План-конспект открытого урока по алгебре 10 класс по теме "Степенная функция"
план-конспект урока по алгебре (10 класс)
Открытый урок по Алгебре в 10 классе на тему
«Степенная функция, ее свойства и график»
Составил: учитель математики Елисеев Алексей Дмитриевич
МБОУ Каринская средняя общеобразовательная школа
МО, Одинцовский городской округ, село Каринское, сентябрь 2020 г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект открытого урока по алгебре 10 класс по теме "Степенная функция" | 594 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по Алгебре в 10 классе на тему
«Степенная функция, ее свойства и график»
Составил: учитель математики Елисеев Алексей Дмитриевич
МБОУ Каринская средняя общеобразовательная школа
МО, Одинцовский городской округ, село Каринское, сентябрь 2020 г.
Тема урока: степенная функция, ее свойства и график.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
- обобщить понятие степенной функции, ее свойств путем знакомства со свойствами и графиками различных (в зависимости от показателя степени) видов степенной функции;
- обозначить перспективу практического применения знаний о степенной функции.
- Образовательная цель: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию знаний о степенной функции: виды, свойства и график.
- Воспитательная цель: создать условия для применения на уроке математики знаний, полученных в других предметных областях; развивать познавательную активность, самостоятельность, упорство в достижении цели, а так же коммуникативные способности учащихся.
- Развивающая цель: продолжить развитие культуры умственной деятельности (анализ, синтез, классификация, планирование), математическая речь
Оборудование: компьютер, интернет ресурс DESMOS.COM, проектор с экраном, доска, учебник для ОО «Алгебра и начала математического анализа» Ш.А. Алимов.
План урока:
- Организационный момент (приветствие, сообщение темы урока, постановка задач урока)
- Актуализация знаний: повторение понятий функции, графика функции, свойства степени и корня, визуализация известных графиков функций: y=x², y=x³, y=1/x ,y=√x или y=x½ с указанием области определения функции, множества значения функции, промежутков убывания/возрастания функции, наибольшее/наименьшее значение функции.
- Изучение нового материала: определение степенной функции, свойства функции для всех показателей. Знакомство с графическим и математическим онлайн калькулятором DESMOS.COM.
- Закрепление учебного материала: решение задач. Практическое применения степенных функций.
- Домашнее задание.
- Рефлексия: итог урока, оценивает деятельность класса и отдельных учащихся, выделяет удавшиеся моменты, выясняет, что вызвало наибольшую трудность.
Ход урока:
- Организационный момент.
Здравствуйте. Садитесь. Отложим все лишнее и настроимся на рабочий лад. Сегодня у нас урок по теме “ Степенная функция “.
Целью нашего урока является показать роль свойств степенной функции в процессе решения ряда математических, физических и экономических задач, а, следовательно, и роль этой функции и ее свойств в процессе сдачи ЕГЭ.
- Актуализация знаний учащихся
Для начала вспомним определение функции:
Вопрос 1: Что такое функция?
Ответ: Функция (отображение, оператор, преобразование) — соответствие между элементами двух множеств, установленное по такому правилу, что каждому элементу первого множества соответствует один и только один элемент второго множества.
Вопрос 2: Какие функции Вы знаете?
Ответ:
- Прямая пропорциональность.
- Линейная функция.
- Обратная пропорциональность.
- Квадратичная функция.
- Степенная функция.
- Показательная функция.
- Логарифмическая функция.
- Тригонометрические функции.
- Обратные тригонометрические функции.
Все выше перечисленные функции относятся к элементарным функциям.
Элементарные функции — функции, которые можно получить с помощью конечного числа арифметических действий и композиций из следующих основных элементарных функций. Каждую элементарную функцию можно задать формулой, то есть набором конечного числа символов, соответствующих используемым операциям. Все элементарные функции непрерывны на своей области определения.
Вопрос 3: Что называется графиком функции?
Ответ:
- Это геометрическое понятие в математике, дающее представление о геометрическом образе функции.
- В случае использования прямоугольной системы координат, график функции — это геометрическое место точек плоскости, абсциссы (x) и ординаты (y), которые связаны отображаемой функцией или проще множество точек координатной плоскости, абсциссы которых составляют область определения функции, а ординаты соответствующие значения функции.
- Изучение любой функции завершается построением графика этой функции.
Задание: Обратите внимание, на эскизе представлен некий пейзаж. Постарайтесь среди данных линий найти графики функций.
Вопрос 3: Так любое ли множество точек на координатной плоскости задает график функции?
Ответ:
Нет, только такое множество, где каждому значению аргумента соответствует только одно значение функции
Посмотрите, насколько значимо изучение функции! Как мы видим на эскизе, графики функций встречаются не только в математике, но и в природе (горы, леса, деревья) – все, что нас окружает, состоит из графиков функций.
Вопрос: А какие из этих линий относятся к графикам степенных функций?
Теперь давайте вспомним следующие функции, их графики и свойства:
y=x², y=x³, y=1/x ,y=√x или y=x½ , y=x
На рисунке изображены графики ряда степенных функций, обозначенные цифрами от 1 до 5). Давайте вспомним:
- названия графиков и их соответствие алгебраической записи функции;
- свойства изображенных функций (область определения, область значений, четность/нечетность).
Будем называть функцию, а вы же должны указать соответствующий ей график функции (или наоборот).
- Степенная функция.
И так, мы вплотную приблизились к пониманию степенной функции.
3.1 Степенная функция — это функция вида y = xp , где p — заданное действительное число (показатель степени).
- К степенным функциям часто относят и функцию вида y=kxp , где k — некоторый (ненулевой) коэффициент.
- На практике показатель степени почти всегда является целым или рациональным числом.
- Если показатель степени — целое число, то можно рассматривать степенную функцию на всей числовой прямой (кроме, возможно, нуля).
- Графики степенной функции при натуральном показателе p (=n, принадлежит множеству N – натуральных чисел) называются параболами порядка n.
- При p=1 получается y=kx, называемая прямой пропорциональной зависимостью.
- Графики функций вида y=xn где n — натуральное число, называются гиперболами порядка n.
- При p=-1 получается функция y=x-1 или y=1/x называемая обратной пропорциональной зависимостью.
- Если p=1/n ,то функция есть арифметический корень степени n.
С помощью интернет ресурса DESMOS.COM (известный графический и математический калькулятор) наглядно демонстрируем графическое отображения степенных функций, которые будем рассматривать ниже.
- Ссылка на графический калькулятор: https://www.desmos.com/calculator?lang=ru
- Ссылка на руководство пользователя редактором DESMOS на русском языке:
https://desmos.s3.amazonaws.com/Desmos_User_Guide_RU.pdf
3.2 Свойства степенной функции:
- Если показатель p = 2n — четное натуральное число:
- область определения — все действительные числа, т. е. множество R;
- множество значений — неотрицательные числа, т. е. y ≥ 0;
- функция четная;
- функция является убывающей на промежутке x ≤ 0 и возрастающей на промежутке x ≥ 0.
- Пример функции с показателем p = 2n: y = x4, y =x16
- Если показатель p = 2n - 1 — нечетное натуральное число:
- область определения — множество R;
- множество значений — множество R;
- функция нечетная;
- функция является возрастающей на всей действительной оси.
- Пример функции с показателем p = 2n - 1: y = x5 и y=x17
- Если показатель p = -2n, где n — натуральное число:
- область определения — множество R, кроме x = 0;
- множество значений — положительные числа y > 0;
- функция четная;
- функция является возрастающей на промежутке x < 0 и убывающей на промежутке x > 0.
- Пример функции с показателем p = -2n: y = 1/x2 и y = 1/x16
- Если показатель p = -(2n - 1), где n — натуральное число:
- область определения — множество R, кроме x = 0;
- множество значений — множество R, кроме y = 0;
- функция нечетная;
- функция является убывающей на промежутках x < 0 и x > 0.
- Пример функции с показателем p = -(2n - 1): y = 1/x3 и y = 1/x17
- Если показатель p — положительное действительное нецелое число:
- область определения зависит от четности знаменателя;
- множество значений зависит от четности знаменателя;
- функция является возрастающей/убывающей в зависимости от четности знаменателя;
- Пример функции с показателем p, где p — положительное действительное нецелое число: y =x1/3 и y= x4/3.
- Если показатель p — отрицательное действительное нецелое число:
- область определения — зависит от четности знаменателя и числителя, но x≠0;
- множество значений — зависит от четности знаменателя и числителя, но y≠0;
- функция является убывающей на промежутке x > 0.
- Пример функции с показателем p, где p — отрицательное действительное нецелое число: y =x-4/3 и y= x -1/3.
4. Решение задач. Практика
4.1 Задача 1.
Рассмотрим задачу из физики (пример практического применения степенных функций):
На учебном полигоне произведён выстрел из зенитного орудия в вертикальном направлении. Требуется определить наибольшую высоту подъёма снаряда h, время подъёма t1 и время падения t2, если начальная скорость снаряда V0 = 400 м/с. Сопротивлением воздуха пренебречь.
Решение: (проводится совместно с учениками на доске).
Вопрос | Ответ | На доске |
Что дано в задаче? | Начальная скорость снаряда V0 = 400 м/с, указано направление выстрела. | Дано: V0 = 400 м/с. |
Что нужно найти? | Наибольшую высоту подъёма снаряда, время подъёма и время падения. | Найти h, t1,t2. |
Записываем решение. | Решение. | |
Какой функцией выражается закон движения снаряда? | Квадратичной функцией , где g – ускорение свободного падения, g = 9.8 м/с. | g = 9.8 м/с. |
А что будет графиком данной функции? | Графиком данной функции является парабола. | Рисунок |
Куда будут направлены её ветви? | Ветви параболы направлены вниз. | |
Где, следовательно, будет наибольшая высота подъёма снаряда? | Наибольшая высота подъёма снаряда будет в вершине параболы. | |
Что необходимо знать для нахождения наибольшей высоты? | Необходимо найти координаты вершины параболы. | |
Что мы получим, подставив данные? | ; | |
Как найти время падения снаряда? | Время подъёма снаряда соответствует интервалу возрастания функции и равно 41с. Время падения снаряды соответствует интервалу убывания функции и равно времени подъёма, так как график функции симметричен относительно прямой, проходящей через вершину параболы. | |
Ответ: | Ответ: h = 8.16 км; t1 = t2 ≈ 41c. |
4.2 Задача 2.
Рассмотрим задачу из экономики с использованием степенной функции:
Вкладчик поместил в банк 1000р. Банк ежегодно выплачивает вкладчику 3% от суммы вклада. Какую сумму денег s получит вкладчик через 2 года?
Решение: (проводится совместно с учениками на доске).
Вопрос | Ответ | На доске |
Что нам дано? | Первоначальная сумма денег (s0), Число процентов, начисляемых банком в год (r), Число лет, в течении которых деньги находились в банке (T) | Дано: s0=1000 r=3% T=2 года |
Что нужно найти? | Сумму денег (S) | Найти: S-? |
Вычислим сумму по формуле сложных процентов (степенная функция) | Подставим данные и найдем S | Решение: T S= 1000 (1+0.03)2= =1000*(1.03)2= =1000*1.6=1060 р. |
Записываем ответ | Ответ: S=1060 р. |
- Домашнее задание
Подобрать задачи из жизни и других наук, в которых встречается степенная функция.
Глава II Степенная функция §6 №124 (четные номера), №176, 177
- Рефлексия
Сегодня на уроке мы еще раз показали, насколько многогранно, изысканно и красиво используются свойства степенной функции в процессе решения математических задач, а также задач из разделов физики, экономики, в природе, в технике и т.д. Подводим итог урока, оцениваем деятельность класса и отдельных учащихся, просим учащихся выделить удавшиеся моменты, выясняем, что вызвало наибольшую трудность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект к открытому уроку
В данном конспекте препоставлен подробный план провердения открытого урока в 5х классах...
План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"
Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...
Открытый урок в 11 классе "Множество значений функции,применение при решении нестандартных уравнений и неравенств.
Нахождение области значений функции всегда вызывает затруднения у учащихся, между тем такие задания есть в КИМ-ах ЕГЭ. Комбинированные уравнения и неравенства пугают детей, многие даже не приступают к...
План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»
Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...
План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике в 5 классе
План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике по теме "Праздики в Великобритании и США".На уроке учащимися была создана интерактивная презентация Powerpoint...
План - конспект к открытому уроку : «Моя семья»
Форма открытого урока направлена на развитие навыков монологической и диалогической речи учащихся 2 классов....
План –конспект конкурсного открытого урока
laquo;Постановка дыхания – как основа формирования техники спортивного плавания...