми, в которых нужно раскрыть тайну или сделать открытие, поэтому в игровые ситуации следует закладывать элементы романтики, совместного поиска, совместной творческой работы.
Ребята подросткового возраста стремятся к групповому сотрудничеству, увлекаются словарными играми, состязаниями. Для них организуются игры, сюжеты которых взяты из исторических и приключенческих книг. Особый интерес в этом возрасте вызывают компьютерные игры.
. Для учеников 10–11-х классов характерны потребность в диалоге, поиск решения проблемы не только с целью найти истину, но и самоутвердиться. Особенностью игровой технологии для старшеклассников является ориентация на групповой характер игр, а также вовлечение в игру посторонних лиц в качестве зрителей, слушателей, экспертов.
О возрастных особенностях учитель должен помнить при организации игр.
Подводя итог выше изложенному можно отметить «за» использование игровых технологий:
- игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;
- несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;
- идет передача опыта старших поколений младшим;
- способствует использованию знаний в новой ситуации;
- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;
- способствует объединению коллектива и формированию ответственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игра – это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. В игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление. Уникальная особенность игры. Состоит в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребёнка, вообразить то, чего он не видел, представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было.
Игра эмоциональна по своей природе и опыту способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока противостоит пассивному слушанию и чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок свободно выполнит такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.
Игра позволяет задействовать в учебных целях энергию, которую школьники расходуют на «подпольную» игровую деятельность.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Литература.
1.Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Эксперемент. 2005 год
2. Сопельник А. ; Игнатова Т. Игровой сюжет для жизни.
3. Шацкий С.Т Годы искании.Избранные педагогические сочинения.
4 . Юдина Н.П Личностно – ориентированная технология обучения в средней школе 1999 год. Хабаровск.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/12/picture-84213-1358004918.jpg)
Имитационная игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся 5-6 классов на уроках русского языка
Статья на тему "Игровые технологии". Описывается такой вид деятельности как имитационная игра. Материал будет интересен учителям русского языка и литературы....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/02/picture-810939-1472826640.jpg)
Статья "Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии."
В статье приводится обзор игр как средства повышения активности учащихся на уроках биологии. Отмечается роль игровых приемов в формировании заинтересованности учащихся к изучению материала урока.Рассм...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/18/picture-648658-1437226564.jpg)
" Использование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии и внеурочной деятельности" Обобщение опыта.
Обобщен опыт многолетней работы учителем биологии в 5-9 классах по теме : " Исппользование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии и ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/19/picture-1270404-1600535213.jpg)
План-конспект открытого урока по алгебре 10 класс по теме "Степенная функция"
Открытый урок по Алгебре в 10 классе на тему «Степенная функция, ее свойства и график»Составил: учитель математики Елисеев Алексей ДмитриевичМБОУ Каринская средняя общеобразоват...
план конспект открытого урока по алгебре 7 класс по теме "Вынесение за скобки общего множителя"
план конспект открытого урока по алгебре 7 класс по теме "Вынесение за скобки общего множителя"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/22/picture-1372243-1640168442.jpg)
Статья на тему: Игра как эффективная форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке
Игра как эффективная форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке....
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/15/picture-1401879-1650019814.jpg)
"Применение игровых технологий на уроках геометрии как средства активизации познавательной деятельности учащихся и развития познавательного интереса к предмету"
Статья посвящена игре "Геометрический кальмар"...