"Разложение многочлена на множители способом группировки."
план-конспект урока по алгебре (7 класс) по теме
Тема: Разложение многочлена на множители способом группировки.
Цели урока:
· деятельность учащихся по самостоятельному выводу алгоритма разложения многочлена на множители способом группировки
· продолжить работу по формированию у каждого учащегося личной потребности в последовательной деятельности, связанной с “открытием” нового правила, развитию творческих способностей учащихся;
· продолжить работу по формированию ответственности учащихся за свою деятельность на уроке, умений самостоятельно добывать знания, овладению способами и критериями самоконтроля и самооценки.
Тип урока: изучение нового, проблемный.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razlozhenie_na_mnozhiteli.docx | 18.62 КБ |
razlozhenie_na_mnozhiteli.ppt | 365 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель математики Пестрова Е.А.
Тема: Разложение многочлена на множители способом группировки.
Цели урока:
- деятельность учащихся по самостоятельному выводу алгоритма разложения многочлена на множители способом группировки
- продолжить работу по формированию у каждого учащегося личной потребности в последовательной деятельности, связанной с “открытием” нового правила, развитию творческих способностей учащихся;
- продолжить работу по формированию ответственности учащихся за свою деятельность на уроке, умений самостоятельно добывать знания, овладению способами и критериями самоконтроля и самооценки.
Тип урока: изучение нового, проблемный.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор
Ход урока
I. Мотивационно-ориентировочная часть
1. Актуализация опорных знаний.
(Эта часть урока сопровождается материалами презентации.) Вынести за скобки общий множитель:
1) 6m+9n
2) –ax +ay
3) a2 –a b
4) 8m2n – 4mn3
5) (a +b) – x (a +b)
Когда мы выносим общий множитель за скобки, мы представляем многочлен в виде произведения множителей. Для чего это может быть нужно?
Решите уравнение:
1) 5 x (x+1) =0 , x=0 или x=-1.
2) 6x – 3x2 =0 , 3x(2-x) =0 , x=0 или x=2.
2. Мотивирование необходимости разложения многочлена на множители.
(Эта часть урока сопровождается материалами презентации.)
Решите уравнение: x2 +3x +6 +2x =0
Создается проблемная ситуация: задача знакома на первый взгляд, но не решается. Мы знаем, что удобно решать уравнение, в правой части которого 0, раскладывая его левую часть
Значит, этот способ разложения на множители не подходит
Есть ли общий множитель у всех слагаемых?
Постановка учебной задачи: научиться раскладывать многочлен на множители другим способом.
II. Операционно-исполнительная часть.
(Эта часть урока сопровождается материалами презентации.)
1. Рассмотрим многочлен 5x +5y +m x +my.
Есть ли общий множитель у всех слагаемых?
Применим “метод пристального взгляда”. Что вы увидели?
Давайте объединим их в группы. - Каким законом сложения воспользуемся?
( 5x +5y ) +(m x +my)
Что можно сделать с общим множителем в каждой группе?
Каким законом умножения воспользуемся? 5 (x +y) +m (x +y)
Сколько сейчас получилось слагаемых?
Что интересного заметили в получившемся выражении?
Вынесем его за скобки.
(x +y) (5 +m)
Что мы получили?
Значит, многочлен представили в виде произведения. Каким способом?
Поэтому этот способ называется способом группировки.
2. А сейчас ученики, сидящие за первой партой каждого ряда, составят алгоритм разложения многочлена на множители.
(Эта часть урока сопровождается материалами презентации.)
В это время проводится беседа с остальными:
Нельзя ли этот же многочлен разложить на множители, группируя слагаемые иначе? Какие законы сложения и умножения будем использовать?
Фронтальная работа с пооперационным контролем:
(5x +5y) + (m x +my) = x (5 +m) + y (5 +m) =(x +y) (5 +m)
Какой получился результат?
3) Заслушиваются составленные варианты алгоритмов. (Эта часть урока сопровождается материалами презентации). Дискуссия, коррекция. Тем самым создается модель алгоритма, ее анализ, уточнение.
Окончательный вариант звучит так:
а) выполнить группировку слагаемых, имеющих общий множитель;
в) отдельно в каждой группе найти общий множитель и вынести его за скобки;
с) в получившемся выражении найти общий множитель и вынести его за скобки.
Этот алгоритм поможет учащимся в дальнейшей работе на этом и последующих уроках.
4) Отработка правила. (Эта часть урока сопровождается материалами презентации.)
Работая с алгоритмом, учащиеся действуют поэтапно, отдавая себе отчет, что надо сделать и почему. Происходит осознание нового правила, его осмысление и запоминание.
а) Фронтальная работа с пооперационным контролем.
Разложить на множители
а х+ ау - х - у
ав-8а-бх+8х
x 2 m- x2n + y2 m- y2n
б) Дифференцированные задания по уровням. (Раздаточный материал из презентации распечатывается и ученикам кладется на парту.)
Ситуация выбора в процессе выполнения самостоятельной работы. Учащиеся могут выбрать один из предложенных вариантов, который кажется им соответствующим их уровню знаний, то есть вырабатывается навык самооценки.
А. Задания нормативного уровня.
1) 7а-7в+ аn – b n
2) x y+ 2y+2x+4
3) y2a-y2b+x2 a- x2b
Б. Задания компетентного уровня
1) x y+ 2y-2x-4
2) 2сх – су – 6х + 3у
3) х2 +x y+ xy2+y3
С. Задания творческого уровня
1) x4 +x3y- xy3-y4
2) ху2 – ву2 – ах + ав + у2 - а
3) х2 – 5х + 6
На обратной стороне карточки приведены решения. Каждый ученик выполняет самостоятельно выбранные задания, а затем подвергает пооперационному контролю. Отметки по итогам самостоятельной работы на первом уроке выставляются по желанию.
На первом уроке – “открытие” правила. Отработка будет в дальнейшем.
III. Подведение итогов.
Какая задача состояла перед нами в начале урока? Можно ли считать, что мы ее решили?
(Эта часть урока сопровождается материалами презентации.)
Вернемся к нашему уравнению:
x2+3x+6+2x=0
x(x+3) +2(3+x) =0
(x+3) (x+2) =0
Ответ: х=-3 или х=-2.
А теперь придумайте уравнение, для решения которого нужно применить изученный способ. Решите его.
IV. Домашнее задание
(Раздаточный материал.)
1) Найти значение выражения х2у – у + ху2 – х при х=4, у=0,25
Решить уравнения:
а) у3 – 2у2 + у – 2 =0
б) х2 + х3 = х3 + х4
1) Вычислить 2,7 *6,2 – 9,3 *1,2 + 6,2 * 9,3 – 1,2 *2,7
2) Решить уравнения:
а) х3 – 8х2 + 3х – 24 = 0,
б) у2 – 2у = 3у – 6
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В курсе алгебры важное место занимают тождественные преобразования. В тождественных преобразованиях для учащихся наиболее трудным является разложение многочлена на множители способом группировки. Для более осознанного овладения учащимися этим способом предлагается конспект урока алгебры в 7-м классе, в центр которого поставлено развитие аналитических способностей учащихся.
Цели и задачи: деятельность учащихся по самостоятельному выводу алгоритма разложения многочлена на множители способом группировки на основании применения переместительного и сочетательного законов сложения и распределительного закона умножения; продолжать работу по формированию у каждого учащегося личной потребности в последовательной деятельности, связанной с “открытием” нового правила, развитию творческих способностей учащихся; продолжить работу по формированию ответственности учащихся за свою деятельность на уроке, умений самостоятельно добывать знания, овладению способами и критериями самоконтроля и самооценки.
Разминка
Ход урока Мотивационно-ориентировочная часть Вынести за скобки общий множитель: 6m+9n – ax +ay a 2 –a b 8m 2 n – 4mn 3 (a +b) –x (a +b)
Операционно-исполнительная часть Чтобы уяснить суть способа группировки, рассмотрим следующий пример: Разложите на множители многочлен: ху + 3х - 2у - 6 Сгруппируем его члены так, чтобы слагаемые в каждой группе имели общий множитель, и вынесем его за скобки: ху + 3х - 2у - 6 = ( ху + 3х ) + ( -2у - 6 ) = х( у + 3 ) - 2( у + 3 ) = ( у + 3 )( х - 2 )
Этот же многочлен можно разложить на множители, группируя его члены иначе : х у + 3х - 2у - 6 = ( х у - 2у ) + ( 3х - 6 ) = = у( х - 2 ) + 3( х - 2 )= ( х - 2 )( у + 3 )
Мотивирование необходимости разложения многочлена на множители Решите уравнение: x 2 +3x +6 +2x =0 Создается проблемная ситуация: задача знакома на первый взгляд, но не решается. Есть ли общий множитель у всех слагаемых? Значит, этот способ разложения на множители не подходит. Постановка учебной задачи: научиться раскладывать многочлен на множители другим способом.
Рассмотрим многочлен 5x +5y +m x +m y. Объединим в группы следующим образом: ( 5x +5y ) +(m x +m y) Что можно сделать с общим множителем в каждой группе? Сколько сейчас получилось слагаемых? Что интересного заметили в получившемся выражении? Вынесем его за скобки. (x +y) (5 +m) Что мы получили? Каким способом? Поэтому этот способ называется способом группировки.
Ученики, сидящие за первой партой, составят алгоритм Беседа с классом: Нельзя ли этот же многочлен разложить на множители, группируя слагаемые иначе? Какие законы сложения и умножения будем использовать? Фронтальная работа с пооперационным контролем : 5x +5y +m x +my = x(5 +m) + y (5 +m) = (x +y) (5 +m) Какой получился результат?
Заслушиваются составленные варианты алгоритмов а) выполнить группировку слагаемых, имеющих общий множитель; в) отдельно в каждой группе найти общий множитель и вынести его за скобки; с) в получившемся выражении найти общий множитель и вынести его за скобки.
Отработка правила Фронтальная работа с пооперационным контролем. Вынесите общий множитель за скобки ах+ ау- х - у ав-8а-вх+8х x 2 m- x 2 n + y 2 m- y 2 n
Задания нормативного уровня 1) 7а-7в+ аn –bn 2) x y+ 2y+2x+4 3) y 2 a-y 2 b+x 2 a- x 2 b
Задания компетентного уровня x y+ 2y-2x-4 2сх – су – 6х + 3у х 2 +x y+ xy 2 +y 3
Задания творческого уровня x 4 +x 3 y- xy 3 -y 4 ху 2 – ву 2 – ах + ав + у 2 - а х 2 – 5х + 6
Подведение итогов x 2 +3x+6+2x=0 x(x+3) +2(3+x) =0 (x+3) (x+2) =0 Ответ: х=-3 или х=-2. А теперь придумайте уравнение, для решения которого нужно применить изученный способ. Решите его.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разложение многочлена на множители способом группировки 7 класс
Урок с использованием ЭОР...
урок по теме "Разложение многочлена на множители способом группировки" 7 класс
Третий урок в теме, конспект урока с элементами исследования и презентация....
конспект урока "Разложение многочлена на множители способом группировки"
Урок по теме "Разложение многочлена на множители способом группировки". Учебный комплект Алимова Ш.А. Тип урока: изучение нового, проблемный. Формы организации учебной деятельгости: группова...
Разложение многочлена на множители способом группировки.
данный урок является уроком отработки навыков разложения многочлена на множители способом группировки и проверки первичного усвоения нового материала....
Разложение многочлена на множители способом группировки
Цель урока: научиться раскладывать многочлен на множители способом группировки. Сегодня урок пройдет в не совсем обычной форме. Вы будете не просто учениками 7 класса, а членами Академии Точных Наук....
разложение многочлена на множители способом группировки
Открытый урок по алгебре в 7 классе на тему "Разложение многочлена на множители способом группировки" 2 урок. закрепление изученного материала.(по учебнику автора Алимова)...
Технологическая карта урока алгебры по теме « Разложение многочлена на множители способом группировки»
Технологическая карта по теме « Разложение многочлена на множители способом группировки» для учащихся 7 классаЦели урока: Организация деятельности учащихся по формированию навыков разложения мно...